Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Искусство: к звездам без миллиона в кармане Ингредиенты Хитовой Песни



Ингредиенты Хитовой Песни

Друзья и коллеги, всем доброго дня. Сегодняшний выпуск несколько внеплановый, но от этого, надеюсь, будет не менее полезен. Место ведущего на сегодня уступаю моему коллеге, композитору Денису Чуфарову. 

Кратко об авторе: Денис Чуфаров - профессиональный композитор, гитарист, аранжировщик. Окончил Алтайскую Государственную Академию Искусств и Культуры. Участвовал в нескольких успешных в Сибири проектах в качестве гитариста и аранжировщика. Автор книги "Практическая гармония для гитариста". Лауреат международных конкурсов, основатель музыкального онлайн колледжа. В сегодняшнем выпуске Денис расскажет о том, как написать хитовую песню. Передаю микрофон...

Написание песен для многих - это процесс, напоминающий магию. Когда известных хитмейкеров спрашивают о том, как они пишут песни, то чаще всего они говорят о музе, вдохновении и прочих неосознаваемых вещах. Но скажите, Вам как автору песен ведь хочется узнать конкретно – что, как, почему, куда и т.д.? Вопросов много, а ответов нет.

Создание песен, как и любое другое творчество – это процесс, который можно рассмотреть с двух сторон – со стороны духовности и со стороны мастерства (ремесленничества). Как известно, слагаемые любого гениального произведения искусства – это 50% вдохновения и 50% работы. (Хотя, для современного мира ближе формула 5% вдохновения и 95% работа). Поэтому знания и навыки просто необходимы тому, кто хочет писать песни (а тем более продавать их).

Насколько сознательно Вы подходите к созданию песни? Думаете ли Вы над тем, как ее улучшить, придать ей хитовости и т.д.

Давайте рассмотрим  компоненты, из которых складывается любая хитовая песня.

  1. Удачное название
  2. Гармония
  3. Выразительная мелодия (либо ритмичная, для танцевального хита)
  4. Хук
  5. Ритм
  6. Текст
  7. Аранжировка
  8. Сведение
  9. Маркетинг

Рассмотрим более подробно каждый из этих пунктов

1.Название песни

Очень часто название песни придумывается перед концертом, после записи альбома, перед выпуском CD и т.д. Это очень большая ошибка. Название песни – это то же самое, что и Ваше имя. Представьте родителей, которые дают ребенку имя только тогда, когда его уже пора отправлять в школу.

Название должно запоминаться и привлекать внимание. Для хитовой песни просто жизненно важно иметь уникальное название, которое может стать нарицательным. Это то, что в маркетинге называется владеть словом. Например, выхода нет, группа крови, вечно молодой – это словосочетания, ассоциируемые с песнями. Как понятно из примеров – название должно повторяться в песне и быть основой припева.

2. 90% современных песен написаны на заранее сочиненную гармонию.

Что это значит? Это значит, что большая часть последовательностей уже настолько заезжена, что достаточно взять три-четыре аккорда и слушатель будет чувствовать, что Ваша песня ему уже знакома. С другой стороны, такой подход нивелирует уникальность мелодии и приводит к самоповторяемости. Сколько песен написано на последовательность C-Dm-F-G? Их десятки тысяч и выделиться из этой массы очень сложно. А сколько песен использует последовательность Am-F#m? Я знаю только одну – это песня Doors Light My Fire. Как видите, необычные сочетания позволяют мгновенно выделиться. Однако нужно использовать нестандартные обороты в сочетании с привычными слушателю, так Вы сохраните нужный баланс. Очень важно накапливать багаж аккордовых последовательностей и постоянно искать новые сочетания. Так Вы будете всегда иметь в своем активе материал для создания хитов.

3.Мелодия

Мелодия - это основа любой песни. Для хитовых мелодий характерна опора на повторения, постепенное расширение диапазона, контраст между куплетом и припевом, акцентирование тоники в припеве, активное использование хука (которого может не быть в других жанрах музыки).

Очень важную роль играет выбор опорных нот. Многие авторы попадают в ловушку одних и тех же ступеней, поскольку не анализируют свои мелодии и не выписывают их в нотах. Даже известные авторы грешат этим. Проанализируйте Ваши мелодии – если Вы используете много устойчивых ступеней (1,3,5) то, возможно Вам нужно поискать новые интонаций в области неустойчивых. Также можно проникнуть в область хроматики, где скрыты безграничные возможности (хроматический хит всех времен - Полет Шмеля). Анализируйте чужие мелодии и используете полученные знания в своём творчестве.

4.Хук

Это короткая мелодическая, ритмическая фраза, текстовая фраза - которая является ядром песни и которую слушатель может пропеть после прослушивания песни. Это то что крутиться в голове (hook –ловушка).

Основным условием для хука является его протяженность – чем короче, тем лучше. Короткий хук может быть возгласом (как в песне Blur song 2). Более длинный хук может быть 4х тактовой мелодией заменяющей припев. Эффектно звучат различного рода распевания на слогах (на-на-на, па-па-па и т.д.).

Хуки могут сочетаться – идеально, когда сочетаются инструментальный, вокальный и текстовый хук.

5.Ритм

Ритм - важнейший элемент хита. Найдите удачный бит, и Ваша песня обречена на успех. В плане ритмики большая часть хитов опирается на остинатность, повторяемость и использование коротких синкопированных фигур. Используйте противопоставление ровного ритма и синкопированного для усиления контраста. Важную роль играет не только ритмика мелодии, но и ее сопоставление с ритмом текста.

6.Текст

Запоминаемые тексты содержат запоминаемые фразы. Однако главная трудность песенных текстов – это изложение простыми словами оригинальных идей. Старайтесь избегать банальных и заезженных фраз и слов таких как: моя девочка, синие джинсы, навсегда, тело, фантазия, реальность, сердце стучит, как горе, режет по сердцу, в сердце рана, на сердце рана, ветер перемен, всю ночь напролет, ангел, детка, огонь, желание, пусть они говорят, отпусти меня, с самого начала, на улице, стоя под дождем, остановить время, сияет, как солнце, идти по грани (краю), не выходит из головы, я почти сошел с ума, это все внутри меня, небо над головой, глубоко внутри и других такого же плана.

В целом же большинство хитов содержат простой текст, который легко запоминается. При том рифма как, таковая не является обязательным элементом песни.

7.Аранжировка

Даже если Вы не будете принимать участие в создании готового продукта умение показать песню в готовом виде – это большое преимущество. Правильно сделанная аранжировка подчеркнет уникальность песни и может также содержать хуки. Важно, чтобы аранжировка не “убила” замысел песни и не мешала слушателю наслаждаться мелодией и текстом.

8.Сведение

Это область работы звукорежиссеров и я не рекомендую Вам самостоятельно этим заниматься, даже если Вы профессиональный звукорежиссер. На этом этапе важно отдалиться и позволить песне жить своей жизнью.

9.Маркетинг и продюсирование

Это уже лежит вне области автора песни (чаще всего). Поэтому я о ней просто упомянул.

Итак, какие выводы можно сделать?

Существуют определённые приемы, с помощью которых ВЫ можете улучшить Ваши песни и превратить их в хиты. Главное искать эти приемы в окружающей Вас музыке и использовать в своем творчестве. Как это не банально звучит – но нет никаких секретов. Любая хорошо сделанная песня может стать хитом (главное не забудьте добавить в нее hook).

Эти и не только вещи мы также подробно разбираем в рамках проекта Study Music. Проект Study Music - это музыкальный онлайн колледж. Главная идея - это профессиональное обучение музыке, не выходя из дома. В составе преподавателей только профессиональные и состоявшиеся музыканты. Курсы по аранжировке, композиции, гармонии, теории музыки и многим другим дисциплинам, а также индивидуальные занятия. Будем рады видеть Вас в числе гостей нашего проекта. 


Удачи в творчестве!





В избранное