Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Медитация на звуке сякухати

  Все выпуски  

Японская флейта сякухати .Обучение, изготовление, mp3


ЯПОНСКАЯ ФЛЕЙТА СЯКУХАТИ, обучение, изготовление, mp3

выпуск 3, 20 января 2009. История Сякухати и её виды

Содержание выпуска:

1.История сякухати
2.Прототип сякухати и его исторические потомки
3.Колыбельная на сякухати


Надеюсь вы все уже отдохнули от праздников :) Но не смотря на повседневность и будни давайте открывать для себя новые , необычайно интересные уголки мироздания. Сякухати делает жизнь нескучной! Приятного вам чтения!

1. История сякухати

Сякухати ( 尺八 ) – японская бамбуковая флейта , в наши дни один из национальных символов Японии. Её история развития только лишь после того, как она оказалась в Японии насчитывает ~1400 лет с 7 по 21 век н.э. Изготавливается из бамбука сорта мадаке, имеет 5 пальцевых отверстий (четыре на внешней стороне инструмента и одно с обратной стороны) и утагучи ( совершенно особенный, не имеющий аналогов в мире ни у одной другой флейты срез для подачи воздуха в канал) . Бамбук для изготовления флейты подбирается очень тщательно, иногда долгими месяцами поисков, так как для получения типичного сякухачевого тембра канал инструмента должен обладать определенной геометрией либо природной, либо созданной мастером по её образу и подобию.
Сякухати, по мнению некоторых исследователей, происходит от древнего Египетского инструмента саби , который по шёлковому пути вместе с Александром Македонским попал через Ближний Восток в Индию и Китай, а от туда в Японию. Проделав такой длинный путь, флейта много раз меняла свой облик, но к сожалению, как она выглядела до того, как появилась в Китае можно строить лишь предположения. В Китае, во времена династии Тан прародительница современной флейты имела 6 пальцевых отверстий и называлась сначала чиба , а затем и сякухати, так как имела длину 1 сяку и 8 сун или сяку и хати (хати =8 сун), из-за чего и получила свое название.

∙ Сяку - официальная единица длины древнего Китая а позже и в Японии, разделяется на 10 сун. Подробнее в Википедии

В те времена, Китай имел огромное культурное влияние на Японию, благодаря которому сякухати примерно в 7 веке н.э. отправилась в свое последнее путешествие и попала в Японию. Японцы полюбили этот инструмент. С 7 по 9 век китайская сякухати присутствовала в придворном ансамбле императорского двора Японии – гагаку. А затем исчезла из состава ансамбля по велению императора, проводящего очередную реформу музыки. Но сякухати осталась жить в народе, на ней играли народные песни и исполняли партии в репертуарах зарождающихся национальных театров Японии. В 16 веке бродячие монахи комОсо (монахи соломенной циновки) сделали флейту своей постоянной спутницей в скитаниях и сборе подаяния. А еще через 100 лет монахи секты Фуке, комусО (монахи пустоты и небытия) модифицировали и сделали этот инструмент особенным, придав ему духовный и дзенский смысл. Игра на сякухати стала практиковаться как способ медитации на звуке на пути к просветлению. Множество раз власти пытались искоренить сакральное значение флейты, но духовность сякухати , которую вдохнули в неё комусо живёт в этом инструменте и по сей день. Кроме того на протяжении 14 веков своего пребывания в Японской культуре, сякухати проявила себя не только в монашеской практике дзэн, но и в народных песнях, светской музыке и театрах.

∙ Более подробно об истории сякухати по книге Комисанго Юко читайте тут

2. Виды сякухати

Сякухати пришла из Китая в Японию в составе ансамбля гагаку примерно к концу 7 века н.э. и тогда она не была похожа на современную сякухати. Она имела 6 пальцевых отверстий и изготавливалась из тонкого бамбука. Гагаку сякухати стала прототипом для трех последующих видов японских бамбуковых флейт, а именно:

1) темпуку сякухати
2) хитоёгири сякухати
3) миёгири сякухати
4) фуке сякухати

К концу 9 века сякухати исчезает со сцены японской придворной музыки как и некоторые другие инструменты, которые показались неподходящими для японского вкуса императорам тех далеких времен. Но на ней продолжают играть в народе. Со временем она трансформируется и дает начало 5-ти дырочным флейтам, например таким как темпуку. Темпуку полностью похожа и по звучанию и по геометрии на современную сякухати, а её отличие заключается в том, что срез для подачи воздуха делался во внутрь канала (очень похоже на мундштук китайской флейты сяо). К тому же она по длине значительно меньше современных сякухати.Со временем этот вид сякухати был послностью забыт

В средние века становится популярным такой вид флейты как хитоёгири ( хито – один, ё – колено, гири – озвончание, кири – срезать ). Т.е. флейта делалась из одного колена бамбука. Она так же уже имела 5 пальцевых отверстий . Хитоёгири были разной длины. Но мастера старались подгонять их под одну тональность. Одно время эти флейты были очень популярны, например на хитоегири играл и посвещал ей свои стихи знаменитый японский монах Иккю Содзюн (1394-1481), но к концу 18 века практически исчезли со сцены.

Примерно в середине 16 века в Японии повляются бродячие монахи комосо . Комосо - переводятся как монахи соломенной циновки, которую они носят на себе, чтобы укрываться ей от холода во время странствий.У них в руках уже особый тип сякухати - миёгири (2 колена) длиной около 50 см, изготовленные из куска бамбука с тремя и более узлами.Более всего эта флейта похожа на хитоёгири, но часто сделана достаточно небрежно и имеет плохую настройку.

И наконец в 17 веке на сцене появляется прототип современной сякухати – Фуке сякухати. У неё 5 отверстий, современный утагучи и изготавливается она из прикорневой части бамбука, вследствии чего на конце флейты есть красивое и достаточно тяжелое утолщение – комель. В силу этого у сякухати появляется еще одна функция – оружие для защиты. Монопольное право на использование этой флейты установила для себя дзен буддийская секта Фуке. Монахи этой секты называли себя комусо (монахи пустоты и небытия) и использовали игру на флейте как путь к просветлению, практикуя медитацию на звуке сякухати (суйдзен – дующий дзен). Стандартный размер Фуке сякухати был равен 54,4 см , что составляет 1 сяку + 1 хати или 1,8 сяку. Но были и другие размеры флейт, которыми пользовались монахи от 1,3 сяку до 3,6 .

В дальнейшем история сякухати складывается так, что развитие во времени из упомянутых выше видов флейт получила только Фуке сякухати. Но об этом я расскажу в следующий раз

2. Колыбельная на сякухати

Ну и теперь, когда я загрузил вас таким количеством исторической информации, я хочу исправить свою ошибку и просто сыграть для вас скромную народную японскую мелодию на сякухати. Мне кажется она очень красивой и гениально простой. Слушая такие песенки прекрасно отдыхаешь душой. Ну а если Вы научитесь играть такую песенку, то сможете поэкспериментировать её воздействие на своем наследнике :)

посмотреть ролик на Ютуб "колыбельная на сякухати"
скачать в лучшем качестве

подробнее о том, как играть эту колыбельную читайте тут
Ваш Александр Ивашин
Почта: agdv_@mail.ru
Сайт: http://shakuhachi-ru.com
Сотовый: 8-903-0090240 (любые вопросы о сякухати, запись на уроки)
ICQ: 426285738
Skype: midare72

В избранное