Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Внутренний зоопарк

  Все выпуски  

Внутренний зоопарк Грифон: гордый, храбрый и свободолюбивый. Часть 2


Уже более 400 лет учёные-гуманисты, историки, фольклористы, филологи, археологи и зоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, а он так и остаётся во многом загадочным как по происхождению, так и по своим функциям. За столетия было выдвинуто немало догадок и гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью выдуманным, выводили от птиц, от вымерших видов животных (протоцераптоса), от тапиров, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах. Его образ, кажется, всегда был популярным в культуре Европы, начиная со своего появления там. Об этом свидетельствуют тысячи античных изображений грифона, широчайшее применение его в фамильных и городских гербах средневековой Европы. В литературе Нового Времени этот образ, начиная с реминисценций легенды о грифонах и аримаспах у Мильтона и Гёте и заканчивая литературой фэнтези, прожил богатой и полновесной жизнью.

Многочисленные изображения грифонов находят на предметах, обнаруженных археологами, относящихся ко времени, начиная со второго тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке и по берегам Средиземного моря. Их можно встретить в русском прикладном искусстве XI - XIII вв. и в архитектурном декоре. Самый древний пример использования скифами изображения грифонов, Келермесское зеркало, датируемое 70-ми годами VI в. до н.э. Изображения грифона есть и на царском ковчеге 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636 г.). В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо. В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте. В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах. Княгини и боярыни средневековой Руси носили короны с грифонами, колты с грифонами, а простые горожанки привешивали в какие-то праздники привески с грифонами.

Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья.

Изображения грифонов и сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире. Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов. Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале. И в Грузии в Мцхете на церкви есть барельеф с грифом.

Но грифон изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках. Мы можем найти изображения грифонов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век) и на великом знамени Ивана IV Грозного 1560 года. Следует обратить внимание, что на  знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений (житейских) - на знаменах не допускалось. После Ивана IV на царских знаменах грифона найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что “ездец” на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.

Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей. Изображения грифона на обширной территории России использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (Крымское ханство) – по всей видимости, до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше двух тысяч двухсот пятидесяти лет.

В официальной и бытовой символике Московии грифон постепенно вытеснялся из обихода, особенно с приходом к власти династии Романовых, а в Российской Империи с началом царствования Петра I фактически был предан забвению. Появился он вновь уже заимствованным в западноевропейском виде на гербе Романовых, который был утвержден 8 декабря 1856 года.

Грифон используется в эмблематике Северного Причерноморья с древних времён — в частности, он был эмблемой древних греческих городов-колоний Херсонеса и Пантикапея. В настоящее время на современных гербах Республики Алтай, городов Верхняя Пышма Свердловской области, Мантурово Костромской области, Саянск Иркутской области и ряда других используется грифон. Также, его изображения встречаются в геральдике городов других государств Европы: на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши и т.п.

24 сентября 1992 года был утвержден герб Крыма (Государственный герб республики Крым). Он представляет собой в червлёном варяжском щите обращённого влево серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружён двумя белыми колоннами, соединёнными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». Червлёный цвет щита напоминает о героической и драматичной судьбе жителей полуострова, а форма щита («варяжская») символизирует древний путь «из варяг в греки». Жемчужина подчёркивает уникальность Крыма. Колонны напоминают о древних цивилизациях на его территории. Солнце символизирует возрождение и расцвет

Если говорить о символическом значении грифона, в средние века он символизировал объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Зверино-птичья сущность самого образа грифона свидетельствует о его обобщающем характере, о слиянии идеи неба с идеей земной природы и прежде всего её растительного мира. Грифон рассматривался русскими людьми эпохи Игоря и Святослава как повелитель природы, исполнитель воли высшей незримой силы.

Обычно грифоны описывались как свирепые и опасные существа, однако только для тех, кто вторгается в их сферу обитания. В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который «шагает по трепещущим телам своих врагов». В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Они полагали, что грифоны являются вестниками богов и способны защищать народы от грядущих бед. Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства.

Все символические характеристики грифона и его тотемические качества можно отнести как к целому объединению людей, так и к отдельной личности.

 

"В мире всякое творенье — книга и изображенье,

будто зеркало для нас".

мистик XII в. Алан Лилльский

 


В избранное