Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Медитация на звуке сякухати

  Все выпуски  

Японская флейта сякухати .Обучение, изготовление, mp3


ЯПОНСКАЯ ФЛЕЙТА СЯКУХАТИ, обучение, изготовление, mp3

выпуск 6, 28 февраля 2010. Обзор современных флейт

Содержание выпуска:
1.Виды современных сякухати
2.Ознакомительный видеоурок
3.Сравниваем звучание разных видов сякухати
Я очень люблю мои флейты.Сегодня к нам снова пришла весна, и в этот мне особенно приятно познакомить вас с ними. Потому что, играя на сякухати, вы забудете, что такое скучно в вашей жизни
С наступающей весной, дамы и господа!!

1. Виды современных сякухати

В прошлых выпусках (выпуск 3 «История Сякухати и её виды» и выпуск 4 «Фуке сякухати» ) я рассказывал о видах сякухати в свете её исторического развития, мы проследили, как с конца 7 века до 19 века, прийдя из Китая в Японию, Гагаку сякухати дала жизнь новым видам флейт, таким как, темпуку , хитоёгири и Фуке сякухати.
В дальнейшем, история сякухати складывается так, что развитие во времени, из упомянутых выше видов флейт, получила только Фуке сякухати. Она стала прототипом для новых разновидностей японских бамбуковых флейт , таких как :

1) Современные сякухати
2) Хотику (ударение на первом слоге)
3) Кётаку (ударение на втором слоге)

1.1 Cовременные сякухати

Современные сякухати почти не отличаются от Фуке сякухати, разве что высотностью некоторых аппликатурных положений. Например, настройка 3-го отверстия сякухати эпохи Эдо (16- конец 19 века) была несколько ниже, и в силу этого звук ТИ на Фуке сякухати соответствует звуку РИ мэри на современной сякухати (на полтона ниже). Также современные сякухати, чаще всего теперь изготавливаются из 2-х частей бамбука, и это связано с тем, что стало намного меньше подходящего для сякухати бамбука и изготовление флейты из 2-х кусков упрощает поиск материала и облегчает обработку. Но высококачественные современные флейты все равно изготавливаются из целого куска бамбука, на подбор которого уходит иногда несколько месяцев, и это одна из причин их очень высокой стоимости. Современные сякухати в основном имеют размеры от 1,3 до 2,6 сяку (бывают до 3,6), стандартный диаметр не больше 4,2 см. Стандартный размер - 1,8 сяку (54,4см)
(Утагучи (utaguchi 歌口 )- вставка на верхнем краю флейты , делается обычно из слоновой кости, черного дерева, рога животных или пластмассы. На острый край утагучи подается воздух, в результате чего возникает звук.)
В магазинах Японии обычно вы встретите 2 вида современных флейт - это сякухати школы Кинко Рю и сякухати школы Тозан Рю. Они отличаются друг от друга формой утагучи и углом среза утагучи. Тодзановские сякухати звучат обычно выше и играют на высоте 445 Гц , а кинковские от 440 до 443Гц, хотя все это условные вещи, играющие вспомогательную роль для того, чтобы дать вам представление о сякухати с точки зрения привычного нам европейского взгляда. На современных сякухати исполняют различную музыку, как традиционную санкёку(ансамблевая) и хонкёку(медитация суйдзен), так и современщину (синкёку). Современные сякухати - это как правило флейты дзинаси, т.е. флейты канал которых при изготовлении формировался и шлифовался мастером с использованием пасты дзи для получения более чистого звука (но менее традиционного), а так же получения настройки, позволяющей играть в ансамбле.

1.2 Хотику

Хотику(hocchiku 法竹 ) – это сякухати большого диаметра (5см и более) и размера от 2,0 до 3,6 сяку (60 – 110см). Флейты имеют геометрию аналогичную сякухати , но несколько другой мундштук и требующие принципиально другого способа звукоизвлечения в силу большого диаметра. Основатель направления хотику в Японии – знаменитый на весь мир Ватазуми Досо Роси - мятежный монах, который не нашел себя в классической традиции сякухати и создал свое направление. Он утверждал, что можно взять совершенно любую бамбуковую палку и, сделав в ней отверстия, извлекать божественный звук, что сказать по правде, ему отлично удавалось самому. В наших выпусках мы еще не раз вернемся к этому замечательному человеку.

1.3 Кётаку

Кётаку – как утверждает нынешний глава школы кётаку Нисимура Корю – эта флейта лишь внешне похожа на большую дзинаси сякухати, но принципиально отличается по строению и звукоизвлечению. Создатель кётаку - Коку Нисимура. Когда то в молодости Коку Нисимура учился играть котен хонкёку в традиционной школе, но подобно Ватазуми Досо чувствовал, что эта традиция не отвечает его представлениям о том, как должно звучать хонкёку . Тогда он создал такую флейту, которая по его мнению идеально подходила для исполнения старых медитативных пьес. Он назвал её кётаку ( kyotaku 虚鐸 – имитация колокольчика) Для кётаку характерен закрытый внутри канала глубокий "нежный" звук.Эти флейты могут быть только дзиари,имеют природный канал и изготавливаются из тщательно подобранного бамбука.Стандартный размер - 2,6 сяку.Бывают также размеры от 2,5 до 3.2 сяку. Главное внешнее отличие - идущие строго вряд отверстия, расстояние от 2 и 3-го отверстия до узла между ними в идеале равны между собой

2. Ознакомительный урок

В заключении я хотел бы сказать, что все бамбуковые флейты можно разделить также еще на 2 вида:

1) Дзиари
2) Дзинаси




Дзиари – флейта, которая изготавливается практически без изменения природного канала бамбука и применения пасты дзи. Типичный пример – хотику Ватазуми Досо.
Дзинаси – в противоположность дзинаси , изготавливается с использованием пасты дзи и других строительных материалов, для формирования канала флейты. Типичный пример - западные бамбуковые флейты , например с отлитым каналом Монти Левинсона.

Итак, мы кратенько пробежались по трем основным видам современнх бамбуковых флейт в Японии. На самом деле их значительно больше и к настоящему моменту насчитывается около 20 видов. Но к этим трем видам мы будем возвращаться в нашей рассылке множество раз, чтобы лучше узнать множество неповторимых сторон их звучания. А теперь я хочу показать вам ознакомительный ролик, в котором покажу мои флейты и вы сможете послушать как они звучат

Скачать ознакомительный ролик
Посмотреть часть 1
Посмотреть часть 2

Сравниваем звучание сякухати, хотику и кётаку

А теперь предлагаю сравнить звучание сякухати, хотику и кётаку. Помните настроечную пьесу Тёси (Хон Сирабэ), которую мы слушали с Вами в первом выпуске? Я нашел её запись в исполнении мастеров разных школ и на разных видах бамбуковых флейт. Давайте попытаемся уловить разницу

Современная сякухати
Хон Сирабэ, комусо Эдзюн Этико, Современная сякухати , скачать
Хон Сирабэ, комусо Эдзюн Этико, Современная сякухати ,послушать

Хотику
Хон Сирабэ , Ватадзуми Досо , Хотику, скачать
Хон Сирабэ , Ватадзуми Досо , Хотику , послушать

Дзиари хотику

Хонте но Сирабэ, Окуда Ацуя, хотику дзиари, скачать
Хонте но Сирабэ, Окуда Ацуя, хотику дзиари , послушать

Кётаку
Хонсирабэ, Коку Нисимура, кётаку 3.0, скачать»
Хонсирабэ, Коку Нисимура, кётаку 3.0, послушать

Желаю Вам приятного прослушивания и еще раз с наступлением весны! Все вопросы по этому выпуску задавайте мне тут
Ваш Александр Ивашин
Почта: agdv_@mail.ru
Сайт: http://shakuhachi-ru.com
Сотовый: 8-903-0090240 (любые вопросы о сякухати, запись на уроки)
ICQ: 426285738
Skype: midare72

В избранное