Как произвести хорошее впечатление своими голосом и речью
Поиграем с согласными, согласны вы?
Рада новой встрече с вами!
Продолжаем совершенствовать дикцию. В этом очень полезном, но
кропотливом занятии, если присмотреться, можно найти много весёлого и
забавного. Во-первых, будем использовать смешные детские стишки и
сопровождать их повторение энергичными движениями. А, во-вторых, не
стесняемся в одиночку маршировать перед компьютером, он наш друг и не
осудит. Зато, скажу по секрету, эффект таких занятий значительно
превышает нудное повторение в скукоженном положении.
Тренировать
нам надо, прежде всего, так называемые, взрывные согласные. Они
образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий в виде: -верхних зубов (звуки Т-Д), -корня языка, прижатого к верхнему нёбу (звуки К-Г), -затвора обеих губ (П-Б)
Используя
звукоряд гласных, с которыми я вас уже познакомила, медленно, но чётко
строим фразу из "кирпичиков" : пткИ , пткЭ, пткА, пткО, пткУ, пткЫ
! Повторили пару раз, запомнили? А теперь... встали! Ну что вам стоит
оторвать свою драгоценную от стула? Мотивации недостаточно? Напомню, мы
продвигаемся вперёд, чтобы производить хорошее впечатление. Это
следующий шаг в этом направлении, психологически тоже очень важный. Я
вас уже знакомила с замечательным психологом, тренером Вячеславом
Саломасовым, так вот, одно из его наблюдений за людьми, которые желая
чему - нибудь научиться, полагают, что тренеры, педагоги -
волшебники, ан нет! Они " предлагают делать какие-то упражнения,
давать ответы на свои хитрые вопросы, зовут то громко говорить, то
внимательно слушать, да еще и задают домашние задания! Словом, требуют
постоянно работать и работать – безобразие! " (http://vernoeslovo.wordpress.com)
Вот прямо сейчас я призываю вас не только встать, но и делать во время
речевого упражнения ритмичное движение, скажем, шаг в сторону, ногу
приставить. Итак, сначала ноги, потом вдох, задержка дыхания, купол и "
пткИ , пткЭ, пткА, пткО, пткУ, пткЫ " , а дальше переходим на
буквосочетание: "бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы ", потом можно
пофантазировать и сочетать эти согласные самым причудливым
образом, хорошо бы подключить к этому процессу звуки "р" и "л" , типа "
лри, лре лра, лро, лру, лры!" . В впрочем, нет смысла все их
перечислять, чем большее колличество сочетаний придумаете - тем лучше,
причем для вас.
Тренируя всевозможные сочетания согласных, не
делайте упражнения формально, механически, добавляйте интонацию, как
будто вы кого-то поддразниваете, кокетничаете, над кем-то подшучиваете.
Как только почувствуете свою власть над взрывными буквосочетаниями,
можно ререходить к чистоговоркам. Чистоговорки: Пришёл Прокоп - кипел укроп. Ушёл Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе
кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп.
Из под топота копыт Пыль по полю летит
Тридцать три корабля лавировали, лавировали Да не вылавировали
Лавр рвал ландыши и дарил их Ларе
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла - украла кларнет
Стихотворения, подходящие для упражнения
Вагоны вперёд покатили, как мячики: Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била бой! Пара барабанов
Когда
я предлагала вам помаршировать, то имела в виду именно последнее
стихотворение, ну а для работы над стишоком про вагоны в группе,
предлагаю выстроиться в колонну и продвигаться вперёд, делая движения,
согнутыми в локтях руками.
Если, всё это освоено и уже не
вызывает затруднений, то переходим к самым проблематичным согласным, это
русские звуки "ч" и "ц". Произношение этих согласных - это наиболее
распространённый недостаток речи. Вместо ясного и четкого "ч" мы слышим
"щ" (щеловек, кащество), а вместо "ц" зачастую звучит "с" (поселуй,
светок) . Отчего это происходит? Попробуйте слегка протянуть эти звуки и
вы поймёте, при растягивании теряется взрывной согласный "т". Но , как
известно, у каждого яда есть противоядие. Этот недостаток можно
устранить , тренируя буквенные сочетания. "ч" и "ц" стоят рядом или
между другими взрывными согласными. Например : " кчки, кчкэ, кчка, кчко,
кчку, кчкы" или "тпци, тпцэ, тпца, тпцо, тпцу, тпцы" . А вот и
упражненьиЦе:
"Разговор лягушек" 1. Кума, Ты к нам? 2. К вам, к вам к вам, к вам! К воде скачу, Ловить хочу! 1. А кого, кого,
кума? 2. Рака, карпа и сома. 1. Как поймаешь, дашь ли нам? 2. Как не дать? Конечно, дам!
При
каждом ударном слоге, слегка подпрыгивайте , как лягушка. Постарайтесь
во время исполнения, взять дыхание один раз и, конечно же, следите за
свободой звука.
Получилось вжиться в образ лягушки? Даже не
хотите с ним расставаться? А придётся! Теперь будем подражать чириканью
воробьёв! Вы, наверное, подумали:"Ещё веселей!", мне приятно, что Вам
нравиться играть с согласными!
"Воробьи" 1.Чик-чирик,
чей червячок? 2. Чей червяк? Чирик молчок! На крючочке червячок. Попадёшься на крючок! 1.На крючок? Чего? Чего? Не боюсь я ничего! Червячка с крючка схвачу! Чик-чирик! И - проглочу!
И
в завершении нашей игры с согласными, даю проверочное
задание.Постарайтесь записать его и прослушать. Самый суровый судья для
себя - вы сами. Редко кому нравится собственная аудиозапись. Поищите
недостатки, и обязательно избавьтесь от них, а потом просто
поддерживайте свою отличную дикционную форму.
"Прислушайтесь к звукам" Шипящий звук "ш" зашуршал, зашептал, А "жэ"- словно жук, закружась, зажужжал. Завеяли ветры весенние в "вэ". Зафыркал вдруг "эф",
расфуфырился:"Фэ!" Свистящий согласный звук "эс"- засвистел, За ним звонко, звонко звук "зэ" - зазвенел. Раскатистый "эр" - не напрасно сонорный: Рычит и рокочет в работе упорной!.. Бьёт бурю и бой в барабан бравый "бэ". Пришёл попросить быть потише звук "пэ"...
Звучите в
удовольствие себе и на радость окружающим