Ежегодно 29 января на Украине отмечается День работников пожарной охраны. Этот профессиональный праздник был установлен в поддержку инициативы, с которой выступили работники пожарной охраны страны.
История основания первых пожарных частей началась в первой половине 19 века — в январе 1841 года был сформирован первый штатный состав Старокиевской пожарной части, состоявший из 25 человек.
Впоследствии на руководящие должности были назначены профессиональные пожарные, а в январе 1921 года в Киеве были открыты первые курсы пожарных инструкторов. К концу 1929 года расчет киевских пожарных составлял 9 частей, укомплектованных 13 автомобилями.
Исторически сложилось, что места работы пожарных Украины разделены на Киев и на районы. Это и понятно — в столице сосредоточены памятники архитектуры и искусства, правительственные и государственные учреждения, крупные банки и коммерческие предприятия. Тем не менее, работа в отдаленных областях, как считают сами украинские пожарные, не менее ответственна и опасна.
По первому сигналу опасности пожарные Украины немедленно отправляются туда, где возникает экстремальная ситуация, где надо остановить огневую стихию, спасти жизни людей. Быстрая ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС — это только один из примеров высокопрофессиональной работы украинских пожарных.
Пожарным присущи такие качества, как самоотверженность, постоянная готовность прийти на помощь, способность к самопожертвованию. Работники пожарной охраны в наиболее сложных ситуациях всегда будут проявлять высокие моральные качества, профессионализм, мужество и личную дисциплинированность.
В последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки.
Ведущим исследовательским и научным центром страны является Национальная академия наук Беларуси, основанная в 1928 году. Сегодня она объединяет высококвалифицированных ученых различных специальностей и десятки научно-исследовательских, научно-производственных, конструкторских и внедренческих организаций.
В Национальной академии наук работает более 18 тысяч исследователей, техников, вспомогательного и обслуживающего персонала, среди которых немало докторов и кандидатов наук.
За последнее время в научной сфере республики был проведен ряд реформ, главная идея которых — создание со стороны науки так называемой параллельной экономики. Но проблема в том, что, несмотря на наличие необходимой нормативной базы, условия для появления и эффективного развития небольших инновационных предприятий (именно они должны бы стать основой параллельной экономики) сегодня не самые благоприятные. Крупные же предприятия не всегда имеют достаточно
средств для внедрения новых разработок.
В результате ежегодно в республике обновляется не более 2–3% сельскохозяйственной и промышленной продукции, а для того, чтобы она была конкурентоспособной, сегодня необходимо обновлять не менее 15%.
Один из важнейших показателей научной деятельности — наукоемкость ВВП — в последние годы составляет около 1%. Это выше, чем в большинстве стран СНГ, но значительно ниже, чем в сопоставимых с Беларусью по размеру и населению Финляндии и Швеции, где наукоемкость ВВП равна 3%. И все-таки в ближайшие годы планируется довести этот показатель до 1,8%.
29 января 1992 года в Молдове был принят Закон № 902-XII «О прокуратуре», дата принятия Закона и стала официальным Днем работника прокуратуры.
Статья 1 данного Закона гласит, что «В соответствии с Конституцией Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями». А также что «Прокуратура защищает законность, права и свободы граждан, содействует осуществлению правосудия в соответствии с законом».
Прокуратура Молдовы уполномочена:
— от имени и в интересах общества обеспечивать исполнение закона, защищать правопорядок, права и свободы граждан в случае, когда нарушение таковых влечет применение уголовных санкций;
— руководить уголовным преследованием и осуществлять его;
— представлять обвинение в судебных инстанциях;
— участвовать в соответствии с законом в рассмотрении гражданских дел (включая дела административного судопроизводства) и дел о правонарушениях, производство по которым возбуждено Прокуратурой;
— обеспечивать правовую помощь и международное сотрудничество в сфере своей деятельности;
— реализовать уголовную политику государства;
— обеспечивать эффективную защиту свидетелей, потерпевших и других участников процесса;
— в предусмотренных законом случаях предъявлять гражданские иски;
— осуществлять контроль за соблюдением законов в местах предварительного заключения и пенитенциарных учреждениях;
— осуществлять контроль законности в Вооруженных силах;
— осуществлять контроль за исполнением судебных решений по уголовным делам.
За долгие годы существования Прокуратура Республики Молдова на деле доказывает, что является одним из главных государственных атрибутов в реализации принципа верховенства закона и защите основных прав и свобод граждан.
Только высокий профессионализм и прилагаемые сотрудниками прокуратуры усилия, осуществляющих надзор за исполнением Конституции и законов государства, других документов, регулирующих социально-экономическую жизнь страны, могут свести до минимума уровень коррупции и других пороков.