Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Звукомания

  Все выпуски  

Этого раздела не будет.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Звукомания
 
Звукомания :. No 01

Здравствуйте уважаемые подписчики.

05.02.2005

И вот первый выпуск.
Так как пока не поступило предложений и вопросов сегодня будет всего одна статья.
Жду ваших писем.

Что бы лишний час ни топтать клавиатуру я буду использовать чужие статьи под своей редакцией, собранных давно из разных мест, по этому у меня нет возможности определить автора и спросить разрешение на использование того или иного материала. Но всем авторам большое спасибо за их косвенную помощь.

Тема, которая будет сегодня, служит поводом для самых горячих споров и обсуждений среди аудиоспециалистов независимо от их профессионального уровня. Компрессировать вокал при записи, после нее, или вообще не компрессировать? Как подобрать компрессию при записи барабанов? Но самым запутанным кажется вопрос о конечной обработке звука при мастеринге. Новички, затаив дыхание, засылают вопросы в конференции, чтобы узнать, какие же волшебные значения выставляют мэтры мастеринга при многополосном компрессировании. Мэтры же конкретных значений не выдают и отвечают весьма пространно. Так существуют ли эти волшебные значения?
Для начала, как всегда, несколько слов для тех, кто не успел приобщиться. Зачем воообще нужна компрессия? Дело в том, что динамический диапазон (то есть разница между самым громким и самым тихим звуком) окружающей нас звуковой среды достаточно широкий. Измеряется этот диапазон в децибелах, поскольку логарифмическая шкала лучше отражает особенности нашего слуха. Максимальные значения динамического диапазона звука вокруг нас могут достигать 120 дБ. Диапазон симфонического оркестра около 100 дБ. Диапазон поп-музыки несколько уже, несмотря на то, что исполняется она громко. Динамический диапазон существующих цифровых носителей (DAT, CD, MD) около 90 дБ. У компакт-кассет он составляет около 40-45 дБ. Звуки ниже порога 50 дБ тонут в шумах пленки.

Таким образом, чтобы дать возможность слушателю воспроизводить музыку с разных носителей, нужно уменьшить ее динамический диапазон, подтянуть тихие и (или) уменьшить по уровню громкие фрагменты. Но это слишком упрощенный взгляд на проблему. На самом деле значительную роль играют и другие факторы, о которых мы уже писали раньше. Во-первых, восприятие реальной громкости зависит не столько от пиковых значений, сколько от мощности сигнала, его средневзвешенных значений. Это значит, что две песни, следующие друг за другом по радио и записанные с пиковыми значениями 0 дБ (максимум), могут звучать с разной громкостью. Во-вторых, компрессия (особенно многополосная) может оказывать значительное влияние на характер звука, изменяя его субъективное восприятие. То есть компрессия в этом случае, по сути дела, выступает как средство художественной выразительности, несет слушателю дополнительную художественную информацию. Так что если вы автор музыки, не стоит пренебрегать этими знаниями и полностью полагаться на звукоинженера. По крайней мере вы должны уметь объяснить, чего вы хотите добиться.

Еще один момент, которого стоит коснуться — дискретный характер цифрового сигнала. Мы уже писали об этом подробно. Напомню лишь, что одна из отрицательных сторон этого — неправдоподобная передача тихих фрагментов музыки. Особенно заметно это на записях классической музыки на CD. И хотя теоретически проблему решают путем перехода на 24 бита (большее цифровое разрешение, в отличие от 16-битового CD), боюсь, что до конца это не удастся. Ведь с расширением границ динамического диапазона носителей, кому-то наверняка захочется и музыку записать с большим динамическим диапазоном.

Из всего сказанного выше хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что вопрос о компрессии — в значительной мере вопрос эстетический, связанный с субъективным восприятием и зависящий от конкретного стиля и применения музыки. Может быть, в меньшей степени это относится к лимитированию (обрезке пиковых значений), хотя и эту операцию нужно рассматривать прежде всего с точки зрения конечного восприятия. Приведу конкретный пример. Еду в машине, водитель включает радиостанцию, передающую все подряд. Заранее собираю волю в кулак, однако звучит не самый худший вариант отечественной попсы. Аранжировка насыщенная, «энсоники» лезут в уши, наверняка лимитировали всю фонограмму до «квадратного состояния», уж очень она плотная по средним частотам. Следом ди-джей запускает «Vacuum». Фонограмма явно звучит тише, однако я ловлю себя на том, что слушать ее комфортнее, хочется расслабиться…

Дело здесь, конечно, не в моих пристрастиях к тем или иным исполнителям, отечественным или зарубежным. Обратимся к одному из признанных авторитетов — Бобу Кацу (Bob Katz, www.digido.com) и последуем его совету. Прежде чем производить окончательную обработку фонограммы компрессором, сравните звучание обработанного сигнала и звучание в режиме «bypass». Но обязательно сделайте это при равной кажущейся громкости. Подстройте уровни таким образом, чтобы громкость обоих сигналов на слух была одинаковой. Уверены ли вы теперь в том, что действительно получили какое-то «улучшение» звука? И если эти два звучания все-таки различаются, то есть ли у вас уверенность в том, что именно в этом случае, в этой песне или пьесе необходимо уменьшить динамический диапазон для улучшения восприятия? И все же, все же… Боюсь, что совсем без компрессии вам не обойтись, особенно если вы занимаетесь музыкой профессионально. В конце концов, запись, которую ваш клиент слушает дома на компакт-кассете, не должна проигрывать другим записям в плотности или тонуть в шуме ленты. Если не ошибаюсь, до кризиса около 80% музыки в нашей стране продавалось именно на компакт-кассетах.

Полагаю, что в первую очередь, садясь за обработку фонограммы, стоит задуматься о стиле вашей музыки и о ее потенциальных слушателях. Если это танцевальная музыка — в первую очередь бочка и затем вся остальная ритм-секция — вот предмет вашей заботы. Чем меньше ритм-секции в музыке, тем больше нужно дыхания, пространства. Если песня пишется для радио, стоит подумать о «формате» радиостанции, через которую она пойдет в эфир. Послушайте зарубежные компакты, близкие вам по стилю: применяют ли они компрессию? И какого тира? Бывает компрессия, не изменяющая сильно характера звука, например просто уплотнение низкочастотной части (бас-бочка), легкая компрессия самого верха (тарелочный звон). На другом полюсе — радикальная обработка типа альбома Janet Jackson 1997 года, где сильно компрессируются отдельные средние частоты, и барабаны звучат на метр впереди колонок, а вокал поет вам в уши.

В последнее время, с появлением соответствующего программного обеспечения, обработку такого рода можно делать даже на PC. Как правило, применяется многополосная компрессия, когда один за другим включаются несколько компрессоров, каждый из которых обрабатывает свою полосу. Лучше использовать, по крайней мере, 24-битные файлы. Число компрессоров — обычно не более трех, иначе фонограма становится слишком плоской, утрачивает дыхание. Из компрессоров для PC, пожалуй, лучше всего С1 фирмы Waves. Какие значения использовать? Чем больше вы будете этим заниматься, тем очевиднее для вас станет то, что универсальных установок не существует. Даже песни, близкие по стилю, могут требовать разных значений ratio и частот. Чем больше ваша музыка будет отличаться от стандартной попсы, тем больше будет отличаться обработка. Все зависит от конкретного случая — работа на сто процентов творческая. Тем не менее стоит сохранять установки мастер-секции, — так проще будет начинать обработку сходных композиций. Еще один совет: крайне осторожно обращайтесь с областью частот 1-2 кГц. Это полоса наибольшего слухового восприятия, и ее компрессирование может сделать музыку совсем скучной. Нужную степень компрессии можно определить только на слух. Хотите сделать фонограмму плотнее в определенной части спектра — пожалуйста, но не пропустите того момента, когда теряется «дыхание», пропадает живой ритм. Например, примененяя столь горячо любимую нашими мастерами компрессию высоких частот, послушайте ритм хай-хета. Компрессия подтягивает слабые удары по хай-хэту, результатом может быть нежелательная механистичность ритма. На какие параметры компрессора нужно обратить внимание в первую очередь?

Threshold — порог срабатывания, выше которого снижается усиление.

Ratio — глубина компрессии, показывает во сколько раз ослабляется сигнал.

Attack, release — временные показатели. В принципе, для низких частот нужны большие значения этих параметров, однако, если вы хотите, например, сделать более острым удар бочки или баса, можно пойти обратным путем. Поставьте значение attack=1 и поэкспериментируйте с другими параметрами.

Makeup — регулирует общую величину сигнала в частотной полосе срабатывания компрессора. Это позволяет компенсировать падение уровня в результате обработки. Кроме того, уменьшая значение ratio и регулируя makeup, мы, по сути дела, превращаем компрессор в эквалайзер.

Параметры, определяющие частотную зависимость, можно контролировать по графику в нижней части картинки. В режиме sidechain желтая кривая определяет полосу частот, которая подвергается обработке, в то время как остальная часть спектра не меняется. В мониторной части существует очень полезный переключатель, с его помощью можно прослушать рабочую полосу частот отдельно. Это позволяет легко определить на слух нужный участок спектра. Слушайте тот инструмент, который вы хотите вытащить, например, малый барабан, и изменяйте полосу частот. Настроив частотные параметры, включайте общий сигнл на мониторе и подбирайте обработку.

Не стоит забывать и о том, что кроме компрессоров существуют эквалайзеры. Один из лучших — Q-metric. При последовательном включении различных плагинов в мастер-секции Wavelab на каких-то этапах могут появиться искажения из-за перегрузки. Избежать этого можно, включив лимитер (например Peak Master) перед эффектом, дающим искажения.


Статьи на выбор:

1. Как расставить мониторы в домашней студии
2. Некоторые методы исправления и обработки вокального брака

 

У меня к вам небольшая просьба, заключается она в следующем:

Расскажите, какими программами вы пользуетесь для записи обработки и пр. что связанно со звуком и почему. Хочу составить небольшую рейтинг таблицу

 

Все вопросы и пожелания связанных с рассылкой пишите сюда. (soundmania@mail.ru)



Друзья:

 

Эзотерическая рассылка. «Записки-ОМ»
Мысли цитаты и высказывания, наполненные мудростью пережитого момента, помогут поднять настроение, решить проблему, легче пережить ситуацию и быть готовым к грядущему.

 

Интересующая вас информация
"Информационный портал Инфомания2004 создан для того, чтобы вы могли
получить интересующую вас информацию с минимальными затратами сил и времени.
Если вы не нашли здесь нужной информации, оставьте заявку. Из этой рассылки
вы будете узнавать о новых поступлениях информации на страницы портала с
прямыми ссылками для скачивания".


Эта рассылка всецело посвящена звуку:
 Звукозапись сведение, обработка, мастеринг, аппаратура, музыкальные инструменты, микрофоны, эффекты, усилители, примочки, процессоры.
 И конечно программы для записи обработки звука, сведения и мастеринга, а также плагины к ним.
 Здесь вы сможете узнать интересующую вас информацию, рассказать о своих проблемах связанных со «Звуком» и получить консультации по их устранению, поделится собственным опытом. И прочитать советы звукорежиссеров.


 
Copyright (C) 2000-2004 RockKenny


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.soundmania
Отписаться

В избранное