Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Классика русского шансона

  Все выпуски  

Классика русского шансона


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Выпуск № 40
Подписано в печать: 2002-01-24
Код рассылки: culture.music.news.shanson
Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm
Этот выпуск получили 709 подписчиков.


Классика
Классика
русского шансона

В этом выпуске:
  • Новости: У нас в гостях Леонид Азбель
  • Жемчужины босяцкой речи: Саня Пушкин - босяк по жизни
  • Энциклопедия: Классики русского шансона-II
  • Новости сайтов

Новости


В пятницу на нашем сайте встреча с Леонидом Азбелем!
Леонид Азбель (лидер группы "Мишки на Севере") в пятницу, 25 января будет отвечать на ваши вопросы. Общение будет проходить в режиме Гостевой книги с 16 до 18 часов по московскому времени. Приглашаем всех желающих принять участие в этой встрече!
У братьев Жемчужных новый состав!
Теперь в составе легендарного ансамбля 12 человек. А возглавляет всю эту команду бессменный Николай Резанов. Фотографии коллектива в новом составе и даже большой постер вы можете взять на странице Братьев Жемчужных.
Даты января
24 января - Александру Немцу исполняется 40 лет.
25 января - Владимиру Высоцкому исполнилось бы 64 года.
28 января - исполняется 41 год Андрианову Андрею Витальевичу, более известному как Андрею Большеохтинскому.

Жемчужины босяцкой речи


САНЯ ПУШКИН, БОСЯК ПО ЖИЗНИ

В ОДНОМ ИЗ ОКТЯБРЬСКИХ НОМЕРОВ "ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ" ЗА 1995 ГОД была опубликована статья Татьяны Ивановой "Надеюсь, вам будут небезразличны некоторые мысли...". Смысл ее - предостеречь читателей от употребления "блатной фени". Автор призывает на помощь некоего Ю.В. Макарова - "научного обозревателя студенческих газет". Иванова цитирует "научного обозревателя":

Вот такое широко распространенное слово - тусовка. У нас ведь теперь все тусуются - актеры, депутаты, журналисты, дипломаты, члены правительства. Это слово из блатного жаргона. У блатных "тусоваться" значит нервничать, биться в истерике, метаться по камере, ломиться в камерную дверь, бегать по камере с истерическими криками после осознания неотвратимости наказания, после получения приговора к высшей мере, после получения отказа о помиловании...

"Прикиньте, сколько лет потребовалось этому слову, чтобы пробиться к микрофону, - призывает нас автор. - Но, как говорится, с вашей помощью... Если бы вы знали, как ужасно и даже омерзительно выглядит на самом деле тусовка..."

По ходу дела замечу: защищая русский язык, надо хотя бы научиться грамотно писать по-русски. Тогда не появятся выражения вроде "получение приговора" (приговор не получают - его выносят). Ну, да Бог с ним; лучше попробуем разобраться, как же омерзительно выглядит эта самая "тусовка".

Для начала: приведенное в статье толкование слов "тусовка", "тусоваться" не соответствует действительности. В уголовном жаргоне таких слов долгое время вообще не существовало. Были (и остаются) "тасоваться" и "тасовка". Формы с буквой "у" вместо "а" появились лет 15 - 20 назад, когда слово включили в свой сленг столичные музыканты и богема. А бродяги, каторжане до сих пор не скажут "тусоваться" - только "тасоваться".

"Тасоваться" на жаргоне значит - проводить время вместе, а также -болтаться где-либо без цели. "Чего ты здесь тасуешься?" - спросит уркаган у приятеля. Есть и другое значение - проявлять нерешительность, трусость. "Да не тасуйся ты, все будет ништяк!" - уговаривает босяк дружка, предлагая вместе пойти на "дело". Было и еще одно значение слова "тасовка" - потасовка, драка. Все это не имеет никакого отношения к метанию по камере и битью головой и стену.

А ВПРОЧЕМ, КАКАЯ РАЗНИЦА - "ТАСОВКА", "ТУСОВКА"... Главное - защитить от словесной шелухи великий русский язык - язык Пушкина, Достоевского, Толстого!

А давайте обратимся к самому Пушкину. Помните, юный лицеист Саша пишет о своем приятеле Михаиле Яковлеве:

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь:
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою...


Так вот, оказывается, кто подсунул нам блатное словечко "тасоваться" - лично Александр Сергеевич со товарищи!

Верно. Но не будем вслед за Татьяной Ивановой обвинять поэта в языковой нечистоплотности. Пушкин всего лишь использует лексику живого великорусского языка. Карточные термины "тасовка", "тасовать" ("тасоваться") широко использовались в переносном смысле еще в прошлом веке. Владимир Даль отмечает в "Толковом словаре": "Тасовать людей, людьми, помыкать подчиненными, суя их туда и сюда, менять произвольно...". Он же приводит и слово "тасовка" - в карточном значении (перемешивание колоды) и в переносном - "задать кому тасовку, потасовку". Тасовали не только людей, но и товары, смешивая сыпучий товар разного достоинства.

Любопытно, что позднее слово было известно и в другой форме. В Киеве среди молодежи оно звучало как "пасовка" (соответственно "пасоваться"). Замечательный певец и поэт Александр Вертинский вспоминал:

Как только приходила весна, мы устраивали чудесные "пасовки" (от карточного слова "пас") то на Батыевы горы, то в Голосеевскую пустынь, то в Дарницу. Обычно утром мы встречались в заранее условленном месте и, оставив ранцы и связки с книгами в какой-нибудь лавочке, шли гулять... ("Дорогой длинною...")

Другими словами, ребятишки "пропасовывали" занятия, то есть прогуливали их. Имеем ли мы дело с искаженной "тасовкой" или же с плодом оригинального словотворчества малороссийских гимназистов? Трудно сказать... Очевидно одно: и "тасовка", и "пасовка" - переосмысленные карточные термины.

Очевидно и другое: если не знаешь толком, о чем пишешь, - не суйся со свиным рылом в калашный ряд. Это уже - к непрошеным защитникам русской словесности.

ypka.org

Энциклопедия


Перед Вами новая версия каталога персоналий, сделавших вклад в блатную песню. Теперь учтены неточности предыдущей версии и каталог существенно расширен.
И тем не менее, составитель каталога Михаил Дюков обращается к получателям расылки с предложением вносить дополнения и уточнения в данный каталог.
Обращайтесь на электронный адрес Михаила: garden5000@mail.ru

КЛАССИКИ РУССКОГО ШАНСОНА-II


"МАГАДАНСКОЕ НЕБО" - питерская группа, работающая в стиле русского шансона, в 1998 году выпустили дебютный альбом "Песни воровкой малины". Состав: С. Загва, В. Фарт, А. Рыжий (все вокал).

"МАГАДАНЦЫ" ("МАГАДАНСКИЕ РЕБЯТА") - самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль, создан был в 1970-х годах в Магадане, из ресторанных певцов и музыкантов. Состав: Анатолий Мезенцев (клавиши), Леонид Павлов (звук), Михаил Шуфутинский (?) и др. Потом под этим названием выступали различные коллективы, так же это название приписывалось анонимным коллективам, работающим в "русском шансоне". В 1973 году (?) переродились в ансамбль "Встреча" (см.).

МАКЛАКОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (р. 26.05. 1929г.) - звукорежисер, коллекционер лагерного фольклора, продюсер, создатель ансамбля "Братья Жемчужные", родился в Ленинграде. С 12 лет пошел работать, собирал миноискатели, пережил блокаду. В 1945 году окончил морскую школу, работал на ледоколе "Малыгин". Познакомился с А. Северным около 1969 года, первая запись состоялась только в 1972 году - поэма И. Баркова "Лука Мудищев". В 1974 впервые записывает А. Северного и ансамбль "Братья Жемчужные", записал и выпустил не один альбом в таком тандеме. После смерти А. Северного, работал с А. Розенбаумом (1982, 1983 - два альбома с "Братьями Жемчужными") и другими исполнителями. Проживает в С.- Петербурге, награжден медалью "За оборону Ленинграда".

МАРМАР МИХАИЛ - американский исполнитель русского происхождения. В середине 1990-х годов выпустил в России три альбома с песнями А. Вертинского, русских и советских авторов. Подробная информация отсутствует.

МАТУСОВСКИЙ МИХАИЛ ЛЬВОВИЧ (23.07.1915-16.07.1990) - советский поэт-песенник, родился в городе Луганске. В 1939 г. окончил Литературный институт, в 1941 - аспирантуру при МГУ. В годы великой Отечественной войны был военным корреспондентом фронтовых газет. Произведения: "Летите голуби", "Подмосковные вечера", "Школьный вальс", "С чего начинается Родина", "Сиреневый туман" и др. Лауреат Гос. Премии СССР 1977 года.

МЕДИН ВАДИМ - автор-исполнитель из Омска, записал восемь альбомов, некоторые из них в тандеме Сергеем Холодовым. В репертуаре около трехсот песен, около двухсот из которых его собственного сочинения. Его песни исполняли А. Северный, В. Сорокин, "Братья Жемчужные" и др.

МЕДЯНИК ВЯЧЕСЛАВ (р. 1958г.) - певец, родился в СССР, ранний псевдоним Вячеслав Фомин, в 1988г. выпустил первый альбом. По личным заверениям певца был знаком с Аркадием Северным. В начале 1990-х годов эмигрировал в США, где совмещал певческий и ресторанный бизнес, в 1995 году выпустил альбом "Калифорния". В 1999 году вернулся в Россию, живет и работает в Москве.

"МИШКИ НА СЕВЕРЕ" - вокально-инструментальная группа, работает в стиле "русский шансон". Начала свою деятельность в Москве в середине 1990-х годов, поют как свои, так и народные песни. См. АЗБЕЛЬ Л.И.

МОГИЛЕВСКИЙ АНАТОЛИЙ ЮРЬЕВИЧ (р. 1945г.) - автор и исполнитель, родился в Риге. С 1970 по 1975 год - солист ансамбля "Самоцветы" п/у Ю.Маликова. Эмигрировал в 1976 году в США, не сразу нашел себя как музыкант, первое время работал таксистом. В 1981 году выпускает 1-й виниловый диск с песнями Анатолия Днепрова (лирика), издан тиражом в 1500 экз., успеха не имел. В 1984-85 г.г. выпускает альбом "У нас в Одессе это не едят", где аранжировщиком был М. Шуфутинский (как и в следующем "Я Вас люблю, мадам"). Далее выходят "Я живу в Америке", "Письма", "Музей моей любви", "Незнакомка" (практически все популярные песни советских композиторов конца 80-х), в 1992 году на основе концерта А.Могилевского в Баку выходит альбом, состоящий из 2-х частей под названием "Back to Russia".

МОЛЧАНОВ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - автор-исполнитель, трижды судим, общий срок заключения - 10лет, последний раз освободился в 1983 году. Первая судимость в 1968г., занимался поставкой помощи в лагеря, с конца 1980-х годов - официально. В 1989 году - лауреат Ильменского фестиваля, в 1992 году записал СД "Гулаг-танго". В 2000 году исполнитель Виктор Гагин выпустил альбом "А в лагерях, как в лагерях…" с песнями Г. Молчанова, так же его песни исполнял певец Федя Карманов из команды Анатолия Полотно. Сам автор выступает с программами в местах заключения как со своими, так и старыми лагерными песнями.

МОРФЕССИ ЮРИЙ СПИРИДОНОВИЧ (1882-1957) - певец, родился в Одессе. Начал петь в церковном хоре, а с 1911 года - профессионально, стал популярен в Москве и Петербурге, Ф. Шаляпин прозвал его "баяном русской песни". В 1917-18 году вернулся в Одессу, где открыл бар, там выступали Н. Плевицкая, И. Кремер, А. Вертинский, Л. Утесов. В 1920г. эмигрировал из России, гастролировал по Европе, записывал грампластинки. С 1936г. жил в Югославии, затем перебрался в Париж, во время войны жил в Англии. После войны вернулся в Париж, изредка выступал в ресторанах, где и умер.

(Продолжение следует)

Составитель Михаил Дюков

Новости сайтов


Кольцо сайтов "Русский шансон" http://www.polotno.ru/ringo/index.html


"Классика русского шансона" http://www.retro.boom.ru/index.htm
Добавлено немного новых фотографий разных исполнителей и постер Братьев Жемчужных.

Копирайты


МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ:
Сайт "Классика русского шансона". http://www.retro.boom.ru/index.htm
А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки.
© Перепечатка и цитирование материалов в электронных СМИ допускается только
при ссылке и опубликовании электронного адреса сайта "Классика русского шансона".

ведущий рассылки Victor Ash v_ash4@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное