Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.10.08.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 10.08.08

1 недочитанная книга
Ханну Лунтиала
«Последние сообщения»
1 книга
Эккерман Дженнифер
«Краткая история человеческого тела.
24 часа из жизни тела. Секс, еда, сон, работа»
1 фильм
«Дрейф»
Режиссер Ганс Хорн
1 книга
«Забавные игры»
(Funny Games). US-вариант
Режиссер Михаэль Ханеке

 1 недочитанная книга

Ханну Лунтиала
«Последние сообщения»

Перевод с финского Максим Федоров
СПб., «Азбука-классика», 2008

Из аннотации: «Впервые в мировой литературе – роман, полностью составленный из SMS-сообщений!
Топ-менеджер финского отделения «Майкрософта» выходит в отставку и решает проехаться по местам, где проходила его юность в бесшабашную пору сексуальной революции, – Стокгольм, Копенгаген, Амстердам, Париж, Барселона, Малага... Однако вскоре выясняется, что путь его лежит на Ближний (а затем и Дальний) Восток и что со счетов финского «Майкрософта» куда-то пропали четыре миллиона долларов. Захватывающая интрига раскрывается в тысяче с лишним «эсэмэсок», которыми главный герой обменивается с друзьями и бывшими сослуживцами, сыном и любимой женщиной, а также партнерами в его загадочном новом начинании и неведомыми шантажистами...»

Тот редкий в моей читательской практике случай, когда книгу не дочитываю до конца. Несмотря на то, что формат смс-ок мне очень близок, сам активно этим пользуюсь (более того, в моей художественной практике был даже смс-проект). Однако в романе Лунтиала этот формальный прием показался надуманным – все смс-ки у него довольно длинные и примерно одинакового размера, что выглядит, на мой взгляд, как-то машинно и нереалистично. Если сюда добавить, что отправитель сообщения (а в других случаях – получатель) почему-то пишется в конце, хотя в реальной жизни мы прежде всего видим, от кого пришло сообщение, то использование такого художественного приема не убеждает. К тому же, обмен смс – не единственный способ общения между персонажами, а один из, что ставит читателя в искусственную ситуацию.

Если не прочитать аннотацию, то в сюжете разобраться крайне сложно, а для кого-то и вообще окажется невозможно, а то и не нужно – как для меня. Кто главный герой? Чем он занимается? Кто такие, кому он пишет? Почему в одних случаях сообщается, кто отправитель, а в других кто получатель? Почему никак не расшифровываются адресаты сообщения, у которых нет имени, а только телефонный номер? Не слишком ли все запутано для первых опытов с использованием смс в крупных литературных формах?

Учитывая, что многочисленные имена и географические названия финские, что за именами не стоят конкретные человеческие черты, за которые можно было бы ухватиться, то читательское восприятие только усложняется. (Объективности ради, признаю, что у меня одна знакомая одолела роман полностью: по ее словам, где-то с середины привыкаешь и ориентироваться уже легче. Я ей посоветовал идти работать авиационным диспетчером. Она ответила, что ей нравится та работа, которая у нее уже есть. Я ей сказал, что рад за нее. Конец романа.)

Ну и субъективное: мне не нравится джаз (или что герои имеют в виду под этим), молодежные клубы, лицемерное легкомыслие и нытье на пустом месте.

Сама идея романа интересная – собирать такой паззл, но ее реализация далеко не «для широкого читателя».

 1 книга

Эккерман Дженнифер
«Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. Секс, еда, сон, работа»

Перевод с англ.: Кристина Минкова
СПб., «Амфора», 2008

Из аннотации: «Знаете ли вы, что происходит в вашем организме, когда вы просыпаетесь и засыпаете, едите, занимаетесь спортом? Даже если знаете, наверняка вас удивят многие открытия, сделанные учеными в последние десять лет.
О них главным образом и рассказывает американская журналистка в своей научно-популярной книге».

Безумно интересная идея – узнать: что там происходит внутри? Но вот реализация – опять (см.выше) – не «для широкого читателя». Книга, на мой взгляд, больше НАУЧНАЯ, чем популярная. В некоторых местах довольно трудно продраться через термины, хорошо знакомые, наверно (хочется, во всяком случае, в это верить), только обладателям высшего образования (биология, медицина).

«Сразу после еды организм часто ощущает кратковременный скачок энергии из-за повышения содержания в крови глюкозы (или сахара). За ним следует всплеск выработки инсулина, гормона, который «открывает» клетки для глюкозы. Иногда в кровь выбрасывается слишком много инсулина, и тогда слишком много глюкозы переходит в «депо» (гликоген в печени), а содержание ее в крови оказывается недостаточным для обеспечения организма энергией в данный момент. Плотный обед, состоящий из жирных блюд, способен усилить спад активности возможно потому, что жир способствует выбросу ССК, гормона насыщения, который оказывает седативное действие как на человека, так и на животных», – если для вас такое нормально, то, как говорится, снимаю шляпу.

Большое место в книге автор уделяет влиянию циркадианных(!) ритмов на жизнь человека, более упрощенно называемым «биологическими часами». Связывает она это влияние с эволюцией – процессом приспособляемости человеческого организма к окружающим условиям. Все это очень и очень любопытно, но так как пишет Эккерман Дженифер очень тяжеловесно (или так переведена), в какие-то моменты заводит в труднопроходимые терминологические джунгли, а потом выводит в голую пустыню – сообщая слишком общую информацию, а также потому, что любая система, типизация (в которых всегда очень много исключений, и ты как раз почему-то в них и попадаешь), то лично я относился к информации со скепсисом. Но книгу дочитал. Некоторые вещи, конечно, поразили – насколько фантастично выглядит работа своего же собственного тела! Но когда, например, ешь, то лучше об этом не вспоминать.

 1 фильм

«Дрейф»
Режиссер Ганс Хорн

Германия, 2006

Триллер. Для тех, кто боится акул и утонуть.

О сюжете. Группа приятелей собирается вместе, потому что один из них празднует свое тридцатилетие. Они на яхте выходят в открытое море. В один момент начинают купаться, и только когда все уже попрыгали в воду, а накупавшись захотели обратно, обнаружили, что забыли опустить трап... Теперь никто не может попасть обратно на яхту, потому что ее борта слишком высокие и скользкие (зацепиться не за что). А на яхте осталась еще дочь одной пары – младенец, которая спит, а когда проснется, захочет есть…

Был такой год или два назад жутковатый фильм «Открытое море»: катер ушел, забыв в море двух дайверов, которые держались на воде, пока их не съели акулы. На меня тот фильм произвел сильное впечатление – при минимализме средств и действующих лиц получилось весьма мощное зрелище.

«Дрейф» в той же теме, но, на мой взгляд, значительно слабее. Многие ситуации, несмотря на «основано на реальных событиях» (эту спекулятивную практику пора прекращать), показались надуманными (а некоторые и вообще нелепыми) – в угоду, понятно, драматизации действия. К тому же, в противостояние Человека и Стихии привнесено очень много социального – кризисная ситуация, выделяет, типа, в человеке его суть, из-за чего возникают конфликты, только накаляющие ситуацию, или наоборот. Все это было бы интересно, если бы не использовано уже в достаточном для формирования рвотного рефлекса количестве произведений искусства (впрочем, для мало смотревших, наверно, прокатит).

Но есть у фильма достоинство, в котором ему не отказать. Находясь не в воде, вместе с персонажами, а развалясь на удобном диване, можно попробовать порешать задачку: как бы я сам повел себя в такой ситуации? Различные варианты ответов позволят вам почувствовать себя умным и благоразумным. В итоге, от просмотра фильма останутся хорошие ощущения, на что создатели «Дрейфа» и рассчитывали, наверно.

 1 фильм

«Забавные игры»
(Funny Games)
Режиссёр Михаэль Ханеке

В главных ролях: Наоми Уоттс, Майкл Питт, Тим Рот
США, 2008

По информации Википедии: «Ремейк одноимённого фильма известного австрийского кинорежиссёра Михаэля Ханеке. В начале 2006 года Ханеке принял редкое в истории кино решение переснять свой же собственный фильм для более широкой (в данном случае американской) аудитории. Бюджет картины, в которой сыграли такие известные актёры, как Наоми Уоттс, Майкл Питт и Тим Рот, составил 15 млн долларов.
Оригинал рассказывает историю от имени домохозяйки по имени Анна, в чей дом однажды врываются два психопатичных подростка и начинают систематически истязать всю её семью, включая мужа, десятилетнего сына и собаку». Добавлю только, что в этой истории очень много метафор, раздвигающих рамки триллера чуть ли не до Трагедии (с большой буквы), а психопатичность подростков – лишь первоначальная трактовка их поведения.

Первый вопрос – стоит ли смотреть US-вариант тем, кто смотрел оригинал? Мне кажется, нет. Если только ради любопытства – вроде театрального: как в той же пьесе сыграют другие актеры? Впрочем, в театре и режиссеры меняются, так что интерес несколько иной.

Стоит ли смотреть тем, кто не смотрел оригинал? Не знаю. Лично у меня от оригинала остались очень хорошие впечатления (чувствовалась мощь Притчи о слабости перед Злом), которым данный вариант не подыграл. Несмотря на то, что люблю, как играют и Наоми Уоттс, и Тим Рот (очень давно его в кино не видел). В «Забавных играх» нет поля для раскрытия актерского мастерства или Ханеке не дал такой возможности. Получилось как-то очень формально, сухо, автоматично. Без повода для обсуждения. Разве только можно поставить вопрос: не смог бы Ханеке приехать в Россию и снять то же самое с нашими актерами? Можно какое-то время забавно провести, фантазируя, кто бы сыграл персонажей фильма, почему режиссер не взял того-то, почему взял сего-то, как бы все это раструбили наши СМИ? Впрочем, уже скучно.

Суд обязал руководителя общины бездомных выгнать своих подопечных на улицу?
[
ситуация вокруг хабаровской общины бездомных]


В избранное