Шри Дживе Госвами исполнилось 500 лет
Он был величайшим философом и знатоком санскрита за всю историю Индии, это
признают и современные ученые. Его перу принадлежат полмиллиона стихов на
санскрите. Труды Дживы Госвами доказывают, что учение Шри Чайтаньи являет
собою суть ведической мудрости и совершенство религии.
О детстве Шри Дживы Госвами известно немногое. Он родился в 1511 году в
бенгальской деревне Рамакели (ныне округ Малда). Его отцом был Валлабха
Маллик, более известный под именем Анупама. Он был младшим братом Рупы и
Санатаны Госвами.
Будучи племянником Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами, Джива Госвами явил
все чарующие качества махапуруши (божественной личности). У него были
напоминавшие лепестки лотоса глаза, прямой нос, высокий лоб, широкая грудь,
длинные руки и излучающее сияние тело золотистого цвета.
В детстве он своими руками изготовил Божества Кришны и Баларамы. Выражая
свою чистую преданность, он часто плакал, поклоняясь Им. Предложив Кришне и
Балараме одеяния, чандану (особого рода глину с берегов священной реки),
цветы, украшения и вкусные сладости, он немного брал себе, а все остальное
отдавал своим друзьям. С самого раннего детства Джива проявлял доброту по
отношению к другим живым существам. Джива был настолько привязан к Кришне и
Балараме, что даже перед сном он обнимал Их и засыпал с Ними в обнимку. Его
родители думали, что он просто играет, но деревенские жители очень
радовались, когда видели привязанность Дживы к Кришне и Балараме.
В школе он быстро освоил санскритскую грамматику, поэзию, логику и
философию. Шримад-Бхагаватам вдохнул в него жизнь. Кришна-катха наполнила
его счастьем. Никто не смел говорить с ним о чем-либо ином, кроме деяний и
развлечений Кришны.
Джива был еще совсем ребенком, когда Рупа и Санатана ушли в отставку со
своих министерских постов при дворе Алауддина Хуссейна Шаха, который правил
с 1493 по 1519 годы. К этому шагу их подвигла встреча с Чайтаньей Махапрабху
(1486-1534). Они решили присоединиться к Шри Чайтанье, начавшему движение
санкиртаны. Эта история описывается в <Чайтанья-чаритамрите> Кришнадаса
Кавираджа Госвами. Отец Дживы, Анупама, встретился с Чайтаньей в то же самое
время и последовал по стопам своих старших братьев, отправившись вместе с
Рупой во Вриндаван.
Узнав о том, что его отец и дядья приняли решение посвятить свою жизнь
служению Шри Чайтанье Махапрабху и Его миссии, молодой Джива также решил
присоединиться к ним. Как свидетельствует Нарахари Чакраварти Тхакур в своей
<Бхакти-ратнакаре>, Шри Чайтанья явился Дживе во сне и призвал его
присоединиться к Рупе и Санатане во Вриндаване. Однако не известно, удалось
ли ему встретиться с Чайтаньей.
Джива прибыл в Навадвипу в Западной Бенгалии, где встретился с ближайшим
спутником Чайтаньи - Шри Нитьянандой. Нитьянанда провел Дживу по всем святым
местам Навадвипы. Это положило начало гаудия-вайшнавской традиции парикрамы
по Навадвипе (ежегодного паломничества по девяти островам Навадвипы). Джива
Госвами странствовал по Навадвипа-дхаме вместе со Шри Нитьянандой Прабху.
Шри Нитьянанда лично дал Дживе Свои благословения отправиться во Вриндаван.
Однако вначале Джива отправился в Бенарес (Варанаси), где под руководством
Мадхусуданы Видьявачаспати, ученика знаменитого в то время ведантиста
Сарвабхаумы Бхаттачарьи, Джива изучил все шесть даршан, или философских
систем, а также углубил свои познания в санскрите.
Во Вриндаван Джива прибыл в 1535 году, присоединившись к Рупе Госвами и
Санатане Госвами. Он смиренно служил Шри Рупе Госвами, омывая его стопы,
подготавливая все необходимое для литературной работы, редактировал его
книги и через некоторое время получил дикшу (посвящение с получением
священных мантр и духовного имени). Шри Рупа Госвами обучил Дживу принципам
бхакти*. Джива помог в составлении литературных трудов Рупы и Санатаны, а
также в их проповеди и возрождении забытых святых мест Вриндавана.
Однажды пожилой вайшнав, Валлабхачарья, критически отозвался о литературной
работе Шри Рупы Госвами. Несмотря на свой юный возраст, Шри Джива, не
задумываясь, встал на защиту своего учителя. Но сам Шри Рупа Госвами строго
отчитал за это Шри Дживу и велел ему покинуть Вриндаван.
Поселившись в норе крокодила в Нанда Гхате (около часу ходьбы от
бхаджан-кутира Шри Рупы), Шри Джива принялся поститься. Он поддерживал свое
существование, принимая в пищу только муку, разведенную водой из Ямуны.
Увидев, что он почти перестал заботиться о своем существовании, Санатана
Госвами привел его обратно к Шри Рупе Госвами.
Однажды Шрила Прабхупада привел этот пример, как иллюстрацию отношений гуру
и ученика. <Шри Рупа Госвами выгнал Дживу Госвами, чтобы научить нас,
современных преданных*. Он не хотел наказывать или наставлять Шри Дживу
Госвами, вечно освобожденного, вечного спутника Господа Кришны. Рупа Госвами
отправил Дживу Госвами из Вриндавана, чтобы научить всех тому, что он
написал в <Упадешамрите>: вачо вегам манасах кродхах вегам / джихва
вегам... - <Во все времена преданные должны уметь контролировать свой язык,
свою речь и всегда оставаться смиренными, как примятая трава на дороге
(тринад апи суничена)>.
После ухода Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами стал
гаудия-сампрадая-ачарьей, наставляя всех вайшнавов Навадвипы, Вриндавана и
Джаганнатха Пури. Несмотря на свое очевидное главенство, он всегда оставался
смиренным слугой всех живых существ. Всякий раз, когда во Вриндаван
приходили вайшнавы из Бенгалии, он с любовью принимал их, угощал прасадом и
предоставлял удобные места для отдыха и даже отправлялся с ними во
Враджа-мандала-парикраму*.
Великий ученый-санскритолог Шри Джива Госвами в уме составлял стихи на
санскрите и записывал их, ничего не меняя в конструкции предложения. Слово
<записывал> означает, что он использовал железный стержень, острием которого
буквы и слова наносились на пальмовые листья. Ясно, что такой метод письма
не позволял исправлять или переписывать текст. Каждый его стих был бесценным
бриллиантом совершенного размера, ритма, поэтики и смысла. Он был величайшим
философом за всю историю Индии. Современные санскритологи считают его
величайшим ученым.
Шри Джива Госвами был младшим, но самым плодовитым автором из всех Госвами.
Его перу принадлежат полмиллиона стихов на санскрите (около 25 книг). Его
книги доказывают, что философия Шри Чайтаньи являет собой суть ведической
мудрости и совершенство религии. <Гопала Чампу>, <Шат-сандарбха> и
<Хари-нама-вьякарана> - самые известные его работы. <Сандарбхи> уверенно
доказывают трансцендентные истины Шримад-Бхагаватам. Они также доказывают,
что Господь Шри Кришна - это Высшая, Абсолютная Истина (сваям-бхагаван),
причина всего сущего и источник всех аватар. Всякий, кто с верой прочтет эти
книги, станет преданным слугой Господа Кришны.
Есть следующее объяснение имени Дживы Госвами. Джива - <тот, кто дает жизнь
другим>. Поэтому духовное знание Дживы Госвами, изложенное в его двадцати
четырех книгах, дарует жизнь всем преданным.
Другое объяснение имени Дживы - происхождение этого имени от слова
дживаках - <тот, кто заставляет дживы (живые существа) издавать
экстатические звуки [Святых Имен]>. Шри Джива Госвами вдохновлял джив на
духовную жизнь, раскрывая эзотерическое значение Шримад-Бхагаватам в своих
комментариях на это произведение, а также в своих <Шат-сандарбхах>. Тот, кто
раскрывает природу дживы, ее взаимоотношений с Господом и путь достижения
высшей цели жизни, называется дживаках или джива.
Следующая цитата взята из нектарного произведения Шри Дживы Госвами <Гопала
Чампу>, в котором описаны удивительные игры Радхи и Дамодары во Вриндаване.
<На горе Говардхане проявился огромный образ Говардхана. Все враджаваси
(обитатели священного Вриндавана) вместе с Кришной предложили ему свои
поклоны. Когда Сам Шри Кришна стоял там со сложенными ладонями, Говардхан
прогрохотал: <Я съем все ваши подношения> и поглотил всю воду из всех кунд
(прудов для омовения и купания), окружавших гору. Загребая своей правой
рукой подношения, приготовленные враджаваси, и отправляя яства в рот, он
прищелкивал пальцами левой руки. А когда Говардхан распростер свои руки,
словно говоря, что хочет еще больше: <Анийор! Анийор! Анийор!> - <Еще, еще,
еще>, - пастухи вообще ринулись прочь во все стороны...>
По просьбе Ачарьярани Джахнавы Деви Тхакурани, в 1558 году Шри Джива Госвами
попросил Шринивасачарью, Нароттама даса Тхакура и Шьямананду Прабху отвезти
богословские труды Госвами из Вриндавана в Бенгалию. Они перевели их на язык
бенгали и распространили по всей Бенгалии и Ориссе. Они также широко
проповедовали и дали посвящение сотням вайшнавов. Слава об эрудиции и
духовности Дживы Госвами дошла до императора Акбара из династии Великих
Моголов. Акбар был одним из просвещеннейших правителей своего времени. Он
стал поклонником Шри Дживы и вайшнавской традиции почитания Бога, хоть и был
мусульманином. Акбар даже снабжал Дживу бумагой для написания книг.
Еще в 1542 году Шри Джива Госвами положил начало поклонению Шри Шри Радхе и
Дамодаре в Сева-кундже, во Вриндаване. Храм Радха-Дамодар-мандир - один из
наиболее важных храмов Вриндаван, а эти Божества Радхи и Кришны были изваяны
лично Шри Рупой Госвами.
Его самадхи (усыпальница) находится во дворе храма. В нитья-вриндавана-лиле
Радхи и Дамодары Шри Джива Госвами предстает как Виласа-манджари.
Джива Госвами вошел в вечные лилы Радхи и Кришны в 1596 году. Его самадхи
расположено на территории храма Радхи-Дамодары во Вриндаване.
Философско-богословское наследие Шри Дживы Госвами колоссально, хотя бы уже
по своему объему. Ведь объем богословских санскритских стихов, причем
уникальных, созданных Дживой Госвами, превышает <Махабхарату> и <Рамаяну>,
вместе взятые.
Уникально его наследие и благодаря тому, что он изложил в нем философию
ачинтья-бхеда-абхеда Чайтаньи Махапрабху, в частности в своих комментариях к
своим же <Шат-сандарбхам>, получивших название <Сарва-самвадини>, Джива
Госвами впервые объяснил ачи?нтья-бхе?да-абхе?да-таттву, или учение о
непостижимом единстве и различии между творением и Творцом, или между
Верховной Личностью Бога Кришной и Его энергиями.
Ачи?нтья-бхе?да-абхе?да-таттва - это одно из направлений веданты и
философско-богословская основа традиции гаудия-вайшнавизма.
Ачинтья означает <непостижимый>, бхеда переводится как <различие> и абхеда
как <единство>. Это учение впервые было сформулировано Шри Чайтаньей
Махапрабху и его последователями. Выражаясь суховатым, но лаконичным языком
философской науки, учение ачинтья-бхеда-абхеда-таттва избегает крайности
монистической адвайты Шанкары и чистого дуализма Мадхвы (двайты),
рассматривая энергии Личности Бога, в том числе и творящие материальные мир,
как одновременно тождественные с Ним и отличные от Него.
Известно около 25 литературных трудов, автором которых считается Джива
Госвами.
В <Хари-намамрита-вьякарана>, своем труде по грамматике санскрита, Джива
Госвами объясняет каждое слово, слог или грамматическое правило в связи с
Кришной и Его лилами.
В <Сутра-малика>, труде по грамматике санскрита, Джива Госвами объясняет
происхождение санскритских слов.
В <Дхату-санграха> он объясняет глагольные корни санскритских слов.
<Расамрита-шеша> посвящена теме словообразования на санскрите. Данный труд
Дживы Госвами основывается на <Сахитья-дарпане> Вишванатхи Кавираджа. Джива
Госвами также приводит много своих собственных примеров и трактовок других
Госвами Вриндавана.
В <Мадхава-махотсава> Джива Госвами описывает церемонию коронации Радхи как
царицы Вриндавана.
В <Санкалпа-калпадрума> Джива Госвами в форме молитвы объясняет восемь
ежедневных лил Радхи и Кришны (ашта-калия-лила).
В <Гопала-вирудавали>, небольшой поэме из 38 стихов, Джива Госвами воспевает
славу Кришне в образе Гопала (пастушка).
В своем произведении <Сукха-бодхини> Джива Госвами комментирует
<Гопала-тапани-упанишаду>, одну из Упанишад канона Муктика, которая имеет
особое значение для кришнаитов, так как Кришна объявляется в ней Верховной
Личностью Бога.
В своем труде <Диг-даршини> Джива Госвами объясняет <Брахма-самхиту>
(<Молитвы Брахмы>), которая была обнаружена Шри Чайтаньей Махапрабху в храме
Ади-Кешава в Керале во время его паломничества по Южной Индии.
В своем труде <Дургама-сангамани> Джива Госвами дает комментарий на
<Бхакти-расамрита-синдху> Шри Рупы Госвами (<Нектар преданности>).
В <Лочана-рочани> Джива Госвами комментирует <Уджвала-ниламани> Шри Рупы
Госвами.
<Агни-пуранастха-гаятри-бхашья> представляет собой комментарий на мантру
Брахма-гаятри из <Агни-пураны> (гл. 216-217).
В <Падма-пуранокта-кришна-пада-падма-чихна> Джива Госвами описывает
отличительные знаки на стопах Кришны, согласно тому, как они приводятся в
<Падма-пуране>.
В Шри Радхика-кара-пада-стхита-чихна, сравнительно небольшом по объёму
труде, Джива Госвами описывает отличительные знаки на руках и стопах Радхи.
В <Лагху-вайшнава-тошани> Джива Госвами комментирует Шримад-Бхагаватам.
Огромный интерес представляет и <Гопала-чампу>. Это поэма в двух частях. 1-я
часть, Пурва-чампу, состоит из 33 глав и посвящена жизни Кришны во
Вриндаване. 2-я часть, Уттара-чампу, состоит из 37 глав и описывает лилы
Кришны после того, как он оставил Вриндаван, а также чувства разлуки,
которые обитатели Вриндавана испытывают в Его отсутствие.
И, наконец, самое известное, пожалуй, произведение Дживы Госвами - это
<Шат-сандарбхи> (<Шесть сборников>) - фундаментальный труд на санскрите, в
котором в систематическом виде представлено богословие гаудия-вайшнавизма.
Известны также такие труды Дживы Госвами, как
<Радха-Кришна-арчана-чандрика>, <Бхавартха-сучака-чампу> и комментарий на
<Йогасара-ставаку>.
Примечания
* бхакти - служение Господу Кришне с преданностью и бескорыстием
* преданные [слуги Господа] (от англ. devotees) - самоназвание вайшнавов -
последователей Общества сознания Кришны
* парикрама - обход святынь, паломничество по святым местам
http://www.krishna.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3267:jeeva-gosvami&catid=15:news&Itemid=1061