*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.] выпуск 30.03.08
1 книга Евгений Гришковец «Следы на мне» 2 фильма «Мгла» «Сказания Земноморья» 1
CD VietNam 2007 «VietNam»
Людям без дома можно помочь... Межрегиональная Сеть "За преодоление социальной исключенности" приглашает для сотрудничества волонтеров из всех регионов! [подробности]
1 книга
Евгений Гришковец «Следы на мне» рассказы М.: «Махаон», 2007
«Читая книгу Гришковца, очень легко почувствовать себя автором, человеком, с которым произошло почти то же самое, что и с его героями. Гришковец рассказывает о людях, сыгравших важную роль в его жизни. Какие-то истории, какие-то события – ничего экзотического». (из аннотации) Когда-то, в старые добрые времена, я тоже, как и автор аннотации, был большим поклонником Гришковца. Ходил на его спектакли, пытался что-то услышать
на его музыкальных проектах с «Бигудями» (безуспешно), с удовольствием читал его книги. Теперь что-то ушло. Точнее, не «что-то», а обаяние. Нет его. Вот читаешь его рассказы и головой понимаешь, что вроде бы все то же самое, а сердце не екает. Прочитал один рассказ – ну, думаешь, в другом пробьет. Читаешь другой – наверно, в третьем. Однако в третьем уже раздражение – а зачем, ловишь себя на мысли, он мне все это рассказывает? Ну да, наверно, повлияли как-то на него эти персонажи, но мне-то до этого какое дело?..
И в этом вопросе, надо признаться, признак того, что я закончился для автора: нет обаяния – и нет ничего больше. Потому что важно не что, а как. Много ли таких, кто уже переел этого автора, или сам Гришковец уже выдохся, пока трудно судить. Но симптомы нехорошие – неудачные театральные проекты (во всяком случае, далеко не лучше первых, за которые его и начали любить), странная деятельность на ТВ, необычайная литературная плодовитость (буквально на днях стало известно, что выходит его новая книга
«Асфальт»). «Следы на мне» не стал дочитывать. Бросил. Надоело. Какая-то беспросветная пустота. А человек еще признается в любви к этому... Если подходить буквально, если считать, что Гришковец серьезно считает, что эти люди как-то повлияли на его жизнь, то это все абсолютно несерьезно. Не люди влияют, а их поступки, причем в нашем собственном отражении, как мы их понимаем, а не как их замыслил человек, совершивший поступок. И, вообще, процесс внешнего влияния настолько сложен, запутан, в большинстве
случаев просто не осознаваем, что вынести оттуда – из всех этих взаимопереплетений – нечто цельное просто невозможно. К тому же, самое интересное в психике – то, что скрыто в потаенных уголках подсознания, то, что действительно повлияло на нас, но то, что мы прячем от самих себя, то, в чем не хотим или не можем себе признаться. Например, почему Гришковцу хочется выделить именно этих персонажей из своей жизни.
2 фильма
«Мгла» Режиссер Фрэнк Дарабонт США, 2007
Ужасы. По Стивену Книгу. Военные чего-то переэкспериментировали, в результате чего на землю, точнее, на маленький провинциальный американский городок (что происходит за его пределами, неизвестно), опустилась мгла. Из нее, то есть из сильного тумана, лезут щупальца и целиком всякие мерзкие насекомоподобные существа, задача которых есть людей или превращать в хранилища для маленьких паукоподобных существ. Последние интересны тем, что
выглядят ну прям как нарисованные на компьютере. Группа людей, представителей всех слоев американского общества, оказывается в осаде в продуктовом универсаме, под надежной до поры до времени защитой его стеклянных(!) стен. Сначала американцы героически отражают нападение адских тварей (так как у фильма есть амбиции на притчу, то «адские» можно понимать и буквально), а потом киснут. Так как надежды на спасение нет, в том числе и на спасение людей от других людей, по причине опасности раздружившихся со своей головой,
то первые из людей пытаются свалить... Финал мрачный. Впрочем, не для всех. В чем определенное достоинство фильма, под конец проявившего неплохое чувство черного юмора, – финал мрачный не для тех, кто этого как бы действительно заслуживал. Смотреть было скучно – по причине предсказуемости. Спецэффекты, в лучшем случае, тянут на доброжелательную усмешку. Несколько чудищ можно назвать мерзкими, но таких было мало. Возможно, тем, кто мало или редко смотрит кино, что-то и покажется интересным, зловещим и пугающим,
но уж не тем, кто в своем культурном воспитании не пропустил «Нечто» и «Чужих». От режиссера Фрэнка Дарабонта, любителя экранизировать Стивена Кинга («Зеленая миля», «Побег из Шоушенка»), можно было ожидать чего-нибудь и посильнее.
«Сказания Земноморья» Реж. Горо Миядзаки По циклу произведений Урсулы Ле Гуин Япония, 2006
Анимэ знаменитой студии «Дзибли», на которой творит еще более известный Хаяо Миядзаки, который вроде бы сам хотел снимать «Сказания», но почему-то не стал, а отдал своей дочери, на которой природа, похоже, решила отдохнуть. Очень слабо во всех отношениях. Сам я произведения Ле Гуин не читал, но почему-то ощущение, что сокращено все на порядок, настолько история невнятна, сбивчива, нелогична. Рисунок просто ужасный. Вот просто
– безобразный. Именно того, за что и взрослые любят продукцию «Дзибли», – за дотошность, тонкость, потрясающую детализацию, – здесь нет и в помине. Не только в визуальном, но и в эмоциональном плане По сюжету сказать особенно нечего – средненькое фэнтези. В общем, не советую. Сам теперь не знаю, что с этим диском делать.
1 CD
VietNam «VietNam» 2007
Классический блюз-рок, хард в американском изводе. Модная последние несколько лет стилизация под рок-группы конца 60-х - начала 70-х. (Интересно, что в Британии копируют своих соотечественников, в Америке – своих.) Из тех, кто в Америке это играет сегодня, – Queens Of The Stone Age, Black Rebel Motorcycle Club, Wolfmother. Конкретно VietNam любопытна тем, что вот скажи, что это запись на самом деле была сделана в 70-х, так ведь
и поверил бы, настолько вроде бы все сыграно-спето один в один. А когда смотрю на обложку, на которой музыканты, то и вообще дежа вю – хипари с длинными волосами и бородами... Слушаю и думаю, что же в этой музыке от начала XXI века, что же привнесено за 30-40 лет развития? И вроде бы звук, кажется, более жесткий, вроде бы инструментальный состав чуть другой (нет органов), вроде бы аранжировка несколько иная – без увлечений сольными партиями на всех инструментах по очереди, вроде бы гитарные партии более
изощренны и гитарист спокойно использует noise, но при этом все равно – это старый добрый хард-рок. Не милый и беззубый, а пронзительный и лиричный, каким и должен быть блюз, не оторвавшийся от негритянских корней. (Я, конечно, прямо такой специалист по негритянским корням, что страшно подумать, но как-то иначе обозначить свои ощущения не могу.) Не сразу я въехал в этот альбом. Сначала показался слишком спокойным, но в паре вещей музыканты показали, что все не просто так, что вскоре
и подтвердилось. В общем, тем, кто увлекается подобной музыкой, категорически советую.