Ежегодно 2 ноября работники культуры Кыргызстана отмечают свой профессиональный праздник.
Учитывая важность и непреходящее значение культуры в духовной жизни народа Кыргызстана, и в связи с тем, что 2 ноября 1926 года впервые в истории Кыргызской народной драмы была поставлена пьеса И.Токобаева «Кыйгылуу Какей», а также в целях развития культуры и искусства этот день был установлен Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 июля 1995 года № 318.
«Кыйгылуу Какей» является драматическим произведением, отвечающим требованиям реалистического искусства. Эта драма посвящена злободневной и актуальной теме того времени — неравенству женщин в обществе.
Сегодня в Кыргызстане насчитывается более 16 тысяч работников сферы культуры и искусства. В стране функционируют 20 профессиональных театров, 45 музеев, 1035 библиотек, 87 детских музыкальных школ, 2 вуза и 8 средних специальных учебных заведений, готовящих кадры культуры и искусства, 569 стационарных клубов.
Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды) православные отмечали на третьей неделе после Покрова.
В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении Восеньскiх Дзядоу, когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически
две традиции — православную и католическую. Государственный День памяти — 2 ноября.
У белорусов Восеньскiя Дзяды — праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядоу приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Зажегши свечку, хозяин читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную
тарелку для духов.
Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.
Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
На протяжении 20 века традиция поминать своих предков на Дзяды не имела большого распространения. В 1990-е годы осенние Деды, приуроченные ко 2 ноября, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.
Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, осенние Деды широко бытуют среди сельских и городских жителей.
Почитание мертвых является неотделимой частью истории человечества уже с самого ее начала. Оно входит органичной составляющей в верования как первобытного, так и современного человека. Проявления его разнообразны. С одной стороны это почитание, вера в охранительную силу духов умерших предков, с другой стороны — боязнь их мести.
Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. День поминовения усопших основан на догмате католицизма о чистилище. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих и помнящих об усопших.
День поминовения усопших был установлен аббатом Одило Клюнийским в 998 г. Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро распространился.
В этот день католики отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи.