Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Каббала-Христианство

  Все выпуски  

Каббала-Христианство /Подвиг


Каббала-Христианство

Подвиг включает в себя «делание» и «установку».  Делание – духовный процесс, стремящийся к превосхождению естества, соединению с Богом.  Данный процесс порождает и особая установка.  Обуздание страстей, или бесстрастие,  - никак не конец и не предел реализации установки Подвига. Чего ищет человек, отчетливо раскрывают ему уже начальные элементы его установки, Спасение, Молитва, Любовь: искомое – личностный образ бытия, полнотою которого обладает Бог. Поэтому то, чего ради предпринимается преодоление естества, есть истинное и кардинальное превосхождение последнего: претворение в Божественную природу, или Обожение.

Всякий, реально проходящий путь Подвига, есть, по определению, подвижник – и это, разумеется, далеко не всеобщая, не общечеловеческая участь.  Не говоря о высших ступенях Подвига с уникальностью их мистического опыта, уже и ранние ступени предполагают отвержение, отрицание «мирской стихии» - обычного и общепринятого уклада, жизненных правил, целей и ценностей, а, в первую очередь, образа мыслей и всего строя сознания.  Независимо от того, связывается ли путь Подвига только с монашеством или нет, он всегда мыслится как исключение и исключительность, как нечто, радикально отличное от пути всех.  Путь Подвига – создание специального строя существования, предназначенного лишь для подвижников и стоящего на оппозиции существованию обычному, «миру», каковой есть, по авве Исааку, «плотское житие и мудрование плоти».

Сознательные лишения и тяжелый труд души, конечно, отпугивают обывателя. В этом смысле каббалистическая методика, по-видимому, играет добрую службу. А именно, привлекает массы людей к проблеме духовного развития, дает какие-то начальные направления, вступив на которые человеку уже будет легче перейти к более серьезной, осознанной и каторжной работе над собой. Каббала раскручивает колесо, направляя людей в духовное русло, выхватывая их из плена «плотского жития». А коль скоро колесо уже раскручено, Покаяние и Подвиг уже не будут казаться чем-то страшным и недоступным по собственной слабости и духовной немощи.

Каббала предлагает и облегченный вариант «монашества», где роль монастыря играет группа. Исподволь это тоже подводит человека к принятию наставлений подвижников. «Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира», - повторяя этот твердый закон, Исаак Сирин разъясняет: «Удалением же называю…устранение от мирских дел».  Это – существенная часть аскетического очищения опыта: чтобы обрести чистый опыт себя, необходимо, если и не обязательно внешнее, то во всяком случае внутреннее отделение, дистанцирование от всей хаотической, какофонической, рассеивающей стихии мирских связей. Необходимо ощутить себя от всего отделенным, отдельным, и в отдельности этой – цельным: цельностью, предстоящей Богу. Расторгая с людьми связи внешние, в большинстве ущербленные страстями, подвижник завязывает с ними связь внутреннюю и проникнутую любовью. Повторю, что это можно делать не только в стенах монастыря, но и оставаясь в миру. Главное – внутренний принцип и установка, внешнее выражение которых в любом случае на втором плане и зависит от индивидуального пути самого подвижника. «Монах тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении» (Г. В.Флоровский).

Подвиг (аскеза) – это опыт отказа от свойственного человеку эгоистического стремления рассматривать все вещи как предназначенные для удовлетворения его потребностей и прихотей, мы преодолеваем эгоцентризм собственной природы и перемещаем ось нашей жизни нашего «я» в сторону личного взаимоотношения с окружающим миром. Мы обнаруживаем личностный характер мирских даров от Бога. Наши отношения с миром превращаются в опосредованную связь с Богом.  Бог как Любовь – есть предпосылка, опосредующее начало связи вещей и общения людей. Поэтому они тем ближе друг к другу, чем они ближе к Богу.

Органическую часть установки и процесса Подвига составляют классические атрибуты аскезы: воздержание и послушание. Воздержание – это самоограничение подвижника во всем, что не принадлежит сфере Подвига, включая в себя пост и бдение, нестяжание имущества, умеренность, довольство малым…  Св.Иоанн Кассиан различает воздержание телесное и духовное, первое полагая ступенью ко второму. Обычный мотив – необходимость разумной меры в воздержании, ибо оно не является самоцелью. Как нам было бы всем легко, если бы можно было возлюбить ближнего, просто лишь последовав этому призыву! И при этом сдувать пыль со всех своих эгоистических страстей и пристрастий!  Только любовь к ближнему не родится на пустом месте, без подавления страстей (даже в каббалистической группе), ибо как раз ближний и стоит на пути их удовлетворения или является их объектом. Тем более, что истинная радость именно в сопротивлении страстям, а не в удовлетворении их. Правильное подавление динамично и полезно именно потому, что оно радостно.

Послушание полярно своеволию. Своеволие – установка попустительства себе, открывающая дорогу страстям. «Кто не научился побеждать свою волю, тот не может подавлять гнев, уныние, похоть, не может иметь истинного смирения» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин).  Отказ от своеволия, «отсечение воли своей» и означает послушание – «гроб воли и воскресение смирения».  Послушания требует установка Подвига, ибо это есть сораспинанье Христу.  Послушание подвижника относится, в существе своем, к Богу; волю свою он подчиняет и вверяет воле Божией.

Сфера подвига всегда была носителем и источником, высшею и последней инстанцией духовного авторитета. Православному сознанию прочно свойствен опытный критерий истины и познания.  Лишь то суждение о вещах духовных заслуживает доверия, которое основано на реальном опыте этих вещей - то есть, принадлежит обладающему духовной практикой, подвижнику. Все чисто теоретические, умозрительные критерии менее существенны и надежны; "нешатко лишь свидетельство деяний", - говорит св.Григорий Палама. Богословие должно быть не умствованием, не рассуждением о Боге, а опытным свидетельством, точным описанием созерцаемого.

МАК

 



В избранное