Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Viva-raphael

  Все выпуски  

Viva-raphael Сольный концерт Евгения Понасенкова


Сольный концерт Евгения Понасенкова


Кругосветное путешествие тенора 

Мы снова находимся в одном из залов особняка Василия Толстого (XVIII в.), в котором ныне размещается дом культуры «Гайдаровец». И опять на сцене многоликий Евгений Понасенков, на этот раз выступающий в одном из его самых приятных амплуа – оперного (и не только оперного) певца.

Зал, как всегда, наполнен до отказа, среди слушателей много молодежи и дам, нервно сжимающих разноформатные и разноцветные букеты, которые ждут момента, чтобы оказаться в руках героя дня. Белый рояль, картины, изображающие на сей раз не битву за урожай или русскую масленицу (ибо и такое бывало в этом салоне ХIХ века, сохранившем свой базовый декор, но время от времени претерпевающем вынужденные уступки современности), а вполне пристойные куртуазные сценки, создают уютную атмосферу камерного вечера для избранных. У рояля – Анна Давыдова, которую мы уже неоднократно видели за инструментом, и этот слаженный дуэт двух великолепных исполнителей обещает нам незабываемый вечер.

Определить одним словом жанр этого концерта достаточно сложно – в него вошли классические романсы и неаполитанские песни, оперные арии и задорный фокстрот, прозвучали русские, испанские, итальянские и английские тексты – Евгений не только мастерски поет в разных стилях, но и умело совмещает в одном контексте казалось бы несовместимые вещи. И все это вокальное великолепие было разбавлено и сцементировано сольными выступлениями Давыдовой, во время которых гармоничная музыка симфонических произведений давала слушателям возможность перевести дух и немного отдохнуть от накала эмоций, которыми щедро обрушивал на своих слушателей Евгений.

Не являясь, так сказать, штатным певцом, выступающим по графику и заездившим свою программу до оскомины, Понасенков сохраняет свежесть восприятия исполняемых им вещей, и рискует осмысливать их по-своему и доносить до зрителя это индивидуальное видение. Он сам умело и с присущим ему юмором ведет свой концерт в качестве конферансье: Евгений выстраивает программу вечера по своему усмотрению. Вероятно, если бы Понасенкову вздумалось устроить моноконцерт из одного единственного произведения, он бы продержал своих слушателей в напряжении все два часа, ни разу не повторившись и ни на минуту не утратив внимания аудитории.

Тема, объединяющая все исполненное Евгением, стара как мир и так же вечна – это любовь, особенно пышно расцветающая под солнцем юга и ярко проявляющаяся в неаполитанских песнях, излюбленном жанре Евгения, в которых звучит не только его мощный голос, но и не менее мощная и убедительная страсть. Уж если он берется за песню де Куртиса «Люблю тебя» (сразу уточняя, что в оригинале это «я о-ч-е-н-ь люблю, желаю тебя»), то все присутствующие сразу ощущают, что он действительно о-ч-е-н-ь их любит – так, что остается лишь порадоваться тому, что люстра на этот раз основательно закреплена на потолке и не грозит неприятностями; а романс «Вино любви» в исполнении Понасенкова действительно пьянит и оглушает таким надрывом, что одна из слушательниц чувствует, что не в состоянии дождаться окончания концерта и тут же преподносит Евгению подарок. Это - мемуары Казановы в шести томах на немецком языке (как с радостью убедился потом певец, отпечатанные НЕ готическим шрифтом), сразу и до конца вечера занимающие достойное место на крышке рояля, где малиновые переплеты и золотые обрезы смотрятся очень эффектно и уместно. И очень вовремя звучит после этого романс Рахманинова «Здесь хорошо» (с ироническим комментарием Понасенкова относительно слов «Здесь нет людей… Здесь тишина», которые могли бы быть неправильно поняты зрителями, но, к счастью, отсутствуют в симфонической версии Анны Давыдовой).

Отвлекшись от «Германии туманной» мы переносимся в «солнечный край» Винченцо Д'Аннибале, где раздается Адажио соль минор Альбинони, написанное Ремо Джазотто (вот такой авторский казус из серии «кто написал марш Турецкого? - Незнанский»), затем легким воспоминанием о далекой родине снова звучит музыка рахманиновского романса «Сон», и Понасенков обрушивает на слушателей неаполитанский каскад пылкой песни из репертуара Трех теноров «О, Мари», в которой демонстрирует виртуозное владение голосом и с невероятной легкостью перебрасывает его между регистрами, сопровождая песню изящными жестами и выразительной мимикой.

И контрастом с итальянским полуденным блеском звучит пропетая вполголоса с филигранным фальцетом (сложный вокальный трюк!) баллада Нино Рота «What is a youth» из фильма Дзеффирелли (с которым, кстати говоря, Евгений знаком лично и находится в добрых отношениях) «Ромео и Джульетта» - насыщенная чувством, нежностью и печалью, словно предвещающая грядущие драматические события фильма. Затем Евгений уводит нас еще дальше на север – и в арии Мизгиря из «Снегурочки» Римского-Корсакова проявляет в финале такую голосовую мощь, что последняя нота кажется бесконечной – и едва ли не фатальной для оконных стекол. Что поделать, королевство маловато, развернуться негде… будем надеяться, что в следующем году мы сможем послушать Понасенкова в театре, более соответствующем его уровню и музыкальному дарованию (Каррерас нервно курит в сторонке, а Бертман радостно потирает руки…).

Для разрядки Анна исполняет на рояле «Анну» Эшпая (восхитительная гармония и тонкий юмор), а потом в режиме «бис» прозвучали также «Край поэзии солнца» и «What is a youth» – прихоть гения, решившего по-новому взглянуть на уже прозвучавшие в начале вечера произведения и предоставить слушателям возможность еще раз насладиться ими в чуть отличающемся исполнении.

Как всегда, великолепно прозвучали эпатирующие номера Понасенкова – исполненная ехидства ария Земфиры («Слова написал мужчина Пушкин, музыку – мужчина Верстовский: с какой стати это называют «женским романсом»?» - заявил Евгений) и «Джон Грей» Блантера, вечно молодой фокстрот, в котором Евгений самозабвенно отдается тексту и так же увлеченно иронизирует над ним.

Короткая, но насыщенная чувством и экспрессией «Besame mucho», последняя нота которой звучала почти столько же, сколько предыдущий куплет, придала концерту привкус латинской страсти, а «гордая прелесть осанки» Ди Кьяры была не только продемонстрирована наглядно, но и сопровождалась танцевальными па, получившимися у Евгения ничуть не хуже вокальных фиоритур.

А завершился концерт тем же произведением, с которого начался - танго Марка Марьяновского «Вино любви», закольцевавшим эту роскошную программу обещанием продолжения, которого с нетерпением будут ждать слушатели.

И, разумеется, не обошлось без вопросов: один смельчак задал два вопроса, ответы на которые были пространными. Ну что можно в двух словах сказать относительно испанской кампании Наполеона? Это была ситуация, когда выбирать было не из чего – разве что из двух плохих вариантов (по-русски – куда ни кинь, везде клин), и прошлось делать вынужденные ходы. А о том, была ли Мария Каллас для Онассиса вещью или чем-то большим, Евгений, предположил, что, скорее всего, греческий миллионер ей много дал и так же много взял.

И некоторые из присутствовавших в зале дам воспользовались окончанием этой речи, чтобы вручить свои цветы Евгению и Анне в знак благодарности за этот прекрасный вечер, где царила музыка и поэзия – великое искусство в великолепном исполнении, грациозный и грандиозный вокал блистательного Евгения, подарившего нам два часа эстетического наслаждения его многогранным артистическим талантом.

Алисия Кучан


В избранное