Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Идея алхимии. Облагораживание


"Огонь Кундалини: Волшебство Йоги и Тантры"
"Йога существует не для того, чтобы скручиваться в крендель,
для того, чтобы нести счастье в каждый дом".
выпуск 2
Здравствуйте, дорогие подписчики!

Сегодня в выпуске:

  1. Штрихи к портрету йоги.
  2. Механизм действия йоги.

Архив рассылки

Штрихи к портрету йоги

Со словом «йога» ситуация, прямо скажем, неоднозначная. С одной стороны, сейчас все кому не лень путем простого добавления к «йоге» (спереди или сзади) любого другого слова или словосочетания, взбредшего в голову, образуют свои собственные направления йоги, а с другой – известно, что этим словом мудрецы древности обозначили нечто высшее, запредельное, таинственное.
Ясно одно: йога – это всегда нечто сугубо практическое. В Индии существовало шесть канонических философских систем, так называемых Даршан. «Даршана» означает «взгляд», или «точка зрения». Древние философы и мудрецы выводили различные концепции и способы описания мировой реальности, которые воспринимались большинством людей лишь умозрительно.
Йога – это нечто отличное от философии. Йога – это всегда эмпирический опыт, причем, сложно поддающийся описанию. Даже простой повседневный опыт бывает трудно описать словами. Например, как описать, что такое солнечный свет, слепому? Или как описать холод коренным жителям Африки? Проблематично. Что тогда говорить о йогическом опыте, который выходит далеко за рамки обыденного.
Для серьезного ищущего йога всегда ассоциируется со знанием. Но что есть знание для современного человека? Это – научные и художественные книги, это – статьи в интернете, это – лекции профессоров на парах, это – телевидение и пресса, это – рассказы очевидцев и домыслы всех остальных. Сплошная опосредованность.
Знание йоги – это нечто кардинально иное. Йогин владеет методом, посредством которого он погружается в безмолвное состояние, лишенное какой бы то ни было активности органов чувств и мышления, и там входит в самое «Сердце мира», откуда изошли все вещи, вся природа, все живые существа, все законы и все понятия. А когда он возвращается оттуда, то, воспринимая окружающий мир вернувшимися к активности органами чувств и разумом, он созерцает невидимую нить, связующую все эти вещи между собой, духовным оком он видит скрытый смысл происходящего вокруг, перед ним развертывается грандиозная мистерия человеческих судеб и хитросплетений кармы. В каждом контакте своего сознания с внешним впечатлением, неважно – приятным или болезненным, он вылавливает незримые искры световой энергии, обращая ее в божественное опьянение, такое, что никакой самый изысканный алкоголь, как говорится, «рядом не валялся». Каждое соприкосновение сознания йогина с внешним миром становится для него актом извлечения Сомы – мифического напитка Богов. И если для философа – это предмет умозрительного рассуждения и спора с оппонентами, то для йогина – это ежесекундная таковость, т.е. реальность, которой он достиг путем неослабевающей садханы – йогической практики, тверже и постояннее которой нет ничего на этом белом свете.
Все философские системы, существующие сегодня в мире, – это, на самом деле, то, что древние йоги изрекли, выйдя из своих медитаций, а люди подхватили и понесли дальше, склоняя услышанное на все лады. В отличие от умозрительных рассуждений йога представляет собою практический путь достижения тотальной удовлетворенности, беспрецедентной силы, бесконечной любви и окончательного счастья, которые описывают философы, воспевают поэты и ищут ученые (правда, часто не там).
Традиционно изучение йоги начинается с очистительных процедур и техники асан, или с 10-ти принципов Ямы и Ниямы. Но будет ли уместным последовать этой традиции прямо сейчас? Кому в этот век нужны архаичные очистительные процедуры? Разве что горстке увлеченных одиночек, желающих очистить свое тело естественным способом и благодаря этому достичь идеального здоровья и продлить молодость. А кого нынче всерьез интересуют асаны? Либо йогов от рождения, коих по пальцам пересчитать можно, либо амбициозную молодежь, видящую в овладении экзотическими позами еще один способ самоутвердиться. Конечно, я тут несколько утрирую, но делаю это сознательно – чтобы подчеркнуть один простой факт, с которым я столкнулся за годы попыток обучить людей традиционной йоге. Факт, заключающийся в том, что исконные основы йоги почти недоступны для понимания неподготовленным современным человеком. Поэтому прежде, чем перейти к практическим аспектам йоги, еще порассуждаем и взглянем на наш предмет с разных сторон.
Йога – это не гвозди в качестве постели, это не «крендель-асана» в вашем исполнении в зеркале и даже не отказ от мяса или неподвижное сидение в «лотосе». Йога – это глубокий покой, это – непрекращающаяся радость, это – знание, льющееся рекой, это – ощущение мистической силы, развертывающейся внутри, и это – нектар, сочащийся через тело и ум того, кто посвятил себя йоге. И даже головокружительные достижения научно-технического прогресса – технопарки, космические программы, клонирование, нанотехнологии и трехмерные принтеры человеческих органов – просто детский утренник :) по сравнению с тем, что творится в захватывающей дух лаборатории йогина, которой является его собственное тело и глубины его собственного сознания.
К сожалению, мир слишком погряз в материи, чтобы обнаружить сокровища йоги. Он, скорее, начнет изобретать какие-нибудь квантовые очки, с помощью которых будет надеяться разглядеть пранические каналы, лепестки чакр и отпечатки самскар вместо того, чтобы на время остановить свой безудержный ум, расслабить перенапряженное тело и приступить к погружению в самого себя.
Пусть тон этой статьи не покажется вам выступлением против материализма. Ее цель – заострить ваше внимание на той исходной черте (пролегающей где-то между миром материи и миром духа), от которой для вас может начаться путь в йогу. И если все сказанное отозвалось где-то внутри вас, то все, что будет описываться дальше – это ваше.

Механизм действия йоги

А сейчас я предлагаю бросить беглый взгляд на то, каким образом йога совершает чудо своего преобразования. Я постараюсь вести последовательное повествование, везде, где возможно, избегая углубления в детали, чтобы пока только обрисовать общую картину. И буду использовать метод постулирования, т.е. выводить короткие постулаты для облегчения восприятия текста.

* * *

Неважно, каков человек – хороший или плохой, одаренный или бездарный, добрый или злой, богатый или бедный, веселый или печальный, здоровый или больной, молодой или старый, мужчина или женщина – йога будет иметь дело с любым исходным материалом в нем.
Что она с этим материалом будет делать? Она будет его облагораживать. Вы никогда не задумывались, почему в мире существует идея алхимии? Кто-то верит в то, что существовали средневековые алхимики, способные превращать свинец в золото. А кто-то утверждает, что алхимия существовала только как духовная наука: алхимик-даос пестовал свою внутреннюю природу, доводя ее до совершенства. Сейчас неважно, кто прав, а важно то, что идея алхимии возникла неслучайно. Она указывает на то, что в этом мироздании предусмотрены процессы алхмического преобразования чего-то обычного в нечто более совершенное и «блестящее». Есть просто железо, или свинец. Они сами по себе хороши и полезны. Но – нет, нам этого мало: нам лучше бы золото. Железо ведь не блестит, а золото – еще как! Поэтому мы и начинаем думать о том, как из железа получить золото.

Постулат первый:
Йога принимает то, что имеется в наличии, и облагораживает это.

Идея преобразования простого металла в благородный стара как мир. И так же стара как мир идея преобразования человеческой природы. В йога-тантрическом мировоззрении есть такое понятие – «таттва». «Таттва» – это «то, что существует». Это – Реальность, абсолютная истина, с одной стороны, и элементы природы, из которых состоит все мироздание, с другой. Космос и человек состоят из таттв, и таттвы эти везде одинаковы – как в Космосе, так и в человеке. Конечно, может возникнуть резонный вопрос: зачем все усложнять? Ведь науке давно известно, что вся Вселенная состоит из набора элементов таблицы Менделеева в различных комбинациях. Но таттвы Йоги и Тантры – это не химические элементы. Таблица Менделеева охватывает лишь физический срез Бытия. Йога и Тантра имеют дело со всем Бытием, которое включает в себя грубый физический план, тонкий астральный план и высший духовный план.
Таттвы – это не вещества, это, скорее, принципы и формы проявления энергии. Но мы сейчас не будем подробно останавливаться на них. Просто пока запомните, что таттвы – это структурные элементы мироздания, или принципы, на которых держится все Бытие – как отдельного человека, так и всей Вселенной. И таттвы могут быть в загрязненном или очищенном состоянии, причем, загрязнение таттв рассматривается не в общепринятом смысле (как жирное пятно на новой рубашке), а в смысле того, как мы пользуемся таттвами и как мы их воспринимаем.
Так вот, одна из первостепенных задач йоги – очистить таттвы, чтобы осуществить преобразование, о котором шла речь выше.
Сейчас, видимо, пошла полная абстракция, которая может показаться непонятной. Пусть это вас не смущает. В изучении йоги важно периодически сталкиваться с необъяснимым, чтобы раздвигать пределы своего ума. Когда ум работает только в рациональном режиме, он использует лишь часть своих возможностей. Абстрактная сторона мышления также должна заработать.

На сегодня прервемся. А в следующем выпуске – примерно через неделю – продолжим начатую тему. Пока же предлагаю вам поразмыслить над идеей алхимии и задаться вопросом: «А хотел(а) бы я окунуться в процесс трансформации? И что это для меня значит?»

До встречи!!!


В избранное