Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Осознанность: Книга о саморазвитии #017 Глава 1. Суть духовных практик. Работа над собой


Суть духовных практик. Работа над собой или создание подходящих условий

Теперь понятна суть многих духовных практик и религиозных верований. Грубо говоря, их можно поделить на 2 типа:

1.       создание благоприятного фундамента для обретения просветления.

2.       настоящая работа по достижению просветления.

Сама же картина практики предстаёт таковой:

1.       Высшей целью жизни любого существа является просветление, т.е. непосредственный опыт переживания реальности, как она есть. Словесно это состояние не выражается, но обозначается как  единения со всем миром и понимание иллюзорности всех феноменов, как волн на воде, как игры Бога с самим собой.

2.       Практикой для достижения просветления является медитация.   

3.       Фундаментом для практики является благородное поведение, обеспечивающее первоначальное успокоение ума. А также обращение к могущественным защитникам, для того, чтобы они создали нам необходимые условия.

4.       Препятствием к практике является невежество и омрачения ума.

5.       Никто за нас не может сделать эту работу, но другие существа могут помочь устранить препятствия, мешающие практике.

6.       Просветление в одиночку невозможно, т.к. мы не ограничены своим телом, а связаны со всем миром. Поэтому необходимо развивать сострадание к другим живым существам и помогать им также следовать по пути.

7.       Сансара - это нирвана. Выход из круга перерождения и смерти, не является катапультой. Нам не нужно никуда улетать, убегать, уплывать. Нам следует, всего лишь, сменит точку зрения на этот мир и осознать иллюзорность происходящих явлений, увидеть за этим блаженство покоя всеобъемлющей пустоты.

8.       Наше сознание изначально чисто, т.е. мы являемся Буддами, но в силу невежества не осознаём это в данный момент.

9.       Опыт просветления реален, и вера в правильность метода должна подтверждаться результатами практики.

 

Таким образом, религии, которые ограничивают свою практику внешними ритуалами, благородным поведением и молитвами к высшим существам создают благоприятные причины для рождения в высших мирах. Иначе в раю, т.е. месте, где условия для практики более подходящие. Но там существует и другая угроза – из-за обилия находящихся вокруг соблазнов можно забыть про практику и удариться в поглощение удовольствий.

Аналогией может быть поездка на курорт, где вам предоставляются все условия для практики: идеальное место для жизни, хорошее питание, море свободного времени, и окружение мудрецов. Но вы, узнав, что отель all-inclusive, вместо занятий зависаете в баре и на лежаке под солнцем. Мудрецы время от времени тормашат вас, но вы лениво переворачиваетесь на другой бок и отмахиваетесь. Время отпуска проходит, деньги заканчиваются и вам опять нужно возвращаться на работу.

Одним из таких курортов является вселенная Амитабхи, который специально создал её, для тех, кто не может практиковать на Земле, и нуждается в более комфортных условиях. Начитка мантры Амитабхе является пропуском в этот мир. Следует отметить, что создал он свою вселенную из великого сострадания и с глубочайшим желанием помочь живым существам. И можно вообразить, какой должен быть уровень сознания у существа, если оно способно творить вселенные.

 Христианское понимание рая схоже. Там в качестве помощника выступает Иисус Христос.

Такой путь является косвенным путем к просветлению. И он хорош для тех, кому в этой жизни тяжело работать над сознанием в медитациях, ввиду невежества или тяжелой кармы.

Прямой путь – это практика медитации. Возможно, с применением дополнительных методик типа коанов или работы с энергией. Следует отметить, что для успеха важно физическое здоровье, и развитое сознание. А также хорошая карма, т.е. благородное поведение в прошлом, приведшее к возможности практиковать в этой жизни.

Некоторые учения говорят, что во вселенной есть большие циклы (обычно выделяют четыре), и для каждого цикла есть своя особая практика, когда как другие не работают.

Так, например, по индуистским ведам в сатья-югу основой духовного роста является длительная медитация и аскетизм, в трета-югу  – совершение огненных жертвоприношений, в двапара-югу — поклонение в храме, и в кали-югу – повторение (воспевание) имён бога.

 Согласно ведам, кали-юга началась 5000 лет назад, но медитация сработала для Будды, который просветлел 2500 лет назад, срабатывала она и позже – сохранились истории о множестве просветленных патриархов дзен на протяжении последних 14 веков. И сейчас также есть просветленные личности и те, кто достигает этого состояния. Информация о длительности работы над собой также не совсем верна, ибо существуют техники для просветления за одну жизнь. Подробно об этом поговорим в соответствующей главе.

Если посмотреть с другой стороны на предлагаемые практики, то становится понятно, что все они – работа с умом. Повторение святых имен или мантр - это обучение удерживать ум на одном объекте длительное время. Объектом для медитации может быть и образ (икона, танка), и действие – ритуал, танец.

Согласно истории о Шакьямуни, в своих поисках истины, он перепробовал множество различных техник и овладел высшими стадиями самадхи, т.е. умением длительно сосредотачивать ум на чём-то. Но это не принесло ему результата, и тогда он вспомнил о своем прозрении из детства – состоянии наблюдения и принятия. И этим путём он достиг просветления. Отсюда следует, что этот метод медитации и есть то, чем следует заниматься в жизни. 


В избранное