Вчера 06.05.2011 г. на блоге
появилась новая заметка в рамках Недели ОДИ КГФ.Тема пятого дня, посвящена эстраде. В заметке выложено для ознакомления 2 видеофайла с
выступлениями духового оркестра филармонии.
Для того, чтобы можно было просмотреть
видео, следует перейти к чтению статьи на блоге
по следующей ссылке:
Пятница
6-го мая. Неделя ОДИ КГФ. День пятый «Эстрадная музыка».
Оркестр духовых инструментов
на сегодняшний день имеет в своем репертуаре достаточно большое
количество эстрадных номеров, исполняемых совместно с
солистами-вокалистами Курской филармонии. Отечественные и зарубежные
эстрадные песни ХХ века очень органично вписываются в самые разные
концертные программы.
Эстрадная музыка, несомненно,
относится к жанру «легкой» музыки. Однако буквально вчера, на вечере
памяти заслуженного артиста РФ Ильи Иосифовича Кальмана, мне
в очередной раз «подкинули» информацию для размышления.
На концерте демонстрировались
фрагменты архивной записи интервью с Ильей Иосифовичем.
Стопроцентной точности цитаты не гарантирую, но фраза прозвучала
примерно следующая: «Не всё, что выглядит легко, легко делается».
Это было сказано в ответ на вопрос, почему же он все-таки выбрал для
себя работу дирижера в цирке? (а это ведь тоже считается, так
называемым «лёгким» жанром)
Эти слова Ильи Иосифовича
запомнились. И главное, их можно применить не только к музыке, а к
различным сферам жизни...
Но, вернемся к эстрадной
музыке!
Со временем, посетив хотя бы с
десяток концертов в филармонии, некоторые вещи начинаешь лучше
понимать и осознавать. До каких-то истин, бывает, и самостоятельно
додумываешься, а немного позднее узнаешь, что мыслил в правильном
направлении. Вот вчера я получила такое своеобразное
«подтверждение», что я мыслила правильно. Причем, из уст такого
профессионала, каким был Илья Кальман.
Поэтому, теперь могу уверенно
озвучивать некоторые свои убеждения. И сейчас я расскажу об
особенности исполнения эстрадной музыки оркестром. Поскольку,
я пишу эту заметку в рамках Недели ОДИ КГФ, в первую очередь,
сказанное будет относиться именно к этому коллективу. Хотя, нужно
сделать оговорку, что это применимо и к симфоническому оркестру, и к
джазовому биг-бэнду, и к дуэту баянистов, и т.д.. Т.е., практически
к любому инструментальному коллективу.
Особенность, несомненно, есть,
но, к сожалению, не всем она очевидна. Либо посетители концертов
(или же потенциальные новые слушатели) ей просто не придают должного
значения. Разница между «обычным» исполнением эстрадной песни
и под аккомпанемент оркестра состоит в том, что во втором
случае музыкальное сопровождение, под которое поет вокалист, звучит
вживую! Все это, естественно, знают, поскольку, это очевидно. Но не
вникают, что же это все-таки означает.
В любом случае, когда дело
касается живого исполнения (будь то вокал или инструментальная
композиция) - нельзя дважды исполнить абсолютно одинаково. Равно как
нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Другими словами — каждое
исполнение УНИКАЛЬНО.
Проще, пожалуй, объяснить на
примере вокалиста (побудет наглядной моделью). Поскольку, певцов и
певиц на современной эстраде... очень много. :) В разы больше, чем
музыкантов. Поэтому, людям проще объяснить кто такой вокалист, а не
музыкант.
Пожалуй, все согласятся с тем,
что вокалист не может спеть одно и то же произведение два раза
совершенно одинаково, как бы ни старался. Все равно где-то споет
громче, где-то тише, где-то дыхание возьмет по-другому, вступит на
секунду раньше или позже, а где-то может и «мимо нот» споет по
ошибке — бывает всякое.
Так вот, музыкант, как и
вокалист, тоже не может исполнить одинаково, хотя играет по одним и
тем же нотам и на одном и том же инструменте.
Поэтому, каждый раз один и тот
же номер под живой аккомпанемент будет звучать несколько иначе, чем
прежде. Запомните простую истину: ИЗ РАЗА В РАЗ ОДИНАКОВО ЗВУЧИТ
ТОЛЬКО ФОНОГРАММА.
Это я еще не учитываю тот
момент, что со временем, музыкантам может надоесть играть одно и то
же. А поскольку, у них и карты в руках, они делают новую обработку
произведения и, оно звучит совсем по-другому. И еще много разных
интересных моментов...
Кроме того, живое
инструментальное исполнение воспринимается слушателем совсем не так,
как та же самая мелодия, но в записи.
Для вокалиста тоже есть
разница — для него это также совершенно иные ощущения. :)
Под живой аккомпанемент могут
петь не все, потому что это сложнее. Если под музыкальную
фонограмму можно спеть, в определенном смысле «на автопилоте» по
накатанному, поскольку запись исполнителю хорошо знакома, и заиграть
как-то иначе она не может. С живым ансамблем такой номер уже не
пройдет - нужно очень внимательно слушать музыкантов.
Некоторые и хотели бы спеть
под аккомпанемент, да не могут — потому что это не такое уж дешевое
и простое по организации удовольствие. А фонограмма есть не просит,
и зарплату платить ей не нужно. Кроме того, она никогда не болеет и
не устает.
Однако, если вы заметили,
некоторые эстрадные исполнители все же стараются, хотя бы на
юбилейных концертах или др. значимых мероприятиях, практиковать 100%
живое исполнение. И не случайно, потому что они знают, какой эффект
это произведет на слушателей. И преподносится это как «фишка», хотя
не так уж давно это было нормой жизни.
Обычно не использую слэнговые
словечки, но для наглядности, в виде исключения, я это сделаю.
Итак, если просуммировать все
плюсы, которые получает слушатель от посещения живого концерта и
исполнитель в плане роста своего профессионализма, - исполнение под
живой аккомпанемент не просто здорово или замечательно — это
мегакруто!
Кто этого не понимает или не
согласен с этим, скорее всего, просто не бывал на настоящих живых
концертах.
Для ознакомления предлагаю
просмотреть 2 видеоролика.
Видео №1.
Это инструментальная
композиция – попурри на тему песен легендарной группы «ABBA»
композитора Р. Себреджа. Исполняет оркестр духовых инструментов
Курской государственной филармонии. Художественный руководитель и
главный дирижер Александр Карпович.