Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.08.06.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 08.06.08

1 книга
Фэнни Флэгг
«Жареные зеленые помидоры»
1 фильм
«Та самая женщина»
США, 1937
1 видеоклип
Autechre
«Gantz Graf»

 1 книга
Фэнни Флэгг
«Жареные зеленые помидоры»

Перевод c англ.: Дина Крупская
М., Текст, 2007

«Знаменитый роман известной американской писательницы Ф.Флэгг рассказывает о дружбе женщин, живших в первой половине нынешнего [? в издательстве не потрудились отредактировать] столетия и в наше время. Тонко проникая в психологию героев, автор неожиданным образом переплетает их судьбы, полные драматических событий и житейских забот, любви и ненависти, побед и поражений. По этому роману в 1991 г. был снят фильм, имевший огромный успех во всем мире». (аннотация)
Одни спорят, можно ли делить литературу на мужскую и женскую. Другие продолжают легко использовать данные обозначения. Я бы и поспорил, но не буду – бесполезное это дело в большинстве случаев. (В том смысле, понятно, что нет мне достойных в этом соперников;0)
Наверно, точнее будет сказать, что даже если что-то «мужская[граница на замке]женская» и есть, в чем-то где-то, и не для всех, а для тех, кто да, и для них тоже не всегда, то такое деление очень расплывчатое. Чего, конечно же, несомненно, не скажешь обо всем остальном, что есть на планете, которую мы называем Земля, девиз которой «Полная ясность во всем!» и на которой живут несносные велеречивые рецензенты.
Мой пол определяется не только по имени – все нормально у меня. Тем не менее не знаю, как реагировать, когда знакомые женщины удивляются, как мне могло понравиться, ведь «это же типично женская литература?!». А мне действительно понравилось. И? Залиться румянцем? Топнуть ногой, развернуться и уйти?  Врезать?  Или «да ладно тебе – наливай давай!»?.. В общем, с «типично женским» это все-таки в соседнюю дверь.
И все-таки, и все-таки, если повышенную сентиментальность, пристальное внимание к своему внешнему виду, жажду простоты в отношениях, внимание к физиологическим женским особенностям, снисходительное отношение к мужчинам, особую теплоту и восприимчивость по отношению к детям считать «женскими» проявлениями, да буду я высмеян феминистской общественностью, то «ЖЗП» можно признать «женской литературой».
Разрыдаться, помечтать, умилиться, подумать (но не сильно), испытать простые и сильные эмоции.
В романе есть очень сильные по эмоциональным ощущениям места, в которых, как говорят, перехватывает дыхание и щемит сердце. Те же ощущения часто переполняют, кстати, и героев, пардон, героинь книги. И на слезу пробьет. Обещаю (насколько обещаниям мужчин, конечно, можно верить).
Я добрался до романа Флэгг только сейчас, к моменту третьего переиздания на русском языке. Замечу, что зашел тут в интернет-магазин (в тот, в котором заказывал и получил книгу месяц назад), чтобы скачать аннотацию (чего-то лень было самому набирать – «мужское» качество), и обнаружил, что книги уже нет в продаже. О чем-то говорит. И уверен, что это не рекламный ход.
Хорошие воспоминания остались о фильме, правда, давно это было.
А прочитать захотел, потому что встретилось сразу несколько восторженных откликов и захотелось, знаете, почитать чего-то такого, чтобы по чувствам ударило. А то все нон-фикшн, нон-фикшн.
И, по большому счету, получил то, что хотел. Помимо лирики, неплохого юмора, большой порции драматизма, в «Помидорах» есть и элементы триллера и детектива. Такой вот густой и сочный замес. (Не с потолка беру гастрономические аналогии – тема еды в книге занимает большое место, т.к. посвящена она «рецепту настоящей жизни».)
Однако, однако.
Сама книга недостаточно ровная. Есть провисания, пустоты. По причине претензии на такой эпос, автор ведет параллельно несколько сюжетных линий, и в единую картину они не укладываются, а парочку я бы (Флэгг всегда сможет найти меня, чтобы посоветоваться) вообще убрал – они кажутся каким-то дежурными. Тем более что все интересное, эмоционально яркое и сильное происходит только в одной.
Описание идет в разных временах – в настоящем и прошедшем, забегая вперед, отбегая назад, отскакивая в сторону, что дает возможность задавать и раскрывать интригу через разные временные окна: задается в будущем, а раскрывается в прошлом. Хороший прием и качественно исполненный. Но вот так и не смог понять, зачем писать конкретное число («22 марта 1933 года», например), когда происходят события, между которыми месяцы, а то и годы?
Еще более разнообразны, чем хронологические ходы, точки зрения, с которых идет описание: воспоминания от лица одной из героинь, статьи из личной газеты, статьи из официальной газеты, описание событий глазами разных героев и – от третьего лица, то есть глазами автора. И если   большинство точек зрения – это как бы документальное свидетельство, то повествование от лица автора сюда не укладывается. Стилистический прием «из другой оперы». Особенно это режет глаз, когда никто не мог быть свидетелем произошедшего. Вроде того, что «она сделала это, но об этом так никто и не узнал». Без комментариев.
Чувство меры («типично женское»?) Фэнни Флэгг не всем понравится – можно устать от лирико-драматических нагромождений. Просто как какая-то «психическая атака» – одно за одним ужасные несчастья, цель которых – заставить читателей (-ьниц) посопереживать и поплакать. Да и так уже! Соседи  снизу жалуются!
Не совсем мне понравились портреты героев, получившиеся довольно шаблонными. Но на самом деле, если быть сильно погруженным в атмосферу романа, то можно и не обратить на это внимания. Но «тонкая психология героев» в аннотации – это для красного словца. Корректнее было бы сказать, «тонкие психологические наблюдения». А еще точнее, «удачные».
Конечно, хоть и не к тому жанру требования, но вызывает недоумение жизнестойкость, оптимизм персонажей – ну что бы ни случилось, никогда не впадают в уныние. Но есть такие читатели (-ьницы), которым такие герои с супер-психикой нравятся. А я вот как-то выбился из атмосферы и не смог принять правила игры. Не верю!
Не скажу, что смешила, но поначалу удивляла (позже стала раздражать) социальная прогрессивность главных персонажей – невероятная социальная продвинутость. Время действия: 20-30-е годы. Место: глубинная Америка. Разгул расизма. А тут показано такое единение с цветными, как будто люди выросли без каких-то местных культурных корней или занесены были с другой планеты, из другого времени. Да в США до сих пор сильны расовые предрассудки!
При том что позиция главных героинь, типа, выигрышно противопоставляется позиции недалеких злодеев в белых балахонах, выглядит это просто-напросто идиллически наивно.
И, конечно, тема женской любви, физической. Признаюсь, вот этой линии я вообще не понял. Перечитывал несколько раз, тер глаза, а все равно не мог поверить, что женщина с женщиной в постели – это вот так просто решалось в те времена, как описано у Флэгг. И никаких, замечу, по этому поводу «тонких психологических переживаний».
В наделении героинь такими чертами, на мой взгляд, явно чувствуется заказ эпохи, когда книга создавалась, – 80-е. И, извините, но это дешевый прием.
*Жду комментариев на vars@list.ru о «типично мужском» подходе;0)
1 фильм
«Та самая женщина»
Реж.Эдмунд Голдинг
В главных ролях: Бэтт Дэвис, Генри Фонда
США, 1937

На прошлой неделе совершенно не на что было пойти в кино.
Зато по «Культуре» посмотрел неплохую психологическую драму с потрясающей игрой великих актеров. Генри Фонда играл так, что было страшно за него, казалось, что сейчас с ним что-то случится, настолько он был какой-то возбужденный, мятущийся – потрясающе естественный и обаятельный! Про Бэтт Дэвис что сказать – звезда!
Но помимо них был еще один актер – 4-летний мальчик. От которого, когда режиссер вводил его в кадр, было просто глаз не оторвать. И, по всей видимости, это была специальная режиссерская задумка – великолепно выполненная. Срабатывала идеально. Внимание зрителя фиксируется именно на мальчике, чье поведение в этой сцене никак не связано с сюжетом, в то время как главные герои обсуждают что-то важное на втором плане. И получается, что смотришь на мальчика, а слушаешь взрослых. Гениально! Один раз мальчик, спиной к камере, в течение нескольких минут пытался надеть матросские штаны с лямками, которые ему подарили на день рождения. Это был как настоящий балет! В другой раз его роль вообще свелась к абсолютно неподвижному лежанию на коленях своей няни, которая прямо на нем зашивала его штаны. Такой стильной мизансцены я в кино, точно, не видел.
Про сюжет фильма рассказывать не буду, так как вдруг кто-то из вас захочет или получит возможность посмотреть, а в этом фильме повороты сюжета важны. Их даже многовато, что делает историю немного театральной (в плохом смысле). К тому же я бы все равно не смог рассказать до конца, так как за 15 минут до окончания у нас в доме отключили электричество. Такой вот Бог из машины. Не слишком оригинальный, но каждый раз весьма действенный ход.

1 видеоклип

Autechre
«Gantz Graf»


Музыку этой группы я уже давно не слушаю, но несколько лет назад увлекался и следил за ее творчеством. Для тех, кто не в курсе, это инструментальный техно, индастриал, то есть всякие, на сильном ритме, синтезаторные звучки в бешеном темпе. Впрочем, и с эмбиентом Autechre дружат. Но для меня они в прошлом все-таки.
А тут попался на глаза их клип на музыкальном телеканале A1. И я был заворожен!
Компьютерная абстрактная анимация в техно-эстетике, выстроенная в точности, до тончайших нюансов, по сюжету композиции. То есть что в музыке, то и на экране. Идеальный видеоклип!
Жанр музыкального видеоклипа противоречив. Это и не музыка, и не видео, а, понятно, что-то между. По качеству составляющие могут не совпадать друг с другом. Могут не совпадать и по смыслу – и вот в этом на самом деле принципиальный вопрос: насколько музыке может соответствовать какое-то изображение? Насколько музыка может иллюстрировать изображение и наоборот? Особо касаться темы не буду – если визуальный сюжет еще как-то можно привязать к тексту песни, то вот по поводу того, каким образом мелодия связана с видеорядом, всегда можно поставить вопрос.
К клипу Gantz Graf таких вопросов нет.
Смотреть здесь.

1 июня - День защиты детей. От насилия физического и духовного
[повод поговорить о профилактике бездомности]

ВЕЧЕР_8 июня_задумавшись [арт]


В избранное