* К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск
13.07.08
1 книга Халед Хоссейни "Бегущий за ветром" 1 фильм "Снежный пирог" режиссер Марк Эванс 1 книга "Счастливчик Эдмонд" режиссер Стюарт Гордон
1 книга
Халед Хоссейни «Бегущий за ветром» Перевод с англ.: Сергей Соколов М.: Фантом Пресс, 2008
От издателя: «Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора – живым классиком. «Бегущий за ветром» – проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный,
тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно. Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой – к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого – хром и жалок. Один был запойным читателем, другой – неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика.
Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики – словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами. Роман стал одним из самых ярких явлений в мировой литературе последних лет. В названии своей книги писатель вспоминает традиционную забаву афганских мальчишек – сражения бумажных змеев. Победить соперников и остаться
в одиночестве парить в бездонном синем небе – настоящее детское счастье. Ты бежишь за змеем и ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя».
Прошу прощения за столь подробную цитату, но это для того, чтобы вы поняли, почему я клюнул на эту книгу. Прочитав книгу, могу сказать, что в аннотации много неточностей, но не буду на них останавливаться, кроме того, что «господа, ну имейте же совесть
и чувство меры!».
«Бегущий за ветром» – это, конечно, мыло. Такое «индийское кино», выстроенное по шаблонам. Или «бразильский сериал». Ничего оригинального. Вместе с тем три четверти книги прочитал в дороге запоем, не отрываясь, поймав настроение и увлекшись. Показательно, что, читая после небольшого перерыва оставшиеся страницы, просто домучивал книгу, испытывая уже раздражение: «Зачем
я читаю эту муть?!» Поэтому, честно говоря, даже и не знаю, кому книгу посоветовать.
Конечно, читателя может привлечь афганская экзотика – подробности из жизни, культуры, быта страны, которая уже столько лет на слуху и про которую ничего толком и не знаем. Пишет Хоссейни как бы «архаично» и «в восточном стиле», подробно, красочно, вкусно (когда речь идет об афганской кухне) и с расчетом на читателя из
другой культуры. Читателя может также привлечь изобилующий многочисленными поворотами сюжет. Очень сдержанная, но тонкая лирическая линия. Конечно, неслабые страсти в жизни главного героя – как в ситуации предательства, так и в ситуации самоотверженности ради другого.
В одном из откликов на роман прочитал, что если бы автор отклика знал, что в романе будет иметь место сексуальное насилие над детьми, то читать бы не стал. А если
бы меня предупредили, что его будет совершать персонаж, который нарисован одной краской и собрал в себе все возможные пороки, то я бы присоединился.
1 фильм
«Снежный пирог» Режиссер Марк Эванс В ролях: Алан Рикман, Сигурни Уивер, Кэрри-Энн Мосс Канада-Великобритания, 2006
Про режиссера посмотрел в Интернете – снял немного, и я ничего не смотрел (и в прокате, кроме «Травмы» с Колином Фертом, ничего не шло), да и не из-за него фильм брал. А из-за того, что слежу за творчеством Алана Рикмана и Сигурни Уивер. У первого немного
помню ярких ролей, но, наверно, по отношению к Рикману во мне сработал тот психологический механизм, когда какая-то роль произвела очень сильное впечатление, а поэтому каждый раз от него ждешь повторения того удовольствия. За счет этого механизма многие творческие деятели получают длительный кредит доверия. Чем и пользуются (иногда бессовестно) – они или их агенты. В «Снежном пироге» роль получилась никакая. Сигурни Уивер, несмотря на самые разные (по качеству) роли в ее кинобиографии, может
сыграть очень сильно. Не в этот, однако, раз. Досталась ей роль женщины, страдающей аутизмом. В истории кино, в киногалерее образов было, может, и не слишком много аутистов, но достаточно, чтобы сравнивать, тем более есть первоклассные примеры в исполнении Дастина Хоффмана, Шона Пена, и др. Сигурни Уивер им явно проигрывает: видно, как говорится, что ИГРАЕТ; и вроде бы и делает все то же самое, что и те, кому удавалось, а «Не верю!». Получается все наигранно, фальшиво. И еще эти штампованные детали
образа – патологическая тяга к порядку (выставить обувь в ровную линеечку) и чистоте, а в редкие минуты ясного разума необычайная проницательность и мудрость. Умоляю!..
Сюжет, от которого ждал глубокого смысла и лирического драматизма до боли в сердце (чего так хочется от «независимого» кино), оказался каким-то перенавороченным, путаным, натянутым, нелепым и, в итоге, совершенно невнятным. Мужчина едет на машине в Квебек для встречи
с другом. У мужчины за спиной тюрьма за убийство человека, который был повинен в гибели, в ДТП, его сына. По пути мужчина, хмурый и неразговорчивый, знакомится с навязчивой и, типа, взбалмошной девушкой, которую берется подвезти. На одном из выездов с заправки в их машину на огромной скорости врезается трейлер. Девушка насмерть (мне показалось или у кого-то в этом фильме уже случалось что-то подобное?), у мужчины ни царапины. И вот, пережив шок, он решает познакомиться с матерью девушки. Та, значит, аутистка
(«Ну, умерла и умерла», – услышав известие про дочь), но мужчину в дом впускает и оставляет жить, так как ей «во вторник нужно, чтобы кто-нибудь вынес мусор». Она, по идее, своей непосредственностью, должна вернуть главному герою любовь к жизни. Извините, но, по-моему, аутисты, судя по кино, только для этого и живут. А рядом с ее домом живет симпатичная женщина (см. в ролях), которая моментально западает на мужчину, они знакомятся, что довольно быстро продолжается в постели, что тоже,
наверно, неплохо для возвращения любви к жизни. Для чего в кино и живут многие симпатичные соседки. Есть и еще небольшая особая сюжетная линия – взаимоотношения главного героя с шофером трейлера, который чувствует себя виноватым, благодаря которому… В общем, столько всего, что даже и не знаешь, как создатели фильма собирались выдать что-то осмысленное и цельное. И сказал бы, что в этом основная причина слабости фильма, если бы не знал несколько примеров, когда из подобной сценарной мешанины получаются
потрясающие фильмы. Не в этот раз.
И еще. Точнее было бы перевести название фильма, как «Снежный торт» (разницы особой нет, но тем более – если разницы нет, как говорилось в одном фильме, так сделайте правильно). Снег – любимое лакомство главной героини. Деталь трогательная, но, на мой взгляд, не работающая на идею фильма.
Мне с фильмом, просмотренным на лицензионном
DVD, еще не повезло из-за совершенно бездарного дубляжа.
1 фильм
«Счастливчик Эдмонд» Режиссер Стюарт Гордон Автор сценария Дэвид Мэмет В ролях: Уильям Х.Мейси, Денис Ричардс, Джулия Стайлз, Мина Сувари США, 2005
Про режиссера посмотрел в Интернете и узнал, что снял он очень много, при этом в одном жанре – «фильм ужасов», что очень удивительно, учитывая, что «Эдмонд» (именно так в оригинале) – серьезная психологическая драма
с элементами трагикомедии и притчи. Сценарист Дэвид Мэмет очень известен на Западе, как драматург, сценарист («Плутовство», «Ганнибал», «На грани», «Ронин» – весьма разные, как видите), режиссер («Грабеж», «Спартанец»), мастер по диалогам. «Счастливчика Эдмонда» решил, на самом деле, посмотреть из-за любимого актера – Уильяма Х.Мейси («Ночи в стиле буги», «Парк юрского периода 3»), у которого хоть
и довольно узкий набор амплуа (как правило, играет неудачников, которым сочувствуешь), но не помню провальных ролей. Все остальные громкие – женские – имена в ролях принадлежат исполнительницам эпизодических ролей. Женщины, с их недоступностью, за преодоление которой нужно заплатить очень высокую цену (в самых разных смыслах – от буквального до в уголовном измерении), – главная боль неудовлетворенного жизнью мужчины. Так он считает и однажды, значит, пытается устроить «экзистенциальную
революцию» – начинает нарушать правила, которым следовал всю свою 47-летнюю жизнь, которая не подарила ему ничего, кроме скуки и безнадеги. Приводит «бунт» к тому, что Эдмонд, пытаясь поставить себя выше других, начиная учить всех жизни, навязывая свои взгляды, совершает два убийства, попадает в тюрьму, становится «женой» чернокожего сокамерника и… обретает покой. Счастье. Свое место. Что в начале фильма и напророчила гадалка. (В фильме, конечно, есть определенная интрига,
которую я, рассказав вкратце фабулу, нарушил. Прошу прощения. Но вынужден был это сделать.) Сам фильм, признаюсь, не слишком увлек: много говорят, при этом речь главного героя показалась какой-то «темной», маловнятной – в потоке слов только мелькали отзвуки тех мыслей, которые он, наверно, хотел передать. (Понять, было ли косноязычие Эдмонда задумано изначально или же это всего лишь свидетельство не самого высокого качества работы вкупе с «мастерством» отечественного перевода,
я не смог. Если же первое, то мастерство Уильяма Х.Мейси и задумка Мэмета, конечно, поражают.) Но вот те самые мысли о месте человека в жизни, о том, насколько обманчивыми могут быть ценности, к которым стремятся люди, насколько неожиданным может оказаться решение своих жизненных проблем, – все это показалось очень глубоким и сильно, признаюсь, пробрало. Несмотря на собственную высокую оценку фильма, смотреть посоветую далеко не всем – и уж точно не тем, кто считает, что кино должно развлекать
и «вообще, в жизни и так хватает мрачного и тяжелого». В жизни может случиться так, что на серьезные и глубокие темы, о Больших Вопросах и поговорить-то не с кем. Остается только Искусство. Оно никогда косо не посмотрит и не скажет: «Живи проще». А еще и подарит сильные чувства. За что и любим.