Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып. 130707


*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 130707

1 книга
сборник
«Современная российская мифология»
1 CD
Virtual Voodoo
«Bugi Vugi»
1 кино
«Бунтарь без причины»

1 книга

сборник
«Современная российская мифология»
М.: РГГУ, 2005

«…Мы являемся свидетелями того, как по идущим из глубины веков архаическим моделям в современной политике и идеологии воссоздаются старые мифы в новых социальных и национальных оболочках…
Для студентов, преподавателей, специалистов, занимающихся этой тематикой.» (из аннотации)
Чтобы понять, о чем и как, достаточно пробежать оглавление: «Популярная геополитика и новая мифология», «Жизнеописание пионера-героя: текстовая традиция и ритуальный контекст”, “НЛО и НЛОнавты в свет фольклористики», «Мифологический мотив и манипулятивная деятельность на финансовых рынках», и т.д. Разные по тематике и по стилю изложения тексты (некоторые, похоже, доступны только для спец-специалистов). Однако, важная книга для прочищения-проветривания не представляющих/забывших/отвлекшихся-суетой-будней мозгов. Заставит задуматься/вспомнить/расставить на свои места.
Первый напрашивающийся вопрос, вместе с тем, несколько в другом – специалистам, которые занимаются этой тематикой, и так вроде как все понятно, они с этим живут и, хочется верить, неплохо себя чувствуют, а вот не-специалистам, не занимающимся, это надо?.. Им что делать с теми знаниями, которые говорят, что они, как роботы, совершают поступки по заведенным в далекие времена образцам, а сами при этом считают, что все в этой жизни зависит только от них, от проявления их личной индивидуальности?.. Как ужиться с этими неудобными знаниями и не впасть в банальщину «многие знания – многая печали»?.. В конце концов, чтобы все это переварить, надо же остановиться(!), оглядеться, а кто же это может себе позволить? Стремительно несущаяся (вперед?) жизнь может это вам позволить?..

Алексей Варсопко

1 CD

Virtual Voodoo
«Bugi Vugi»

Мне всегда казалось странным, когда кто-то, услышав музыку, доселе ему неведомую, говорил – «В этом вашем трип-хопе (глэм-метале, панк-роке, пост-панке, краут-роке и т.д.) ничего не понимаю. Я воспитан на классике, а это все я…» Дальше – в зависимости от воспитания и градуса беседы. Либо «не приемлю», либо «в рот…» А что там, музыку, вообще, понимать? Понимать там нечего, равно как и совершенно не обязательно, да и не нужно разбираться в технических особенностях инструментария, процесса записи, микса, ремастеринга и консистенции пластмассы, из которой изготовлен компакт-диск. Музыку просто слушают, и все, и единственный естественный критерий оценки ее это «нравится – не нравится». Безо всяких скидок и обоснований – мол, музыка говно, зато какие заслуженные музыканты играют, я, мол, слушаю эту штуку из уважения к авторитетам… Да насрать на этих авторитетов, если они, решив заработать, пришли в студию и по предложению продюсера сварганили за день откровенную халтуру, получили гонорары и слились на свои Гаваи, тут же забыв о последнем творческом акте. Ну, об этом еще классик писал – про лягушку в сахаре я имею в виду. Не в стиле дело и не в технике, а в музыке как таковой. Мы же слушаем не стили, а звук. Хотя, многие, я знаю, и не звук даже слушают, и не стили, а брэнды. То есть, дипапал – это хорошо, и любой хлам, записанный когда-то причастными к брэнду людьми аккуратно ставится фанатами брэнда на полку, увеличивая количество дисков, которые никогда не будут прослушаны.
Поэтому я бесстрашно принял у редактора пачку дисков с «клубной», как он выразился, музыкой и сел их слушать.
Virtual Voodoo отторжения не вызвал. Хотя я с трудом могу представить себе клуб, в котором бы звучала такая музыка. Во всех клубах, кстати, их тех, где я бывал, никакой вот этой «клубной» музыки не звучит. Играет там либо эйсид-джаз, либо какое-нибудь латинос – а молотилка вроде «Вуду» как-то не попадалась. Ну, называется такая штука «клубной музыкой» – пусть называется, а звучит она, скорее всего, на фортах, когда там эти международные рэйвы случаются. В «Вуду», как ни странно, отчетливо присутствует человеческий фактор. В пятом произведении («Kalder») звучат настоящие, от души, вопли на невнятном языке. Потом эти вопли, изначально живые и яростные, просто панк-вопли какие-то, режутся и регулярно повторяются в разрезанном варианте на протяжении всего оставшегося времени. Оживляет и интригует. Собственно, мне эти вопли и понравились больше всего. Еще – перкуссия на первых трех композициях, пока идет разгон. Потом артисты (вудуисты?) находят нужную скорость и уже молотят до самого конца практически без изменений. В общем. Понятно, конечно, вуду есть вуду. Тут и иллюзия леса (в восьмом номере – «Agam»), и всю дорогу монотонные барабанные петли, типа, шаманство. Но – не тошнит. А, значит, талантливо сделано.

Алексей Рыбин

1 кино

«Бунтарь без причины»
(Rebel without a case)
Реж.Николас Рей
США, 1955

Смазливых мальчиков среди актеров всегда было хоть отбавляй. Джеймс Дин, юноша безусловно симпатичный и снимавшийся по преимуществу в сериалах, до своей внезапной гибели в совсем юном возрасте успел сыграть всерьез всего в трех (!) фильмах – и стал звездой, идолом, а потом – легендой. Что же было в нем такого, чего не было в тысяче других?
Семья Джима (а персонажа зовут также, как актера: «Его зовут Джеймс, но те, кто его любит, зовут его Джимми») постоянно переезжает из города в город, где он идет в очередной колледж, там у него случаются неприятности, и от них снова нужно уезжать. Он без конца дерется с обидчиками, сам же их провоцируя, потому что самое страшное для него – прослыть слабаком, «цыпленком». Таким же, как его отец-подкаблучник. «Что нужно сделать для того, чтобы стать мужчиной?» – в отчаянии кричит он безответному отцу. Сам не понимая, что уже им стал – в нем живет дикое желание поступать правильно и отвечать вначале за свои слова, а потом – за дела. В драке он отказывается взять в руки нож, пока его не вынуждают. Поневоле Джим оказывается втянутым в опасную игру «цыплячьи гонки»: двое соперников садятся в машины и разгоняются перед краем обрыва: кто выпрыгнет из машины первым, тот слабак. Противник Джима, местный заводила, гибнет от несчастного случая: зацепившись рукавом куртки, он не успевает выпрыгнуть. Джим успевает, на этот раз. Заводная и задорная Джуди (будущая звезда «Вестсайдской истории» Натали Вуд), у которой тоже нелады с отцом, вместе с Джимом и сиротой мальчишкой Платоном (Сол Минео) убегает из дому. Детей преследует местная шпана и полиция. (В этом фильме Денис Хоппер впервые выступил в амплуа покамест молодого подонка, в котором позже поднаторел). Джим проходит инициацию ответственностью, это история его взросления. Но в финале Платон попадает под пулю. Фильм начинается и заканчивается под вой полицейской сирены.
Тонкому, нервному, харизматичному Дину удалось сыграть саму душу поколения двадцатилетних: их отчаяние, вопросы, непрерывную внутреннюю истерику. «Я больше не вернусь в этот зоопарк», – говорит его герой, покидая родительский дом. В фильме, рассчитанном на подростковую аудиторию, да еще в 1955 году, не могло быть откровенно сексуальных сцен, но понятна репутация Дина-секс-символа. Достаточно видеть, как он нежным жестом трогает повязанный на голове Вуд платок, чуть притягивает ее к себе за узел под подбородком и мгновенно отпускает. Трое неразлучных персонажей воплотили на экране молодость с ее бунтом против любого подавления, максимализмом и нетерпением. Никто из троих актеров не дожил до старости (Натали Вуд утонула, Сол Минео был убит).
В самом начале фильма Джим спрашивает у будущих однокашников дорогу в колледж. «Туда!» – отвечает ему один и показывает вперед. «Нет, туда!» – шутит другой, показывая на небо. «Хорошо бы стать созвездием», – задумчиво говорит Джим на лекции в планетарии, а следом лектор демонстрирует школьникам, как образовалась вселенная: «Когда-нибудь будет новый взрыв, и все мы уйдем, как и появились, в облаке газа и огня». Джимми Дин стал звездой и ушел куда-то вверх, во взрыве газа и огня. В возрасте 24 лет он погиб в автомобильной катастрофе, которой счастливо избежал в своем самом знаменитом фильме.

Татьяна Алешичева

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

Фотоэкскурсия по Познани

Социально-информационный проект "Ключи от дома"
Истории о том, что позволяет нам сохранить свой дом
Презентационный флэш-ролик и первая история. Ждем ваши истории

Бездомное Радио: "Концерт по заявкам"
Бездомные Петербурга рассказывают о своих любимых песнях
Голоса, музыка, фото


В избранное