Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире музыки

  Все выпуски  

В мире музыки - новости 24-10-2011


Галерея статей

Аудиозаписи

Архив

Новости дня

80-й день рождения отмечает сегодня композитор София Губайдулина. В 1969-1970 она работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу «Vivente – non vivente» («Живое – неживое»). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983).

София Губайдулина в начале 1980-х сочинила «Оферториум» – концерт для скрипки с оркестром. C этого произведения и началась ее международная слава.

В 1985-м ей впервые разрешили выехать на Запад, а в 1991 Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в городе Аппен под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

Ей нужно было остаться в Германии, чтобы писать то, что хочется. В СССР официально считалось: София Губайдулина композитор талантливый, но «идет неправильным путем». Она не могла ослушаться Дмитрия Шостаковича. Когда на пятом курсе София показала ему свою выпускную симфонию, то на прощание Шостакович пожелал ей «идти неправильным путем», потому что хорошо знал эту формулировку. С тех самых пор она и идет этим путем, и ни разу с него не сходила.

 

***

 

Имре Кальман – венгерский композитор. Его романсы и симфонические произведения успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первое произведение восторженно встретила публика. Оперетту поставили в Вене, Нью-Йорке и Лондоне под названием «Осенние маневры». В 1908 году Кальман переезжает в Вену, где закрепляет успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915-й год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Ее ставили даже на другой стороне фронта, в том числе – в России (изменив фамилии персонажей и место действия). В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926). Оперетту «Фиалка Монмартра» композитор посвятил своей жене.

Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Сегодня исполняется 129 лет со дня рождения этого выдающегося композитора.




В избранное