К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей. Честно, эмоционально, лаконично.] выпуск 210707
2 журнала авангардные литературные журналы ‘lit(e)riЧЕ СЛОВОЛОВ 1 CD Mardi
Gras. BB "Heat" 1 кино "Бойцовая рыбка"
2 журнала
‘lit(e)riЧЕ Петербург-Москва-Нью-Йорк литературный журнал № 3 2007
СЛОВОЛОВ литературно-художественный журнал № 2 2007
Как-то вечером мы заспорили в редакции, где в нашу гламурную эпоху, отягощенную/обусловленную меркантильными мотивами, можно почитать не-форматные тексты. В книжных магазинах не найдешь. В Интернете да, есть, но мы тогда, освещенные в окно багровым закатом, говорили о культурной нише бумажных изданий (все-таки когда на бумаге, это серьезно, сорри, серьезнее). В общем, ни до чего оптимистичного не договорились. Горестные
разошлись. И я, девушка с присущей мне памятью, уже и ох! забыла, а внимательный редактор напомнил, дав ознакомиться с двумя регулярно выходящими в Петербурге “самиздатовскими” изданиями. Которые, “кстати”, сказал редактор укоризненным тоном, “вполне доступны, если ходить не по книжным супермаркетам, а иногда заглядывать в продолжающие, несмотря ни на какие бури-ураганы-прочие синонимы-метафоры, существовать культурные плацдармы”. Типа? – спросила я с издевкой. Типа магазина в галерее “Борей”, – жестко,
как отрезал, сказал редактор, не дав поймать себя. Уличив меня, незаслуженно на самом деле, в цинизме и неведении… Теперь серьезно. О самих журналах. СЛОВОЛОВ, с подзаголовком “Параллельные тексты”, посвящен в большей степени визуальной поэзии, то есть той, которая важно-как-написана/напечатана, для которой буква – не только часть слова, а графический знак со своим смыслом. Многие авторы не столько пишут, сколько рисуют. А потому читатель должен быть еще и зрителем (и наоборот). С другим журналом, у которого
заглавие придумано, чтобы сломать язык, все более традиционно, в плане подачи. Тут надо всего лишь читать – правда, придется поломать мозги. (Те, у кого они есть, любят это делать.) В авторском списке как известные, так и новые имена. У журналов, кстати, есть свой весьма симпатичный сайт – www.slovolov.ru.
Наталья Гон
1 CD
Mardi Gras. BB "Heat"
Веселье и оттяг очень высокой пробы. Начало альбома напомнило мне речь П.Н.Мамонова перед одним из концертов «Звуков Му» – «Те, кто любят джаз, сегодня получат истинное наслаждение». В общем, я, как старый (во всех смыслах) любитель этой штуки, которую условно можно называть «рок-музыкой», скажу – если у рока и есть будущее, то оно за такими группами, как Mardi Gras. BB. Стиль определить невозможно – как в восьмилетнем
возрасте, услышав впервые The Beatles я не знал, что это за стиль такой. То ли это эйсид-джаз, но ничего подобного в этом самом эйсиде я никогда не слышал. То ли это просто музыка, которая подпадает под мутное определение «клубная»? Но под «клубную» музыку, то есть, ту, что играется большей частью в клубах, подпадают и Nazareth, и Savoy Brown, и 99% всей рок-музыки. Mardi Gras. BB играют медленный джаз, соул, фанк, все это опирается на богатые, хотя и замшелые традиции краут-рока, но при всем при этом, когда
прослушиваешь половину альбома на полной громкости, понимаешь, что, по сути, это ТЯЖЕЛЫЙ РОК. Хард-рок, то есть. А что? Громко (по исполнению), с повторяющимися рифами, очень тяжелыми, кстати – новая ипостась того рока, который многие называют «классическим», что опровергает саму суть рок-музыки. Рок не может быть «классическим». «Классическое» – это застывшее, иногда вынимаемое из архивов и цитируемое. Рок же всегда отличался от «классической» музыки и опровергал ее своей легкостью, живостью и неаккуратностью
цитирования, перевиранием всего и вся. Это музыка жизни, а не школьной скамьи. Mardi Gras. BB должны день и ночь крутиться на всех FM-станциях – такая музыка помогает, простите за банальность, работать и жить вообще. Уж про то, что отдыхать с такой музыкой – одно удовольствие – я и не говорю.
Алексей Рыбин
1 кино
"Бойцовая рыбка" (Rumble fish) Реж.Ф.Ф.Коппола США, 1983
Уличная драка на пустыре, как в легендарной «Вестсайдской истории», где бились насмерть Акулы и Ракеты. Расти Джеймс (в этой роли совсем юный Мэтт Дилон) – главарь банды подростков, будет драться голыми руками против ножа, это канон, который отличает главного героя. Хореография сцены срежиссирована вспышками света и выверена до такта: парни идут клином, во главе Расти Джеймс в белой майке, на свету сверкают его белые кроссовки, все
оборачиваются на крик одновременно как одно тело, блестит мокрый асфальт, темп не снижается, появляются противники, лает и рвется с поводка овчарка, из решеток метро подымаются клубы пара, финальным аккордом в кадр въезжает неотразимый Motorcycle Boy (Мики Рурк), старший брат Расти Джеймса. Это первая заметная роль Рурка, сразу сделавшая его знаменитым, и в ней уже есть все, что потом он будет только успешно повторять – мягкая улыбка, тихий голос, к которому хочется прислушаться, трагическая отрешенность, и
его легендарный мотоцикл Харлей Дэвидсон. Фильм снят в черно-белой гамме, единственное цветное пятно в нем – красные и синие рыбки в аквариуме зоомагазина, на них все время ходит смотреть Мотоциклист. «Смотри, – говорит он младшему брату, – если поднести к аквариуму зеркало, рыбка увидит себя и начнет нападать на свое отражение. Совсем как ты. Они перестанут биться, если выпустить их в реку». Фильм пронизан символами: в каждом кадре тикают часы, в небе бешено летят облака, бармен, привычно полируя барную стойку,
бормочет себе под нос: «Время проходит, а ты не меняешься». (В этой небольшой роли-камео – Том Уэйтс). Постаревший Денис Хоппер играет отца мальчишек, опустившегося алкоголика, у него тоже нет ответов на их вопросы, да они их уже и не задают. Только однажды Расти Джеймс спросит, какой была бросившая их мать – «такой же как мы?» «Нет, она была необыкновенным человеком, – отвечает отец, – просто родилась не на том берегу». Мотоциклист однажды уже покидал дом, он уехал к океану, в счастливую Калифорнию.
«Я видел там нашу маму», – говорит он Расти Джеймсу. Но он вернулся, и теперь за его спиной все время маячит полицейский, не скрывающий ненависти. «Тебя надо убрать с этих улиц». «Рыбок нужно выпустить в реку», – отвечает Мотоциклист. Он попытается, и будет застрелен за попытку ограбления зоомагазина. Расти Джеймс увидит свое отражение в стекле полицейской машины, и будет бессильно колотить по нему кулаками. Как Джеймс Дин в первой сцене «Бунтаря» в отчаянии пинал ногами стол в полицейском участке. И снова полицейская
сирена в финале. Но потом он выпустит рыбок, сядет на мотоцикл брата и поедет к океану, в теплую Калифорнию. В 1955 году, когда на экраны вышел «Бунтарь без причины», Копполе было 16. Интересно, помнил ли он, когда снимал легендарную сцену вертолетной атаки в «Apocalypse now» под «Полет валькирий», как беспричинный бунтарь Джимми Дин насвистывал в полицейском участке именно эту мелодию? Ребенком София Коппола, теперь сама снимающая кино, появлялась в фильмах отца под псевдонимом Домино. Одну из
первых своих ролей сыграл здесь и племянник режиссера Николас Кейдж.
Татьяна Алешичева
Здесьможно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.