← Июнь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.blatata.com
Открыта:
04-12-2000
Статистика
0 за неделю
Классика русского шансона
Выпуск № 18 Подписано в печать: 2001-06-28 Код рассылки: culture.music.news.shanson Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm Этот выпуск получили 687 подписчиков. ======================================= КЛАССИКА РУССКОГО ШАНСОНА ======================================= В этом выпуске: -Особый взгляд: Волки сухого оврага -Энциклопедия: Азбука русского шансона «окончание» -Новости сайтов: -Ваши дискуссии ======================================= Особый взгляд Статья опубликована в журнале "Контркультура" № 4 (12) 2001 г. Автор - Роман Никитин. ВОЛКИ СУХОГО ОВРАГА* ...злодеи, вызывающие изумление, преступники, достойные уважения, чудовища величавые, души, которые отвратительный порок привлекает свойственным ему величием, привлекает силой, ему потребной пред лицом опасностей, его сопровождающих. Здесь видишь людей, которые готовы обняться с дьяволом, потому что нет человека, ему подобного... (Фридрих Шиллер. Из неопубликованного в свое время предисловия к пьесе "Разбойники") I. КОЛЮЧЕЕ ПОДПОЛЬЕ (КАК Я СЮДА ПОПАЛ?) Смерть есть лекарство от жизни, а не жизнь от смерти. (Милорад Павич) Бесконечно устав от "очистки" авторских и смежных прав в соответствующем подотделе главного "блатного" лэйбла Master Sound Records Ltd., я составляю эти "телеги", как повстанцы-чехи Яна Жижки свои таборы в боях со Священной Римской Империей. Телеги-таборы кольцуются вокруг меня ночью, заставляя вспомнить об ощущении, возникшем у одного из критиков Кафки (кстати, жившего и работавшего в Праге) по глубоком погружении в написанное им - о гигантской анаконде, свивающейся неисчислимыми кольцами едва ли не вокруг всего человечества. Змей этот сотворен Кафкой, бесконечно уставшим от службы клерка... Но так извивается же. Как я попал в так называемый "русский шансон"? Да так попал, что сподобился в итоге написать книгу о нем: "Легенды Русского Шансона". (Помпезное название изобретено не мной, но нашлепнуто, как лэйбл на джинсы, - лэйблом же. У меня был другой вариант: "Блатняк" - дешево, сердито и, что самое смешное, - чистая правда.) Те немногие, кто еще помнит "Тихие парады", высекут писаку мыслью-хлестом: мол, на старости лет закончил тем, что просто с дуба рухнул - в блатату какую-то. И это в то время, когда рок на небывалом подъеме! Когда он признан стилем года газетой "Московский Комсомолец"! На чьем подъеме? - спрошу. Земфиры и Чичериной? "Агаты Кристи" и "Мумий Тролля"? А, может быть, гальванизированного "Крематория", живым въехавшего в 2001 год, как с оптимизмом и надеялся Армен Григорян? У братьев Самойловых, если бы их в нужное время в нужном месте не огрели денежным мешком, здоровья было бы побольше, а "герыча" поменьше. "Тролли", докатившись до Москвы одним из последних всплесков периферийного цунами (свердловская рок-волна, новосибирская etc.), в начале 90-х считались группой второго, если не третьего, эшелона. И вдруг, не прошло и десяти лет, на всю страну в горячей ТВ-ротации: модные, стильные сцены сортирные. Кто бы ожидал. С обеими "стриптизершами души" все было ясно с самого начала: модно-депрессивный продукт, по Пелевину - хитро, заковыристо позиционированный (через деньги, разумеется) как вроде бы и не на потребу масс, а с понтом рокенролльный, но с запрограммированным коммерческим результатом. Не пахнет здесь нигде затхлым подпольем, но бабками несет. Ау! Где ты, подполье экзистенциальное? Да в блатняке оно тривиальном, вот где! В блатняке на выходе из зоны, а не у Земфиры, стартовавшей в Большой шоубиз с окультуренной площадки уфимской "Европы Плюс". "Отлично! - смеется Сергей Гурьев. - Можно смело подгонять передвижную студию звукозаписи к воротам зоны, чтобы получить чистый экзистенциальный продукт". Смех смехом, но почти так оно и происходит. Дальше - веселей. "Откинувшись", блатняк, в официозе - "русский шансон", не теряя своей внутренней лагерной сущности, автоматически оказывается в андеграунде - благодаря пугающей программных директоров телевидения априорной неформатности, составляющими коей являются музыкальная непродвинутость, антиобщественная пропаганда бандитского образа жизни и еще 99 аргументов. Законспирированный блатной рупор - московское радио "Шансон" (и куда только смотрела ФСТР, когда выдавала лицензию - прим. худсовета) транслирует жанровые песни в эфир строго дозированно, под прикрытием КСП-шников, Цоя и группы "Крематорий", скопом зачисленных в "шансон". (А надо было: Скрипку и Сукачева - см. ниже.) Вольготней чувствует себя жанр в бандитском Петербурге, где вещает сразу две "шансонных" радиоточки, а концерты "уголовных бардов" собирают аншлаги. Именно авторы, специализирующиеся на уголовной тематике, и интересны с экзистенциальной точки зрения. Ибо препарировать в данной плоскости ресторанного официози Шуфутинского, аккуратно причесанного внутренним и внешним (АРС И.Крутого -?) редакторами - это здесь не представляется возможным никак. Скоренько завершу с мотивацией моего "шансонного" настоящего. Во-первых, почти по-Летовски: если рок - официоз, то блатняк - андеграунд. "Я всегда буду против", - короче. Существует и мотив более тонкого плана, в сравнении с которым умишком выдуманный "летовский" - игра на отмазку. Подпольные толкователи смерти с 10-летним стажем, как запарили они своим протяженным публичным "умиранием"! Потому меня особенно радуют те наши, у которых сейчас все, по-бюргерски, зашибись. Директор "Ва-Банка", Барабошкина, например. Разорвав с уголовником по жизни Олди из "Комитета Охраны Тепла", она поднялась с тяготеющим к "шансонному" творчеству, но немаргинальным А.Ф. Скляром. В начале 90-х я грузанулся "летовщиной" настолько, что оставалось вполне экзистенциально сдохнуть прямо в эфире (после полных суицидальных намерений писем фанов "ГО") либо бежать прочь, пока башню не снесло окончательно. Тем более, что "Тихий Парад" тихой же сапой перезомбировался в обычный хит-парад второго рок-эшелона. Мне больше нечего было сказать в микрофон, а таскать за собой "парадных" топотунов, как это делал Кирилл Кальян со своими "Соками-водами", становилось все более в лом. И хорошо, что мне вовремя помогли прикрыть лавочку, после чего и состоялся мой побег от смерти в жизнь сытых и благополучных, увешанных золотыми цепями хозяев мира сего. (Но книга моя написана без пиетета к ним. Кто прочтет - убедится.) Побег этот я не продумывал до тонкостей, напротив, оказался вырван случаем из одной среды и помещен в другую. Что я, в конце концов, Беньямин какой-нибудь, или право имею?! "Я не говорю о революции, я предлагаю вам повеселиться. Приезжайте в солнечную Калифорнию!" - Моррисон. Ладно, хрен с ним, с рок-н-роллом. Чему быть, того не миновать. Уинстон Черчилль своей фразой о радикалах в юности и консерваторах в зрелости оправдывает все. Но, что самое удивительное, "русский шансон" живет почти так же, как рок, ну, может пафос публичный умеренней. И умирает точно так же. Иногда даже на сцене. _______________________________________________________________________________ Имя одной из дореволюционных ОПГ. См. В.Гиляровский. "Москва и москвичи" - Р.Н. II. БЛАТНОЙ РОК-Н-РОЛЛ Судьба, разбитая в дугу Закрыта на засов железный. Я от нее не побегу, Да потому что бесполезно. (Сергей Наговицын) Сергей Наговицын, по оценке собрата по жанру Анатолия Полотно, - "автор, ближе всех подошедший к черте сегодняшнего дня" - скоропостижно скончался, едва перевалив порог 30-ти лет, во время собственного концерта в городе Кургане в декабре 1999 года. Никаких некрологов, никаких статей по этому поводу в московской прессе я не заметил. Во-первых, пресса "русский шансон" не жалует, не балует. Во-вторых, применительно к данному песенному infant terrible, категории культовости весьма условны. В отличие, скажем, от новейшего рокапопса, индуцировать популярность того или иного блатного певца со стороны так же трудно, как в старые преступные времена подговорить авторитетов короновать молодого хулигана вором в законе. Даже легитимный Шуфутинский сейчас лишь подогревает интерес к себе, возникший еще в "совковый" период. Раскрутка "русского шансона" в обычных СМИ большими силами, даже при наличии крупных денежных средств, является делом довольно проблематичным - ввиду пресловутой неротабельности музыкального материала почти везде по причинам маргинального свойства. Поэтому претенденту на звание "Легенды Русского Шансона" остается только распихать свой хит в дюжину блатных сборников, отдать на халяву дебютный альбом (а то и поболе) звукозаписывающему лэйблу и терпеливо ждать реальной, народной популярности, голосующей исключительно рублем. В роке или попсе можно вбухать кучу бабок и оказаться в финале промоушена на фиг никому не нужным. В блатняке все наоборот: в 1996 году, имея достаточный рекламный бюджет, фирма Master Sound с трудом протиснула в эфир ТВ-6 лишь безобидные лирические песни Михаила Круга, чьи кассеты улетали из ларьков миллионными тиражами. До кризиса (сейчас эта мода проходит) попсовики "второй лиги" - в отличие от Гашековского кадета Биглера, производившего себя в генералы лишь тайком, в ненаписанных мемуарах - "звездили" свои, по большей части сценические, имена направо и налево явно. В "шансоне" этот номер не проходит. Здесь, по сути, нет "звезд", хотя Михаил Круг своим гастрольным объемом даст сто очков вперед многим "блестунам". "Звездное" свечение предполагает высокую степень публичности. Так оно и происходит в попсе или роке. "Шансон" тоже не имперсонален, но его героев было бы правильнее позиционировать как "народных певцов". После которых остается лишь статус "легенды русского шансона", в последнее время, к сожалению, растиражированный извне одноименной серией авторских сборников, что, в принципе, противоречит народному характеру популярности исполнителя. Современник Аркадия Северного Константин Беляев, чьи "Куплеты о евреях" пели еще в 70-х, появился в "Легендах Русского Шансона" только сейчас, а "клоун" жанра Ваня Московский или малоизвестный Михаил Шелег- за год до него. Но стремительнее всего в современном "русском шансоне" уносит народного певца в легенду - неожиданная смерть. В попсе такого не бывает: кому надо крутить по радио песни, например, покойного Е. Белоусова в ущерб плановым проплатным ротациям актуальных персонажей? Музычка рок - другое дело. В этом случае электрические поминки неизбывны. А вот в "шансоне" их еще надо пробивать, как это пришлось делать Анатолию Полотно, так и не сумевшему, кстати, организовать концерт памяти Сергея Наговицына в его и своем родном городе Перми. "Нам здесь воровского сходняка не надо", - вердикт "товарищей в кабинетах" по поводу "Сырка" и блатняка удивительно стереотипен. После смерти Сергея Наговицына с его песнями случилось все, что обычно следует за уходом в мир иной культового рок-человека: издания, допечатки и еще раз переиздания - в альбомах, сборниках, сериях. Хотя Наговицын, в отличие, скажем, от Юры Барабаша - Петлюры - так и не стал при жизни "народным певцом", "Цоем шансона". Более того, лишь последний его прижизненный альбом - "Разбитая судьба" - вышел в "центровой" московской звукозаписи. Четыре предыдущих издала екатеринбургская фирма. Такие вещи, как продвижение в Москве, Сергея долгое время вообще не интересовали: заплатили на Урале налом - и нормально, можно подписывать контракт хоть на сто лет вперед! Сгорел он классически экзистенциально; в характерном для совсем другого жанра драйве жил этот никогда не сидевший автор. В нем пребывая и ушел. "С колдырями, бичами, братвой - с конкретными людьми бухал", - говорят близко знавшие его люди. - Кощунственно, но сложись его жизнь иначе, может и не написал бы он таких песен". Не имея официального признания, хотя и не являясь "запрещенным", как Северный, певцом, он, как и Аркаша, наверное, в полной мере ощущал свою артистическую востребованность только по киру. Стрезва же тих был, незаметен... Его пытались вылечить, положили в хорошую клинику. А он взял, да сбежал из палаты в Курган, куда его звала с концертами братва: "Я ведь обещал им". Блатному певцу по определению не избежать взаимопроникновения с реальным преступным миром - от первой строчки первой песни до последней гастроли на каком-нибудь сходняке. Лишь отдельные представители жанра масштаба Круга инкорпорированы большим концертным бизнесом: СКК, цирками, площадками кинотеатров. Чаще же всего "мастеров шансона" приглашают попеть-поиграть для вполне определенного узкого круга лиц. "Нельзя сказать, будто люди нашего жанра поголовно живут по воровским законам, - размышляет Анатолий Полотно. - Но многие из них, безусловно, имеют понятия от братвы". Добавим: не только имеют, но, будучи выходцами из братвы, идентифицируют себя с ней, как, например Александр Дюмин: ...А я откинусь на месяц иль два - Дюму встретит родная урла: Пыхнем, жахнем, а после споем, С собой мурок, конечно, возьмем. Урки + кодла - урла; да-да, та самая "горячо" любимая нашими рокерами-демократами. Сравним у Юрия Наумова: "...окрыленного Карла поджидала у дома урла... Его долго пинали ногами в живот...". Или хрестоматийных "Гопников" Майка Науменко вспомним. Гопники - они на то и гопники, на то и урла (даже с гитарой), чтобы мешать, не давать жить всем остальным. В поведенческом плане "шансонщики" нередко экстраполируют во взаимоотношения с окружающим миром эдакое быковатое мессианство. Общение с такими персонажами комфортностью для интервьюера не отличается. Если в роке мессианство БГ носит таинственно-обволакивающий характер, то в блатняке нахрапистость явления может выйти за рамки общепринятых морали и этики. ...1996-й или около того год. После сборной солянки в модном в те времена ночном кабаке "Карусель" автор и исполнитель блатных песен Анатолий Полотно садится в свой BMW... С ходу, без прогрева двигателя (чай, не "Жигуленок"!), начинает выруливать со стоянки. Внезапно маневры стопорятся появлением внушительных габаритов мужчины с одутловатым лицом слева от водительской дверцы. "Ну, как там мои песни, моя кассета?" - произносят губы лица. "Да все нормально: передал, слушают", - отвечает Полотно. "Кто это был?" - спрашиваю. "А, это - Ваня Кучин. Тоже песни пишет. Откинулся он недавно..." Не прошло и года, как Иван Кучин, сидя в кабинете директора ведущего "шансонного" лэйбла, мял в мужицких ладонях декоративный настольный хрусталь. Он криком требовал себе однокомнатную квартиру в Москве; не добившись желаемого, хлопнул дверью и отбыл в сторону другого лэйбла. Здесь, разведя концентрированный дебют - альбом "Избранное" - на несколько частей, главной из которых считается "Судьба воровская", - здесь он получил те деньги, которых возжелал, как только почувствовал, что может продаваться. Блатные певцы, попсовики, рокеры - здесь они все одинаковы. Только у блатных чутье на бабки гораздо острее, чем у прочих людей поющего мира. У некоторых оно - волчье. Волчата зон вырастают и забывают экзистенциальный смысл своей судьбы воровской... Если они вообще догадываются об этом смысле. В 2000 году за новый альбом Кучина лэйбл "Классик Компани" грозился выложить фантастическую сумму - 200 тысяч долларов. Сколько заплатила певцу украинская фирма STM - доподлинно неизвестно. Зато очевидно, что Кучин умудрился втюхать хохлам халявный альбом - старье, да еще и обремененное обязательствами перед третьей стороной. Все правильно. Как свидетельствует в "Очерках преступного мира" Варлам Шаламов, обмануть фраера (в данном случае - от звукозаписи - Р.Н.) считается для преступника высшей доблестью. Наверное, так и должно было случиться с Иваном Кучиным. Когда песенное творчество не катит, можно вспомнить иные навыки, призвать других муз, даже если ты не авторитетен в этом смежном Пантеоне. А как ему покатить-то, творчеству? В собственной приватизированной квартире как-то не влачится пресловутая волчья доля. Участник одного из последних созывов "Ласкового мая" Петлюра (Юра Барабаш), порвав с патроном из-за имиджевых разногласий, за которыми, вероятно, таятся более глубокие мотивы, начал самостоятельный дрейф в сторону дворово-босяцкой лирики с блатными вкраплениями. Тема сиротства здесь, конечно, присутствовала, но, в отличие от сытого блеяния прирученных особей, носила явно натуральный бродяжнический уклон. Известно, например, что, имея в родном Ставрополе мать, сестру и племянницу, Юра-Петлюра (школьная дразнилка - Р.Н.) двинул в свободное бродяжническое плавание. Жил, где придется, ел, что придется, прежде, чем подписал свой единственный в жизни стоящий контракт. "Вот запишу еще альбомчик и пойду бродить дальше", - любил говорить Петлюра. Его отношения с людьми преступного мира варьировались от тривиального крышевания до легкого меценатства. Но, в любом случае, он ценил эти отношения достаточно высоко. По ним и смерть принял в возрасте 22-х лет. С автомобилем BMW, в котором авторитетные фаны везли Петлюру домой после концерта в принадлежащем им ресторане, на Севастопольском проспекте случилось нечто, так до конца и не выясненное... То ли взрыв в машине прогремел, то ли авария случилась. Выжили все пассажиры авто, кроме транзитного - Петлюры. "Пассажир транзитный" - так по современной фене характеризуют человека, случайно угодившего в чужую разборку. III. РОК-Н-РОЛЛЬНЫЙ БЛАТНЯК "Я хочу приблизить блатняк к электричеству" (Из интервью Андрея "Свина" Панова "Контркультуре") Еще до 80-х началось "наведение мостов"... с бардовской стороны навстречу рокерам - утверждает Илья Смирнов в книге "Время колокольчиков": "Любовь к электричеству" захватила именно то более жесткое демократическое (в сравнении с "школой Окуджавы" - Р.Н.) направление авторской песни, которое мы связываем с именами Владимира Высоцкого и Аркадия Северного". Если считать "наведением мостов" лишь опыты записи "шансона" в сопровождении электроинструментов - то все вышепроцитированное было слишком смело сказано. Потому что больше никаких встречных движений не было. В том смысле, что если поиск и велся, то исключительно в формальной плоскости. "Шансонный" дух априори более консервативен, чем рок-н-ролльный. Он живет в канонах жанра. Ресторанная, блатная гармония - традиция - не склонна ложиться на жертвенник эксперимента, хотя попытки склонить и предпринимаются. Помню, как удивил Анатолия Полотно, подарив ему пластинку Тома Уэйтса: "Да это же блатняк! И я так смогу - не фиг делать, только мне западло пи...ть". Так не состоялся мощнейший культурный сплав, грозивший обернуться культурным шоком. Попсовик бы в аналогичной ситуации не задумываясь принялся карябать русский текст. Возвращаясь к Смирнову... Ну, колбасился Высоцкий в Канаде вместе с Мариной Влади (sic! Каламбур) на концерте Emerson Lake and Palmer - как следует из ее воспоминаний. Значит, к року двигался? С Северным у Ильи вообще ошибочка вышла, да не одна. Видимо, ко времени написания "Времени колокольчиков" (опять каламбур!) гласность еще не добралась до блатняка. "Коллектив, с которым обычно записывался Северный, представлял собою вполне традиционную рок-группу, и отличался от тогдашних рок-групп только репертуаром", - считает Смирнов. Точно, рок-группа - особенно банджо Николая Резанова. Вообще-то Аркаша записывался с кем приходилось, но Смирнов, очевидно, имел в виду "Братьев Жемчужных" - состав, основу которого составляли (и составляют до сих пор! - Р.Н.) профессиональные кабацкие музыканты, в принципе, способные сыграть что угодно. Аркашина честность в изображении "каждодневно пьяного и, в общем, глубоко несчастного мира" выражается лишь в исполнении. Он - голос жанра в его наиболее угарной концентрации - тем и славен. А все спетые им песни - чужие. И этого также не знал Смирнов. Из "старой гвардии", пожалуй, лишь Новиков и Токарев (всерьез считающий "Небоскребы" первым русским рэпом - Р.Н.), осознанно или нет, но вылезли из жестких канонов жанра, и то, лишь музыкальной составляющей. Текстовая же осталась вполне маргинальной. В любом случае, эксперименты никак не отразились на строго "шансонном" позиционировании данных авторов. Спорадически ветры перемен слегка колеблют мутную гладь "шансонного" болота, которое делает таковым самодовлеющая, как китайский иероглиф-цзыр, кабацкость, и в новейшую эпоху. (Хотя, кому зеленое пойло с рясой, а любителям - выдержанное вино. - Р.Н.) Недавно Саня Звинцов, "хозяйский", кажется, малый - оно и по портачкам на руках видно - взял и записал лагерный текст под "рокенрольную" электрогитарку. Хитовая, следует признать, у него получилась вещица! Для Звинцова гитара - не просто инструмент для аккомпанемента; он на ней, извиняюсь, и "Адажио" Альбинони может, даром, что школу в кабаке прошел. И если эта самая "Долгая зима" "выстрелит" трескуче, что ожидаемо, - случится исключение из правил, а не тенденция, вроде Смирновского "наведения мостов". Кстати, о "наведении". Это еще вопрос, кто к нему больше тяготеет, если, конечно, определение рок-критика исчерпывает процесс. (А ведь не исчерпывает!) Назову некоторые имена: Гарик Сукачев, Олег Скрипка (новый live-альбом "Iнколи"), "Монгол Шуудан", А.Ф. Скляр, Чиж... Где, в чем мотив "шансонной" инициации вышеперечисленных? Разухабистой русско-хохляцкой душе тесно в прокрустовом ложе рока? Любопытно, что заблатненные экзерсисы рокеров в СМИ хиляют как экспериментальные и относительно безболезненно минуют цензурное чистилище. Попробую истолковать список, смоделировать мотивацию: Сукачев: пролетарский двор в Тушине - характерная внешность - имидж гопника - отвяз по киру. Скрипка: "Главное на концерте - это шоб была атмосфэра" - французский гастрольный опыт - коммерческий расчет издателей. "Монгол Шуудан": задекларированная мама-анархия - батька-атаман - тема загула - Есенин - "Москва кабацкая". Скляр: "шансон" в классическом понимании - Алеша Димитриевич - Дина Верни - mind games. Чиж: балладное начало еще в "Разных Людях" - провинциальность - коммерческая фишка. Даже Дмитрий Ревякин иногда исполняет "шансонную" "Девочку из Нагасаки", которую узнал от отца. Так кто куда мосты наводит, г-н Смирнов? IV. "ПЕСЕННО-ЕСЕНИННЫЙ ПРОВИДЕЦ" "Художественная литература всегда изображала мир преступников сочувственно, с подобострастием..." (В.Шаламов) Вот именно, сочувственно. Этого касается в своей книге "Время колокольчиков" Илья Смирнов; в новейшую эпоху Михаил Шелег, певец "русского шансона", в творческо-биографическом очерке об Аркадии Северном, также подчеркивает пиетет творческих фраеров (буквально - Р.Н.) перед блатными, совсем как на сталинской зоне. Негативных оценок "современного городского романса" мы ни у Шелега, ни даже у Смирнова, не видим. Зато автор (писатель), живьем изведавший ту самую сталинскую зону - Варлам Шаламов - к блатной теме в искусстве беспощаден. Почему такая сравнительно далекая отсылка? А в какие еще времена, как ни при Иосифе Виссарионовиче, расцвел пышным цветом жанр блатной песни? И это при том, что у уркаганов, людей преступного мира, как в древней Спарте, практически не существовало тех эстетических потребностей, что принято связывать с понятием "искусство". "Потребность блатарей в театре, в скульптуре, в живописи равна нулю, - пишет Шаламов. - Блатарь... слишком реален; его эмоции "эстетического" порядка слишком кровавы, слишком жизненны. Тут уж дело не в натурализме - границы искусства и жизни неопределимы, и те слишком реалистические спектакли, которые ставят блатари в жизни, пугают и искусство, и жизнь. На одном из колымских приисков блатари украли двадцатиграммовый шприц. Зачем блатарям шприц? Колоться морфием? Может быть, лагерный фельдшер украл у своего начальства несколько ампул с морфием и с подобострастием преподнес наркотик блатарям? Или медицинский инструмент - великая ценность в лагере и, шантажируя врача, можно потребовать выкуп в виде "отдыха" в бараке блатарским заправилам? Ни то и ни другое. Блатари услыхали, что, если в вену человека ввести воздух, пузыри воздуха закупорят сосуд мозга, образуют "эмбол". И человек - умрет. Было решено немедленно проверить справедливость интересных сообщений неизвестного медика. Воображение блатарей рисовало картины таинственных убийств, которые не разоблачит никакой комиссар уголовного розыска, никакой Видок, Лекок и Ванька Каин. Блатари схватили ночью в изоляторе какого-то голодного фраера, связали его и при свете горящего факела сделали жертве укол. Человек вскоре умер - словоохотливый фельдшер оказался прав". Поэтов воровской мир ГУЛАГа тоже не жаловал, за исключением одного - Сергея Есенина, "освященного" блатарями, вплоть до цитат-тату на теле: Как мало пройдено дорог, Как много сделано ошибок. "Настроения поэзии Есенина, - свидетельствует Шаламов, - в некоторой своей части с удивительно угаданной верностью совпадают с понятиями блатного мира. Именно этим объясняется большая, особая популярность поэта среди воров". Разумеется, не все творчество Есенина в целом тождественно блатным "понятиям", но точек соприкосновения настолько много, что сам поэт не мог этого не заметить: Все живое особой метой Отмечается с ранних пор, Если не был бы я поэтом, То, наверно, был мошенник и вор. Есенинский фатализм, любимые уголовным миром "философические" размышления о судьбе не пропали там втуне. "Какие же родственные нотки слышат блатари в есенинской поэзии?" - спрашивает Варлам Шаламов. И сам же, многажды наблюдавший и слышавший колебание этих нот, отвечает: "Прежде всего это нотки тоски, все, вызывающее жалость, все, что роднится с "тюремной сентиментальностью"... Стихи о собаке, о лисице, о коровах и лошадях - понимаются блатарями, как слово человека, жестокого к человеку и нежного к животным... Блатари могут приласкать собаку и тут же ее разорвать живую на куски - у них моральных барьеров нет, а любознательность их велика, особенно в вопросе "выживет или не выживет". Нотки вызова, протеста, обреченности - все эти элементы есенинской поэзии чутко воспринимаются блатарями... Пьянство, кутежи, воспевание разврата (в цикле "Москва кабацкая" - Р.Н.)... матерщина, вмонтированная Есениным в стихи - все это находит отклик в воровской душе". Отдельная плоскость соприкосновения Есенина с понятиями блатного мира - отношение к женщине вообще и к матери в частности. "Мать для блатаря, - пишет Шаламов, - предмет сентиментального умиления, его "святая святых". Это - тоже входит в правила хорошего поведения вора, в его "духовные традиции". Совмещаясь с хамством к женщине вообще, слащаво-сентиментальное отношение к матери выглядит фальшивым и лживым. Однако культ матери - официальная идеология блатарей". Спустя 50 лет культ матери не претерпел никаких изменений в наиболее душераздирающих песнях "хозяйских парней": Кучина, Дюмина. А вот конкретное отношение к абстрактной женщине плавно трансформировалось от блатарского к фраерскому. У Ивана Кучина слышим: Шли года: я пил, курил и дрался, Как ни клялся слов своих держать. Много раз я в жизни оступался, И за мной бросалась только мать. Было горя больше или меньше - Годы, как слова те, не вернешь - Только никогда не бил я женщин, Не хватался никогда за нож. ("Никогда не бил я женщин..." - такого не могут с уверенностью подчеркнуть в своих биографиях иные представители творческой интеллигенции - театральные актеры Авилов и Домогаров, например. - прим. редакции.) Даже у не отбывавшего, но от этого не менее популярного, чем вышеназванные "маэстро шансона", Михаила Круга "лярвы" и "подстилки кабацкие" фигурируют лишь в жанровых зарисовках об угаре НЭПа в Твери. А так - любовь-морковь обычная лирическая. Апофеоз джентльменства - в песне и по жизни - блат-гитарист Александр Звинцов, почти каждый свой визит на "Мастер Саунд Рекордс", коей опекаем, обставляющий с высокой куртуазностью - вполне вероятно, движимой сердцем. Нехарактерная, по Шаламову, широта соответствующей мышцы Звинцова простирается и в блатную песню: Я девчонке-хулиганке Покупал цветы, А ее тут на Таганке Хлопнули менты. ................................... Фраернулась и вниманье Привлекла к себе - Ты ж для роликов рекламных Создана ваще! Браво! Примитивизм блистательный, без спецэффектов. _______________________________________________________________________________ *Эпитет В.Маяковского - Р.Н. V. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЕЧТЫ ЖАРИКОВА А еще такой был с нами лох... Лох, как суслик, был и чал и плох, Но при всем при том при этом Лох был гадом и поэтом: Про блатную жизнь писал, как лох. ("ДК", альбом "ДМБ-85") Изысканный, "от ума", предтеча корневого блатного примитивизма конца 90-х, Батя андеграундной мифологемы, группы "ДК" - Сергей Жариков (в аннотации к кассетному варианту 1997 года спродюсированного им альбома "ДМБ-85") проводил безусловным тезисом сугубо "фраерское" происхождение так называемой "блатной культуры". Реальность в ней, по Жарикову, замещается "шуфутинско-кальяновской самопальщиной". А он, Жариков, затащив на запись некоего "третьехода" Луку, дескать, сразу двух зайцев угрохал: и аутентичен он сразу, и авангарден. ("Авангард - уничтожение дистанции, соединение полюсов в Единое" - С.Ж.) Вдобавок, еще и концептуалист - порадовал он в 85-м это племя, хвастается: Сергей Летов во все дудки, видите ли, у него надудел. Испортив, кстати, первородный шалманный угар, производимый двумя другими реализаторами Батиных концепций - Витьком (Клемешевым - Р.Н.) и Лукой. Жариковское моделирование во абсолюте недостойно высокой чести именоваться примитивным. А значит - аутентичным. К тому же, до конца не ясно, какая часть материала была талантливо стилизована С.Ж. под блатной фольклор. Кое-что позднейшим исследователям идентифицировать удалось, но далеко не все. Резюме: неаутентичность в квадрате. Трудно судить, чем сейчас придется Жарикову "шансонный" дух, пахнувший из-за колючки потным металлом заточки... Может быть, сошествием духа вожделенной некогда аутентичности? ("Ну да, вот оно - настоящее. Я-то еще в 80-х взалкал.) Взалкать-то взалкал - умом, в своих перманентных mind games. Им же и спродюсировал, коллажист рок-андеграунда № 1. (№ 2 - Летов - Р.Н.) Урловый, гопницкий связующий элемент для жигана-хулигана и дембеля, опять же, правильно вычленил и во главу угла поставил. Хотя, дембеля и урки - не одно и то же... Животная тавтология с пеной у рта: сука-сука, падла-падла, проститня-проститня (земля-земля, воздух-воздух - прим. наводчика) - здорово, пронимает! Но! При всей любопытности (даже на современный взгляд) альбома "ДМБ-85" Жариков работал головой, а Александр Дюмин, Иван Кучин, Александр Звинцов в последовавшие сразу за откидкой креативные приходы просто выплескивали на пленку всамделишнее нутро; не на все сто, но в чем-то волчье. Этим, в конце концов, и взяли таксистов, бомбил и прочую свою публику, не говоря уже про братков. Альбом "Волк" Дюмина, к примеру, безо всякой рекламы продался стотысячным тиражом кассет. Сотни тысяч рифм редкой "отточенности": Вспомним Петлюру: ушел пацаном, Валерка Коротин оставил наш дом, Звездин Аркаша - помянем тебя, Как не хватает нам Северного... Примитивно - спору нет, но тираж... сразу дуплет. Впечатляет. Выстрелило на традиционных трех аккордах да на голом духе. Но каком! Вот она где - экзистенция в чистом виде - у ворот кичмана! Что для Сергея "Бати" Жарикова творческий метод (а он может быть произвольным), то для Дюмина и генерации реально топтавших зону авторов-исполнителей - кусок жизни. Они по-другому просто не могут... Пока. И у них по мере вочеловечивания волчьей натуры появляется склонность к играм ума. Дюмин в третьем альбоме уже вычерчивает образ затейливыми виньетками: "Малолетка - сказочная беседка". И в этом может таиться погибель блатному автору: развесистая клюква метафор, в итоге, способна сильно разбодяжить концентрированную экзистенцию социокультурного феномена, каковым является "шансон" с зоны, ничего общего с искусством как таковым, с культурой, не имеющий. "Хотела мать, чтоб сын ей был художник", - пел Иван Кучин. Но если волчьим лапам становятся доступны кисти, тот это уже не волк, а оборотень. Глядишь, и мелькнет спустя годы в "шансонной" тусовке определение: "Александр Дюмин постоткидного периода". Ух, и злой он был тогда! На параше место ваше, А курей заточки ждут. Активисты-фетишисты - Все под нары попадут. Слово "фетишист" в данном контексте отнюдь не означает, что авторы из блатарей - сплошь продвинутые интеллектуалы. Секс-шопы, а не Фрейд, вошли в обыденность - вот и весь секрет. Когда Саня "Дюма" Дюмин был нарыт рекорд-бизнесом, он ходил в единственном спортивном костюме и радовался самому факту обнародования своих недорифмованных, корявых с точки зрения даже поп-пиитики, произведений. Теперь он появляется на людях в модном пальте, с мобилкой и желает получить за новый альбом цифру с четырьмя долларовыми нулями. И все же, отдадим должное Сергею Жарикову: "фраерской" пакет в "русском шансоне" как был контрольным, так и остается. Если для Дюмина со Звинцовым блатная песня - даже не способ творческого самовыражения, а что-то вроде пресловутого "стриптиза души" у Земфиры (да простят меня вышеперечисленные за вульгарность аналогии "не по понятиям"), то зачем блатата, например, Кате Огонек? (Некогда, в попсовом миру, она звалась Кристиной Пожарской.) Все донельзя тривиально: кто-нибудь знает поп-звездунью с таким именем? Я тоже что-то не припоминаю. Путей, приводящих неблатных авторов и исполнителей в жанр, несколько. Кто-то элементарно рожей не вышел для поп-сцены; кого-то (женщин, в основном) возраст поджимает: уже нельзя выдавать себя за дискотечную девчонку и прыгать наравне со своим "балетом"; кого-то комплексы однажды достали - всерьез и навсегда: хочется почувствовать себя крутым (совсем как когда-то доморощенные "металлисты"). Бесспорно одно: несмотря на обилие откровенно конъюнктурного материала, "фраерской" вклад в жанр отнюдь не квинтэссенционален бесталанности. Хотя, по слухам, Иван Кучин, например, отказывает не мотавшим срок авторам в праве на данную тему вообще, заставляя вспомнить аналогичную аргументацию ханжей, исключавших Галича из Союза писателей: не сидел, мол. Катя Огонек, Михаил Круг, Трофим, безусловно, вожди своей "шансонной" резервации. Более того - их популярность выходит далеко за ее пределы. Их коммерческий успех бесит поп-менеджеров. Но... (и здесь, как ни странно, - я совпадаю с Кучиным) в данных попытках исследования они - не главные объекты. P.S. Выискивая экзистенциальные зерна в нашем текущем блатном навозе, я совершенно упустил из виду пропагандистский аспект явления. Когда задумывался об этом по киру, мне не по-детски становилось страшно за детство. За будущее, как ни пафосно это звучит. Но я давно уже распараллелил бухалово и бумагомаралово, поэтому страху ровно столько, чтобы написать. Заинтересованные апологеты "русского шансона", делающие на нем имена и бабки, сыплют расхожими аргументами, что блатняк, мол, это песни о жизни. А мне вспоминаются слова кандидата наук Ю.А. Сафоновой, сказанные во время нашей беседы в Институте русского языка Академии Наук: "Насыщение уголовным жаргоном современного русского языка неизбежно приводит к криминализации мышления, но этот характерный для любой эпохи перемен процесс не является необратимым. Так было после революции, в годы НЭПа. То же самое происходит и сейчас. Но смутное время пройдет и все вернется на круги своя". Все вернется... А тем временем блатная музпропаганда набирает оборот - стараниями отнюдь не правовых маргиналов, а людей вполне цивильных, зону видевших только по телевизору... Кто-то из них в прошлом - учитель музыки, кто-то - рок-журналист или детский педагог. Если, с точки зрения "высоколобой" эстетики, "русский шансон" - просто красивый ярлык для муздерьма, то грузит этим дерьмом соответствующий рынок никто иной, как интеллигенция. И на хрена им это нужно? И что, все-таки, здесь делаю я? Статья взята с официального сайта Анатолия Полотно «Фрегат» www.polotno.ru На сайте вы можете также прочитать комментарии к статье Стефана Машкевича и Игоря Ефимова. ======================================= Энциклопедия АЗБУКА РУССКОГО ШАНСОНА УСПЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ - исполнительница. Родилась в Киеве, в 1978г. эмигрировала в США. С 1993г. гастролирует в России. УТЕСОВ ЛЕОНИД ОСИПОВИЧ (1895-1982) родился в Одессе. С 1911 года выступал на эстраде, организатор (1929) и солист первого советского джазового коллектива. Народный артист СССР (1965). ФЕЛЬДМАН АЛЕКСАНДР - скрипач-виртуоз, "золотая скрипка", живет в США, неоднократно принимал участие в записях пластинок русских певцов-эмигрантов, там проживающих. ФУКС (СОЛОВЬЕВ) РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЬЕВИЧ - родился в 1937г. в Ленинграде, с 1972г. Соловьев. Собиратель городского фольклора, бард (псевдоним - Рувим Рублев). Много работал с А. Северным. В 1979г. эмигрировал в США, где позднее выкупил звукозаписывающую фирму Kismet. ШАНДРИКОВ ВЛАДИМИР родился в 1940г. в Омске, автор-исполнитель. В 1964 году поступил в Пензенское художественное училище. Находясь на “химии” в 1972 году записал первые песни. В 1977 г. записывался с А. Северным и другими в Одессе по приглашению Коцышевского. Первое официальное выступление состоялось в 1987г. В 1999(2000) году записал первый официальный студийный альбом, не издан. ШУФУТИНСКИЙ МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ (р.13.04.1948) родился в Москве. Исполнитель, поэт и композитор. В 1980 году эмигрировал в США, с 1990 года гастролирует в России. ЭРЕНБУРГ ИГОРЬ ИННОКЕНТЬЕВИЧ (1930-е(?)-1989) художник, артист, поэт, предположительно жил в Москве. В 1992г вышла книга стихов “Мне бы только волю, волю”. В конце 1950-х годов отбывал наказание по статье за тунеядство. ЯДОВ (ДАВЫДОВ) ЯКОВ ПЕТРОВИЧ (1884-1940) эстрадный драматург родился и жил в Одессе. Советский журналист. Литературный псевдоним "Боцман Яков". Составление: Михаил Дюков, ======================================= НОВОСТИ САЙТОВ «Классика русского шансона» http://www.retro.boom.ru/index.htm Дай Бог вспомнить! Последние две недели сайт обновляется очень часто. В частности, обновлены страницы Трофима (есть видео!), Александра Заборского, Игоря Соколова. Заработала новая гостевая книга. Добавлено 10 эксклюзивных снимков из Нью-Йорка. Выложено 3 песни из еще не изданного нового альбома Вики Чинской. ======================================= ДИСКУССИИ Прямо с этой страницы Вы можете перейти к дискуссии на темы русского шансона, обсудить материалы рассылки, поделиться интересными новостями. Также здесь можно дать объявление о купле, продаже, обмене записями русского шансона. Наиболее интересные дискуссии и объявления будут дублироваться в следующих выпусках рассылки «Классика русского шансона». http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=vash4 ======================================= МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ: Сайт «Классика русского шансона». http://www.retro.boom.ru/index.htm А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки. ======================================= (с) Перепечатка и цитирование материалов в электронных СМИ допускается при ссылке и опубликовании электронного адреса сайта «Классика русского шансона». ======================================= ведущий рассылки Victor Ash v_ash4@mail.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||