* К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск
20.07.08
1 книга Кингсли Эмис "Девушка лет 20"
5 фильмов "Мы здесь больше не живем" режиссер Джон Кьюррен "Скрытый клинок" "Сумеречный самурай" режиссер
Йодзи Ямада "Оленёнок" режиссер Клэренс Браун "ВАЛЛ-И" режиссер Эндрю Стэнтон
+ ссылки
1 книга
Кингсли Эмис «Девушка лет двадцати» Перевод с англ.: Оксана Кириченко СПб.: Азбука-классика, 2003
От издателя: В романе «Девушка лет двадцати» сэр Кингсли Эмис (1922-1995), в прошлом записной скандалист и автор уморительной сатиры «Счастливчик Джим», повествует о любви прославленного и отнюдь не молодого композитора и дирижера сэра Роджера Вандервейна – и отвязной
«хиппушки», годящейся ему в дочери. Почтенный джентльмен безоглядно жертвует репутацией добропорядочного обывателя, бросает семью и подставляется под удары папаши его юной пассии, который, по совместительству являясь всесильным газетным магнатом, стремится всячески помешать мезальянсу. Панорама «свингующего Лондона» увидена с другой стороны баррикад, глазами музыкального критика, эстета и сноба, ностальгически вспоминающего те времена, когда «сэр Роджер еще позволял себе отрицательно
высказываться в адрес Советского Союза и рок-н-ролла»...
Аннотация, на мой взгляд, лишь косвенно, мягко говоря, относится к содержанию (а не мягко говоря – просто оскорбительная для книги). И уж тем более некорректна она в том, что не упоминает главной характерной особенности романа – стиля. Классического, если можно так выразиться, английского романа ХХ века. Язвительного, ироничного, остроумного, глубокомысленного, очень насыщенного и серьезного.
Если кому-то для
развлечения/отвлечения нужно «легкое чтиво», то это, конечно, не сюда. Тут надо следить за ходом мысли, изложенной в предложениях, начиненных причастными и деепричастными оборотами, так, что иногда придется возвращаться к началу предложения, чтобы вспомнить, о чем шла речь. Тут нужно думать, что имел в виду автор реплики, потому что смысл ее не лежит на поверхности. Тут удовольствие в том, чтобы соотносить между собой разные составляющие элементы структуры романа – зачем, например, нужно так
настойчиво противопоставлять классическую и поп-музыку, особо усердствуя в восхвалении первой, при том что как бы основные темы – семейный конфликт и взаимоотношения полов. Тут придется, дочитав последнюю страницу, расшифровывать позицию автора, мудреца, которая сильно, в итоге, отличается от позиции рассказчика. Но тем, кто любит это делать, роман доставит удовольствие.
Не скажу, что даже те, кто «любит это делать», найдут в «Девушке» прямо одни достоинства. (Тут, если
заметили, у меня такая, типа, остроумная словесная игра. Спасибо Эмису;0) Временами читать было тяжеловато. Какие-то места вообще казались непроходимыми дебрями (за счет чего это отнести – стиля Эмиса или работы переводчика – не знаю), сколько ни старался их пройти. В определенные моменты (ближе к финалу все чаще) вызывала отторжение виртуальность конфликтов и диалогов – надуманность литературной реальности, проще говоря;0) То есть «ну не бывает так в жизни!». Через какое-то время
успокаиваешься – ну да, ну вот такой стиль, рассчитанный на веру в иллюзию, что люди могут быть внимательны друг к другу, настолько, что вслушиваются в каждое слово собеседника, постоянно разгадывают, что их знакомые и близкие думают, чувствуют! Ну хочется окунуться в мечту о том, что окружающим, черт возьми, есть до нас дело!..
А вообще, роман о конфликте поколений, о конфликте опытов, о бесполезности сопротивления Времени и, несмотря на бесполезность, отстаивании своих принципов. В общем,
вечная тема – Герой и Судьба – кто кого?.. (И без однозначных ответов.)
5 фильмов
На прошлой неделе очень повезло с фильмами. И так как их, великолепных, потрясающих и… (тут надо видеть мою мимику и жестикуляцию), оказалось много, а поделиться впечатлениями хочется о всех, то о каждом очень кратко.
«Мы здесь больше не живем» Режиссер: Джон Кьюррен В ролях: Марк Руффало («Вечное сияние чистого разума», «Из 13 в 30», «Логика
измены»), Наоми Уоттс «Звонок», «21 грамм», «Кинг-Конг»), Питер Краузе («Шоу Трумана») и Лора Дерн «Доктор `Т` и его женщины», «Дикие сердцем»). США, 2004
Из аннотации: Семьи Джека и Хэнка давно вместе. Мужчины преподают в университете, пока их жены Терри и Эдит берегут домашний очаг, и никто не может заподозрить, что на самом деле эти пары объединяет не дружеская привязанность, а отчаяние, предательство и обман. Невинная интрижка
между Джеком и Эдит быстро превращается в тайный роман. Они мечтают о давно утраченном счастье, но что случится, когда их супруги узнают об измене? Если Хэнк и Терри в отместку поступят так же, в надвигающейся катастрофе никто из них не найдет спасения...
Отсмотрено на DVD. Серьезная, немного депрессивная психологическая драма с хорошей актерской игрой, тонкими нюансами и небанальным финалом. Особенно актуально для зрителей среднего возраста, запутавшихся, переживающих семейные конфликты и кризис
в отношениях с близкими. Есть откровенные сцены.
Из аннотации: В середине XIX века наступают последние дни сегунов и самураев. Ветер перемен ощущается по всей Японии и даже в маленьком княжестве Унасаку на северо-западном побережье Японии.
Из аннотации: Япония, середина XIX
века, конец правления сегуната Токугава. После двух с половиной веков мирной жизни самураи окончательно превратились в класс чиновников. Но по-прежнему живущими по кодексу воина. «Путь самурая – это смерть». Но в мирное время это как-то не слишком уместно. Тем более, что главному герою фильма есть ради чего жить. Он вдовец с двумя дочерьми и благо семьи значит для Сейбея гораздо больше, чем все воинские кодексы вместе взятые. Однажды Сейбей встречает Томоэ – подругу своего детства,
которая только что развелась со своим мужем – дебоширом и пьяницей. Между ними возникают нежные чувства. Но Томоэ происходит из благородного рода, а Сейбей – самурай самого низшего ранга. Он настолько беден, что давно продал свой меч и для маскировки носит в ножнах деревяшку. Однако он настолько искусный фехтовальщик, что даже с деревянным мечом может сразиться с по-настоящему вооруженным противником – и победить. Весть о его мастерстве разносится по округе, и ему снова предстоит вступить в
кровавый поединок – даже тот самурай, который хочет жить, вынужден идти дорогой смерти. Свободы выбора нет...
Удовольствие посмотреть оба фильма подарил телеканал «Культура». «Сумрачного самурая» смотрел уже третий раз, и такое ощущение, что с каждым разом нравится все больше и больше. На мой взгляд, оба фильма – шедевры. Оба по жанру – такие эпические драмы о сломе вех, раскрывающиеся на примере как бы частной истории. Во многом фильмы схожи даже
сюжетно, как бы перетекают друг в друга, и иногда возникает – задумывалось так или нет, не знаю – ощущение дежа вю. Оба фильма – визуально восхитительные – иного определения не подобрать. Какая любовь к деталям! И, конечно, этот «балет» самурайских поединков! (их в каждом фильме всего по два – но каких!) Лирические линии такие, что только разрыдаться! Очень красивое и мудрое кино. И очень печальное.
«Олененок» Режиссер:
Клэренс Браун В ролях: Грегори Пек («Римские каникулы», «Золото Маккены»), Джейн Уаймен («Потерянный уикэнд»), Клод Джармэн-младший. США, 1946
Из аннотации: После гражданской войны Севера и Юга, первопроходец Пенни Бакстер строит небольшой дом вместе с женой Орри на плодородных почвах Флориды. У них один сын Джоди – любознательный мальчик (на момент действия ему 11 лет), он целые дни проводит в лесу, наблюдая за животным миром. Ребенок
просит отца и мать разрешить ему завести домашнего питомца: енота или медвежонка, опоссума или малышку пантеру. Мать отказывает мальчику в его просьбах, она схоронила трех детей, очень печальна и строга. Однажды в лесу Пенни был укушен гремучей змеей и для прекращения действия яда он вынужден был убить самку оленя, вырезать ее печень и приложить к укусу. Действие яда ослаблено, но в лесу остался маленький олененок, который обязательно погибнет без матери, и Джоди просит родителей позволить оставить ему питомца.
Родители соглашаются, мальчик счастлив, но пройдет всего один год и он поймет, что приручить дикое животное невозможно...
Отсмотрено на DVD. Совершенно неожиданный фильм – с точки зрения глубины поднятых тем и оригинальных находок, с точки зрения жанра. Ожидал увидеть что-то сентиментальное, такое даже сладкое, с расчетом «умилиться» (хотя и насторожило предупреждение об ограничении в возрасте), чтобы дать потом посмотреть своей маленькой дочери, а тут такая жесткая
и очень мрачная драма, с такими темами, что не всякий взрослый, на мой взгляд, выдержит. Нет, думаю, для дочери еще весьма и весьма рановато – пусть фильм лет пять, минимум, еще полежит. Но если ваши дети уже подростки, но еще не снобы, то дайте им посмотреть обязательно. И сами, конечно. Проберет до мурашек.
«ВАЛЛ-И» Режиссер: Эндрю Стэнтон Студия Pixar США, 2008
Из аннотации: Робот ВАЛЛ*И из года в год прилежно трудится на
опустевшей Земле, очищая нашу планету от гор мусора, которые оставили после себя улетевшие в космос люди. Его размеренное существование, которое разнообразит лишь хобби по собиранию разных оставшихся после людей любопытных штучек, переменится, когда ВАЛЛ*И встретит робота нового поколения по имени Ева, которая прилетела для изучения брошенной планеты. Ева вскоре откроет, что деятельность ВАЛЛ*И имеет непосредственно отношение к будущему всего человечества и отправляется доложить о результатах экспедиции людям,
ожидающим вестей о том, можно ли возвращаться на Землю. ВАЛЛ*И бросается за новой знакомой, и это путешествие приведет его к череде невероятных событий, благодаря которым он встретит друзей, поднимется к звездам и даже сумеет изменить к лучшему своих бывших хозяев.
Отсмотрено в кинотеатре. Ограничений в возрасте нет. Будете смеяться и плакать. Если вы еще не робот (каламбур;0) Во многих обсуждениях фильма, которые мне встречались, очень критично оценивается сюжет – находятся многочисленные
огрехи, неувязки, нелепости. По этому поводу выскажусь парадоксально – это и есть, и этого нет. Когда я смотрел, то был настолько очарован главными персонажами, просто тем, что они делают на экране, как живут, что особого внимания на сюжет и не обращал, а вот когда вышел из зала, когда сеанс «гипноза» прекратился, то да, вопросы появились. Думаю, если бы снова зашел в зал, то снова бы обо всем забыл. Хотя вот явно притянутый за уши хэппи энд не отметить не могу. Мне
эффект от «ВАЛЛ-И» напомнил цирковые номера, в которых участвуют забавные животные, но так как просто показывать трюки с их участием не принято, а надо соорудить что-то «драматургическое», то их, в подавляющем большинстве – натужно, втискивают в какой-то «сюжет», позволяющий задать понятную и вроде бы логическую последовательность выступления. Создатели «ВАЛЛ-И» могли бы серьезнее отнестись к сюжету, чтобы свести концы с концами, но даже того, что они и так
сделали, достаточно, чтобы восхититься.