Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.06.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 21.06.08

1 книга
Малкольм Гладуэлл
«Переломный момент: как незначительные изменения
приводят к глобальным переменам»

[на следующей неделе рассылки не будет]

 1 книга
Малкольм Гладуэлл
«Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам»

Пер. с англ. В.Н. Логвинова
М.: «Вильямс», 2006

От издателя: «Книга посвящена механизмам возникновения и развития социальных эпидемий. Автор исследует феномены молвы, молодежной моды, преступности, эпидемий самоубийств и анализирует факторы, лежащие в их основе. Социальные эпидемии начинаются с накопления незначительных изменений, каждое из которых в отдельности может быть проигнорировано, но вместе они приводят к переломному моменту – критической точке, с которой начинается неконтролируемое развитие событий. В книге сформулированы правила возникновения эпидемий, выделены законы развития эпидемий, а также описаны типажи личностей переломного момента, выступающие катализаторами масштабных социальных перемен.
Книга будет интересна психологам, социологам, социальным работникам, вообще всем специалистам, имеющим дело с человеческим фактором, а также всем пытливым читателям».


Несколько месяцев назад я в рассылке писал о книге «Озарение» Гладуэлла. Отношение к общей идее той книги (о том, что нужно уметь управлять своими первыми впечатлениями) было неоднозначным, но оставили очень сильные впечатления примеры, приведенные в книге. [Частично моя реакция изложена здесь.] И я решил прочитать книгу «Переломный момент», которая, как утверждалось на всех обложках, сделала Гладуэлла знаменитым.

Книга произвела просто сногсшибающее впечатление – просто снесло крышу. (Как выглядит это буквально, не знаю. Но пофантазировать можно:0) Не какой-то гениальной своей теорией (о ней ниже), не тем, что, как говорится, открыла глаза – а именно попаданием в мои ожидания, подтверждением моих ощущений. В связи с чем вполне предполагаю, что для читателей с другими «ожиданиями» она не будет столь интересной.
И, конечно, опять эти поразительные примеры.

Из аннотации вы уже получили общее представление, о чем книга. Если более конкретно, то Гладуэлл пытается объяснить, в чем причины успешности или неудачи или неудачи кампании, рассчитывающей на массовый результат. Почему – поразительный пример из американской истории – один человек побежал в одну сторону предупреждать о наступлении английских войск и ему удалось так всех воодушевить, что началась Американская революция, а другой в это время побежал в другую сторону с тем же заданием, а результат оказался нулевым…

Теория Гладуэлла замечательна тем, что рассматривает причины в комплексе – как бы отвечая тем, кто по поводу двух вышеупомянутых бегунов скажет: так все понятно – роль Личности в истории и все дела – все это уже проходили. А дело не в Личности, а и в Личности. То есть несколько факторов должно срастись, чтобы получился положительный эффект. Чтобы ряд случаев развился в тенденцию, а тенденция превратилась в эпидемию.

Интересно, что в пору моей студенческой юности, при изучении творческого наследия Льва Николаевича Толстого, в одной из его публицистических статей, посвященных, по-моему, феномену Шекспира, которого Толстой не понимал, он употребляет термин «общественная эпидемия». То есть сто лет тому назад.

Чтобы определить, насколько «Переломный момент» актуален для вас, задумайтесь, волнуют ли вас следующие вопросы: как возникает мода на что-то? почему пущенный слух может превратиться в массовую панику (например, случай, который я недавно описывал в рассылке, – про панику в Петербурге)? почему наши люди любят мусорить где попало, причем иногда чуть ли не демонстративно? почему подростки, хоть что им рассказывай и показывай, продолжают пить, курить и «делать все назло»? почему в нашей среде так распространен вандализм? почему люди, живущие в городе, бывают так бездушны друг к другу? почему вроде бы делаешь то же самое, что и другой, у которого получилось, или так же, как сам, когда получалось, а не получается?.. Если волнуют, то вам сюда.
Получив ответы, думаю, вы немного успокоитесь, перестанете (хотя бы на время) требовать невозможного и будете подходить к жизни более рационально.

Буквально на днях прочитал афоризм: «Школа учит нас жить в мире, которого нет». Книга Гладуэлла поможет избавиться от иллюзий.

Сама теория Гладуэлла строится на трех китах:
– закон малого числа (80% всех дел делают 20% людей, но, понятно, каких людей – Личностей: Гладуэлл конкретизирует, какими качествами она должна обладать – владеть информацией, знать многих людей, уметь убеждать);
– прилипчивость (заразительность, актуальность идеи);
– сила обстоятельства (зависимость от среды, в которой все происходит).

Впрочем, важную роль еще играет тема перехода количества в качество, когда вроде бы рационально не объяснить, почему вчера еще не, а сегодня, когда почти то же самое, уже да. Показательный пример – температура меняется всего на полградуса, а вместо дождя с неба падает уже снег. То есть нужно знать, что социальная жизнь тоже имеет свои параметры, способные реагировать на «полградуса».

Не могу судить с профессиональной – психологической, социально-психологической, социологической – точки зрения, но тем не менее к теории есть вопросы: с ее помощью можно анализировать с долей уверенности только то, что уже произошло, однако к будущему, к прогнозу применить такой подход достаточно сложно, если вообще возможно, так как надо учитывать все возможные факторы, а это практически невозможно. Да и для того, чтобы стать практической, в теории Гладуэлла многовато предположений. Тем не менее, очень важно знать, как готовить массовый эффект и без чего он точно не получится. Я, например, про себя много понял в этом смысле. Не скажу, что выводы оказались приятными.

Пожелание возможным читателям: постарайтесь отнестись к книге не как к интересному чтению (при этом отмечу, что пишет Гладуэлл очень доступным языком, динамично, любит яркие парадоксы), а как к руководству к действию. Это не художественная литература. В общем, следуя теории Гладуэлла, поработайте над средой, в которой информация от Гладуэлла принесет вам практическую пользу.

Из поразительных примеров «Переломного момента»:

– Провели эксперимент, в котором будущие священники, спешащие на важную для них встречу, проходили мимо человека, просящего о помощи. Большинство пробежали мимо. В книге объясняется почему.

– Провели исследование, почему на многонаселенной улице преступник в течение полутора часов мог безнаказанно издеваться над жертвой. Объяснение в эффекте «диффузии ответственности». Чаще в ситуации, когда «если больше некому, кроме меня», люди способны вступиться, позвонить в милицию. (Сам лично был неоднократно свидетелем, как в полном вагоне метро могут твориться совершенно кошмарные дела, а никто не вступится, отвернется.)

– В нью-йоркской полиции ее начальник решил начать наводить порядок в метро, ставшим одним из самых криминогенных городских пространств, с застекления разбитых окон и уничтожения граффити. В «Переломном моменте» объясняется почему. (Немного раскрою социальный механизм: всегда легче выбросить мусор туда, где он уже лежит.)

Инсульт-памятка для каждого: человека можно спасти и снизить негативные последствия, если оказать срочную помощь в первые часы после удара [подробно]

ссылки на сайты интересных художников[арт]


В избранное