28 Мая - Музыкальный Театр им. Покровского В Драмтеатре Представит Оперу "Волшебная Флейта" В.А. Моцарта
Музыкальный Вестник Курской Филармонии
~
Выпуск № 88 ~
28 Мая -
Музыкальный Театр им. Покровского
В Драмтеатре Представит
Оперу
"Волшебная Флейта" В.А. Моцарта
Здравствуй,
дорогой подписчик и любитель музыки!
Сегодняшняя заметка в блоге
посвящена событию, которое к Курской филармонии имеет скорее в
большей степени опосредованное отношение. Потому как событие это
будет проходить не в стенах филармонии, а в драматическом
театре им. А.С. Пушкина. Однако, данное культурное событие по
своей сути весьма значимое даже в масштабах всего города Курска в
целом, а не только лишь в рамках отдельно взятого учреждения
культуры. Поэтому, вполне объяснимо, почему билеты на него
продаются, в том числе, и в кассе филармонии.
Речь идет о гастролях
Московского государственного академического камерного музыкального
театра имени Бориса Александровича Покровского. Этот
коллективпривезет к нам оперу Вольфганга Амадея Моцарта
«Волшебная флейта». Очень скоро, буквально в эту субботу
28-го мая в зале Драмтеатра состоится единственный
концерт. Прошу обратить особое внимание на время начала этого
действа: 17:00.
Далее я постараюсь объяснить,
что же в этом событии такого необычного и почему на него желательно
было бы попасть. Также в заметке, кроме всего прочего, найдете
содержание оперы и сведения о музыкальном театре им. Покровского.
28 Мая (Суббота)
Драмтеатр им. Пушкина. Начало в
17.00
Московский государственный
академический
камерный музыкальный театр
имени Бориса Александровича
Покровского
Вольфганг Амадей
Моцарт «Волшебная флейта»
Опера в двух действиях
Билеты спрашивайте в кассах
драмтеатра (тел. 70-30-79)
и филармонии (тел.
58-81-14).
***
Во-первых, согласитесь, что
опера к нам в город приезжает не часто. Я, например, не возьмусь
сказать, когда же это произошло в последний раз. Я говорю именно об
опере, т.к., оперетты бывают регулярно – даже несколько раз в год.
Но оперетта – это несколько иной жанр. :-)
Во-вторых, концерт, который
состоится 28-го мая, это будет, что называется, НАСТОЯЩАЯ
опера. Что я вкладываю в это понятие?
1) Артисты будут петь под
аккомпанемент живого оркестра, который приедет в составе труппы
музыкального театра. И вообще, кроме самих артистов и музыкантов,
прибудет машина с оборудованием, инструментами, декорациями,
костюмами и т.д. и т.п.
То есть, это не какой-нибудь
урезанный малобюджетный «аля гастрольный» вариант, а наоборот - всё
по-взрослому. :-)
В настоящей опере так и должно
быть, когда музыканты во время действия играют вживую, музыкальное
сопровождение не должно звучать в записи.
2) Если говорить об
исполнителе, то это именитый и уважаемый коллектив (о коллективе
читай ниже).
Есть и другие причины
пойти 28-го мая на «Волшебную флейту». Эта опера очень
известная. «Волшебная флейта» сама по себе является
жемчужиной, которая не сходит с театральных подмостков лучших сцен
мира. Опера Моцарта «Волшебная флейта» являлась и одним из
любимейших музыкальных произведений композитора.
«Волшебная флейта»
- это музыкально-философское завещание Моцарта. В нем
сосредоточены вечные темы: любовь и измена, верность и
предательство, святость и богохульство, жизнь и смерть, а также
перемешано смешное и серьезное. Покровский поставил его как мудрую,
трепетную, прекрасную сказку, ни в чем не отступив от замысла
композитора.
Автор либретто к опере
«Волшебная флейта» Эммануил Шиканедер. Либретто написано по
мотивам сказки Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан,
или Избранные сказки про духов и фей».
Либре́тто
(итал. Libretto — книжечка; от итал. Libro — книга) —
литературная основа большого вокального (но не только)
сочинения, светского или духовного характера, например оперы,
балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла. Либретто пишется,
как правило, в стихах. Преимущественно рифмованных. Сюжетами
служат, в основном, литературные произведения, переделываемые
сообразно музыкально-сценическим требованиям.
Содержание оперы
Действие первое
Спасаясь от страшного змея,
принц Тамино заблудился. Обессилев, он лишается чувств. Три дамы из
свиты Царицы Ночи спасают его. Они с восторгом любуются чужестранцем
и отправляются к своей повелительнице, чтобы сообщить о прекрасном
принце. Тамино приходит в себя и слышит звуки свирели. Это птицелов
Папагено. От него принц узнает, что попал во владения Царицы Ночи.
Папагено приписывает себе победу над змеем. Вернувшиеся дамы
запирают птицелову рот на замок в наказание за обман и вручают
принцу портрет дочери Царицы Ночи Памины. Тамино восхищен красотой
девушки. Дамы рассказывают ему, что Памина похищена злым волшебником
Зарастро. Появляется Царица Ночи. Она обращается к Тамино с мольбой
о спасении дочери и обещает принцу в награду ее руку. Тамино полюбил
Памину. Он готов любой ценой выручить ее из беды и покарать злодея.
Дамы вручают принцу флейту, наделенную волшебной силой побеждать зло
и превращать вражду в любовь. Папагено получает волшебные
колокольчики. По приказанию Царицы Ночи от должен сопровождать
Тамино в царство Зарастро. Дорогу туда им укажут три мальчика.
Тамино и Папагено отправляются в путь.
Во владениях Зарастро
переполох. Мавр Моностатос, которому поручено охранять Памину,
пытается проникнуть к девушке. Столкнувшись лицом к лицу с Папагено,
он в страхе убегает. Памина узнает, что перед ней посланник матери.
Птицелов рассказывает девушке о прекрасном принце Тамино,
поклявшемся спасти ее. Памина и Папагено спешат к принцу.
Тем временем три мальчика
приводят Тамино в пальмовую рощу. Из храма к нему выходит Оратор. Он
открывает Тамино, что Царица Ночи обманула его: Зарастро - не злой
волшебник, а мудрый и справедливый правитель, похитивший Памину у
коварной матери по велению богов. Оратор скрывается в храме.
Таинственные голоса сообщают принцу, что Памина жива.
Воодушевленный, Тамино играет на флейте, надеясь, что Памина услышит
его. Волшебные звуки привлекают сказочных зверей. Издали слышна
свирель Папагено. Тамино спешит ему навстречу.
Разыскивая принца, Памина и
Папагено сталкиваются с Моностатосом. Птицелов играет на волшебных
колокольчиках и неведомая сила заставляет танцевать мавра и его
слуг.
Народ приветствует мудрого
правителя. Памина взволнована, Зарастро успокаивает ее. Моностатос
вводит принца. Тамино и Памина бросаются друг другу навстречу.
Зарастро наказывает Моностатоса за недостойные помыслы и велит
жрецам отвести Тамино и Папагено в храм испытаний.
Действие второе
Зарастро открывает жрецам, что
судьба Тамино предрешена: он станет защитником храма мудрости от
Царицы Ночи. В награду боги отдадут Памину в жены принцу. Вот для
чего Зарастро забрал девушку у матери. Он предлагает подвергнуть
Тамино испытаниям. Если принц выдержит их, то будет принят в число
посвященных.
Тамино полон решимости и готов
к любым испытаниям. Папагено испуган. Даже обещание жрецов найти
здесь жену не прельщает его. Жрецы оставляют Тамино и Папагено одних
в храме испытаний и предупреждают о необходимости соблюдать обет
молчания. Внезапно появляются дамы из свиты Царицы Ночи. Они
угрожают Тамино гибелью и уговаривают его отказаться от испытаний.
Принц непреклонен. Услышав голоса жрецов, дамы исчезают. Тамино и
Папагено отправляются дальше.
Моностатос проникает в
беседку, где спит Памина и хочет поцеловать девушку. Появление
Царицы Ночи останавливает его. Памина рада видеть мать. Она
рассказывает, что Тамино решил посвятить себя служению храму
мудрости. Царица Ночи в ярости. Рушатся ее надежды, что принц
уничтожит Зарастро и поможет захватить власть над миром. Царица
Ночи протягивает дочери кинжал и приказывает ей убить Зарастро.
Памина в растерянности. Моностатос подслушал их разговор и спешит
рассказать все Зарастро, но тот прогоняет мавра прочь и утешает
Памину словами о свете разума, добра и любви.
В зал храма испытаний жрецы
вводят Тамино и Папагено. Их девизом должно быть молчание, однако
Папагено болтает с появившейся словно из-под земли старухой. Она
называет себя его возлюбленной и исчезает, не успев произнести
своего имени. Три мальчика возвращают принцу и птицелову флейту с
колокольчиками и оставляют узелок с едой. Услышав звук флейты, к
любимому спешит радостная Памина. Молчание Тамино повергает девушку
в отчаяние. Трубы призывают Тамино идти дальше.
Зарастро верит, что принц
выдержит оставшиеся испытания. Жрецы вводят Памину. Тамино должен
проститься с ней. Принц проявляет твердость духа. Мольбы безутешной
девушки не помогают: он прощается с ней и уходит.
Вбегает отставший в пути
Папагено. Выпив вина, птицелов задумывается: давно мечтает он о
подруге жизни, но нигде не может найти ее. Появляется его недавняя
знакомая - старуха. Она обещает быть птицелову верной женой. Надеясь
незаметно скрыться, Папагено соглашается и старуха превращается в
хорошенькую девушку, но… исчезает.
Словно обезумев от горя,
Памина хочет убить себя. Только в смерти видит она избавление от
страшной муки: Тамино ее не любит!.. Три мальчика отнимают у нее
кинжал и успокаивают: Тамино ей верен!
Два воина в латах ожидают
Тамино у входа в пещеру. Он должен пройти сквозь огонь и воду.
Вбегает Памина. Наконец-то они вместе! Волшебная флейта помогает
влюбленным пройти два последних испытания.
Папагено глубоко несчастен. Он
успел только увидеть свою Папагену и тут же потерял ее. Три
мальчика напоминают ему о волшебных колокольчиках. Птицелов играет
на них – и Папагена появляется перед ним. Теперь они никогда не
расстанутся.
Царица Ночи в сопровождении
трех дам проникает в храм посвященных. Моностатос поможет им
уничтожить храм – в награду ему обещана Памина. Но наступает день, и
исчезает власть Царицы Ночи. Мрак рассеивается. Восходит солнце.
Жрецы славят добро, разум и мудрость.
Режиссер: Борис Александрович
Покровский.
Продолжительность 3 часа 15
мин.
Исполняется на немецком языке
с синхронным переводом
Премьера оперы состоялась 24
сентября 2004 г.
***
Здесь в рассылке заметка дана в
кратком виде. Чтобы просмотреть информацию о музыкальном театре
имени Б.А. Покровского и о самом покровском необходимо перейти к
чтению заметки на блоге.