Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Звукомания

  Все выпуски  

Этого раздела не будет.


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
Звукомания :. No 09

Здравствуйте уважаемые подписчики.

28.06.2005



Что бы лишний час ни топтать клавиатуру я буду использовать чужие статьи под своей редакцией, собранных давно из разных мест, по этому у меня нет возможности определить автора и спросить разрешение на использование того или иного материала. Но всем авторам большое спасибо за их косвенную помощь.


Компрессоры II


Игорь СЕМЕНОВ
Владимир СЕВОСТЬЯНОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2002
Вторая статья цикла, на этот раз рассказывающая об устройствах средней ценовой категории.

Как уже говорилось в предыдущей статье, компрессоры могут применяться для решения двух типов задач: технических и художественных. Техническими задачами являются уменьшение динамического диапазона сигнала (чтобы он соответствовал диапазону принимающего устройства), ограничение его уровня (например, для предотвращения перегрузки), дакинг (изменение одного звукового сигнала другим, например, автоматическое понижение уровня фоновой музыки при объявлениях). Впрочем, дакинг может относиться и к художественной компрессии, например, если используется для выделения одного инструмента на фоне другого. Вообще само название этого способа компрессии (ducking) возникло из его первоначального, именно художественного применения: сигнал электрогитары подавался на вход экспандера и одновременно на его же собственный управляющий вход ключа, при этом гитара начинала глушить сама себя, издавая звук, сильно напоминающий утиное (duck) кряканье.

Художественные задачи компрессии очень разнообразны и сильно зависят как от обрабатываемого материала, так и от желаемого результата, поэтому для иллюстрации были изготовлены различные звуковые примеры. В качестве исходного материала, как и в предыдущей статье, использовались треки с диска Sound Check V2. Основными задачами при обработке этих треков являлись: выделение и маскировка фронтов в звучаниях партий, обработка послезвучий, субъективная эквализация и выравнивание отдельных звуков в партии.

Выделение и маскировка фронтов используются при работе с ритмикой партии или композиции. При помощи компрессора можно акцентировать внимание слушателя на ритмике, выделить ритмическую партию на фоне общего звучания. А можно в корне изменить структуру звука отдельно взятого инструмента или даже одного его голоса. Такая способность компрессора, как вытягивание сустейна, выдвижение на передний план звуков с низкой громкостью, позволяет, например, добавить интимности композиции или партии, выровнять и облагородить звучание отдельных инструментов. Компрессором можно сгладить звучание отдельных нот, выровнять спектральный состав, произведя при этом ощущение эквализации.

Среди устройств динамической обработки существуют приборы с разной схемотехникой: полупроводниковые, ламповые и гибридные, с управляемым элементом на основе VCA и оптоэлектронным. Теоретически, полупроводниковые приборы обладают чистым, неокрашенным звучанием, в отличие ламповых и гибридных устройств. Можно предположить, что для обработки гитарной партии, например, или вокала, лучше подойдет ламповый или гибридный компрессор, а для обработки общего микса — полупроводниковый. Но, как показала практика, подобные предположения не верны. Каждый прибор, будь он полупроводниковый, гибридный или ламповый, имеет свой собственный характер звучания, который и определяют пригодность конкретного устройства для решения конкретной задачи.

Сердцем любого устройства динамической обработки является управляемый элемент (VCA или оптоэлектронный), который, наряду с алгоритмом и способом детектирования, и определяет характер работы прибора. Повлиять на характер компрессии может изменение ее параметров, таких как пороговый уровень, степень компрессии, время или скорость срабатывания и восстановления. От всего этого напрямую зависит результат динамической обработки сигнала, ее художественный смысл.

Среди представленных в статье компрессоров есть четыре полупроводниковых (dbx 160 A, Drawmer DL 241 XLR, Drawmer DL 251, Drawmer MX 30), два гибридных (Behringer Tube Composer T 1952, dbx 566) и один ламповый (ART Pro VLA), он же — единственный из всех оптоэлектронный. На примерах использования этих устройств мы попробуем рассказать о художественной компрессии.

Вокал
Файл dry_Voc.mp3 (1,06 Мб) содержит мужскую вокальную партию, которая по своему музыкальному смыслу может быть разделена на две части. Первая часть меланхоличная, имеет спокойное ровное начало и только к концу обретает легкую экспрессию, активную динамику. Вторая часть носит очень эмоциональный характер, отличается сильной динамической активностью как на макро, так и на микроуровне. Само звучание вокала с тембральной точки зрения на протяжении всей партии имеет некоторую сухость и создает ощущение отдаленности. При компрессировании этой партии преследовались следующие цели: во-первых, хотелось субъективно приблизить звучание партии к слушателю, сделать его более интимным, ощутимым, доступным для понимания, теплым; во-вторых, хотелось несколько сгладить артикуляцию на микродинамическом уровне, а так же выровнять по насыщенности и субъективной активности первую и вторую части.

Компрессор Drawmer DL 251 (файл DL251_Voc.mp3 - 1,06 Мб) с первой задачей справился великолепно. Звучание партии приобрело насыщенность в области низкой середины, не потеряв при этом яркости и искристости в области верхней середины. Это говорит о том, что при относительно сильной компрессии, порядка 5-8 дБ уровня подавления звукового сигнала, у прибора не происходит характерного для VCA явления — понижения уровня высоких частот. Более того, при использовании встроенного в прибор энхансера, главным предназначением которого является именно компенсация подавленных высоких частот, в звучании вокала появлялась дополнительная искристость, яркость, эдакий апельсиновый, весенний оттенок. Красиво прибор обошелся с артикуляционными, а также макро- и микродинамическими неровностями партии. Обе ее части стали субъективно динамически близки друг другу как родные. При этом не произошло заметных изменений в первоначальной динамике исполнения. Результатом компрессии стала только дополнительная интимность и ровность в звучании партии, как будто ее исполнитель просто ближе подошел к микрофону.



Drawmer DL 251
Двухканальное устройство в однорэковом металлическом корпусе черного цвета. Управляемым элементом является VCA. Прибор построен по полупроводниковой технологии. Двумя светодиодными индикаторами отображаются уровни выходного сигнала и уровень подавления. Пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от -40 до +20 дБ, степень сжатия регулируется в диапазоне от 1,2:1 до оо:1. Время срабатывания устанавливается в пределах от 0,5 до 100 мс, время восстановления изменяется в пределах от 0,05 до 5 с. Выходной уровень сигнала устанавливается в диапазоне от -20 до +20 дБ. У лимитера пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от 0 до +16 дБ. Есть встроенный энхансер. Возможны переключение мягкого и жесткого типа компрессии, включение автоматического режима срабатывания и восстановления, мониторинг сигнала детекторной цепи, объединение двух каналов для работы со стереосигналом.


Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR и на джеках, номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрывы детекторной цепи выполнены на джеках. Питание устройства осуществляется от сети.




Его младший брат Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Voc.mp3 - 1,06 Мб) справился с поставленными задачами столь же аккуратно. После обработки партии в ее звучании также появились интимность, насыщенность и ровность. Стоит отметить лишь одно: для достижения одного и того же результата на приборах почему-то приходилось устанавливать разные значения порогового уровня срабатывания.

После обработки партии компрессором ART Pro VLA (файл ProVla_Voc.mp3 - 1,06 Мб) ее звучание также приобрело дополнительные интимность, насыщенность и плотность. Но сгладить, “причесать” артикуляционные моменты удалось не полностью, они прорывались сквозь компрессор, как бы желая избавиться от него. В этом проявилась оптоэлектронная сущность устройства, которая, в основном, заключается в меньшей, по сравнению с VCA-компрессорами, скорости срабатывания. Зато характер компрессии позволял практически полностью решить поставленные художественные задачи. Абсолютно нетронутые верхняя середина и верх сохранили первоначальную яркость, искристость и насыщенность звучания партии, ее микродинамические свойства в этой области звукового спектра. Даже при условии того, что не удалось сгладить артикуляцию так, как хотелось бы, очень понравилось, что предложенные производителем значения скорости срабатывания и восстановления хорошо подходили для практически полного решения данной задачи. Можно предположить, что для другой вокальной партии, с другими макро- и микродинамическими свойствами, данные параметры скорости срабатывания и восстановления подойдут еще лучше.

Компрессор Drawmer MX 30 (файл MX30_Voc.mp3 - 1,06 Мб) произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, он прекрасно справился со сглаживанием динамических неровностей первой и второй частей партии. Более того, его характер компрессии отлично подходил именно для сглаживания динамических неровностей исполнения. С другой стороны, будучи автоматическим устройством, Drawmer MX 30 не позволил выставить необходимые значения скорости срабатывания и восстановления для полноценной реализации художественной задачи. Создалось ощущение, что прибор хочет, но не может помочь нам решить эту задачу. Хотя, если учесть цену этого устройства, то можно сказать, что оно сделало все, что могло.

Компрессор dbx 566 (файл 566_Voc.mp3 - 1,06 Мб) обработал эту вокальную партию неровно, можно даже сказать, несколько нервозно. На пиках партии компрессор производил хорошо слышимые провалы (пампинг). Хотя параметры скорости срабатывания и восстановления могут быть установлены в этом приборе вручную, нам так и не удалось подобрать их для решения поставленной задачи. Ламповый тракт прибора, конечно, производил некоторое утепление вокала, но это не помогло устройству способствовать добавлению глубины и интимности вокальной партии. Ее звучание просто приобрело иную динамическую окраску, другие динамические свойства. Компрессия была очень наглядной, проявляющейся практически при каждом сильном динамическом изменении партии, то есть была очень слышна на ее макродинамике. В области артикуляции, то есть в области микродинамики звучания, компрессор создавал ощущение слабости, неспособности работы с такими элементами звукового материала. Единственное, что понравилось при обработке устройством вокала, это регулятор Drive, который не столько способствовал утеплению партии, сколько изменению характера ее звучания.

Компрессор dbx 160 A (файл 160A_Voc.mp3 - 1,06 Мб), как и ART Pro VLA, произвел несколько неадекватную компрессию вокальной партии. С одной стороны, скорости срабатывания и восстановления прекрасно подходили для выравнивания динамики первой и второй частей вокальной партии. Классический алгоритм компрессии dbx сработал как старый, умудренный опытом мастер — он позволил приблизить звучание партии, сгладить ее неровности. Характер компрессии идеально способствовал решению поставленной художественной задачи, но недостаточное время срабатывания, как и следовало ожидать, пропускало транзиенты, то есть самые первые фронты звукового сигнала. Очередной раз мы убедились в том, что полностью автоматические компрессоры могут подходить для решения только определенного круга художественных задач.

А вот Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Voc.mp3 - 1,06 Мб) абсолютно не справился с задачей. Результатом обработки вокальной партии, кроме динамически некорректных изменений, стали искусственность и пластмассовый призвук. Скудная ламповая окраска, создаваемая насыщением лампового буфера, заключалась в добавлении неадекватных гармоник, характерных для гитарного дисторшна.

Ударная установка
Барабанная партия (файл Dry_Drum.mp3 - 286 Кб) представляет собой ровный ритмический рисунок, характерный для рока или джаз-рока. Она изначально обладает очень ровными макродинамическими свойствами и очень подвижной, легкой микродинамикой. Задачей для динамической обработки, в данном случае, являлось приближение звучания партии, выделение ее музыкальной, ритмической составляющей.

Компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Drum.mp3 - 286 Кб), благодаря своей оптической сущности, практически полностью справился с поставленной задачей. Единственным недостатком было то, что звучание партии после обработки показалось нам суховатым и пустым. Но это с тембральной точки зрения. С динамической же точки зрения звучание партии не лишилось транзиентов, первоначальной динамической подачи, своей активности и ровности. Партия просто как бы приблизилась к слушателю, став более насыщенной.



ART Pro VLA
Двухканальный двухрэковый прибор черного цвета в металлическом корпусе. Управляемым элементом является оптоэлектронная пара. Прибор построен по полностью ламповой технологии. Стрелочными индикаторами отображаются, в зависимости от положения переключателя, либо уровень входного, либо уровень выходного сигнала. Светодиодными — уровень подавления. Пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от -20 до +20 дБ, степень сжатия — в пределах от 2:1 до оо:1, уровень выходного сигнала — от -оо до +20. Есть возможность переключения времени атаки между значениями Fast (2 мс) и Slow (20 мс), и такая же возможность для времени восстановления: Fast (300 мс) и Slow (0,1-3 с). Также есть возможность объединения первого и второго каналов для работы со стереосигналом.



Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR и на джеках, номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрывы детекторной цепи выполнены на джеках. Питание устройства осуществляется от сети.




Компрессор Drawmer DL 251 (файл DL251_Drum.mp3 - 286 Кб) с задачей справился неважно. Прибор поглотил транзиенты, и это не зависело от установленной скорости срабатывания. В любом положении регулятора Attack происходило подавление транзиентов, создавалось ощущение, что первоначальная динамика звучания оставалась где-то внутри прибора.

Точно также вел себя и компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Drum.mp3 - 286 Кб). Звучание получилось безжизненное, динамически опустошенное, дешевое. При всем богатстве возможностей компрессии прибора нам не удалось решить поставленную задачу.

Компрессор Drawmer MX 30 (файл MX30_Drum.mp3 - 286 Кб) также проявил свою VCA-ную сущность. Только по сравнению со старшими братьями он звучал еще безжизненней и суше, как бы говоря о том, что не та задача перед ним поставлена. Его полностью автоматический режим работы не подошел для обработки данной партии.

Отсутствие возможности ручной установки скорости срабатывания и восстановления у компрессора dbx 160 A (файл 160A_Drum.mp3 - 286 Кб) также не позволило достичь желаемого результата. Чего-то не хватало: то хотелось отпустить на волю дыхание партии, то стиснуть его в объятиях компрессии. Это очередной раз демонстрирует, что классическая dbx-компрессия может далеко не все.

Компрессор dbx 566 (файл 566_Drum.mp3 - 286 Кб), хоть и украсил звучание партии ламповым теплом, но не произвел желаемых динамических изменений. Несмотря на возможность более широких изменений времени срабатывания и восстановления, нам опять не удалось получить плотное и насыщенное звучание барабанной партии. А регулятор Drive позволял насытить звучание только бессмысленным жужжанием в области высоких частот. Динамически компрессор срабатывал несколько неадекватно динамике поступающего звукового сигнала, работа прибора была слишком хорошо слышна.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Drum.mp3 - 286 Кб) “украсил” звучание своим недоламповым враньем. Его компрессия придала звучанию гипертрофированно сплющенный, если можно так выразиться, антидинамический характер. Это было неадекватное обращение с фронтами и послезвучиями, это ощущалось как антимузыкальная реакция на первоначальную динамику партии. Это было откровенно плохо.

Бас-барабан
Задачей для компрессоров при обработке ими звучания бас-барабана (файл dry_Kick.mp3 - 60,9 Кб) являлось легкое подчеркивание атаки и выделение послезвучия.

Больше всех понравилось звучание устройства Drawmer DL 251 (файл DL251_Kick.mp3 - 61,3 Кб). Прибор с легкостью выполнил требуемое, что придало звуку дополнительные глубину и упругость.

Столь же красиво со звуком обошелся и компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Kick.mp3 - 61,3 Кб). После обработки слегка выделилась атака, а в поcлезвучии появились дополнительные упругость, плотность и насыщенность.



Drawmer DL 241 XLR
Двухканальное устройство в однорэковом металлическом корпусе черного цвета. Управляемым элементом является VCA. Прибор построен по полупроводниковой технологии. У экспандера/гейта пороговый уровень срабатывания устанавливается в пределах от -70 дБ до +20 дБ, а скорость его восстановления переключается между “быстро” и “медленно”. Двумя светодиодными индикаторами отображаются уровень выходного сигнала и уровень подавления. Пороговый уровень срабатывания компрессора изменяется в пределах от -40 до +20 дБ, степень сжатия регулируется в диапазоне от 1,2:1 до оо:1, время срабатывания устанавливается в пределах от 0,5 до 100 мс, время восстановления изменяется в пределах от 0,05 до 5 с. Есть возможность включения автоматического режима срабатывания и восстановления. Выходной уровень сигнала устанавливается в диапазоне от -20 до +20 дБ. У лимитера пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от 0 до +16 дБ, со временем срабатывания 20 мс. Возможно объединение двух каналов для работы со стереосигналом.



Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR (у модели DL 241 — на джеках), номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрывы детекторной цепи выполнены на джеках. Питание устройства осуществляется от сети.




Несколько странно себя повел компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Kick.mp3 - 60,9 Кб). Он слишком сильно выделил атаку бас-барабана, одновременно прихватив начало послезвучия. При этом конец послезвучия стал несколько неестественным и резким. Как мы полагаем, это произошло из-за того, что компрессор в качестве управляемого имеет оптоэлектронный элемент, обладающий большим, по сравнению с VCA, временем атаки.

Компрессор dbx 160 A (файл 160A_Kick.mp3 - 61,3 Кб) очень аккуратно обработал бас-барабан, что, на самом деле, является большой редкостью для полностью автоматического компрессора. Скорости срабатывания и восстановления прибора прекрасно подошли для того, чтобы с легкостью подчеркнуть атаку в звучании и ровно выделить послезвучие.

Компрессор Drawmer MX 30 (файл MX30_Kick.mp3 - 60,9 Кб) тоже очень неплохо справился с поставленной задачей, правда, в его звучании было больше сухости, чем у другого полностью автоматического компрессора, dbx 160 A. Время срабатывания Drawmer MX 30 на слух показалось нам большим, чем у dbx 160 A. Из-за этого Drawmer MX 30 немного резче выделил атаку, но послезвучие выровнял аккуратно.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Kick.mp3 - 61,3 Кб) обработал бас-барабан плохо. Звук стал очень вялым, куда-то исчезли упругость послезвучия и активность атаки. Плюс появились “песочные” гармоники.

А вот dbx 566 (файл dbx 566 - 60,9 Кб) работал несколько неадекватно. Даже в режиме мягкой компрессии его работа была очень слышна, прибор активно вторгался в первоначальную динамику инструмента. Происходил так называемый пампинг, избавиться от которого при помощи изменения параметров компрессии не удалось. При различных значениях параметров компрессии результатом обработки становился либо пампинг, либо отсутствие компрессии вообще.

Малый барабан
Продолжим барабанную тему рассказом о том, как приборы справлялись со звучанием малого барабана (файл dry_Snare.mp3 - 65,4 Кб) — еще одного важнейшего голоса ударной установки. При динамической обработке малого барабана хотелось, во-первых, подчеркнуть атаку, сделав звучание инструмента более ощутимым, во-вторых, несколько выделить послезвучие и подчеркнуть его яркость.

На малом барабане компрессор dbx 566 (файл 566_Snare.mp3 - 65,8 Кб) показал всю странность своего характера. Вместо того, чтобы аккуратно выделить атаку или хотя бы пропустить ее, одновременно выделив послезвучие, прибор произвел дикой силы пампинг. От благородной атаки инструмента он оставил плоский короткий щелчок, после которого следовало сильно задавленное послезвучие. И опять же, как и в случае с бас-барабаном, попытка изменения параметров компрессии ни к чему не привела — либо возникал пампинг, либо компрессия полностью отсутствовала.



DBX 566
Двухканальное устройство в двухрэковом металлическом корпусе серебристого цвета. Все регуляторы ступенчатые, уровень подавления, а также уровни входного и выходного сигналов отображаются стрелочными индикаторами. Управляемым элементом является VCA. Прибор построен по гибридной технологии, имеет выходной ламповый буфер с регулятором насыщения. Пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от -40 до +20 дБ, скорость срабатывания при ручном способе ее установки — в пределах от 3 до 0,04 дБ/мс, скорость восстановления при ручном способе установки — от 250 до 5 дБ/с, степень сжатия — в диапазоне от 1:1 до оо:1. В автоматическом режиме скорость срабатывания имеет значения 15 мс на 10 дБ, 5 мс на 20 дБ и 3 мс на 30 дБ, скорость восстановления — 125 дБ/с. Уровень выходного усиления может быть установлен в приделах от -20 до +20 дБ. Время срабатывания лимитера составляет 5 мс, а скорость его восстановления — 22 дБ/с. Пороговый уровень срабатывания лимитера устанавливается в пределах от 0 дБ до +22 дБ. Возможны переключение между мягким и жестким способом компрессии, включение в разрыв детекторной цепи обрезного фильтра низких частот, мониторинг сигнала детекторной цепи, объединение двух каналов для работы со стереосигналом.


Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR и на джеках, номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрывы детекторной цепи выполнены на джеках. Питание устройства осуществляется от сети.

К моменту публикации статьи производство устройства было прекращено.




Прекрасно с задачей справился Drawmer DL 251 (файл DL251_Snare.mp3 - 65,0 Кб). Он легко и очень мягко подчеркнул атаку малого барабана, тем самым приблизив его. Устройство также позволило выделить послезвучие, несколько изменив таким образом общее звучание инструмента. Создалось ощущение, как будто один хороший малый барабан поменяли на другой, столь же хороший, но другой.

Очень красиво и интересно обработал малый барабан компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Snare.mp3 - 65,4 Кб). Более того, его оптоэлектронный управляемый элемент практически полностью изменил структуру звука инструмента. Низкая скорость срабатывания позволила как бы удлинить время атаки. Звук малого барабана сильно приблизился, стал еще более активным, плотным и насыщенным. К этой атаке прибор очень естественным образом подтянул послезвучие. Создавалось впечатление, что прибор как бы перекраивал звучание инструмента, создавая новый малый барабан со своими динамическими особенностями.

Компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Snare.mp3 - 65,4 Кб) обработал партию малого барабана несколько хуже, чем его старший брат. В отличие от Drawmer DL 251, младшая модель не смогла с той же легкостью выделить атаку и подтянуть послезвучие. Атака стала несколько неестественной, резкой, в то время как послезвучие неестественно вытянулось и отдалилось от атаки. Возникло ощущение перекомпрессии, а изменение параметров компрессии лучшего результата добиться не позволило.

Очень неплохо обработал малый барабан компрессор dbx 160 A (файл 160A_Snare.mp3 - 65,4 Кб). Он очень ровно и естественно подчеркнул атаку звучания инструмента. Барабан приблизился к слушателю, стал значительно плотнее и насыщение. Также компрессор очень мягко приподнял послезвучие, которое, как и было в необработанном сигнале, осталось неотъемлемой частью звучания инструмента. Барабан как бы надулся, стал по звучанию более плотным и объемным.

А вот после обработки малого барабана компрессором Drawmer MX 30 (файл MX30_snare.mp3 - 65,4 Кб) в звучании возникла сухость. Компрессор несколько неаккуратно выделил атаку. Она стала не подчеркнутой и насыщенной, а какой-то неопределенной. За этой атакой следовало несколько вялое послезвучие, в звучании которого не хватало открытости, полноты и насыщенности.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Snare.mp3 - 65,4 Кб) занимался не компрессией, а каким-то непонятным нелинейным редактированием. Первое, что показалось после пропускания партии через прибор, так это странное, совершенно непонятное и неестественное отделение послезвучия от атаки, динамическое и тембральное. Для неаккуратно выделенной атаки это задавленное послезвучие было просто чужим. Очень странное явление.

Томы
Компрессируя томы, мы хотели в первую очередь сгладить их динамическое неистовство, представленное в файле Dry_Tom.mp3 - 150 Кб. Также хотелось немножечко укоротить послезвучия, сделать томы более щелкающими, с более яркой и выраженной атакой.

Компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Tom.mp3 - 150 Кб) очень интересно обработал томы: подчеркнул атаку, сделал ее очень плотной, прямой, сильно сконцентрированной. Как мы полагаем, это опять же произошло по причине того, что компрессор имеет оптоэлектронный управляемый элемент, чьи динамические свойства в очередной раз показали его пригодность для решения подобных художественных задач. Послезвучие также стало насыщенным, ровным и при этом несколько укоротилось, как бы слегка присев под натиском атаки, ставшей более активной.

В отличие от оптоэлектронного ART Pro VLA, VCA-ный Drawmer DL 251 (файл DL251_Tom.mp3 - 150 Кб) совсем по-другому произвел динамическую обработку томов, которые приобрели короткую, очень конкретную, острую, насыщенную и плотную атаку. Эта атака была намного короче, чем после обработки звука устройством ART Pro VLA. Она стала какой-то интеллигентной, очень ровной и при этом одинаково сильной на протяжении всей партии. А послезвучия, как нам и хотелось, стали покороче. Их звучание, немножко потерявшее свою активность, также стало очень ровным, плотным и насыщенным.

Очень хорошо себя показал компрессор dbx 160 A (файл 160A_Tom.mp3 - 150 Кб). Скорости срабатывания и восстановления этого полностью автоматического устройства идеально подошли для решения поставленной задачи. Скорость атаки вместе с установленным пороговым уровнем срабатывания позволила мягко подчеркнуть транзиенты, аккуратно их выделить на фоне послезвучий. А послезвучия слегка укоротились, их звучание немножко отодвинулось. При этом в общем звучании партии хорошо сохранилось первоначальное ощущение динамики исполнения.



DBX 160 A
Одноканальный прибор в однорэковом металлическом корпусе черного цвета. Двумя светодиодными индикаторами отображаются уровень входного/выходного сигнала и уровень подавления. Управляемым элементом является VCA. Устройство построено по полупроводниковой технологии. Пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от -40 дБ до +20 дБ, степень сжатия регулируется в пределах от 1:1 до -5:1. Уровень выходного сигнала изменяется в пределах от -20 дБ до +20 дБ. Есть возможности переключения мягкого (OverEasy) и жесткого типа компрессии, объединения двух приборов для работы со стереосигналом.


Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR и на джеках, номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрыв детекторной цепи выполнен на джеках. Питание прибора происходит от сети.

Для обработки стереосигналов использовались два устройства.




Компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Tom.mp3 - 150 Кб) тоже очень неплохо справился с поставленной задачей. Единственное, что не очень понравилось в его работе — это легкое ощущение перекомпрессии, из-за которого не удалось в нужной мере сгладить послезвучия. Их звук становился несколько неестественным и каким-то придавленным, поэтому для того, чтобы сохранить музыкальность звучания партии, компрессию пришлось немного “отпустить”. При этом произошло очень аккуратное выделение атаки, она приобрела дополнительную плотность, насыщенность и легкую естественную активность. Но, к большому сожалению, эта активность маскировалась недостаточно ровным послезвучием.

Со свойственным только ему музыкальным подходом к компрессии произвел обработку партии томов Drawmer MX 30 (файл MX30_Tom.mp3 - 150 Кб). Он выделил в звучании инструментов острую, звонкую атаку, которая, тем не менее, сохранила первоначальные мощь, плотность и естественность звучания. Характер компрессии позволил, с одной стороны, создать ощущение, что материал подвергался легкой эквализации, а с другой стороны, произвести мягкую, естественную и при этом ощутимую компрессию. Послезвучия выровнялись, несколько снизилась их динамическая активность, но при этом не потерялись плотность, насыщенность, ощущение исходной динамики исполнения.

А вот компрессор dbx 566 (файл 566_Tom.mp3 - 150 Кб) не только изменил динамические свойства звучания партии, но и структуру звука инструментов, причем последнее он сделал не лучшим образом. После обработки в звучании партии выделились атаки, в которых можно было расслышать их первоначальные плотность и насыщенность, но при этом создавалось ощущение возникновения какого-то пластмассового призвука, неестественного щелчка. А после этого щелчка следовало странноватое, придавленное послезвучие, в добавок ко всему не совсем ровное. При этом отпустить его не представлялось возможным, так как сразу исчезала необходимая компрессия всей партии.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Tom.mp3 - 150 Кб) в процессе обработки партии томов проявил себя как высокоинтеллектуальный прибор. Создалось ощущение, что под воздействием каких-то потусторонних сил в устройстве автоматически, случайным образом модулировались все параметры компрессии. Дело в том, что прибор сумел обработать каждый отдельно взятый удар в партии совершенно разными способами. Поэтому понять, как именно компрессия этого устройства влияет на звучание томов, и, соответственно, рассказать об этом, нам не удалось.

Перкуссия
Партию перкуссии (файл dry_Perc.mp3 - 145 Кб) можно охарактеризовать как очень динамичную. В ней есть как громкие звуки, составляющие ее ритмическую основу, так и тихие, служащие для украшения. Целью компрессии было сглаживание динамических неровностей без искажения динамики исполнения. Одновременно с этим нам хотелось несколько выдвинуть на передний план тихие звуки партии, чтобы приблизить к слушателю музыкальную сущность ее ритмики.

Очень неплохо с задачей справился Drawmer DL 251 (файл DL251_Perc.mp3 - 145 Кб). С его помощью удалось слегка прижать неровности исполнения, при этом динамика атак не потеряла своего музыкального смысла. Партия просто стала ровнее. После компрессии тихие звуки партии слегка выдвинулись на передний план, подчеркнув тем самым ее ритм. Практически полностью сохранилась первоначальная динамика исполнения.

Чего нельзя сказать про компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Perc.mp3 - 145 Кб). При условии того, что на обоих приборах были выставлены для эксперимента одинаковые параметры компрессии, Drawmer DL 241 XLR звучал значительно хуже. Создавалось ощущение, что у прибора была сильно занижена скорость восстановления, и компрессор из-за этого при поступлении на него каждой последующей атаки начинал давить послезвучие с все большей и большей силой. В итоге после обработки партия не приобрела желаемую ровность звучания со слегка подчеркнутым ритмом, а стала звучать задавленно и динамически неестественно.

А вот компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Perc.mp3 - 145 Кб) справился с заданием ровно наполовину, что, в общем-то, и неудивительно. Его оптоэлектронный управляемый элемент, имеющий по сравнению с VCA меньшую скорость срабатывания, пропускал все транзиенты практически без обработки, без вмешательства в их динамику. Поэтому сгладить звучание перкуссионной партии при помощи этого прибора не удалось. А вот вытащить на передний план тихие звуки партии удалось даже с большей естественностью, чем при использовании компрессора Drawmer DL 251. Создалось ощущение, что после обработки просто увеличилась громкость тихих звуков, обработка была очень мягкой и легкой.

Впечатление от работы компрессора dbx 160 A (файл 160A_Perc.mp3 - 145 Кб) трудно назвать однозначным. Дело в том, что его скорости срабатывания не хватало для полноценного и аккуратного сглаживания динамических неровностей. На некоторых участках компрессия позволяла сделать звучание ровным, на некоторых — нет. При этом хорошо выдвинулись на передний план тихие звуки партии, очень естественно и непринужденно.

Компрессор Drawmer MX 30 (файл MX30_Perc.mp3 - 145 Кб) повел себя очень похоже на dbx 160 A, поскольку тоже является полностью автоматическим компрессором. Его скорость срабатывания не всегда была достаточной для полного, аккуратного и мягкого сглаживания динамических неровностей партии. Зато скорость восстановления позволила вполне приемлемо подчеркнуть послезвучия и тихие звуки партии. Этот процесс проходил естественно, ровно и свободно, не сильно влияя на ощущение первоначальной динамики исполнения партии.



Drawmer MX 30
Двухканальный прибор в однорэковом металлическом корпусе. Двумя светодиодными индикаторами отображаются уровень входного/выходного сигнала и уровень подавления. Управляемым элементом является VCA. Прибор построен по полупроводниковой технологии. Пороговый уровень срабатывания гейта устанавливается в пределах от -70 дБ до +20 дБ, а скорость его восстановления переключается между “быстро” и “медленно”. Пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от -40 дБ до +20 дБ, степень сжатия регулируется в пределах от 1,2:1 до оо:1. Уровень выходного сигнала изменяется в пределах от -20 дБ до +20 дБ, пороговый уровень — в пределах от -20 дБ до 18 дБ. Есть возможность объединения двух каналов прибора для работы со стереофоническим сигналом.


Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR и на джеках, номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрыв детекторной цепи выполнен на джеке. Питание прибора осуществляется от сети.




Компрессор dbx 566 (файл 566_Perc.mp3 - 145 Кб) очередной раз проявил свой странный, гипертрофированно жесткий характер, сильно изменив динамику партии. С одной стороны, возможность установки достаточно большой скорости срабатывания позволила сгладить практически все транзиенты и динамические неровности партии. С другой стороны, у атак опять появился какой-то неестественный пластмассовый призвук. Жесткая работа компрессора даже при включенном режиме OverEasy не позволила произвести мягкую, легкую, незаметную на слух обработку. Тихие звуки стали неестественно активными, слишком сильно вылезли на передний план.

После обработки партии перкуссии компрессором Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Perc.mp3 - 145 Кб) она потеряла глубину звучания, приобрела сухой, пластмассовый оттенок. В зависимости от параметров компрессия или вообще отсутствовала, или возникала, но какая-то жидкая, боязливая и неуверенная. Нам не удалось ни аккуратно сгладить динамические неровности, ни мягко выделить тихие звуки.

Тарелки и хет
Партию тарелок и хета (файл dry_Cymb.mp3 - 825 Кб) можно мысленно разделить на две части: первая обладает более-менее ровной макродинамикой и при этом глубокой микродинамикой, вторая имеет постоянно нарастающую макродинамику и несколько менее глубокую, но тоже очень развитую микродинамику. В данном случае перед устройствами динамической обработки были поставлены непростые задачи. Во-первых, хотелось еще более подравнять макродинамику первой части и приравнять к ней выровненную макродинамику второй части. Во-вторых, хотелось, сохранив микродинамические нюансы исполнения партии, несколько подчеркнуть ее ритмику на уровне макродинамики и слегка выделить тихие звуки. Кроме того, на примере этой партии хотелось послушать разницу между компрессорами, построенными на VCA и на оптоэлектронном элементе, с точки зрения возможного подавления первыми высоких частот.

Лучше всех показал себя ART Pro VLA (файл ProVla_Cymb.mp3 - 829 Кб), и это неудивительно, поскольку оптоэлектронный элемент, на котором он основан, не оказывает негативного воздействия на высокие частоты. Скорости срабатывания и восстановления у прибора прекрасно подошли для решения поставленных задач. Компрессор аккуратно сгладил макродинамику второй части партии и приравнял ее к макродинамическому уровню первой части. При этом он с большой легкостью и естественностью подчеркнул ритм, одновременно выделив тихие звуки. Общее звучание приобрело дополнительные насыщенность, плотность и ровность.

Практически нетронутыми оставил высокие частоты компрессор Drawmer DL 251 (файл DL251_Cymb.mp3 - 829 Кб). Он очень мягко подровнял макродинамику второй части партии и поднял ее на уровень макродинамики первой части. При этом ему удалось сохранить первоначальную микродинамику звучания, первоначальное ощущение динамики исполнения. Также оказалась слегка подчеркнутой ритмическая основа партии. После компрессии потеря высоких частот была практически незаметной, а после самого незначительного использования встроенного в прибор энхансера стала вообще незаметной на слух.

А вот младший брат предыдущего прибора, компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Cymb.mp3 - 817 Кб), вел себя несколько иначе. С одной стороны, он производил более ощутимое на слух подавление высоких частот, которое, правда, удавалось компенсировать эквалайзером микшера (высокочастотным полочным фильтром). Но аккуратно сгладить макродинамику первой и второй частей партии при помощи этого компрессора не удалось. Сглаживалась макродинамика либо первой, либо второй части, а вместе это никак не срасталось. Точно также не удалось и одинаково хорошо подчеркнуть ритмическую основу обеих частей, равно как и вывести на передний план тихие звуки. Из-за всего этого общее звучание получилось несколько скомканное, недостаточно ровное.

Компрессор dbx 160 A (файл 160A_Cymb.mp3 - 819 Кб) неплохо справился с задачей. В результате его работы возникло еле заметное подавление высоких частот, которое без труда можно было компенсировать все тем же полочным фильтром. А автоматически устанавливаемые скорости срабатывания и восстановления прибора прекрасно подошли для того, чтобы слегка выделить ритмическую основу партии, аккуратно сгладив при этом макродинамику ее частей. Обработка была очень мягкой, естественной и аккуратной. В звучании партии хорошо сохранилось первоначальное динамическое ощущение исполнения, звучание инструментов стало более плотным, конкретным и насыщенным.

По сравнению с полностью автоматическим компрессором dbx 160, другой полный автомат, Drawmer MX 30 (файл MX30_Cymb.mp3 - 829 Кб), сработал не особо хорошо. Во-первых, это заключалось в том, что его скорости срабатывания и восстановления не слишком подошли для данного случая. Нам не удалось аккуратно сгладить макродинамику обеих частей партии и подчеркнуть ритм. Во-вторых, устройство производило очень заметное на слух подавление высоких частот. А попытки компенсировать это подавление эквалайзером приводили к тому, что партия переставала звучать естественно.

Компрессор dbx 566 (файл 566_Cymb.mp3 - 825 Кб) из-за жесткого характера своей компрессии обработал партию не везде удовлетворительно. До тех пор, пока уровень сигнала находился в очень узкой области работы мягкой компрессии, партия обрабатывалась практически идеально, происходило легкое, мягкое и очень естественное сглаживание ее макродинамики, очень естественно подчеркивался ритм, выделялись тихие звуки. Но как только уровень сигнала выходил из области работы мягкой компрессии, то сразу же наступала очень жесткая, сильно заметная динамическая обработка. При этом происходило значительное подавление высоких частот и возникали неестественные динамические явления, которые сильно портили общее звучание.

После обработки партии тарелок и хета устройством Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Cymb.mp3 - 827 Кб) создалось впечатление, что прослушивание происходило через мониторы, находящиеся в соседней комнате, а дверь в эту комнату то открывалась, то закрывалась в ритме партии. Дело в том, что после каждой пропущенной атаки, звучащей более-менее естественно, возникало очень странное, совершенно неестественное по динамике и тембру послезвучие, которое, как казалось, вообще никакого отношения к этой атаке не имеет. Прибор производил компрессию послезвучий, сильно подавляя высокие частоты как у них, так и у последующих атак. При попытке компенсировать это подавление эквалайзером в звучании каждый раз возникали новые, абсолютно независимые друг от друга атаки и послезвучия, динамические и тембральные свойства которых не имели ровным счетом ничего общего с первоначальным звучанием инструментов.



Behringer Tube Composer T 1952
Двухканальное устройство в двухрэковом серебристом металлическом корпусе. Все регуляторы ступенчатые, уровень подавления, а также уровни входного и выходного сигналов отображаются стрелочными индикаторами. Управляемым элементом является VCA. Прибор построен по гибридной технологии, имеет выходной ламповый буфер с регулятором его насыщения. Пороговый уровень срабатывания изменяется в пределах от -40 до +20 дБ, скорость срабатывания при ручном способе ее установки — в пределах от 3 до 0,04 дБ/мс, скорость восстановления при ручном способе установки — в пределах от 250 до 5 дБ/с, степень сжатия регулируется в диапазоне от 1:1 до оо:1. В автоматическом режиме скорость срабатывания имеет значения 15 мс на 10 дБ, 5 мс на 20 дБ и 3 мс на 30 дБ, скорость восстановления — 125 дБ/с. Уровень выходного усиления может быть установлен в пределах от -20 до +20 дБ. Время срабатывания лимитера составляет 5 мс, а скорость восстановления — 22 дБ/с. Пороговый уровень срабатывания лимитера устанавливается в пределах от 0 дБ до +22 дБ. Возможны переключение между мягким и жестким способом компрессии, включение в разрыв детекторной цепи обрезного фильтра низких частот, мониторинг сигнала детекторной цепи, объединение двух каналов для работы со стереосигналом.


Линейные входы и выходы выполнены на разъемах XLR и на джеках, номинальная чувствительность переключается между -10 дБв и +4 дБ. Разрывы детекторной цепи выполнены на джеках. Питание устройства осуществляется от сети.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 попал в обзор устройств средней ценовой категории потому, что изначально продавался за 875$, но не так давно его цена была снижена.




Саксофон
Партия саксофона (файл Dry_Sax.mp3 - 611 Кб) не отличается особо сильными динамическими изменениями, можно сказать, что ее звучание определяется только макродинамическими изменениями. Это не удивительно, ведь саксофон обладает относительно небольшим динамическим диапазоном. Более того, будучи духовым инструментом, он имеет совершенно определенные, предсказуемые свойства амплитудной огибающей. Из-за этого не стоит применять к нему “компрессию ради компрессии”, особенно если есть желание передать звучание в как можно более естественном виде. Но для подопытных компрессоров мы поставили настоящую художественную задачу: сделать звучание данной партии более интимным, как будто ее запись осуществлялась с более близкого расстояния, чем было на самом деле. Хотелось, чтобы слушатель не просто ощущал звучание, вибрацию инструмента, а чтобы у него создалось ощущение движения воздуха внутри инструмента, дыхания исполнителя, движения и шума клапанов.

Кроме того, на примере этого инструмента хотелось бы обратить внимание на одну важную вещь. Звук саксофона обычно начинается со щелчка клапана, за которым следует собственно нота (с относительно медленной атакой, из-за пневматического устройства инструмента). Человеческое ухо, адаптированное к восприятию музыки, в большинстве случаев может вообще абстрагироваться от этого щелчка, так как он не несет в себе смысловой музыкально-художественной нагрузки. Но компрессор этого не может, он воспринимает реальный звуковой сигнал с его электрофизическими параметрами. Прибор не понимает разницу между щелчком клапана и началом ноты инструмента. Поэтому компрессор начинает, по возможности, реагировать на первый короткий импульс (транзиент), которым в данном случае является щелчок клапана.

Компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Sax.mp3 - 611 Кб) прекрасно справился с задачей. Из-за своей оптоэлектронной основы он с легкостью пропустил все транзиенты и атаки, абсолютно не исказив исходную динамику исполнения, при этом приблизил звук инструмента к слушателю, добавив в него интимности, насыщенности и плотности. Звучание инструмента приобрело дополнительные реальность и ощутимость. При этом тихий, но очень отчетливый стук клапанов создал ощущение, что это звучат не клапаны инструмента, а клапаны наших сердец.

Компрессор Drawmer DL 251 (файл DL251_Sax.mp3 - 611 Кб) также оказался на высоте. Диапазона установки скорости срабатывания хватило для легкого и ненавязчивого пропускания транзиентов и атак с полным сохранением первоначальной динамики исполнения. Также не был изменен характер инструмента, а создалось ощущение, что просто заменили микрофон. Звучание партии полностью сохранило свою натуральность, при этом став более насыщенным, близким, ощутимым.

На примере работы устройства Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Sax.mp3 - 611 Кб) мы можем хорошо услышать разницу между работой с транзиентами и атаками. Относительно большой диапазон изменения скорости срабатывания у прибора позволил аккуратно выделить транзиенты и атаки. Из-за этого саксофонная партия сохранила первоначальную динамику исполнения. Кроме того, из-за сухой, жесткой и плотной компрессии, производимой прибором, одновременно происходило заметное на слух подавление послезвучий. Вследствие этого возникало ощущение, что транзиенты стали по своей динамике приближаться к динамике атак. Интимность в звучании партии стала гипертрофированной, несколько надуманной и неестественной, а щелчки клапанов стали заглушать атаку.

Работа компрессора dbx 160 A (файл 160A_Sax.mp3 - 611 Кб) оказалась неудовлетворительной. Это устройство, как полный автомат, имело свое собственное мнение о том, как надо отрабатывать транзиенты. Его скорости срабатывания и восстановления не позволили пропустить через прибор транзиенты вместе с атаками. Звучание стука клапанов вылезло на передний план, а атаки стали несколько задавленными и вялыми.

Компрессор dbx 566 (файл 566_Sax.mp3 - 611 Кб) очень странно обработал саксофон. С одной стороны, произошло необходимое легкое сглаживание неровностей, как бы ненавязчивое “причесывание” партии. С другой стороны, своим характером звучания прибор несколько осушил транзиенты. Стук клапанов стал каким-то сухим, механическим. От лампового компрессора мы этого никак не ожидали.

Компрессор Drawmer MX 30 (файл MX30_Sax.mp3 - 611 Кб) справился с задачей несколько хуже, чем Drawmer DL 251. Ощущение приближения инструмента к слушателю было слабее, субъективная эквализация, которую нам бы хотелось получить, была недостаточной, прибор задавил транзиенты, при этом не тронув послезвучия.

Результатом пропускания саксофонной партии через Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Sax.mp3 - 611 Кб) явилось гипертрофированное разжижение ее звучания, полное отсутствие адекватной реакции на транзиенты и атаки. Регулятор скорости срабатывания изменял непонятно что.

Акустическая гитара
Для демонстрации работы приборов использовались три разные партии. Первая партия (файл dry_AG1.mp3 - 475 Кб) состоит из двух частей, отличающихся, в основном, макродинамикой. Можно предположить, что эта партия была исполнена для композиции, в которой куплет содержит две четырехстрочные строфы, и что в миксе данной композиции художественная кульминация наступает не во время звучания куплета. Соответственно, задачей для компрессора являлось выравнивание макродинамики обеих частей с сохранением микродинамических особенностей, то есть изначальной динамики исполнения.

Вторая партия (файл Dry_AG2.mp3 - 553 Кб) представляет собой ровное, с точки зрения макродинамики, звучание акустической гитары — просто обычный “чес”. Мы представили себе, что данная партия вписана в определенный микс с четкими динамическими характеристиками. И художественная задача заключалась именно в том, чтобы, не изменив первоначальную динамику исполнения, воткнуть партию в этот микс.

Третья партия (файл dry_AG3.mp3 - 470 Кб) исполнена на акустической гитаре с нейлоновыми струнами. На ее примере хотелось, во-первых, в очередной раз показать сглаживание, выравнивание макродинамики партии, приближение звука к слушателю, а во-вторых, еще раз подчеркнуть разницу между оптоэлектронным компрессором и компрессором с VCA.

Компрессор ART Pro VLA (файлы ProVla_AG1.mp3 - 475 Кб, ProVla_AG2.mp3 - 553 Кб, ProVla_AG3.mp3 - 471 Кб) прекрасно демонстрирует звучание оптического устройства. Так, на первой партии прибор не столько выровнял макродинамику первой и второй частей партии, сколько подчеркнул атаку. И результатом стало выделение ритмической сути партии. При всем этом осталась абсолютно нетронутой первоначальная структура звука инструмента. На второй партии компрессор не произвел необходимого сглаживания звучания. Точно так же, как и на первой партии, была лишь слегка подчеркнута ритмика. На примере звучания третьей партии можно опять же увидеть, что оптический компрессор в данном случае не столько произвел сглаживание, сколько выделил атаки, подчернул ритм. Атаки стали более острыми, ощутимыми, колючими, партия сильно приблизилась к слушателю, звучание инструмента стало более плотным и насыщенным.

Компрессор Drawmer DL 251 (файлы DL251_AG1.mp3 - 475 Кб, DL251_AG2.mp3 - 553 Кб, DL251_AG3.mp3 - 470 Кб) прекрасно произвел выравнивание обеих частей первой партии. При этом очень хорошо удалось сохранить первоначальную динамику исполнения — партия просто стала ровнее звучать. Так же великолепно прибор справился и с обработкой второй партии. Очень хорошо сохранились все ее микродинамические свойства, в то время как макродинамика выровнялась. Третья партия приобрела дополнительные плотность, насыщенность и легкую подчеркнутость в ритмике. Звучание стало ближе и ощутимее.

Компрессор Drawmer DL 241 XLR (файлы DL241_AG1.mp3 - 475 Кб, DL241_AG2.mp3 - 553 Кб, DL241_AG3.mp3 - 471 Кб) работал совершенно по-другому. Первое, что хотелось бы отметить, это его более жесткий характер звучания, что было слышно на всех трех партиях. Вторым немаловажным моментом являлось легкое осушение звучания и наличие какого-то призвука в области высоких частот. Однако прибор по-своему хорошо выровнял макродинамику первой партии, оставив практически нетронутыми ее микродинамические свойства. Точно также аккуратно прибор обработал и вторую партию, звучание которой не просто выровнялось, но и слегка приблизилось к слушателю, став более интимным. А вот на примере звучания третьей партии как раз слышна легкая сухость, о которой уже говорилось. Прибор обработал партию несколько жестковато, она хоть и приблизилась к слушателю, но не очень естественно.

То же самое можно сказать про работу компрессора dbx 160 A (файлы 160A_AG1.mp3 - 475 Кб, 160A_AG2.mp3 - 553 Кб, 160A_AG3.mp3 - 470 Кб). После обработки этим прибором третьей партии она приобрела легкую сухость, а скорость восстановления компрессора не очень подходила для решения поставленной задачи. Приближение звучания при разных параметрах компрессии происходило либо недостаточное, либо слишком сильное, с внесением заметных на слух неприятных динамических изменений в послезвучиях. Не совсем удовлетворительно прибор производил выравнивание макродинамики первой партии. Скорость срабатывания хотелось несколько увеличить, потому что через компрессор очень заметно на слух прорывались атаки. Вследствие этого, у партии был подчеркнут ритмический рисунок, его микродинамика несколько вылезла на передний план, чего как раз и не хотелось. “Причесать” вторую партию получилось гораздо лучше, причем не столько из-за компрессора, сколько из-за исходной динамики партии: она сама по себе звучит ровнее, и именно на этом фоне работа компрессора показалась более удовлетворительной.

Первое, что сделал компрессор dbx 566 (файлы 566_AG1.mp3 - 475 Кб, 566_AG2.mp3 - 553 Кб, 566_AG3.mp3 - 471 Кб), так это добавил в звучание всех трех партий несколько неестественную сухость и плоскость. Вдобавок ко всему, на это наложился его гипертрофированно жесткий характер компрессии. Вместо легкого сглаживания первой партии компрессор жестоко исказил ее микродинамику. В итоге партия в корне изменила свой первоначальный динамический смысл. Работа прибора на второй партии показалась более аккуратной, но, опять же, это произошло, скорее, из-за ее исходной динамики, а не из-за компрессора. А на третьей партии прибор вообще сотворил нечто неадекватное. Вместо желаемого легкого приближения партии к слушателю произошло странное динамическое явление — все отдельные звуки начали ходить ходуном. Кроме того, компрессор очень сильно изменил динамику послезвучий.

Характер компрессии устройства Drawmer MX 30 (файлы MX30_AG1.mp3 - 475 Кб, MX30_AG2.mp3 - 553 Кб, MX30_AG3.mp3 - 471 Кб) очень неплохо подходил для решения поставленных задач. Макродинамику звучания первой партии удалось аккуратно выровнять и при этом сохранить первоначальную динамику исполнения, для чего хорошо подошли автоматически устанавливаемые скорости срабатывания и восстановления. Вторая партия также была сглажена очень аккуратно, свободно и легко, хорошо удалось сохранить динамику исполнения. Немножко резковато прибор обошелся с третьей партией. Для такого инструмента, как акустическая гитара с нейлоновыми струнами, у компрессора не очень подходила скорость восстановления. Из-за этого создавалось ощущение некоторого динамического дискомфорта в послезвучиях. Кроме того, компрессор придавал звучаниям всех трех партий легкую сухость.

Интеллект прибора Behringer Tube Composer T 1952 (файлы T1952_AG1.mp3 - 475 Кб, T1952_AG2.mp3 - 553 Кб, T1952_AG3.mp3 - 471 Кб) успешно справился с поставленными им для себя высокохудожественными задачами, но не с теми, которые ставили перед ним мы. Правильно сгладить макродинамику первой партии не удалось в принципе. После обработки обе ее части начали жить относительно друг друга абсолютно разными жизнями. Исказились не только макродинамические, но и микродинамические свойства, отчего вся партия приобрела неестественный оттенок. Из-за первоначальной динамической ровности второй партии, при различных параметрах компрессии воздействия на нее либо не было слышно вообще, либо было слышно нечто динамически неопределенное и явно антимузыкальное. А на третьей партии устройство опять отказывалось слушаться регуляторов, звук гитары либо вообще не обрабатывался, либо куда-то динамически проваливался и становился очень неестественным. Плюс ко всему, прибор производил очень сильное разжижение звучания всех трех партий.

Бас-гитара
При динамической обработке партии бас-гитары (файл Dry_Bass.mp3 - 525 Кб) преследовались следующие цели: с одной стороны, хотелось подчеркнуть атаку в этой слэповой партии и придать ее звучанию больше активности, с другой стороны, хотелось немножко подтянуть сустейн инструмента, при этом выровняв его послезвучия. Все подопытные компрессоры справились с поставленной задачей очень по-разному.

Из всей компании только один прибор смог решить задачу именно так, как этого хотелось нам. Это был Drawmer DL 251 (файл DL251_Bass.mp3 - 525 Кб), который очень аккуратно подчеркнул атаки инструмента и очень наглядно вытянул послезвучия. Инструмент, не потеряв естественности, приобрел дополнительные плотность, упругость и насыщенность. Тот напор, с которым партия стала звучать, создавал ощущение присутствия музыканта рядом с нами. Атаки выделились очень ровно, а за ними следовали не менее ровные послезвучия. Удалось подчеркнуть слэповую технику исполнения партии, ее манеру, выразительность.

Совершенно иначе произвел обработку бас-гитары компрессор Drawmer DL 241 XLR (файл DL241_Bass.mp3 - 525 Кб). Он умудрился до такой степени гипертрофированно выделить ее атаки, что создалось ощущение, как будто один из микрофонов, при помощи которого партия записывалась, был приставлен непосредственно к самому инструменту. После обработки атаки стали очень резкими, спектрально перегруженными. В то же время послезвучия не становились такими ровными, как хотелось, их звучание как бы прорывалось сквозь прибор и явно не желало подвергаться обработке.

Компрессор ART Pro VLA (файл ProVla_Bass.mp3 - 525 Кб) при обработке партии просто раскрыл свою оптоэлектронную душу. Низкая скорость срабатывания в сочетании с возможностью установки высокой скорости восстановления позволила очень аккуратно подчеркнуть звучание слэповой атаки, в то время как динамика послезвучий осталась практически незатронутой. Результатом данной обработки стало не просто субъективное динамическое улучшение звучания партии, но и добавление дыхания в ее и без того свободное звучание. Партия после обработки начала жить своей, в отличие от первоначальной ее версии, полноценной жизнью.

Очень интересно сработал Drawmer MX 30 (файл MX30_Bass.mp3 - 525 Кб). У этого полностью автоматического прибора скорости срабатывания и восстановления позволили не просто подчеркнуть атаки в звучании партии, а еще, наряду с этим, угомонить неистовство динамики послезвучий, что называется, привести партию в божеский вид. И это при его относительно низкой цене. Прибор не только прекрасно справился с поставленной нами динамической задачей, но и расширил ее, причем, не противореча сущности наших требований, а только дополняя их.

Компрессор dbx 160 A (файл 160A_Bass.mp3 - 525 Кб) справился с задачей неудовлетворительно. В отличие от его прямого конкурента, Drawmer MX 30, этот полный автомат активно поглощал атаки. Скорость срабатывания устройства была недостаточно мала для того, чтобы не просто пропустить атаки, а явным образом выделить слэповый щелчок. Одновременно с этим скорость восстановления была слишком мала для того, чтобы вовремя “отпускать” послезвучия, что привело к их задавленности.

Компрессор dbx 566 (файл 566_Bass.mp3 - 525 Кб) неадекватно отреагировал на партию бас-гитары. Из-за его очень жесткой компрессии, прибор не пропустил ни одной слышимой атаки. Наружу вылезали только транзиенты. Все остальное было жестоко задавленно или, при других значениях параметров компрессии, не затронуто вообще. Устройство произвело не только очень сильные динамические изменения, но и тембральные: звучание стало глухим, абсолютно безжизненным, сплющенным и сухим.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 (файл T1952_Bass.mp3 - 525 Кб), вообще, не очень понятно, что сотворил. Звучание стало жидким, напрочь потеряло свою плотность и насыщенность. Атаки выделились крайне неестественно, неровно. Динамическое воздействие на послезвучия было также неестественным, их динамика начала гулять. Показалось, что партия вообще потеряла свой первоначальный характер.

Электрогитара
Работа приборов с электрогитарой продемонстрирована на примере двух партий. Первая партия, исполненная на чистом звуке (файл dry_Clr.mp3 - 1,22 Мб), отличается очень большой макро- и микродинамикой, звучит очень выразительно и насыщенно. Вторая партия, исполненная на перегруженном звуке (файл dry_Dist.mp3 - 700 Кб), не имеет макродинамики в общем смысле, но обладает макродинамическими неровностями, которые связаны, в основном, не с исполнением партии, а с природой звукообразования. Нашей целью, во-первых, являлось обуздание гигантского динамического диапазона звучания первой партии, и, во-вторых, сглаживание макродинамических неровностей звучания второй партии.

Компрессор ART Pro VLA (файлы ProVla_Clr.mp3 - 1,22 Мб, ProVla_Dist.mp3 - 699 Кб) вообще не подошел для решения поставленных задач. Его скорости срабатывания хватило только на то, чтобы пропустить через себя большинство атак первой партии и гипертрофированно подчеркнуть транзиенты и атаки второй партии. Динамика звучания обеих партий за счет этого сильно исказилась, стала очень неестественной, неоднородной, резкой. Не произошло адекватного сглаживания послезвучий. Звучание после обработки стало динамически вымученным, очень надуманным. И все это, видимо, из-за оптоэлектроники.

Компрессор Drawmer DL 251 (файлы DL251_Clr.mp3 - 1,22 Мб, DL251_Dist.mp3 - 700 Кб) очень гладко, легко справился с обеими задачами. Первая партия выровнялась, стала более плотной, насыщенной и упругой. Максимальная скорость срабатывания прибора позволила аккуратно выделить атаки и сгладить послезвучия. Вторая партия выровнялась тембрально, у нее стали ровно звучать отдельные ноты. Создалось впечатление, что гитарный звук был подвергнут эквализации, которая позволила приблизить исполнителя к слушателю.

Компрессор Drawmer DL 241 XLR (файлы DL241_Clr.mp3 - 1,23 Мб, DL241_Dist.mp3 - 700 Кб) обработал звучание первой партии довольно жестко. Очень сильно повысилась субъективная громкость звучания инструмента и понизилась его ощутимость, что привело к субъективному динамическому разжижению партии. Она стала очень громкой и, кроме того, несколько безжизненной. Скорости срабатывания прибора хватило для того, чтобы очень неплохо, естественно, натурально сгладить звучание отдельных нот второй партии. Ее общее звучание приобрело дополнительную плотность и насыщенность, выдвинулось на передний план.

Компрессор Drawmer MX 30 (файлы MX30_Clr.mp3 - 1,19 Мб, MX30_Dist.mp3 - 701 Кб) сработал очень сухо. Этот полный автомат хоть и сгладил звучание первой партии, но и пропустил атаки большей, чем хотелось, длительности. Из-за этого партия приобрела несколько неестественную динамическую окраску. Звучание второй партии после обработки понравилось больше. Возникли очень ровные послезвучия, которые как бы держали на себе всю партию, а атаки не изменились.

Компрессор dbx 160 A (файлы 160A_Clr.mp3 - 1,23 Мб, 160A_Dist.mp3 - 702 Кб) совершенно по-разному обработал обе партии тембрально и одинаково динамически. В обеих партиях прибор выделил атаку, что не лучшим образом повлияло на их микродинамику: вместо желаемого сглаживания партии были получены очень серьезные, неестественные явления. Возникло то, что обычно называется “пампинг”, но в случае электрогитары это можно назвать и “жестким компрессорным щелчком”. Скорость восстановления была недостаточной для “отпускания” послезвучий, что необходимо для сохранения естественности звучания. При этом послезвучия в первой партии стали несколько неестественно приглушенными, сухими. А послезвучия во второй партии, наоборот, стали более яркими, звонкими, то есть произошла нежелательная субъективная эквализация.

Очередной раз компрессор dbx 566 (файлы 566_Clr.mp3 - 1,22 Мб, 566_Dist.mp3 - 700 Кб) проявил жесткость. Вместо желаемой мягкой реакции на сильные динамические изменения в первой партии, на каждую атаку устройство реагировало очень жестко и глубоко, сильно изменяя как макро-, так и в микродинамику. После очередной атаки ее собственное послезвучие несколько проваливалось и как бы отдалялось от нее. Все из-за той же жесткости компрессии послезвучия во второй партии точно так же отдалялись от атак, слегка приседая под их натиском. Это придавало неестественную динамическую окраску обеим партиям.

Компрессор Behringer Tube Composer T 1952 (файлы T1952_Clr.mp3 - 1,23 Мб, T1952_Dist.mp3 - 701 Кб) плохо справился с поставленными задачами. При обработке первой гитарной партии прибор произвел ее сильное разжижение. Кроме того, создалось ощущение, что динамической обработки атак не происходило вообще. А послезвучия, отделившись от атак, стали звучать очень скупо, безжизненно и задавленно. Очень сильно, и далеко не в самую лучшую сторону, изменились как микро-, так и макродинамика звучания. При обработке второй партии прибор также повел себя неадекватно. Он, пропустив сквозь себя все атаки, просто задавил послезвучия, которые стали сухими, неестественными и безжизненными. Произошла та же потеря плотности, что и при обработке первой гитарной партии.

Микс
Для демонстрации работы приборов на смикшированном материале использовались отрывки композиций The Race (файл dry_Race.mp3 - 676 Кб) группы Yello и Limelight (файл dry_AP.mp3 - 1,80 Мб) из Alan Parsons Project. В первом отрывке при помощи динамической обработки нам хотелось, насколько возможно естественно, но в то же время сильно подчеркнуть ритмическую основу. При этом ожидалось добавление упругости и плотности. Во втором отрывке хотелось немного выделить ритмическую основу, а также добавить легкой чувственности и интимности.

Компрессор Drawmer DL 251 (файлы DL251_Yello.mp3 - 676 Кб, DL251_AP.mp3 - 1,80 Мб) прекрасно справился с обеими задачами. На первом отрывке этот компрессор произвел вообще что-то неописуемое. Звучание глубоко и горячо задышало, стало необъятным и очень активным. Этому способствовали идеально подошедшие скорости атаки и восстановления. На втором отрывке компрессор сработал так, что у нас обоих возникло легкое, приятное покалывание в районе грудной клетки. Звучание стало настолько близким, настолько интимным, что казалось, как будто эта музыка звучит внутри тебя.

Компрессор Drawmer DL 241 XLR (файлы DL241_Yello.mp3 - 676 Кб, DL241_AP.mp3 - 1,80 Мб) вел себя совершенно по-другому. Создалось ощущение, что он знал, что делать со звуком, но не очень представлял себе, как. На первом отрывке прибор практически идеально подчеркнул ритмический смысл, усилил динамику. Однако при этом несколько проиграли в своей динамике послезвучия, которые стали слегка задавленными и тусклыми. На втором отрывке прибор легко справлялся с атаками, но при этом не очень понимал их музыкально-смысловую нагрузку. В динамике звучания атак появилась некоторая яркость, возможно, неумеренная броскость и резкость. В то же время послезвучия стали ровными, подчеркнутыми и насыщенными.

Компрессор dbx 566 (файлы 566_Yello.mp3 - 676 Кб, 566_AP.mp3 - 1,80 Мб) совершенно по-разному обработал предложенные ему музыкальные отрывки. На первом отрывке прибор в очередной раз показал жесткий характер своей компрессии. Возник очень странный динамический эффект: атаки оказались гипертрофированно подчеркнутыми, а после них возникали сильно и жестоко задавленные послезвучия, которые, как нам показалось, имели мало общего с атаками. Второй же отрывок был обработан прибором довольно мягко, видимо, из-за менее выраженной, по сравнению с первым отрывком, макродинамики. В процессе обработки получалось так, что все превышения звуковым сигналом установленного порогового уровня попадали исключительно в очень узкую область OverEasy, то есть область мягкого типа компрессии, в которой устройство “вспоминало” своих предков, ставших классикой динамической обработки. Динамически отрывок приобрел некоторую мягкость, дополнительную интимность и близость, но, из-за особенностей звукового тракта устройства, в звучании появились нежелательные сухость и опустошенность тембра.

Компрессор dbx 160 A (файлы 160A_Yello.mp3 - 676 Кб, 160A_AP.mp3 - 1,81 Мб) не очень хорошо справился с задачами. Вероятно, в силу того, что он полностью автоматический. При обработке первого отрывка скорости срабатывания не хватило для необходимого выделения ритмики. А скорость восстановления была недостаточно высокой для того, чтобы динамическая обработка оставалась незаметной по сравнению с оригинальным звучанием. На втором отрывке скорость срабатывания была недостаточно высока для желаемого легкого выделения транзиентов, а скорость восстановления была слишком мала, из-за чего изменения макро- и микродинамики партии были хорошо слышны.

Несколько другая ситуация создалась при использовании устройства Drawmer MX 30 (файлы MX30_Yello.mp3 - 676 Кб, MX30_AP.mp3 - 1,80 Мб). С первым отрывком компрессор обошелся с наивозможной для его ценовой категории галантностью. Со слегка боязливой аккуратностью прибор подчеркнул атаки, при этом не задавив послезвучия. Звучание приобрело дополнительную динамичность и ритмичность. Только во всем этом ощущалась легкая неестественность. На втором отрезке прибор тоже стеснялся, но при этом активно пытался выполнить задачу. В процессе обработки материала создавалось ощущение, что компрессор как будто хотел спросить: “Правильно ли я это делаю?”. Устройство мягко и легко, но при этом несколько неестественно, выделило атаки и ритмику, но скорость восстановления не позволяла как следует обработать послезвучия, и их динамика стала несколько зажатой и неестественной.

Компрессор ART Pro VLA (файлы ProVla_Yello.mp3 - 676 Кб, ProVla_AP.mp3 - 1,80 Мб) не смог справиться с заданием. И это совершенно нас не удивило. Как любой “здравомыслящий” оптоэлектронный компрессор, прибор пропустил через себя все атаки, абсолютно не затронув их динамику. При этом послезвучия обоих отрывков могли быть либо просто жестоко задавлены прибором, либо, также как и атаки, не затронуты вовсе.

Behringer Tube Composer T 1952 (файлы T1952_Yello.mp3 - 676 Кб, T1952_AP.mp3 - 1,80 Мб) очередной раз решил ту задачу, которую перед ним никто не ставил. Возникало ощущение, что устройство постоянно задавало вопрос: “А что, собственно говоря, делать-то?”. Попытки ему это объяснить, воздействуя на органы управления, закончились неудачей. Звучание обоих отрывков очень сильно разжижилось, после чего смысл в компрессии потерялся вообще, атаки развелись с послезвучиями. Кроме того, оба отрывка стали буквально ходить ходуном.

Заключение
Прежде всего, хотелось бы еще раз обратить внимание на схемотехнику приборов, а именно на связь этой схемотехники с характером производимой компрессии. Можно понять, что при необходимости непосредственной обработки транзиентов и атак лучше не использовать оптоэлектронные устройства. Они по своей природе не способны быстро реагировать на атаки, тем более на транзиенты. Оптоэлектронные устройства хорошо помогут в случае необходимости выделения транзиентов и атак воздействием на послезвучия. Это свойство оптоэлектронных приборов можно использовать для выраженного подчеркивания ритмики материала. Если же материал имеет медленные атаки и относительно ровные послезвучия, то оптоэлектронный прибор подойдет в 99 процентах случаев.

В отличие от оптоэлектронной компрессии, VCA-ная компрессия может быть признана как более универсальная, но все равно подходящая далеко не во всех случаях. VCA может работать молниеносно, создавая очень яркую динамику. Он может изменить макро- и микродинамику звука полностью, а может, наоборот, очень мягко их обработать. Он более универсален. Он более свободен. Возможно, он более прост в использовании при решении определенных художественных задач. Но его предсказуемость иногда становится пугающей. Он слишком реалистичен, а это не всегда требуется.

Из подопытных устройств нам больше всего понравились Drawmer DL 251 и ART Pro VLA. Оба прибора по-своему великолепно справились с поставленными перед ними художественными задачами, за что им хочется выразить особую благодарность.

Полные автоматы dbx 160 A и Drawmer MX 30 справились с поставленными нами задачами очень неоднозначно, в одних случаях хорошо, а в других — плохо. Все зависело от того, подходила или нет их автоматическая сущность к задаче. При приобретении высококачественного автомата стоит подумать о том, как его скорости срабатывания и восстановления будут реагировать на предложенный ему материал.

В процессе всей работы с Drawmer DL 241 XLR создавалось ощущение, что он является именно младшим братом Drawmer DL 251. Он делал практически все то же самое, но хотелось от него большего.

Жесткая работа компрессора dbx 566 не способствовала решению многих художественных задач, которые мы перед ним поставили. Что самое удивительное — казалось бы, у прибора есть для этого все: и гигантский диапазон изменения скорости срабатывания-восстановления, и теоретическая мягкость работы его VCA, и ламповый буфер. Не помогло. Жесткость компрессии вылезла на передний план, заслонив своей спиной все, что было заложено в этот прибор, все тепло звучания, всю мягкость и историю.

Behringer Tube Composer T 1952 в процессе обработки постоянно совершал непонятные поступки. Ни в одной из попыток использования ему не помогли ни раритетная внешность, ни псевдоламповая сущность. Создалось ощущение, что Tube Composer T 1952 представляет собой просто жалкую копию dbx 566, только с плохо работающими VCA и ламповым буфером. В реальности устройство не производило ничего полезного, кроме дрыганья индикаторами.


Оцените полезность статьи.

1   2   3   4   5


Я продолжаю составлять рейтинг:

Расскажите, какими программами вы пользуетесь для записи обработки и пр. что связанно со звуком и почему. Хочу составить небольшую рейтинг таблицу

 

Все вопросы и пожелания связанных с рассылкой пишите сюда. (soundmania@mail.ru)


 
 

Если у вас есть вопросы, пишите.
Если вы хотите, чтоб подписчики узнали ваш e-mail, или не узнали и т.п.
обязательно делайте об этом пометки.

Задать вопрос
 


Эта рассылка всецело посвящена звуку:
 Звукозапись сведение, обработка, мастеринг, аппаратура, музыкальные инструменты, микрофоны, эффекты, усилители, примочки, процессоры.
 И конечно программы для записи обработки звука, сведения и мастеринга, а также плагины к ним.
 Здесь вы сможете узнать интересующую вас информацию, рассказать о своих проблемах связанных со «Звуком» и получить консультации по их устранению, поделится собственным опытом. И прочитать советы звукорежиссеров.


 
 
 
Copyright (C) 2000-2006 RockKenny


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.soundmania
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное