Каждый год 23 марта по инициативе Всемирной метеорологической организации (ВМО) под эгидой ООН проводится Всемирный день метеорологии (World Meteorological Day). В событии принимают участие 189 стран — участниц ВМО.
23 марта 1950 года вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации (World Meteorological Organization), в которой было провозглашено образование Организации. Девизом праздника стали слова: «Погода, климат и вода в информационную эру».
Статистические данные, накопленные за последнее десятилетие, красноречиво показывают, что более 80% всех стихийных бедствий имеют метеорологическое или гидрологическое происхождение.
В 50-е годы 20 века потери от всех случавшихся в мире стихийных бедствий оценивались суммой примерно в четыре миллиарда долларов в год, а в 90-е годы — в сорок миллиардов долларов в год.
В России официальный «старт» системе гидрометеорологического мониторинга был дан более 170 лет назад указом императора Николая I.
Главная цель деятельности Росгидромета — снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике страны от погодно-климатических явлений, обеспечение высокого уровня гидрометеорологической безопасности России.
Анализ данных о предотвращенном ущербе показывает, что прогнозы российских метеорологов позволяют уменьшить возможные экономические потери в среднем на 40%.
Всеукраинский день работников культуры и любителей народного искусства
Культура — это пространство,
в котором проходит человеческая жизнь
от рождения до смерти.
М.В. Попович
Современная украинская культура —
это очень ленивое пространство.
Анатолий Ульянов
23 марта на Украине отмечается Всеукраинский день работников культуры и любителей народного искусства (Всеукраїнський день працівників культури та аматорів народного мистецтва). Эта дата установлена в марте 2000 года Указом президента Украины № 484/2000, учитывая весомый вклад работников культуры и любителей в возрождение украинской
национальной культуры, развитие народного творчества, активную культурно-просветительскую деятельность.
Исследователи считают, что прародителем украинской культуры можно считать культуру индоевропейских предков славян, славянские культурные источники, культуру Киевской Руси — дохристианскую и христианскую. Но, прежде всего, украинскую культуру отличает самобытность и первозданная чистота.
Несомненно то, что культурное развитие народов происходит в процессе их непрерывных взаимоотношений. В этой связи считается, что чем больше разных влияний аккумулирует в себе культура народа, тем более культурным является этот народ.
Украинская культура заняла достойное место в мировой культуре. Она развивалась во взаимоотношениях с культурами Запада и Востока, в системе Польско-литовского государства, украинофобском «лоне» царской России. Следствием этого стали, с одной стороны, система образования и ученость, построенные на западных образцах, с другой — понижение украинского языка в статус «простонародного» и, в то же время, становление новоукраинской
литературы, написанной именно этим народным языком.
И это нужно понимать не как парадокс истории, а как закономерность внутренней силы украинской культуры, которая оказала ощутимое влияние на строительство имперской культуры, такие ее определяющие отрасли, как литература, наука, живопись и музыка.
В то же время, нельзя приуменьшать влияние русской культуры на украинскую. Украинская культура проникнута также казацким непокоренным национальным духом свободы и вольности. Нельзя обойти вниманием феномен «социалистической культуры», ведь Украина в этот период, невзирая на все потери, сделала гигантский рывок в образовании, культуре, науке и технике.
После получения Украиной независимости возникли новые приоритеты не только в политике, но и в культуре. Репрезентацией государства в этой отрасли и его культурным развитием должно было заниматься Министерство культуры Украины, которое и было создано.
Сейчас Министерство культуры реорганизовано в Министерство культуры и туризма Украины, переопределены его задания и обязанности.
В современном украинском обществе, где культурные ценности и интересы, к сожалению, часто стоят не на первом месте, важно избрать и утвердить высокие моральные принципы, основанные на тысячелетнем духовном и культурном достоянии украинского народа, чтобы не очутиться на задворках культурного прогресса.
Васанта Наваратри — весенние девять ночей Богини Матери
На амавасью (новолуние) в начале месяца Чайтра (март—апрель) начинается празднование Васанта Наваратри (Vasanta Navaratri) — девяти весенних ночей, посвященных Богине Матери. Осенние девять ночей празднуются в начале месяца Ашвина (сентябрь—октябрь).
Согласно мифологическому повествованию в Пуранах, Великая Богиня Дурга, олицетворение Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного демона Махишасуру. Рассказывается об этом в Маркандея Пуране, Дэвибхагавата Пуране, Чанди Пуране и в других Писаниях. Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья (Величание Богини), читаемая ежедневно в ночи праздника Наваратри.
Оба праздника — и весенний, и осенний — празднуются как победа светлых сил, олицетворенных Богиней Матерью. В некоторых областях Индии во время весеннего праздника большее внимание уделяется фигуре Рамы и разыгрыванию мистерии Рамаяны, с особенным почитанием девятого дня — Рама-навами.
Рама — герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этот классический эпос сложился в своем завершенном письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма в начале нашей эры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства
и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, «Махабхарату», жадно внимающим слушателям.
Обычно вспоминают героизм, любовь и преданность Ханумана. Вспоминают про разные испытания и недоразумения, выпавшие на долю Рамы и Ситы, и многие комментаторы расшифровывают их с точки зрения кармы, дхармы, камы и мокши.
На внешнем уровне ведического праздника соблюдается тройственная структура — почитание последовательно таких аспектов Богини Матери как Дурга, Лакшми и Сарасвати — по три ночи на каждую. Дурга Дэви расчищает Путь, входит в сердце человека и беспощадно уничтожает все те загрязнения, которые живут в нем. Махалакшми символизирует раскрытие и начало работы на расчищенном поприще. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души.
Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков, Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, Лакшми выполняет заживление.
В некоторых Школах (таких, например, как Шри Видья) на каждый день приходится по одному аспекту Божественной Силы — по одной Богине: Гаури, Раджараджешвари, Дурга Лакшми, Минакши, Парашакти, Вишалакши, Сарасвати, Чанди, Шактидурги. В других школах есть свои вариации.