Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Внутренний зоопарк

  Все выпуски  

Внутренний зоопарк Грифон: гордый, храбрый и свободолюбивый.


«Не зная прошлого,

нельзя любить настоящее

и думать о будущем»

С.В.Михалков

«Тотемизм» (на языке северо-американских индейцев оджибве «от-отем» – «его род») - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Среди психологических концепций тотемизма наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в 1913г. в книге «Тотем и табу».  Зигмунд Фрейд предложил понимание тотемизма как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические ограничения, с которых началось строительство культуры.

Археологические раскопки подтверждают тот факт, что с древнейших времен люди, объединенные в группы, создавали себе символику. Это позволяло четко идентифицировать такие группы. И в современном мире оригинальная символика активно используется в самых различных сферах деятельности – торговле, производстве, оказании различных услуг, в спорте, у религиозных и общественных организаций.

Особое значение имеют государственные символы, т.к.  помимо протокольных и иных вопросов могут способствовать сплочению народа страны и осознания им своего единства. Грифон, это древнейший объединительный и сакральный символ для славянских, тюркских, угорских и иных народов, проживающих на огромной территории от Европы до Тихого океана на территории Скифии (Великой Тартарии, Российской Империи). И сегодняшний выпуск я хочу посвятить этому древнему славянскому символу. Описание грифона встречается в исторических, географических, естественнонаучных и зоологических трактатах. Есть несколько гипотез истории происхождения этого слова: от древне-еврейского языка - «крылатый ангел», от греческого - «крючконосый», от ассирийского - «фантастическое крылатое существо».

Впервые грифон упоминается в VI в. до н.э. греческим писателем и путешественником Аристеем Проконесским как «страж золота» на севере в Скифии. Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности. Российским ученым, изучая тексты древних рукописей, удалось определить, что Аристей – служитель бога Аполлона, решив однажды посетить страну блаженных гипербореев, дошел до местности, занимаемой нынче Екатеринбургом, Верхней Пышмой, Среднеуральском. Он хорошо знал, что страна счастливых людей гиперборейцев находится где-то далеко на севере. Испытав невероятные трудности, Аристей с караваном купцов прошел от берегов Черного и Азовского морей до верховий реки Исеть. Тогда в этих местах на берегах Исети проживали местные жители исседоны. Здесь караван, с которым следовал Аристей, сделал свою последнюю остановку. Дальнейшему продвижению каравана мешали какие-то белые перья, вероятно, это был сильный снегопад. О более северных краях Аристей узнал со слов исседонов. Они рассказали Аристею следующее: «Севернее в стране аримаспов, где-то по направлению к Рипеям (Уральским горам), находятся золотые рудники. Золото здесь выкапывают из земли, сооружая себе гнезда, свирепые грифоны - звери, похожие на львов, но с крыльями и клювом орла». Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в своей поэме, получившей широкую популярность. Это было первое упоминание грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов.

Интересно отметить, что повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения: рассказы о них напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, а не мифических созданий, обладающих магической силой:

…« Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк». (Элиан, «О животных»);

…«огромностью и мощью грифоны подобны львам, а даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов". (Флавий Филострат, «Жизнеописания Аполлония Тианского»).

…«Грифы, так называются оттого, что это животные как бы пернатые и четвероногие. Это род диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем — львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям. Они могут означать яростных гонителей и надменных гордецов, которые враждебны людям, следующим простоте христианской и живущих разумно». (Рабан Мавр, «О вселенной»)

…«в азиатской Скифии земли богатые, однако, необитаемые. Ибо хотя они изобилуют золотом и драгоценными камнями, всем владеют грифы, наияростнейшие птицы, за пределами всякого бешенства свирепствующие; они силой преграждают путь, из-за чего доступ к драгоценному металлу труден, так как тех разрывают на части, кого увидят, словно бы рождённые к покаранию страсти к лёгкой наживе». (Солин, «Собрание достопримечательностей»)

О грифонах, как реально существующих животных, упоминал в своей «Естественной истории» римский писатель и ученый Плиний Старший. Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., писал о постоянной войне крылатых чудовищ с аримаспами (одноглазыми людьми). Английский писатель Джон Мендевиль писал: «Бактрийцы, проживающие в Средней Азии, страшно бояться грифонов; считается, что эти птицы были способны унести в огромных когтях лошадь вместе с всадником или пару волов. Добычу грифоны приносят в гнездо для прокорма своих птенцов. Иногда людям удается убить грифона».  Автор утверждал, что видел луки, изготовленные из ребер этого существа.

Древнегреческий историк Геродот  писал о том, что во главе "царских скифов" - элитарной части скифского общества - стояла некая загадочная Владычица Скифов. Из античных мифов можно сделать вывод о ее связи с упомянутым племенем "стерегущих золото грифов". Историческое подтверждение этому древнему высказыванию Геродота появилось в 1993 году, когда на Алтае, на плоскогорье Укок, археологами было вскрыто уникальное захоронение скифской эпохи, отстоящей от нас на два с половиной тысячелетия. В захоронении обнаружили мумию молодой, стройной, высокой женщины с европейской внешностью. На ее левом плече и руках была татуировка - алтайский грифон - символ принадлежности к элите пазырыкского общества. Характерной особенностью захоронений алтайских скифов является присутствие почти во всех могилах в большом количестве изображений ушастых грифонов. Это фантастическое существо изображено на одежде, оружии, конской упряжи, сосудах, украшениях. 

Наиболее широко известная в мире теория о происхождении грифонов принадлежит американскому фольклористу и криптозоологу Эдриен Мэйор.  Начиная рассматривать историю грифонов в литературных памятниках, Э.Мейор уделила внимание восьми античным авторам, которые сообщали о грифонах: Аристею, Эсхилу, Геродоту, Ктесию, Плинию Старшему, Флавию Филострату, Павсанию и Элиану. Это достаточно широкая и представительная подборка. В 2000 году, она опубликовала книгу "Первые охотники за ископаемыми останками: палеонтология в греко-римское время", первая глава которой полностью посвящена теории о происхождении образа грифона.

Один из крупнейших ученых конца VI – начала VII веков епископ Севильи Исидор упоминал в своих трудах грифона и называл его реальным, но вымершим существом.

Хочу обратить ваше внимание на интересный факт: в латиноязычной традиции, когда заходила речь о грифонах, как о существах, живущих где-то на окраине мира, грифоны практически никогда не упоминались в единственном числе и авторы обозначали их как gens (лат.: народ, племя, вид), которое было более употребительно по отношению к сообществам людей, чем животных. Именно Геродот под грифонами подразумевал не чудовищ, а сообщества людей. Возможно, именно это словоупотребление и повлияло на отождествление грифонов, с неким живущем на севере народом. В средневековых сочинениях и на картах XII-XIII вв.  можно встретить выражение «негодный народ грифов».


В избранное