Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Медитация на звуке сякухати

  Все выпуски  

Японская флейта сякухати .Обучение, изготовление, mp3


ЯПОНСКАЯ ФЛЕЙТА СЯКУХАТИ, обучение, изготовление, mp3

выпуск 4, 27 января 2010 года.ФУКЕ СЯКУХАТИ

Содержание выпуска:

1. Что есть сякухати, а что нет ?
2. Фуке сякухати
3. Первая пьса для сякухати Кёрэй


Уже несколько дней буйствуют холода. Но в такую погоду я всегда вспоминаю, что тепло находится внутри нас. И если играть на сякухати на улице даже в такой мороз, то на конце флейты появляется весенняя сосулька :) Приятного вам чтения!

1. Что есть сякухати, а что нет ?

Прежде чем рассказывать о видах современных сякухати, я хотел бы, чтобы вы поняли, что такое сякухати в моем представлении. На самом деле существует множество альтернативных точек зрения, которые я не разделяю, хотя и допускаю, что они имеют право на существование. Моё мнение формировалось под впечатлением и от того, что я слышал и впитывал у моих японских учитилей в течении 11 лет обучения. Я хотел бы, что бы вы теперь стали грамотны в этом вопросе и обучать именно такому подходу и пониманию. Итак, все флейты в современном мире делятся на сякухати и флейты вида сякухати.

Настоящие сякухати в моем представлении отличаются:

1.Типичной и строго выдержанной настройкой, соответствующей традиционным японским школам на современном этапе.
2.Типичным сякухачевым тембром и савари 障り , естественно звучащим при звукоизвлечении и не требующим применения специальных техник игры.
3.Два описанных выше пункта обеспечиваются определенной геометрией канала флейты. Канал сякухати конусный и конус там не один, а как утверждают мастера 4. Кроме того у сякухати для каждого размера есть свой диапазон длины, диаметров и расстояний между отверстиями и концами флейты

При всем при этом флейта может быть выполнена из любого материала: бамбука, различных пород дерева и даже пластика. Главное, что бы она звучала как сякухати и давала те неограниченные возможности звучания, которые требуются для исполнения и медитативных практик (хонкёку) и виртуозной светской музыки (санкёку) . Вы должны иметь такую флейту, с которой сможете играть с любым сенсеем и на уроке, и на концерте, и звук вашей сякухати должен выделятся из общего хора лишь неповторимой, индивидуальной для вашей флейты красотой звучания (а все классные сякухати звучат с разной окраской звука). Ваша сякухати не должна выделятся в общем звучании нестандартной настройкой или нестроить в лад с остальными. Такой взгляд на флейты позволит научится базовым традиционным знаниям без проблем и далее в вашей жизни, вы сможете легко отличать по звуку хорошие качественно сделанные флейты, а так же легко сможете играть на любой японской сякухати, которая попадет к вам в руки.

Что же касается флейт « вида сякухати» то чаще всего они выполняются из бамбука, но с нарушением вышеописанных особенностей качественной сякухати. Самое частое – изготовление флейты из бамбука с прямым вместо сложноконусного каналом. Это и понятно, изготовление такого сложного канала требует не один час и даже иногда не один месяц кропотливой, вдумчивой монотонной работы. Т.е. внешне это очень красивые флейты, похожие своим видом на сякухати, но к сожалению они не имеют звучания и тех возможностей управления звуком, которые может обеспечить только флейта сделанная в соответствии с традицией. Более подробно на этом моменте мы остановимся в специальных, посвященных этому вопросу рассылках.


1. Фуке сякухати

Итак итогом эволюции , пришедшей из Китая в Японию в 7 веке н.э. гагаку сякухати, стал такой вид сякухати, как Фуке сякухати, дзенская флейта монахов комусо. Её главными отличиями от прототипов стали такие характерные особенности как:

1) Сокральное, духовное значение флейты, связанное с одним из японских учений о дзен
2) 5 пальцевых отверстий
3) Основная стандартная длина Фуке сякухати 54,4 см или 1,8 сяку
2) Точная настройка флейты в соответствии со шкалой Мияко Буси (D-Es-G-A-B-D)
3) Красивый, массивный конец корня инструмента( Комель )
4) Вставка из рога Оленя или слоновой кости для подачи воздуха в канал флейты(Утагучи)
5) Диаметр бамбука 3,5-4,5 см

В середине 16 века самым распространенным представлением о сякухати в Японии было то, что сякухати - это флейта монахов, духовный инструмент секты Фуке, который используется для медитации на звуке . Более подробно об этой секте, я напишу в другой рассылке,которую посвящу именно ей, а пока скажу лишь, что она являлась ответвлением от первой японской школы дзен - Риндзай.
По легенде самой секты Фуке (существуют и другие альтернативные версии истории секты, которых мы тоже коснемся позже), её основателем был мастер дзен Фуке (китайское имя Пухуа ) китайской династии Тан, который ходил по улицам и в ответ на вопросы, которые ему задавали люди, вместо ответов словами звонил в ручной колокольчик. Один просветленный монах увидел то, как поступает Пухуа , сделал из бамбука флейту и попытался имитировать звук колокольчика. Так появилась первая пьеса для сякухати - Кёрей, что означает колокольчик пустоты.
Комусо посвящали себя игре на сякухати , используя игру на флейте как дорогу к пробуждению сознания. Эту практику они называли суйдзен (suizen) – «дышащий дзен» в отличие от зазен (zazen) «сидящий дзен». По этой причине сякухати рассматривалась в качестве инструмента дзен, а не музыки, также как и игра монахов определялась как упражнения в концентрации.
Секта Фуке вплоть до середины 19 века, когда подверглась разгону со стороны правительства, установила монопольное право на сякухати, сделала её флейтой закона и играть на ней могли только монахи, состоящие в секте.
Вот как писали о флейте сами монахи комусо:

Cякухати –это инструмент закона(Драхмы)и в ней заложены бесчисленные значения. Сякухати сделана из трёх колен бамбука и разделена на две части. Три колена - это небо, земля, человек. Четыре верхних отверстия – это солнце, одно нижнее - луна. Пять отверстий - это так же пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и человек и они непостоянны во времени, как и всё природе все время меняются так, что каждое отверстие сегодня уже не тот элемент, что был вчера, а завтра снова будет обновленным. Сякухати –это источник всех вещей. Если человек играет на сякухати, то все вещи приходят к нему. Его разум, область света и область тьмы сливаются. Одной бамбуковой трубкой повернуть колесо закона- так записано в своде законов секты Фукэ-сю о сякухати

1. Первая пьеса для сякухати Кёрей

Продолжая нашу традицию заканчивать выпуск шедеврами исполнения на сякухати, сейчас я предлагаю Вам послушать Кёрэй ( (Kyorei 虚鈴 ) ), первую пьесу для сякухати в исполнении монаха храма Мёанзи (простите, но имя этого монаха у меня к сожалению не сохранилось, тем не менее из всех имеющихся у меня записей пьесы Кёрей, я выбрал эту, из-за её классического исполнения, которое соответствует тому далекому времени, когда еще действовала секта Фуке. Другие варианты мы послушаем позже)

скачать себе Kyorei

послушать Kyorei

Все вопросы по этому выпуску задавайте мне тут
Ваш Александр Ивашин
Почта: agdv_@mail.ru
Сайт: http://shakuhachi-ru.com
Сотовый: 8-903-0090240 (любые вопросы о сякухати, запись на уроки)
ICQ: 426285738
Skype: midare72

В избранное