Всемирный день зрения (World Sight Day) отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Эта дата отмечена в календаре для привлечения глобального внимания к проблемам слепоты, нарушения зрения и реабилитации людей с нарушением зрения. В проведении Всемирного дня зрения принимают участие разные организации, связанные с этой проблемой. Этот день является также основным событием глобальной инициативы по профилактике слепоты «Видение 2020: право на зрение», созданной ВОЗ и Международным агентством по профилактике слепоты.
Слепота — это неспособность видеть. Ведущие причины хронической слепоты включают катаракту, глаукому, возрастную дегенерацию желтого пятна, помутнение роговицы, трахому и заболевания глаз у детей (например, вызываемые дефицитом витамина А). В мире все шире встречается слепота, развивающаяся с возрастом, а также слепота, вызываемая неконтролируемым диабетом.
По данным Международного агентства по профилактике слепоты, примерно 284 миллиона человек имеют проблемы со зрением, из них 39 миллионов не видят вовсе. Болезни глаз поражают более 19 миллионов детей. Около 80 % случаев слепоты можно было бы избежать в случае своевременного лечения.
В рамках Всемирного дня зрения проводятся просветительские и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение болезней глаз. В некоторых странах в это время жители имеют возможность пройти обследование у офтальмолога.
Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий (International Day for Natural Disaster Reduction) ежегодно отмечается 13 октября. А впервые День был отмечен согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 1989 года
в рамках Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий (International Decade for Natural Disaster Reduction) — 1990-1999.
В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение продолжать ежегодно отмечать эту дату как Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий во вторую среду октября в качестве одного из инструментов, содействующих формированию глобальной культуры уменьшения опасности стихийных бедствий, включая предотвращение стихийных бедствий, смягчения их последствий и обеспечения готовности к ним.
Международная стратегия по уменьшению опасности стихийных бедствий преследует, прежде всего, цель доведения до сведения широкой общественности важности задачи предотвращения и проведения разъяснительной работы среди населения и общин, которые наиболее подвержены опасности стать жертвой стихийных, экологических и техногенных бедствий, относительно доступных средств по предотвращению перерастания опасностей в катастрофы.
Число пострадавших от землетрясений, циклонов, наводнений и засух стремительно растет. По данным ООН, в 2004 году около 250 тысяч человек стали жертвами стихийных бедствий. Это в три раза больше аналогичного показателя 2003 года и почти в 10 раз больше, чем в 2002 году.
Кроме того, по сообщению Международной Федерации Красного Креста, этот показатель втрое превышает среднегодовой показатель за период с 1994 по 2003 годы.
В среднем в результате стихийных бедствий погибает 184 человека в день. По прогнозам, из-за урбанизации и изменения климата на планете число жертв будет расти. Миллионы жизней можно спасти, если государства будут больше делать для предупреждения и сокращения риска стихийных бедствий.
Учитывая важную роль работников железной дороги Азербайджана в развитии экономики и социальной жизни страны, Президент Азербайджана Ильхам Алиев 7 октября 2005 года постановил:
1. 13 октября каждого года — день организации самостоятельной Азербайджанской железной дороги — объявить Днем профессионального праздника работников Азербайджанской железной дороги.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Железнодорожный транспорт Азербайджана занимает одно из важнейших мест в развитии экономики Республики и обеспечивает значительную часть грузовых и пассажирских перевозок. Это крупнейшая по протяженности (2125 километров) и объему перевозок сеть железных дорог в Закавказье, более половины которой электрифицирована.
Датой рождения азербайджанской железной дороги считается январь 1880 года, когда началась эксплуатация первой в республике 20-километровой железнодорожной линии на участке Баку — Сабунчи — Сураханы. В то время железная дорога предназначалась, в основном, для перевозки нефти из Апшеронских месторождений в порт Баку.
До 1991 года Азербайджанская железная дорога включала три отделения — Бакинское, Гянджинское и Нахичеваньское. После обретения независимости Азербайджаном и отделения его железных дорог от структуры Министерства путей сообщения СССР, была проведена кардинальная реструктуризация железнодорожной системы.
Сегодня основным перевозчиком в стране является ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Azәrbaycan Dәmir Yollari QSC, «ADY» QSC) — компания, созданная в 2009 году на базе Азербайджанской Государственной железной дороги.
Для Азербайджанской Республики железнодорожный транспорт является стержневой отраслью, объединяющий работу многих производств и влияющий на уклад жизни населения. Редакция проекта «Календарь событий» поздравляет с праздником всех сотрудников и ветеранов, связавших трудовую деятельность с железнодорожным транспортом Азербайджана.