Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Классика русского шансона

  Все выпуски  

Классика русского шансона


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Выпуск № 20
Подписано в печать: 2001-07-25
Код рассылки: culture.music.news.shanson
Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm
Этот выпуск получили 671 подписчиков.

=======================================

КЛАССИКА РУССКОГО ШАНСОНА

=======================================


В этом выпуске:

-Два взгляда: Костя Беляев
-Персона: Черноморская Чайка
-Обратная связь: Поправка
-Обзоры дисков
-Новости сайтов: Кольцо сайтов
-Ваши дискуссии


=======================================

Два взгляда


ИСКУССТВО ЖИТЬ ОДЕССОЙ


 До чего различна звукопись слов "блатняк" и "шансон"! Речь не пойдет о бандитской
лирике. Популярные певцы, поющие голосами голодных зеков с несчастного туберкулезного
лесоповала, украли доброе имя у русского шансона.

Литературный анекдот гласит, что Анна Ахматова порой ругалась матом и при этом
приговаривала: "Мы - филологи! Нам можно!". Правда это или нет, но использование
ужасного арго порой действительно уместно.

Костя Беляев - мастер уместного мата. Король незаконных магнитных катушек. Песни
- едкие бытописания и политНЕкорректность. Широко освещен еврейский вопрос,
алкоголизм, секс, любовь и... искусство жить в Одессе. Для него сквернословия
превратились в острословия. Красной нитью репертуара по-настоящему озорных песенок
Кости проходит именно Одесса. Но это не город-мама, а антитоталитарная мечта.
Эльдорадо, полная Шангри-Ла.

Считается, что побудительным мотивом развития в СССР русского шансона был западный
шансонье Ив Монтан, посетивший страну с концертами в 1957 году. Появились подражатели.
Но лишь к застойным семидесятым произошел прорыв подпольного шансона в народ.
Некомпакт-диски стали уступать дорогу пробивным кассетам. Пришло время Кости.

От Визбора до Северного - диапазон хулиганства от лесных-костровых до ресторанных
песен. Последние были однозначно запрещены. В них царил дерибасовский дух. Настоящий
одессит - только Беляев. Его любительские диски и крамольные кассеты расползались
по стране. Его песни считались народными - о евреях и алкоголиках слушали и
пели, зачастую не зная имени автора.

Для отечественного шансона Костя Беляев (1934 г. рождения) - имя и персона нон
грата одновременно. Он жив-здоров и выступает. Так что для нас грядут два праздника
подряд. Международный и гурманский. 8 марта- раз. И 9 марта - концерт Константина
Беляева на Малой сцене ДК "Меридиан" (метро "Калужская") - два.

Арсений СКРЫННИКОВ
"Алфавит", № 9, 2001 год



ПОЧЕМ МОДНЫЕ ДИСКИ
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СУДА


 - Разговор не телефонный. Есть предложение. Запишите мой адрес, - сухо говорил
Беляев, когда ему звонили незнакомцы.

Каждый такой звонок обещал нового клиента, а с ним и деньги...

Что же предлагал Константин Николаевич Беляев? Да всего лишь магнитофонную запись
сверхмодных солистов и ансамблей. Желающим купить копию звукозаписи нужно было
только прослушать оригинал и заплатить "по таксе". Остальное уж дело техники.

Как известно, работу, за которую брался Беляев, выполняют студии звукозаписи,
находящиеся в ведении республиканских министерств бытового обслуживания. Появились
они давно, когда еще были в моде звуковые письма с голосами родных и близких.
Но со временем студии стали выполнять и такую услугу - по заказам граждан записывать
на магнитофонную ленту полюбившиеся им музыкальные произведения.

Однако окружение "конкурентов" ничуть не смущало Беляева (почему? - к этому
вопросу мы еще вернемся). Как видно, не очень-то озадачивало его и то, что на
языке уголовного кодекса это называется запрещенным промыслом.

Потребителей своей продукции он выискивал с помощью бесхитростного объявления
- "куплю новые диски солистов и групп". Предприниматель хорошо знал психологию
меломанов: на такие объявления "клюют" не только те, кто продает пластинки,
нойте, кто хочет их во что бы то ни стало заиметь.

Звонили довольно часто. Причем в основном "фанатики" из числа приехавших в столицу
на поиски особо модных дисков.

Как-то на телефон Беляева натолкнулся при изучении объявлений житель заполярного
города Певек А.Жолоб. Он был не новичок и знал. что словами "куплю новые диски"
зашифровано и предложение их продать., Поэтому смело набрал номер телефона и
получил ожидаемое приглашение. Правда, вместо пластинок Константин Николаевич
предложил магнитофонные записи, да еще блок чистых кассет "Сони". Записи были
"на уровне", и Жолоб не устоял. Затем сделал новый заказ из далекого Певека,
и Константин Николаевич быстро, на высоком профессиональном уровне выполнил
его. Надо заметить, что я тому времени Беляев далеко продвинулся вперед в своих
занятиях: можно сказать, освоил новую профессию звукооператора (так ее называют
в студиях звукозаписи)...

В самом начале своей подпольной деятельности Беляев ещё продолжал работать в
институте стали и сплавов преподавателем английского языка. Но мало-помалу преподавательский
труд становился для него всё более обременительным. Он бросил его и устроился
работать в ресторан "Арагви". Вскоре и эта работа стала мешать. Уверовав в свою
неуязвимость, в широту финансовых возможностей, уволился вовсе и стал жить на
доходы, получаемые от запрещенного промысла.

Когда началось следствие, вышеупомянутый любитель звукозаписи из Певека оказался
в числе тех, кто на языке уголовно-процессуального кодекса называется "свидетель".
Пришлось ему ответить на ряд прозаических вопросов, как, впрочем, и другим свидетелям,
бывшим клиентам Беляева, которых набралось более сорока человек. Разыскал их
(отдадим должное его профессиональной настойчивости) следователь Главного управления
внутренних дел гор. Москвы Владимир Сергеевич Жиганов. Именно разыскал, ибо
многие свидетели жили в некотором отдалении от столицы, представляя чуть ли
не все географические зоны страны. В деле имеются показания жителей Астрахани,
Улан-Удэ, Ульяновска, Томска, Усть-Каменогорска, поселка Комсомольского Магаданской
области, города Карши, что в знойном Узбекистане, и т. д.

С некоторыми клиентами Беляев имел долгосрочные связи. Например, житель города
Кургана Брюханов за два года знакомства с Беляевым купил у него 100 магнитофонных
катушек, заплатив 1.245 рублей. "Взнос" жителя города Певек, о котором мы уже
говорили. был около тысячи рублей. Житель города Карши Штанденко получил записи
с 92 дисков, за что заплатил Беляеву 595 рублей.

Так, шаг за шагом, был установлен один из основных источников незаконных доходов
Беляева. Косвенно об этом говорила и аппаратура, которой он располагал: она
была оценена примерно в 20 тысяч рублей, что свидетельствовало о высоком жизненном
уровне "безработного" Беляева.

В помощь начинающим любителям ловкий "просветитель" выдавал своеобразный каталог,
из которого можно было узнать и об исполнителях мелодий. Так что у следователя
оказался целый прейскурант с названиями музыкальных произведений, записанных
на проданных катушках. (Заметим, неплохое начинание. Об этом давно бы следовало
подумать и тем организациям, которые официально распространяют звукозаписи).

Сдавал Беляев и сами пластинки напрокат. Этому, кстати, предшествовала тщательная
(прямо скажем, тоже достойная подражания) проверка аппаратуры у того, кому предназначались
пластинки. И если. Беляев находил аппаратуру в плохом состоянии, то отвечал
отказом. Получавшие же диски платили за эксплуатацию каждого по пять рублей.
Держать диски сверх положенного не разрешалось. "Они отдавались в пользование,
- рассказывала одна из свидетельниц, - с десяти часов вечера до десяти часов
утра".

Финансовые расчеты иногородних клиентов осуществлялись по почте. Чаще всего
кассеты и деньги вкладывались в книги. Да, книги приносились в жертву: в них
вырезали место для тайника, куда упрятывали кассеты.

Одно время Беляев доверял получение бандеролей и денежных переводов своей знакомой
"меломанке", говорил ей, что обменивается новинками. "Я помогала ему, пока не
догадалась, что он просто-напросто продает магнитофонные катушки. Такой заработок
показался мне сомнительным. Да и недостойным 50-летенего мужчины с высшим образованием".

Пыталась устыдить, остановить. Наконец, разорвала всякие отношения. И сыну запретила
поддерживать какие бы то ни было связи с Константином Николаевичем. Но Беляев
не опомнился, только спешно переселился в другую квартиру. Логическим же завершением
всей его карьеры стало "переселение" на скамью подсудимых. Суд приговорил Беляева
к лишению свободы сроком на четыре года.

Но вот вопрос: как же все-таки получилось, что при существовании целой сети
государственных студий звукозаписи частное лицо могло столь просто обеспечить
себя обширной клиентурой?

В поисках ответа я зашел в одну из столичных студий. В ее приемной было довольно
много народа, и это красноречиво свидетельствовало о том, что студия без дела
не скучает. Заведующий студией Е. Рубицкий с гордостью сообщил, что план они
выполняют постоянно. Причем значительная часть доходов идет как раз от записи
музыки на кассеты заказчиков. При этом студия предлагает своим клиентам самые
разнообразные музыкальные произведения.

И все же, надо сказать, репертуар у Беляева был побогаче. Скажем, при обыске
у него изъяли 694 диска, в студии выбор был куда как скромнее. Причем перезапись
здесь делается не с пластинки, а с пленки, да и аппаратура, а следовательно,
и качество "продукции" у Беляева было получше.

Если дельцы от музыки (а в последнее время их появилось немало), нарушая закон,
тем не менее разворачивают свой подпольный "бизнес", то вывод из этого должны
делать, конечно же, не только юристы. В беседе со мной ответственный работник
Министерства бытового обслуживания населения РСФСР М. Шатский сказал, что сейчас
в республике принимаются меры для более полного удовлетворения запросов любителей
музыки. Министерство заботится о разнообразии репертуара, по его настоянию укреплены
кадры работников студий звукозаписи. И все же... До настоящего времени даже
в столице студии оснащены звукозаписывающей аппаратурой вчерашнего дня.

Еще острее стоит вопрос о своевременном пополнении студий музыкальными новинками.
До сих пор "отоваривание" утвержденного репертуара - процесс во многом стихийный.
Работники студий звукозаписи вынуждены самостоятельно добывать пластинки в торговой
сети. Или "выклянчивают" магнитофонные кассеты в местных комитетах телевидения
и радиовещания. Разве это порядок? Неужели же нельзя централизованно обеспечивать
студии дисками и магнитофонными записями? По сути дела давно бы пора установить
правило, согласно которому, скажем, продукция фирмы "Мелодия" должна направляться
не только в торговую сеть, но и в студии звукозаписи.

И последнее. Студии звукозаписи давно стали своеобразными центрами, где собираются
любители музыки, особенно молодежь. Однако работа по воспитанию и развитию эстетического
вкуса здесь почти не ведется. Между тем стихийные или "знахарские" процессы
вовлечения молодежи в мир музыки не всегда безобидны. Внимание к студиям необходимо
еще и потому, что именно возле них чаще всего как раз и крутятся ловцы меломанов,
услужливо предлагая "супермодные" записи.

Так почем же нынче модные диски?

И. Гранкин, "Известия", 03.05.1984


Вот такие два материала. Как видно, время поставило все на свои места. Оба материала
взяты с официального сайта Константина Беляева http://belyaev.pesni.ru


=======================================


Персона


ПРОЩАНИЕ С "ЧЕРНОМОРСКОЙ ЧАЙКОЙ".


"Черноморская чайка". Само название - "придумка" Вадима Коцишевского.
Впервые под таким названием ансамбль записался с Северным и Шандриковым в
марте-апреле 1977 г. Музыканты для игры в ансамбле набирались на
так называемой "Бирже" на углу Дерибасовской и Ришельевской улиц.
Состав постоянно менялся. Так, например, саксофониста сразу выгнали
(опоздал на 12 минут к началу концерта). Самым импозантным из музыкантов
был скрипач - Миша. Вот как вспоминает о нем Владимир Шандриков:

"Заходит скрипач - лысый, шустрый еврей. "Здравствуйте!" - "Здравствуйте!" Всё
с улыбочкой:
Шо сегодня играем? Блатоту? Это интересно, давно я не играл блатоту!"
Это был классный скрипач и чудесный человек. Для его микрофона не
хватало шнура - пианино мешало, - так ему приходилось вставать на
одно колено, чтобы дотянуться до микрофона... Играл он классно. А
перед тем разбил скрипку об голову одного музыканта, на подпольной
ночной записи для миллионера, вообразившего себя Карузо. Уже под утро
не выдержал, когда кто-то взял не ту ноту."

С Северным "Черноморская чайка", вернее ансамбль с таким названием,
записал 9 концертов с 1977 по 1979 год. И один еще под названием "Шесть
плюс один", в котором также были музыканты из "Чайки". После успеха
концертов с Северным музыканты приглашались на записи других
одесских исполнителей. Известны, например их концерты с Львом Тигровичем,
Георгием Милутко, братьями Бухваловыми, записанные в середине 70-х годов.
Но большого успеха эти записи не имели и разошлись в основном
среди коллекционеров.  Долгие годы вместе с Коцишевским и "Черноморской чайкой"
работал и Стас Ерусланов. Последней их совместной работой был так называемый
"Херсонский концерт", записанный также в Одессе. После распада дуэта
"Коцишевский - Ерусланов", с "Черноморской чайкой" продолжало записываться
множество, как известных, так и не очень исполнителей: Щеглов, братья
Вознесенские, другие. В 1984 году был записан концерт "Памяти Северного".

Почти каждый раз были новые музыканты, а само название "Черноморская
чайка" нещадно эксплуатировалось. Достаточно сказать, что ансамбль,
подыгрывавший Папе Раджу на первом альбоме "Столыпинский вагончик", носит
такое же название... Попробуйте сравнить звучание "ансамбля"
на этой пластинке и на первых концертах с Шандриковым и Северным и Вы поймете,
что
настоящая "Черноморская чайка", к сожалению, осталась там, в далеких семидесятых...

(С)Игорь Ефимов, 17 июля 2001 г (специально по просьбе сайта «Классика русского
шансона»).
ward@chat.ru
Сайт "Блатной фольклор" - http://www.aviso.com.ua/blat/


=======================================


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Небольшая поправочка к статье Черноморская Чайка от Игоря Ефимова.
Биржи музыкантов на указанных улицах никогда не было.(перекресток был мал для
биржи)А была она всегда на Соборной площади. А на тех улицах забрали честь у
одной бабки из одной песне
Передайте Виктор это Ефимову


=======================================

Обзор дисков


Трофим
«Аристократия помойки-4»

Вот у кого постоянно выходят неровные альбомы, так это у Трофима. Из последних
в прошлом году вышел прекрасный проект «Война и мир» и следом абсолютно никакой
«Я рождаюсь вновь». «Аристократия помойки-4» где-то посередине. Такое чувство,
что его «слепили из того, что было».
Альбом открывается довольно милой лирической песней «Снегири», здесь же банальная
«Песня о Ленине», которую можно послушать один раз и забыть. Невнятная лагерная
песня с еще более невнятным названием «Судьба». В общем – полная каша! «Дотянули»
альбом несколькими проходными лирическими песнями «под гитару».
Становится понятно, почему волнуются в лейбле «Классик компани» – диск-то продается
плохо. Напечатали тираж, а что с ним делать – не знают. Впрочем, на фоне многих
молодых дарований, «Аристократия-4» смотрится не совсем уж и плохо.


Сборник женского шансона
«В гостях у Мурки-2»

Помнится, я был молодым и юным, за девками бегал… Так вот, несколько лет назад
всевозможные сборники продавались многотысячными тиражами. Во-первых, диски
до кризиса стоили гроши, можно было взять такой диск только для того, чтобы
познакомиться с новыми исполнителями и решить, покупать ли номерные альбомы.
Во-вторых, в сборники песни издатели просто тырили друг у друга. Сейчас другое
время. Хорошо если пару лейблов объединится, чтобы выпустить совместный сборник
своих исполнителей. Отсюда и малое количество хитов на один диск.
В этом сборнике ушки лейблов вычисляются элементарно. Больше половины исполнителей
из Питера. А заправляет там этим хозяйством некто Серега Цыплаков. При этом
его песни на сборнике исполняют сразу Маша Вакс, Серафима, Настя Сибирцева.
Все это разбавлено неизвестными Меланьей, Феодорой и Мариной Месячной (спорю
на что угодно, что фамилия ненастоящая). С одесской стороны (второй лейбл) Анжела
Бабич и Ира Вишневская.
Ну, а кто из тяжелой артиллерии представлен, чтобы вытянуть продукт на достойный
уровень? С питерской стороны, как ни странно, никого не нашлось. Разве что с
большой натяжкой восходящей звездой можно назвать Машу Вакс. А Одессу выручает
уже в который раз Вика Чинская с песней пятилетней давности «Ты пиши, начальничек!».
Новее ничего не нашлось. Самое прикольное, что песня указана, как народная.
Ну, да Бог с ним, мы то знаем, что эту песню написал Александр Немецъ. А вот
о нем ниже.


Александр Немецъ
«Черта»

Этот альбом появился очень маленьким тиражом еще в феврале этого года. Тираж
ушел влет, и, наконец, лейбл решился сделать приличную допечатку.
Имя Александра Немца хорошо известно ценителям блатной музыки со стажем. Еще
в 1989 году, когда звукозаписи были большими, а отечественных лейблов не было
в природе (кроме фирмы «Мелодия»), очень популярен был его первый альбом «Несмотря
ни на что…». Затем появлялись второй, третий альбомы… И на много лет - тишина.
За это время песни его стали «народными», их исполняли Вика Чинская, Папа Радж,
Леня Азбель… Список длинный. Ну и надоело все это, похоже, Немцу. Решил напомнить
про себя.
В «Черту» вошли лучшие лагерные песни за десятилетний творческий период. И,
честно говоря, на «Черту» садишься, как на героин! С каждым прослушиванием альбом
нравится все больше и больше. И дело тут не только в отличных песнях. Само исполнение,
аранжировка, «утесовский» голос. В общем, рекомендую!
А напоследок, притча. Друг мне из Нью-Йорка пишет, что в музыкальном магазине
у них появилась «Черта». Продавец гордо поведал ему, что Немецъ давно умер.
Брат продавца сидел с Немцем на Колыме. Типун вам! Не сидел он, жив-здоров.
А в ближайшие дни должен появиться в продаже его очередной альбом «Не грустите,
лысые…».

Виктор Эш


=======================================


НОВОСТИ САЙТОВ


Кольцо сайтов «Русский шансон» http://www.polotno.ru/ringo/index.html

24.07.2001
На сайте "Блатной фольклор" продолжается публикация Каталога концертов Аркадия
Северного. На этот раз добавлены "7-й концерт с ансамблем "Черноморская чайка"
и концерт с Владиславом Коцишевским "Репетиция", записанные в 1978 г. Публикации
снабжены комментариями и даны по самым полным известным на сегодняшний день
копиям концертов.

23.07.2001
Новый участник Кольца - сайт, посвященный Ивану Кучину. Поздравляем и желаем
успехов!

20.07.2001
Мечтаете ли вы о том, как Интернет превратит телевидение и радио в технологии
вчерашнего дня? Сайт "Радио "Шансон" сделал вашу мечту еще немного ближе к реальности.
В разделе "Прямой эфир" началось тестовое вещание радио "Шансон" через Интернет.
(Там же выложен для скачивания МР3-player WinAmp, необходимый для прослушивания.)

19.07.2001
Сразу много новостей на сайте "Классика русского шансона".
Восстановлены страницы Миши Шуфутинского, Вилли Токарева, Дины Верни.
Появилась страница Вики Чинской.
Добавлено 18 эксклюзивных фотографий Миши Гулько.
Добавлено 10 фотографий Аллы Баяновой.
Добавлены редкие фотографии Николая Резанова и его дочери, Виталия Крестовского,
Славы Медяника и дочери Северного.
Появилась новая рубрика "В помощь качку". Можно скачать альбом целиком. Каждые
две недели новый альбом на быстром сервере! Сейчас лежит и доступен для скачивания
до 5 августа альбом Вольдемара ибн Кобози "Best". В разделе "Дискуссии" принимаются
заявки на следующий альбом.

16.07.2001
Еще одна новость на сайте "Посвящается русскому шансону". В разделе "Печатные
материалы" добавлено интервью Кати Огонёк "Тайному советнику" - агенству журналистских
расследований.

15.07.2001
Сайт "Посвящается русскому шансону" порадовал нас сразу двумя новостями с берегов
Волги. В раздел "Живой звук" добавлены звуковые иллюстрации к новому компакт
диску Юрия Лившица, автора-исполнителя из города Тольятти. В раздел "Фотоальбом"
добавлено 10 фотографий Трофима на сольном концерте в рамках 28-го фестиваля
авторской песни им. Валерия Грушина.


«Классика русского шансона»
http://www.retro.boom.ru/index.htm


Кроме перечисленного, появилась страничка «Черноморской чайки»



=======================================


ДИСКУССИИ

Прямо с этой страницы Вы можете перейти к дискуссии на темы русского шансона,
обсудить материалы рассылки, поделиться интересными новостями. Также здесь можно
дать объявление о купле, продаже, обмене записями русского шансона.
Наиболее интересные дискуссии и объявления будут дублироваться в следующих выпусках
рассылки «Классика русского шансона».
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=vash4


=======================================


МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ:

Сайт «Классика русского шансона». http://www.retro.boom.ru/index.htm
А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки.

=======================================

(с) Перепечатка и цитирование материалов в электронных СМИ допускается при ссылке
и опубликовании электронного адреса сайта «Классика русского шансона».

=======================================

ведущий рассылки
Victor Ash
v_ash4@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное