«Макха» на языке пали — священном языке буддистов, как латынь для католиков — название третьего лунного месяца, а «Буча» — благоговение и уважение. Макха Буча (Makha Bucha) — день признательности Будде за его учение, принесенное людям.
Макха Буча — один из знаменательных буддийских праздников. Он приходится на день полнолуния первого лунного месяца (приблизительно последняя неделя февраля, начало марта). Этот день связан с четырьмя важными событиями, которые произошли в жизни Будды.
А именно: 1250 буддийских монахов (каждый по собственной инициативе, без предварительной договоренности) пришли из различных мест, чтобы почтить Будду в Велуван Вихара в Ражгаха, столице страны Магаха.
Все они были просветленными монахами. Все они были посвящены в монахи лично Буддой. Монахи собрались вместе в день полной луны в первый лунный месяц. Вечером того же дня Будда прочитал им проповедь «Овада патимока», во время которой выдвинул основные принципы своего учения и, в итоге, пришел к трем истинам: делай добро, воздерживайся от зла и очищай свой разум.
Долгое время было неизвестно, когда начали отмечать праздник Макха Буча. Однако, в руководстве по проведению ежегодных религиозных церемоний, написанном королем Чулалонгкорном, об этом сказано так: «...В прошлом Макха Буча не проводилась. Церемония впервые состоялась в годы правления короля Монгкута (Рамы IV)...». Король Рама IV понимал, какое важное значение имеет этот день, и в 1851 году приказал провести в храме Изумрудного Будды первую королевскую
церемонию Макха Буча и затем проводить ее постоянно.
Позднее праздник получил широкое признание по всему королевству. Этот день объявлен выходным, чтобы люди из всех слоев общества смогли прийти в храм для совершения религиозных обрядов утром и принять участие в свечной процессии или «Виен Тиен» вечером. В связи с этим праздником Его Величество лично руководит религиозными обрядами в Храме Изумрудного Будды, а затем возглавляет свечную процессию внутри храмового комплекса. На самом деле, свечные процессии
могут проводиться в любое удобное время — утром или вечером. Однако, в Бангкоке они проводятся, как правило, вечером, около 8 часов, и возглавляются монахами.
Празднование проходит по всей стране в храмах и монастырях. В конце дня все собираются на главную молитву в центральном зале храма. По ее окончании изображение Будды, празднично украшенное по этому поводу, воздвигается на специальные носилки, и все присутствующие совершают символичный ход вокруг храма трижды по часовой стрелке. Шествующие при этом держат в руках свечи, благовонные палочки и цветы лотоса.
Этот ритуал проводится для «закрепления» трех основных принципов буддийской философии: непротивление злу, культивирование добра и очищение разума. В этот день также отдается дань уважения трем основополагающим драгоценностям буддизма: самому просветленному Будде, Дхарме — его учению и Сангкхе — братству буддийского монашества, тем, кто хранит это учение.
Первые весенние дни приносят в албанские школы праздничное настроение и ожидание торжества. 7 марта по всей стране отмечается День учителя, который призван обозначить важную роль учителя в воспитании нации.
Албанцы считают, что развитие страны и ее процветание — результат не только успешного руководства государственных лидеров, но и, в большой мере, результат труда тысяч учителей и воспитателей страны.
Празднованию Дня учителя именно 7 марта послужило историческое событие — в этот день в 1887 году в маленьком городке Корча (Korçë) на юго-востоке страны была открыта первая светская школа, в которой обучение проходило на албанском языке.
Как известно, все школы на севере и в центральной части Албании находились под руководством Католической Церкви, а Православная Церковь на юге не давала разрешение на открытие албанских школ.
Обычно в День учителя устраиваются торжественные вечера и банкеты, развлекательные мероприятия и концерты. Учителям дарят памятные подарки, поздравительные открытки, цветы и много слов благодарности.
Университет Тираны, основанный в 1957 году, является старейшим университетом Албании.
День памяти священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167)
Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился примерно в 80 году и проживал в городе Смирне Малой Азии. Рано оставшись сиротой, Поликарп был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой.
После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным.
Поликарпа очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в дьякона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.
Во времена, когда на Римский престол вступил император Марк Аврелий (161–180), на христиан было направлено одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа — «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии».
В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.
Страдания и смерть святителя Поликарпа описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» — одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа, и был приговорен к сожжению.
Палачи хотели прибить святителя к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом.
Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.