Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интервью С Солистом Курской Филармонии Олегом Коробецким. Часть 1


Музыкальный Вестник Курской Филармонии

~ Выпуск № 253 ~

Интервью С Солистом Курской Филармонии

Олегом Коробецким 

Часть 1

    

 Доброго времени суток

В сегодняшнем выпуске рассылки публикуется первая  часть интервью с солистом Курской государственной филармонии Олегом Коробецким.  Вторая часть появится в блоге вечером 29 января. Или ранним-ранним утром 30 января. :-)

************************************************************************* 

Беседа с Олегом Коробецким о музыке,

ударных инструментах и музыкантской жизни

Часть 1

***************************************************************** 

Давно не общалась с артистами филармонии в формате интервью!

Что может быть лучше, чем говорить с музыкантами о музыке? Слушать, как музыканты, для которых смысл жизни от музыки не отделим, рассказывают о своей работе – это особое удовольствие.  

Слушать, как они между собой о ней разговаривают, тоже, конечно, можно. Только из этих разговоров едва ли что-то можно будет понять, если Вы сами не музыкант. :-) А во время интервью, есть прекрасная возможность пообщаться с ними «на одном языке». А если даже и в этом случае что-то не понятно, то можно попросить, чтобы тебе объяснили. Как правило, они с радостью на это соглашаются.    

Данное интервью я записала с солистом Курской государственной филармонии Олегом Михайловичем Коробецким – музыкантом, играющим на ударных инструментах. 

Возможно, мой выбор покажется кому-то странным - ну, играет человек на барабанах, что в этом особенного? Моё же мнение таково, что этот человек,  в Курской филармонии, является одним из самых ярких исполнителей на ударных инструментах.  

Я не стану сейчас обосновывать, почему я так думаю. Мне хотелось, чтобы к этому же или сходному со мной выводу, читатели интервью пришли исходя именно из ответов Олега Коробецкого на мои вопросы. Я специально не буду его в начале как-то по-особому представлять или перечислять, в скольких коллективах он работает. Поскольку, вопросы так построены, что он сам расскажет о своей работе и о себе. А работа у него достаточно разноплановая (хоть этого и не заметно при поверхностном рассмотрении), поэтому вопросов много, и интервью получилось объемное (будет ещё и вторая часть). 

Не стала делать каких-либо «громких» представлений еще, может быть, и по той причине, что Олег Михайлович достаточно скромный человек. И ему бы это могло не понравиться. К слову сказать, Олег Коробецкий гораздо реже, чем его коллеги и, по совместительству, хорошие друзья-музыканты, получает цветов. Вернее, почти совсем их не получает. Что, на мой взгляд, совсем незаслуженно! Но, его такое положение вещей, по-моему, если не радует, то уж точно не расстраивает. Он предпочитает делать свою работу, по возможности, «незаметно», но качественно.    

Итак. Вот оно – интервью с Олегом Коробецким… 

Вопрос:

- Олег Михайлович, расскажите, пожалуйста, с какого коллектива началась Ваша работа в Курской филармонии?

Олег Коробецкий:

- Работа в КГФ началась с коллектива ансамбль солистов «Русская мозаика» (художественный руководитель – заслуженный артист России Юрий Ткачёв). Это самый первый коллектив, в который мне посчастливилось устроиться в 1994 году, и в котором я тружусь и по сей день.

Читать и смотреть фото в блоге

На фото, как Вы, наверно, догадались, ансамбль солистов «Русская мозаика».

Слева направо: Юрий Вродливец (балалайка), Олег Овчаренко (акустическая гитара-бас), Вера Ткачёва (домры), Олег Коробецкий (ударные), Юрий Ткачёв (баян, русские гармоники).

Вы не поверите, сколько раз я раньше видела эту фотографию, но только сейчас заметила, что Олег Михайлович не успел за бубном сходить. ;-)

 Олег Коробецкий:

- Ансамбль «Русская мозаика» для меня – это особая аура. Кроме того, что музыканты этого коллектива - профессионалы своего дела, это еще и замечательные люди, которые всегда рядом, которые всегда помогут и морально, и физически. За столько лет нашей дружбы и совместной работы у нас никогда не было ссор, никто никого не подкалывал, нет никакого лицемерия -  всё чисто и открыто. На репетицию идешь всегда с удовольствием, потому что приходишь, как во вторую семью. Всегда с радостью встречаюсь с моими коллегами. Для меня много значит дружба с этими людьми. И, хоть мы и знакомы уже тысячу лет, всё равно мы новы и интересны друг другу. Это дорогого стоит!!! 

Вопрос:

- В 2014 году коллективу «Русская мозаика» исполняется 20 лет и, в связи с этим событием, в следующем музыкальном сезоне, наверное, планируется большой сольный концерт?  

Олег Коробецкий:

- Да, будет большой юбилейный концерт. Пока я еще затрудняюсь сказать, что именно будет звучать в этой программе - это еще не оговаривалось, репетиций пока  не было. Но, думаю, что это будет интересное зрелище.  

Вопрос:

- Перечислите, пожалуйста, все коллективы филармонии, где Вы задействованы в настоящее время. 

Олег Коробецкий:

- Наверно, единственный коллектив, в котором я не задействован – это вокальный ансамбль «Русский стиль». :-) 

Марина Щедрина:

- Который сейчас репетирует в большом зале? 

Олег Коробецкий:

- Да, который сейчас репетирует на сцене. 

В здании Курской филармонии, если не проходит какое-то мероприятие, то практически постоянно идут репетиции. Здесь тоже своя особая атмосфера. Заблуждается тот, кто считает, что жизнь там полностью замирает, когда заканчивается очередной концерт. И, очень приятно, что это не так - в здании было бы очень пусто и уныло. Если приходится бывать в филармонии вне рамок концертов - всегда прислушиваюсь. Обязательно услышишь или инструмент, или голос, а может, и целый оркестр. «Ну, значит, всё в порядке!» - Думаю я.

 Поэтому, нет ничего удивительного, что данное интервью совпало с чьей-то репетицией.  

Олег Коробецкий:

- В филармонии я тружусь в 6-ти коллективах: ансамбль солистов «Русская мозаика» (художественный руководитель - Заслуженный артист России Юрий Ткачёв), симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер Игорь Сукачёв), оркестр русских народных инструментов им. Виктора Гридина (художественный руководитель и главный дирижер Павел Горбунов), биг-бэнд «Меллотон» (художественный руководитель и главный дирижер Александр Карпович), трио Олега Овчаренко и ансамбль «Олег Овчаренко+». Не так давно у нас организовался состав музыкантов, который возглавляет солист филармонии гитарист Олег Витальевич Овчаренко. В последнее время ансамбль «Олег Овчаренко+» часто можно увидеть в рамках проектов комитета по культуре Курской области и Курской филармонии – мы играем в ретро-концертах памяти наших известных звезд советской и российской эстрады, которых ныне с нами нет.  

Вопрос:

- На каких ударных обычно играете, и от чего обычно зависит выбор в пользу того или иного инструмента? 

Олег Коробецкий:

- Играть приходится на самых разных ударных инструментах. Чаще всего использую  инструменты, которые наиболее близки моему русскому духу и русскому происхождению – это русские народные ударные инструменты, в том числе бытовые. Они применяются в ансамбле «Русская мозаика» и в народном оркестре. Поскольку, в «Русской мозаике» я один играю на ударных, то совместить целый ряд ударных инструментов не получается.

На чем приходится играть – всё зависит от репертуара. Для исполнения классической русской народной музыки используются оркестровые ударные инструменты. Это и малый барабан, и бубен, и колокольчики, и ксилофон. На этих инструментах я играю как в ансамблях народной музыки, так и в оркестре русских народных инструментов.

Вопрос:

- Полное название коллектива, в котором Вы работаете дольше всего, звучит как «ансамбль солистов «Русская мозаика». Эта небольшая приписка в начале означает, что каждый из музыкантов коллектива обладает мастерством исполнения, достаточным для того, чтобы играть сольно. Какими качествами, по-вашему, должен обладать солист? 

Олег Коробецкий:

- Есть определенные сложности, когда ты играешь соло с оркестром или с ансамблем, нежели когда ты аккомпанируешь. Хотя, есть и аккомпанементы очень сложные, с которыми, порой, весьма тяжело справиться. А какие качества, я не знаю, самое главное – это оркестровая практика.

Когда берёшься разбирать какое-то произведение и заранее знаешь, что ты с ним можешь не справиться, когда у тебя нет уверенности в том, что ты сыграешь его на «отлично», появляется такое своеобразное чувство страха. Это я и по себе знаю, и очень много людей на своем творческом пути встречал, которые в той или иной мере его испытывали. Если такое чувство тебя посещает, то лучше не браться за это дело. А, чтобы этого не было, нужно постоянно заниматься на инструментах.  

Есть музыканты, которые с удовольствием и совершенно спокойно играют соло с оркестром или ансамблем. Всё зависит от твоих профессиональных качеств и базы: хорошей школы и наличия оркестровой практики. Оркестровая практика, на мой взгляд, даже значительно важнее образования. Я знаю исполнителей со средним образованием, играющих просто чудесно, и с высшим образованием, которые, порой, не знают, как извлечь красивый звук.  

Чтобы произведение красиво прозвучало, нужно играть просто ту музыку, к которой тяготеет душа.  Гораздо сложнее, например, играть джазовую музыку и пытаться соответствовать каким-то джазовым стандартам, когда ты сам хочешь играть народную музыку. Т.е., я считаю, что всегда нужно играть то, что у тебя лучше всего получается, что больше всего нравится. И, тогда всё получится! 

Вопрос:

- Возможность выбора произведения или, скажем так, относительная свобода такого выбора есть как раз у солистов, не так ли? У рядовых оркестрантов ведь никто не спрашивает, хотят ли они играть то или иное произведение. 

Олег Коробецкий:

- Если бы ко мне подошел дирижер и сказал: «Олег, сыграй с оркестром концертино Гасана Рзаева в трёх частях, или Баха Марчелло - концерт для гобоя с оркестром в переложении для ксилофона». Я бы не согласился. Конечно я могу сыграть это на уровне музыкального училища, но на уровне филармонии и профессиональной сцены у меня вряд ли это получится. Не вижу ничего стыдного в том, что ты можешь признать себя в чем-то слабым.  Если  не смогу сыграть, я  отказываюсь. Какая мне разница, что будут обо мне говорить? Но, если знаю, что сыграю – то с удовольствием возьмусь за эту пьесу.  

На моем творческом пути крайне редко поступали предложения, играть соло с оркестром. К тому же, я несколькими годами ранее сделал для себя окончательный вывод, что, по крайней мере, здесь, в Курске, этого никто не оценит: хорошо ли ты сыграл или плохо - всё как-то едино. Я больше всего боялся вот этого состояния, но всё-таки, пришлось его ощутить в себе. Я очень переживаю по этому поводу, но, к сожалению, рвения играть соло во мне нет. Хотя, когда-то я брался за это очень даже с удовольствием.  

Чаще всего играют сольные произведения мои коллеги-струнники Вера Ткачёва (домра) и Юрий Вродливец (балалайка), а также Юрий Николаевич Ткачёв – баянист.  

В свое время, когда я учился в музыкальном училище по классу ударных, мне чаще всего приходилось играть на ксилофоне различные произведения с концертмейстером. А этот инструмент, откровенно говоря, мне не очень нравится, я не вижу в нем для себя перспективы. Больше отдавал предпочтение ударным инструментам не мелодическим, а именно атональным, где можно играть какие-то ритмические рисунки. Поэтому, я с большей охотой сыграю соло с оркестром на барабанах, или же на этнических перкуссионных инструментах. 

Марина Щедрина:

- Не подумала бы, потому что, когда Вы выступали с оркестром в качестве солиста, исполняли произведение «Ватра» как раз на ксилофоне.    

Олег Коробецкий:

- Да, было такое. Кстати, 1-го февраля будет концерт для детей в рамках абонемента «По страницам музыкальных сказок», где я тоже буду играть соло на ксилофоне с оркестром.  

Бывают моменты, когда понравилось произведение, и ты думаешь, почему бы не попробовать сыграть? Просто посетила такая мысль – взял и выучил. Даже помню, играл ее когда-то с военным духовым оркестром, и это всё неплохо прошло.  

Сольно я играл только с народным оркестром. А мой коллега Александр Крупнов – замечательный исполнитель на ударных, и уж тем более на оркестровых клавишных ударных инструментах, таких как ксилофон, вибрафон, маримба - много солировал с нашими духовым и народным оркестрами. Он потрясающе умеет это делать.  

Предлагаю к ознакомлению любительскую запись с концерта оркестра народных инструментов, где прозвучало соло Олега Коробецкого. В. Матвейчук «Ватра».

Читать и слушать аудио в блоге

 

Вопрос:

- Какие еще у Вас были сольные номера?

Олег Коробецкий:

- С оркестром русских народных инструментов играл только «Ватру», а в ансамбле «Русская мозаика» исполнял «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Это был оригинальный номер, построенный на ударных инструментах. Специально для него придумали интересную конструкцию, когда один человек играет партию большого и малого барабана, а также партию ксилофона.   

Вопрос:

- Можно сказать, что Вы специалист широкого профиля, играете на ударных и в оркестре, и в составе небольших инструментальных ансамблей. Кем Вы себя ощущаете? Можно же сказать в общем: «Я – музыкант». А можно ответить, например, «оркестрант» или «солист ансамбля «Русская мозаика».  

Олег Коробецкий:

- Я больше ощущаю себя музыкантом, который играет на различных ударных инструментах. 

Вопрос:

- Т.е., как свободный художник? Который сегодня играет с оркестром, завтра с ансамблем, послезавтра может сыграть что-нибудь сольно. 

Олег Коробецкий:

- Вы знаете, иногда и так. У меня, как у любого творческого человека, бывает самое разное состояние  души. Иногда мне хочется за море, а иногда - жизни тихой, комнатной. Также и в музыке. Временами, я чувствую силы, и мне хочется заниматься до поздна. Я готов делать какие-то упражнения, или разбирать нотные материалы тех произведений, которые в скором времени придется показать в какой-либо концертной программе. А иногда не хочется ничего, я чувствую, что ничего не получается, и очень переживаю из-за этого, принимаю близко к сердцу. Поэтому, я бы ответил, что считаю себя музыкантом, играющим на ударных инструментах – это моя работа. Меня сейчас посетила мысль, что я счастливый человек в плане того, что моя работа совпадает с моим любимым делом.              

Вопрос:

- Расскажите о роли ударника и ударных инструментов в различных инструментальных составах, если говорить в широком смысле слова. 

Олег Коробецкий:

- В тех произведениях, где предусмотрены автором ударные инструменты, второстепенными их назвать нельзя. Они также важны, как и другие голоса.  Ритмической и темповой помощи, а также красок, которые привносят ударные инструменты, зачастую очень не хватает в произведениях. Но, если вычеркнуть все прочие голоса и оставить только ударные, то получится, что звучит один ритм. Интереса к нему особого нет. Считаю, роль ударных инструментов в музыке очень важна, в тех произведениях, где автор предусматривает их наличие.

Вопрос:

- А вот, говорят, что ритм – это основа, и что за ударником «идут» все остальные музыканты. И, если ударник собьется с правильного ритма, то и остальные музыканты коллектива тоже могут сбиться.   

Олег Коробецкий:

- Здесь очень даже спорный вопрос. Очень спорный. В практике встречаются разные случаи. Есть музыканты,  играющие на своих любимых  инструментах, выступать с которыми очень сложно, и в плане темпа и в плане чувства ритма. Такие музыканты, могут навязывать свой темп, несмотря на то, что есть ударник и, вроде бы, на нём должно всё держаться.  

Чувство темпа должно быть развито у всех музыкантов, будь то ансамбль или оркестр. Иначе, играть очень тяжело. Ты мгновенно чувствуешь усталость в руках, не сыграв еще и половины произведения, начинаешь нервничать. Тебя кто-то подгоняет, навязывает свой темп и считает, что он правильно делает.  

Понимаете, чтобы произведение прозвучало всесторонне красиво, всем музыкантам нужно  «дышать одинаково», в одном клубочке катиться. И, если темп чуть пошатнулся, то он пошатнулся именно у всего коллектива, а не у кого-то в отдельности. В этом и заключается игра в ансамбле. 

Хочу сказать о «Русской мозаике» - вот, где настоящее чувство ансамбля! Даже, если ты начинаешь играть чуть быстрее, никто тебя не будет сдерживать. Это будет единый клубочек – вместе все. И, я говорю это не потому, что мы уже много лет вместе. Нет-нет. Огромное удовольствие доставляет мне играть именно в этом коллективе с этими музыкантами! 

Вопрос:

- Сложно бывает только с музыкантами или с солистами-вокалистами тоже?  «Русской мозаикой» в прошлом сезоне было представлено 2 программы с приглашенными артистами: баритоном Владиславом Косаревым и исполнительницей русских народных песен Ольгой Чирковой. В случае с Владиславом, мне показалось, в концерте были моменты, когда он именно руководил, а не сам подстраивался под игру ансамбля.   

Олег Коробецкий:

- Был у нас случай, когда не было другого времени, и мы репетировали программу, находясь в автобусе, по пути в город Дмитриев. Затрудняюсь назвать год, поскольку это было достаточно давно. У нас планировалась большая концертная программа с очень известными исполнителями: народными артистами Людмилой Рюминой и Иваном Суржиковым. Как только они приехали в Курск, мы сразу должны были сесть в автобус и двигаться дальше. Поэтому, репетировали «на ходу», буквально часок прошлись по тем, произведениям, которые нужно было аккомпанировать.  

Вопрос:

- Оказывается, можно и в автобусе репетировать? У меня это с трудом в голове укладывается.  

Есть у меня подруга, которая умеет в автобусе делать макияж, но у неё не с первого раза, во-первых, это стало получаться, а во-вторых, думаю, качество дороги в Дмитриев хуже, чем на её обычном маршруте следования.  

Олег Коробецкий:

- Да, репетировали в автобусе. Почему я заговорил именно об этом случае? Потому что, перед совместным выступлением с Владиславом Косаревым у нас тоже времени на подготовку было очень мало. В этот раз в автобусе, конечно, не играли, но у нас с ним была всего лишь одна полноценная репетиция, после которой мы вышли играть концерт в двух отделениях.   

Условились так, что все мы люди, бывают всякие изъяны: где-то забыл, где-то не учёл, что-то не услышал. Поэтому, иногда он нами «дирижировал».  

Ну, и, конечно, ноты. На репетиции, ноты – это очень важная вещь. Но,  когда концерт, а ты прикован к нотам и смотришь только туда, ты не общаешься в этот момент с солистом, со зрителями, ты скован нотным материалом. Поэтому, лично для меня, спокойней и раскованней играть на память. 

 Вопрос:

- А в этом концерте играли по нотам или на память? 

Олег Коробецкий:

- Некоторые вещи - по нотам. Но, известные произведения, которые, в принципе, «на слуху», и ранее уже исполнялись с другими вокалистами, играются легко и спокойно на память. Как правило, там нет никаких существенных изменений, они помнятся, и всё это играется без нот. 

Марина Щедрина:

- Конечно, Вы меня удивили, что была всего лишь одна репетиция. Я была на том концерте, и программа «Мелодии весны» мне очень понравилась. Чтобы выступить на таком уровне, какой был продемонстрирован, я была уверена, что нужно потратить не один час на репетиции. Да и остальные слушатели, думаю, согласились бы с тем, что концерт был тщательно проработан участниками.    

Олег Коробецкий: 

- Конечно же, это очень сложно, это большая ответственность – за одну репетицию выучить концертную программу в двух отделениях. Но, только не для «Русской мозаики» - всё возможно, благодаря мастерству моих коллег.

***************************************************************** 

С наилучшими пожеланиями!

Щедрина Марина - постоянный слушатель филармонии.

*****************************************************************

Внимание! Если Вы хотите написать мне сообщение или оставить комментарий к заметке в блоге, НЕ отвечайте на данное письмо рассылки в поле "Быстрый ответ" или "Ответить" в самом низу этого письма, т.к., я Вашего сообщения не получу.

Для связи со мной можете отправить письмо на ящик kgfnews@yandex.ru

Или воспользоваться контактной формой непосредственно на сайте www.KGFblog.ru

Чтобы оставить комментарий к статье, нужно открыть её именно в блоге, например, щелкнув по одной из ссылок, приведенной в данном письме рассылки и заполнить форму комментария, расположенную в самом конце статьи.

Мои проекты:

http://KGFblog.ru - Блог Щедриной Марины "Уголок слушателя Курской филармонии".

Рассылка «Музыкальный Вестник Курской Филармонии»

Курская филармония ВКонтакте

Новости Курской филармонии в Twitter

 

 


В избранное