Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Классика русского шансона

  Все выпуски  

Классика русского шансона


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Выпуск № 42
Подписано в печать: 2002-02-28
Код рассылки: culture.music.news.shanson
Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm
Этот выпуск получили 689 подписчиков.


Классика
Классика
русского шансона

В этом выпуске:
  • Воспоминания: Костя Беляев
  • Жемчужины босяцкой речи
  • Энциклопедия: Классики русского шансона-II
  • Обратная связь
  • Новости сайтов

Персона


Костя Беляев: Мы с вами где-то встречались

Костя Беляев. Сам по себе достаточно незаурядная личность. Исполнитель, ставший для многих современных "шансонных" звёзд если не эталоном, то образцом для подражания. Ещё с шестидесятых он радует нас своими песнями. Но сейчас речь не совсем о нём. По моей просьбе Константин Николаевич согласился поделиться воспоминаниями о некоторых своих знакомствах и встречах, состоявшихся в те далёкие годы.

Об Аркадии Северном

Аркадий приехал в Москву к своему приятелю, Анатолию Писареву - знакомому моего давнего друга Давида Шендеровича, зимой 1980 года. Анатолий позвонил Давиду и сказал, что, вот Аркаша приехал и хотел бы дать концертик, немножко деньжат подзаработать. Хорошо бы пригласить ребят, чтоб послушали песни и собрали денег. Давид начал всё организовывать. А у него как раз был приятель-врач, обслуживающий кафе на Калининском проспекте: "Печора", "Валдай" и другие. Потом врача этого заставили написать заявление по собственному желанию, поскольку он, собственно, вместе с Давидом и Анатолием и организовал концерт. В том 80-м году особенно строго было, вовсю шла подготовка к Олимпиаде. Концерт состоялся 31 января в кафе "Печора" в 8 часов вечера. Давид обзвонил ребят, цена присутствия была 25 рублей. Кто-то платил, кто-то нет… Давид добавил ещё своих денег. Он был не бедненький - Дося… Короче, собралось где-то от 50 до 60 человек в зале. Для Аркаши играли: электрогитара, ударничек простенький и клавишные. Также был выделен человек, который постоянно ему приносил спиртное и кофе, он должен был полностью обслуживать Аркашу - что бы тот не пожелал. Надо сказать, что во время концерта около кафе каким-то образом оказались две "Волги" с товарищами из органов. Потом эти товарищи засели в кабинете зам.директора и начали выдёргивать к себе на разговор присутствующих на концерте. Ну, конечно, выдернули и Аркашу, тоже с ним побеседовали. Аркаша, когда вышел, говорит: "Меня товарищи вызвали и сказали, чтобы я не пел блатных песен. И поэтому я вам, ребята, сейчас спою "Стоял я раз на стрёме"... Короче, естественно, что он стал петь то, что и всегда пел - блатняк и всё такое. Пел он где-то часа полтора чистого времени, не считая перерывов. Фотографировали очень много, был профессиональный фотограф из "Известий". Попал на пару снимков и я… Примерно в 11 часов вечера пришёл мент, который стал всех выгонять из кафе… На том и закончилось наше музыкальное сборище.

Аркаша находился в Москве где-то до 15 февраля. Остановился он у Анатолия Писарева на проспекте Вернадского, в доме напротив Церкви Архангела Михаила. Я с ним больше не встречался, а Давиду пришлось. Вот что он об этом вспоминает: "Принёс я ему домой на подпись плакаты. Он сидел весь с перепоя, очень плохо себя чувствовал. Попытался сначала подписать один из плакатов, но у него руки дрожали… Такой колотун был! Аркадий не мог даже нацелиться на эту подпись. Он говорит "Давид, слушай сюда! Извини, я пойду на кухню, выпью немножко, потому что невозможно, колотит всего…" Пошёл, выпил, и так он, наверное, раза три-четыре ходил, заправляться… И только потом нацелился и на первом из плакатов такую размашистую крупную подпись свою сделал. "Ну как, - говорит, - сойдёт?!" Я с ним не так уж много общался, но пьяницей он был стопроцентным, чистый алконавт. Ну и, соответственно, все замашки и привычки такие же. Сорвать деньги и выпить. Больше его ничего не интересовало. Хотя попеть он любил. Всегда - пожалуйста! Сколько угодно пел, но, конечно, хотел при этом заработать денежку, чтобы выпить как следует…"

О Михаиле Жванецком и Льве Лещенко

С Мишей Жванецким мы несколько раз сталкивались в Одессе в разных компаниях. У нас с ним был один общий друг - Артур Тертерьян. Его пол-Одессы знало - это был человек с золотой головой и золотыми руками. Сейчас он в Америке, правда. Артурчик пригласил меня в какую-то компанию, где был и Жванецкий. Артур и Миша были друзьями. Я сначала пел свои песенки, куплеты про евреев и прочее. А потом Миша стал читать свои рассказики. В 70-е годы у него были очень острые вещи, причём читал он даже те, которые никогда не исполнял со сцены. Было несколько таких, так сказать, совместных выступлений. Тогда он ещё не был таким популярным, как сейчас. Когда же Миша переехал в Москву, мы с ним перезванивались постоянно, трепались по разным поводам. Но всё длилось до моего ареста. А после того, как освободился, я не стал восстанавливать с ним отношения. Он теперь знаменитость, вся страна его знает. И мне уже не хочется, да и зачем я, по правде сказать, ему нужен… Да и телефон, и место жительства он уже сменил.

Зато очень запомнилась мне одна встреча на Кавказе с Лёвой Лещенко. Я отдыхал в Сухуми и меня комсомольские деятели пригласили в Гагры на день рождения сынка какого-то крупного чинуши, одного из хозяев города. В саду были выставлены буквой "П" огромные роскошные столы. А в середине за отдельным столом располагалось руководство города, и там сидел Лёва Лещенко. Он как раз давал гастроли в Гаграх. И поскольку там москвичи были только мы с ним, нас и познакомили. Меня тогда поразило, как Лёва пьёт. О-о-о! Ему раза три-четыре подносили рог, полный грузинского вина. А в рог этот вмещалось не менее бутылки 0,75… Наливали эту бутылку в рог и предлагали, так сказать, выпить за счастье новорожденного. И Лева опорожнял их один за другим, и ничего с ним не делалось. Удивительно здоровый мужик, столько выпивал и хоть бы хны! Я сначала один рог выпил - ничего! Хорошее, вкусное вино! Но меня заставили второй рог выпить до конца, его ведь не поставишь - надо до самого дна выпивать. Я всё-таки выпил и когда ребята повезли меня в Сухуми, в дом отдыха, где я отдыхал - попросил остановить машину, возникла кое-какая в этом надобность. Вышел, отошёл от машины подальше и… свалился в кювет! Сразу отключился. Долго меня потом с фонариками искали… Нашли, конечно. Перепил меня Лещенко!

Об Игоре Эренбурге

С Игорем Эренбургом, замечательным поэтом и исполнителем, мы были знакомы где-то с середины 60-х гг. Я даже не помню как мы познакомились, настолько давно это было. Главное - мы понравились друг другу в том плане, что оба пели и сочиняли песни. Мы с ним очень много бывали вместе в разных компаниях. И, когда я присутствовал, его обуревала такая скромность, что он при мне почти всегда отказывался петь. Всегда говорил: "Есть Костя, вот пусть он и поёт свои и мои песни". У него тогда на Кутузовском жила бывшая жена Надя Телегина, и у неё была огромная квартира, где мы частенько собирались. Надя приглашала своих подружек, знакомых ребят. Сын Дунаевского бывал. Вот только не помню: то ли Максим - старший, то ли младший… И мы там гудели всю ночь напролёт - и пили, и пели. Собирались очень часто, почти каждый месяц. И я вот хочу рассказать вам одну драматическую историю, которая у меня с Игорем приключилась. Это было - или самый конец 60-х, или начало 70-х гг. Мы с ним решили совершить вояж в Одессу, чтобы там продать кое-какие шмотки и заработать на этом деньги. Купили мы с ним разные вещички: женские сапоги, кофточки, батнички, ещё кое-что. Игорь в этих делах разбирался, он был очень моднючим мужиком - знал, где что купить, да и фарцевал частенько. Набрали два чемодана, приехали в Одессу, остановились в гостинице "Чёрное море" на улице Ленина. Но об этом узнала какая-то местная шайка и захотела нас грабануть. Их было три-четыре человека - они угрожали нам: "Давайте делиться! Иначе заявим в милицию, что вы приехали сюда спекулировать и вас прижмут". Мы с Игорем два или три дня вообще не выходили из гостиницы, чтобы избежать столкновения с этим жульём. Но всё равно каким-то образом о нашем приезде прознали менты и пришли к нам с проверкой. Раскрыли чемоданы, увидели, что там по 2-3 пары обуви, рубашек… А надо сказать, что когда они явились, Игоря не было. Он сказал, что ему надо срочно в город… На самом же деле он просто слинял! Буквально в этот же день он сел на поезд и укатил, оставив меня одного. И менты взяли меня, шмотки, погрузили в машину и повезли в каталажку. Хорошо, что мне позволили позвонить своему брату (он у меня в Одессе живёт), и сообщить ему, что меня посадили, хотя я и не спекулировал. Так, привёз кое-что, но не успел ничего продать. В общем, меня арестовали и все вещи изъяли. Но брат сумел подсуетиться немного. У подруги его жены муж был мент, причём очень солидный, чуть ли не начальник отделения. И он добился, что через 2 или 3 дня меня освободили и всё вернули. Но сказали, что ни о какой гостинице не может быть и речи, живите тихо у своих родственников, иначе будет плохо. Я оставил шмотки у родичей, чтобы они распродали их потихоньку среди своих близких, и через неделю вернулся домой в Москву... Вот так и закончилась наша с Игорем авантюра. Я успел трое суток отсидеть в обезьяннике, а Игорёк свалил в Москву. Но мы с ним после этого даже не поругались. И самое главное, что когда я вернулся из мест заключения в 1987 г., и пока прописывался в свою квартиру (а это продолжалось 2 или 3 месяца), меня приютил Игорь. У него была комнатка в коммуналке на Ленинском проспекте, где раньше жила его покойная мама. И он поселил меня там, естественно, что никаких денег с меня не брал. Часто заваливался туда сам, иногда пьяный в умат, у него запои были страшные… Хороший он был мужик, жалко, что рано умер. Ему было 64 или 65 лет, когда в 1989 г. его не стало. Водка никого до добра не доводит…

О Владимире Высоцком

Честно говоря, с Володей Высоцким у нас было чисто шапочное знакомство. В семидесятые годы он довольно часто выступал в различных московских НИИ. Я был примерно на пяти из таких концертов. В небольшие институтские залы обычно набивалось полно людей, до ста человек бывало, при цене 10-20 рублей за билет. Многие приходили с магнитофончиками… А Володя, надо сказать, почему-то не любил, когда его записывали. Пытаются писать его из зала, вынут, начнут устанавливать микрофоны, а он говорит: "Выключите эти ваши штучки!" Не любил этого… И вот, на одном из концертов я зашёл к нему за кулисы. Не помню, было ли это в перерыве или уже после его выступления. Скорее всего, всё-таки по окончании. Меня попросили мои знакомые переговорить с ним. Подхожу к нему, пожимаю руку: "Добрый день! Меня зовут Костя Беляев. Я вот тоже играю на гитаре…" Он отвечает: "Эт' хорошо, что ты играешь!" Я говорю: "Володя, мои приятели очень просят тебя, чтобы ты спел в домашних условиях. Закусон, выпивка - всё будет. Надо, чтобы ты только записался у них". А он сразу в ответ: "На х.. всех этих ребят! Я сейчас не пою по домам. Я предпочитаю для людей выступать вот так, как я здесь делаю. Когда меня слушает целый зал. Мне это нравится, меня это устраивает. Не нужны мне никакие домашние концерты!" После этой первой встречи я подходил к Володе на каждом его концерте, здоровался, иногда просил спеть ту или иную песню. Но особенно мне запомнилась последняя наша встреча, может быть, потому, что она произошла не на выступлении, а в аэропорту "Внуково". Это было в 78-м или 79-м году. Я прилетел из Крыма и ждал, когда подвезут наши вещи из самолёта. И тут столкнулся с Володей и Мариной Влади. Как оказалось, они возвращались с Кавказа. Мы поздоровались. Я говорю: "Как отдыхалось, Володя?" - "Отлично! Видишь, как мы с Мариной загорели! Отдохнули великолепно, да и принимали нас прекрасно. Всё было отлично!" О чём-то ещё поговорили несколько минут. А затем подвезли наши вещи и больше мы с ним не виделись…

Январь 2002 г.
© Константин Беляев
© Игорь Ефимов - литературная обработка.

Жемчужины босяцкой речи


ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ УДОВОЛЬСТВИЯ,ИЛИ ПАРИКМАХЕР И ЖУЛИК - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

В ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ была как-то опубликована беседа со вдовой вора в законе. Журналист среди прочего поинтересовался, не помогают ли семье покойного его бывшие собратья по клану. На что получил ответ:
Помощь предложили единицы. В их мире мало порядочных людей. Они скорее дадут знать о себе, если надумают "выставить", то есть сорвать куш со вдовы вора.

Оставим в стороне моральные соображения и оценки. Нас в данном случае интересует словечко "выставить". Оно означает не только злонамеренный обман несчастной вдовицы. У слова "выставить" более широкий смысл. Это значит - обокрасть или обманом заполучить деньги, материальные ценности с жертвы. "Выставим эту хату - и год будем гужеваться!" - уговаривает один жульман другого, убеждая пойти на квартирную кражу.

Есть и более узкое значение: так называют прием, когда сообщник карманника подставляет ему жертву, чтобы тому удобнее было ее "обработать". "Федя мне этого володика технично выставил, а я его помыл по-шустрому", - похваляется "ширмач" после удачной трамвайной или базарной "операции" ("володиком" карманники называют жертву, "помыть" значит - обокрасть).

"Выставить" также употребляется в смысле - обыграть кого-то в азартную игру: "Я его выставил скромненько, тонн на двадцать...".

Но почему именно "выставить"? Некоторые доморощенные лингвисты, с которыми мне приходилось беседовать, выдавали целую обойму догадок и домыслов. Например: объяснение кроется в тонкостях преступного промысла; мол, домушники при проникновении в помещение нередко выставляют оконные рамы, и поэтому слово "выставить" стало ассоциироваться с кражей вообще. Другие связывают значение воровского термина с просторечным "выставлять", "проставляться" - то есть с русской традицией заставлять человека, у которого произошло радостное событие, "обмывать" его. Известно, дескать, что порою счастливцу, отмечая удачу, приходится "выставиться" чуть ли не до трусов...
Объяснения не лишены остроумия, но лишены смысла. Мы же попытаемся обратиться к фактам языка.

В уголовном жаргоне многие десятилетия слово "выставить" используется не только само по себе, но часто - в составе оборота "выставить клиента", то есть обворовать подходящего субъекта. Популярно и само по себе словечко "клиент" для обозначения потенциальной жертвы. Так вот: выражение это преступный мир еще дореволюционной России заимствовал... из жаргона парикмахеров начала ХХ века! Вот что пишет в своей книге "Меткое московское слово" известный бытописатель старой Москвы Евгений Иванов:

"Ценилось еще в мастере умение "выставить" клиента, наделать побольше процедур, взять за каждую отдельную плату, "сделать кассу" или, выражаясь специальным языком, "доставить двадцать четыре удовольствия". Некоторые хозяева платили за это процентные отчисления".

Другими словами, цирюльник умело обчищал карманы клиента, выставляя ему солидный счет по прейскуранту. Именно из языка "куаферов" (как называли некогда парикмахерскую братию) и перенял выражение уголовный мир. И множество других словечек, выражений, присказок, поговорок "уркаганы" заимствовали у мелких ремесленников, торговцев, купцов, городских и деревенских острословцев... В общем, следовали завету Пушкина - "не худо бы нам иногда прислушиваться к московским просвирням".

ypka.org

Энциклопедия


Перед Вами новая версия каталога персоналий, сделавших вклад в блатную песню. Теперь учтены неточности предыдущей версии и каталог существенно расширен.
И тем не менее, составитель каталога Михаил Дюков обращается к получателям расылки с предложением вносить дополнения и уточнения в данный каталог.
Обращайтесь на электронный адрес Михаила: garden5000@mail.ru

КЛАССИКИ РУССКОГО ШАНСОНА-II


РЕЗАНОВ НИКОЛАЙ СЕРАФИМОВИЧ (р. 1949г.) - композитор и исполнитель, живет и работает в Петербурге, руководитель ансамбля "Братья Жемчужные". Работал с А. Северным, начиная с 1974 года. В 1970-х годах работал в Читинской филармонии в ВИА "Добры молодцы" с Ю. Антоновым. В 1980-х годах записал альбомы с В. Крестовским, А. Розенбаумом и другими исполнителями. В 1992 году выпустил первую официальную сольную пластинку.

РИТТЕР (фон) НИКОЛАЙ (?) А. - написал песню "Дорогой длинною", подробной информации нет.

"РОДИТЕЛИ МОЛОДЫХ" - вокально-инструментальная группа, создана и работавшая с середины до конца 1970-х годов, записывалась в городах Запорожье, Ростов-на-Дону, Херсон, Одесса. Солист Гарик Осипов, ныне выступает как Граф Хортица. Часть музыкантов в конце 1990-х годов образовали группу "Запрещенные барабанщики", которые продолжили традиции русского шансона и стали продолжателями творчества А. Северного. Русских шансон не является доминирующей темой в работах "Запрещенных барабанщиков".

РОМЕНСКИЙ ВЛАДИМИР (20.05.1935 -1981-?) ленинградский самодеятельный поэт-песенник. Родился в семье врачей, в блокаду оставался в Ленинграде. С 1955 по 1958 служил в армии рядовым, после этого работал на заводе электриком. Писал для А. Северного, В. Крестовского и др. С официальной эстрады песни не исполнялись.

РОЗЕНБАУМ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (р. 13.09.1951г.) - автор-исполнитель, родился в Ленинграде в семье врачей. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по классу аранжировки. В 1974 окончил 1-й Ленинградский медицинский институт имени И. П. Павлова. Четыре года работал врачом "скорой помощи". Песни начал писать в 1968 для студенческих спектаклей, капустников, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. Играл в группе "Аргонавты". На профессиональной эстраде с 1980; с 1983 - с сольными концертами. Некоторое время выступал под псевдонимом Аяров. Художественный руководитель театра-студии "Творческая мастерская А. Розенбаума". Снимается в кино, выпустил несколько сборников стихов.

РУБАШКИН (ЧЕРНОРУБАШКРИН) БОРИС СЕМЕНОВИЧ (р. 1932г.) - певец, родился в Болгарии. Профессиональный танцор, в Чехословакии окончил экономический институт. В Вене учился вокалу и с 1971 года выступает как оперный певец, затем переключился на исполнение русских песен и романсов. С середины 1980-х годов приезжает с концертами в Россию, проживает в Австрии.

(Продолжение следует)

Составитель Михаил Дюков

Обратная связь


Добрый вечер!
У меня большая просьба. Когда-то (лет 15 тому назад) я записал кассету с музыкой. Недавно она опять мне попалась под руку - послушал и страшно понравилось - слушаю каждый день. Хотел бы найти пленки и/или компакты с др. песнями и естественно лучшего качества. А не уверен кто-это. На кассете песни (названия и первые строки): "Сигарета, сигарета", "Клен ты мой опавший", "Ты жива еще моя старушка, жив и я. Привет тебе привет...", "Крик журавлей", "Вот и все. Я тебя от себя отлучаю...", В Киеве слушок прошел, что хотят снести Подол...", "Ах денежки, как я люблю вас мои денежки...", Ах Одесса, жемчужина у моря...", "Ямщик не гони лошадей", "Мне тебя сравнить бы надо...", и др. Если это на Розенбаум, то вполне в его стиле и голос местами очень сильно похож. Облазил весь интернет, но нигде нет и следа. Среди песен Розенбаума доступных в сети я этих песен не нашел. Кто это? И если все-таки не Розенбаум, где можно послушать песни этого автора?
Заранее благодарю за помощь, Виктор О.

Речь идет о Григории Диманте и его альбоме "Любимые песни", переизданном в 1997 году.

Новости сайтов


Кольцо сайтов "Русский шансон" http://www.polotno.ru/ringo/index.html


"Классика русского шансона" http://www.retro.boom.ru/index.htm


Копирайты


МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ:
Сайт "Классика русского шансона". http://www.retro.boom.ru/index.htm
А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки.
© Перепечатка и цитирование материалов в электронных СМИ допускается только
при ссылке и опубликовании электронного адреса сайта "Классика русского шансона".

ведущий рассылки Victor Ash v_ash4@mail.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное