Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Осознанность: Книга о саморазвитии #019 Глава 1. Мир вокруг - мандала


Мир вокруг -  мандала, каждое действие – выражение истины

Что мы будем делать, когда просветлеем? Нужно ли вообще что-либо делать после просветления?

В состоянии просветления каждое действие будет выражением Истины (Абсолютной истины, Бога, Буддовости). Каждый шаг Будда совершает осознанно, он весь в этом действии! И каждый его шаг – это выражение его собственной природы. Не важно, говорит ли он слово или сидит в позе лотоса, даёт благословление или моет руки. Если он действует, то это будет идеальное действие, доведенное до совершенства. В нём не будет не отвлечений, не лишний движений.

Если его действие направлено вовне - оно создаёт красоту. Его слово – это Мантра, его шаг – это танец, мир вокруг него – это мандала.  Послушайте мантру- в ней нет лишних звуков, в танце вы не найдёте лишних движений, в мандале – беспорядка.

Внутри же Будда совершенно спокоен, он не привязан ни к одному из своих действий, у него не зарождаются ни приятие, ни неприятие.

Так почему бы нам уже сейчас не начать действовать, как будто мы уже являемся полностью просветленными существами? (Тем более, что это правда, ведь только омрачения нашего ума мешают нам увидеть истину).

Посмотрите на буддийских монахов: какое важное значение они придают ритуалам. Они доводят свои действия до совершенства. Правильная поза медитации - это выражение истины, это выражение просветления. Когда монах совершает поклон - они весь в этом поклоне.

Замечательным является ритуал построения мандалы, когда несколько дней монахи песчинка за песчинкой создают картину, являющуюся схемой нашего ума. На неё просто приятно смотреть, вы ощущаете гармонию в каждом её элементе. И она играет с вашим умом, ибо она, являясь его выражением, знает его в совершенстве, таким образом, она никогда не наскучит вашему уму.

И каждый храм также является мандалой. Каждый сад дзен тоже мандала.

В тибетском буддизме есть практики тантры, когда мы ассоциируем себя с каким-то божеством и помещаем себя в центр мандалы. Т.е. мы полностью выражаем какую-то космическую энергию, и  пространство вокруг нас становится пространством Истины.

В связи с этим мы приходим к пониманию искусства – как к попытке выразить абсолютную истину. Чем меньше омрачений ума у художника, тем ближе его картина к картине, написанной Буддой.

Искусствоведы делят произведения по типу используемых материалов, по стилю, времени создания. Они навешивают ярлыки – реализм, сюрреализм, абстракция… И разложивший все по полочкам ум, занимается своим любимым делом – сравнивает одно с другим. Этот подход тоже имеет право на существование, но не нужно забываться в этой игре. Помните, любое действие можно рассматривать как выражение истины. Тут мы можем проявить дуальность ума и сказать: это лучше/ это хуже, в том плане, удалось ли художнику уйти от своих самскар и действовать как Будда, или это что-то осталось.

Представьте, если бы вы жили в доме, построенном просветлённым архитектором, сколь бы прекрасен он был! Мы, люди, в состоянии сделать всю нашу планету настоящим произведением искусства -  выражением Истины.

Высшие слои общества также стремятся, чтобы каждое их действие было искусством: Этикет за столом, правила приёма гостей, специальная одежда, красивые дома, предметы искусства. Но, к сожалению, иногда происходит так, что суть уходит, и ритуалы выполняются ради самих ритуалов. В доме красиво, но эта красота поверхностная и далека от искреннего выражения абсолютной истины. Люди общаются друг с другом на сладкими словами, но мысли их о другом. Теряется осознанность, уходит состояние здесь-и-сейчас, остаётся лишь красивая обертка.


В избранное