Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Классика русского шансона

  Все выпуски  

Классика русского шансона


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Номер выпуска рассылки: 17
Дата выпуска рассылки: 2001-06-06
Код рассылки: culture.music.news.shanson
Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm
Количество подписчиков: 663

=======================================

КЛАССИКА РУССКОГО ШАНСОНА

=======================================


Этот выпуск вышел совершенно случайно несколько пессимистическим. Статьи весьма
спорные. В чем-то я согласен с авторами, а в чем-то – категорически «нет». Но
читать их интересно. Потому и предлагаю Вашему вниманию.


В этом выпуске:

-Критика: Исчезающий блатняк
-Особый взгляд: Король подпольной песни
-Поэзия: Идут на Север срока огромные,
-Энциклопедия: Азбука русского шансона «Т»
-Новости сайтов: Кольцо русского шансона
-Обратная связь:
-Ваши дискуссии


=======================================


Критика

ИСЧЕЗАЮЩИЙ БЛАТНЯК

Термин "блатняк" столь же многослоен, как и "попса". Особенно сейчас, особенно
у нас. Эти слова давно уже не относятся исключительно к музыке и тем более ничего
не объясняют - скорее уж определяют стиль жизнь и мироощущение того или иного
индивидуума. Люди попсовые и люди блатные окружают нас повсеместно, и ничего
с этим не поделаешь.
Советская идеология неоценимо услужила "блатняку", приписав к этому жанру, помимо
традиционной тюремно-криминальной лирики, десятки талантливых произведений и
их не менее талантливых авторов. По сути "блатняк" стал составляющей частью
контркультуры, существовавшей параллельно официальной, и вышел далеко за пределы
"Мурок" и "Таганок".

Но новая эпоха все расставила по местам. Как ни спасались сегодняшние пропагандисты
"блатной культуры", изобретая туманные ярлыки вроде "городского романса" и "русского
шансона", шила в мешке не утаишь. Благородной ореол исчез. Сведущие беспристрастные
граждане прекрасно разобрались: Вертинский, Дмитриевич, Высоцкий, Северный,
Галич, Алешковский (хотя последний и не пел) - одно, а Жаров, Круг, Алмазов,
Медяник - совсем другое. Кроме нескольких употребляемых жаргонных словечек,
ничего общего у этих категорий исполнителей нет. И аудитория у них принципиально
разная. По интеллекту, воспитанию, мироощущению.

Рекорд-лейблам, радиостанциям, продюсерам, исполнителям, сделавшим ныне коммерческую
ставку на "блатную" продукцию, в моральном плане оказалось нелегко. Никому ведь
не хочется (даже если это неплохо кормит) заниматься примитивным потрафлением
плебсу. Хочется хоть чуточку казаться частью искусства. И "попсе" хочется, и
"блатняку". Хочется вещать о традициях, исторических корнях, преемственности,
корифеях жанра, тенденциях, а не выглядеть брутальной самодеятельностью, выструганной
топором.

Нынешнему "русскому шансону" однако ж явно не светит причисление к серьезно
анализируемому жанру. Остается разве что укрепляться за счет нашей особой эстрадной
прослойки - увядающих цветов российской поющей эмиграции. Но укрепление сие
сомнительно. В чем лишний раз убедило венчавшее ХХ век в столичном "Олимпийском"
мероприятие под двусмысленным названием "Звездная пурга".

Даже предновогодней, готовой к всевозможным празднествам и развлечениям Москве
не особо приглянулось (зал заполнился максимум на 2/3) гала-представление с
участием теперешних звезд криминальной "душевной" песни к которым присоединились
фигуры гремевшие когда-то в массах: Гулько, Лебединская, Сичкин, Успенская,
Шуфутинский, Токарев.

Надо же, еще в 90-м усатый Вилли, прилетевший из-за океана к соотечественникам,
слышавшим его только на кассетах, триумфально собирал стадионы и хором с публикой
распевал свои "Небоскребы, небоскребы...", "Рыбалку", "С добрым утром, тетя
Хая!" и т.д. Однако эффект ранней гласности и перестройки давно улетучился,
и кабацким артистам пора возвращаться в адекватную им среду. Кабак, кстати,
слово вовсе не уничижительное, просто иногда очень емкое и точное. В нью-йоркских
"Кавказе", "Одессе", да и в кое-каких российских ресторанах и клубах еще вполне
сгодятся "У нас на Брайтоне веселая житуха...", "Новый Уренгой", "Владимирский
централ", "Ушаночка" и др. Но устраивать альтернативный "Максидром" с песнями
типа "У нас с братаном на двоих четыре ходочки" или "...А я мечтаю спрыгнуть
с зоны на барак..." попросту нелепо.

Лучшие образцы "русского шансона" сделались частью литературного и музыкального
наследия, сегодняшние поделки - удел маргиналов и непритязательной публики.
А в широком смысле "блатняк", гм... не умер, нет. Он исчез.

Михаил Марголис, "Новые Известия" - специально для Граней.Ру


=======================================


Особый взгляд

КОРОЛЬ ПОДПОЛЬНОЙ ПЕСНИ


СЕГОДНЯ его уже почти забыли. Да и осталось от него очень мало - ни книжек,
ведь он не поэт, ни фильмов, ведь он не актер, только магнитофонная лента с
записями. С записями песен - раньше их называли блатными, сейчас все больше
именуют "русским шансоном". Аркадий Северный, безусловно, самый знаменитый и
самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно популярен. Сейчас
даже те, кто слушает, скажем, Ивана Кучина или Катю Огонек, почти ничего не
знают о его судьбе. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в
городе Иванове. Учился в Ленинградской лесотехнической академии имени С.М. Кирова
на планово-экономическом факультете, служил в "Союзэкспортлесе". Конечно, любил
и умел петь, играл на семиструнной гитаре. Пел все - от джаза до народных песен,
пел и "блатные песни". Случайно его заметил ленинградский "теневой бизнесмен"
(теперь бы его назвали продюсером) Рудольф Фукс, сделал первые записи. Вышло
что-то удивительное! Такого голоса не было ни у кого, так "одесские песни" не
исполнял ни один натуральный одессит. Потом у Северного появился и этот псевдоним
- Северный, появились другие "продюсеры", он стал петь уже не только под гитару,
но и с оркестром, за несколько лет до смерти побывал и в городе Одессе, о которой
так много спел.

Блатная песня не конкурировала тогда с бардовской, а существовала параллельно.
С одной стороны, более подпольно, с другой - более открыто, ибо ее пели не только
у костра, но и в ресторанах, не только под гитару, но и с оркестром. Исполнителей
было много: Северный, так называемые "Братья Жемчужные", Шандриков, Шеваловский,
Беляев, впоследствии эмигрировавшие Шульман, Шуфутинский, Токарев. Кстати, Николай
Резанов, руководитель и сейчас успешно существующих "Братьев Жемчужных", когда-то
выступал в составе ансамбля "Добры молодцы" с Юрием Антоновым и под руководством
Всеволода Левенштейна, впоследствии знаменитого Севы Новгородцева. Именно с
"Братьев Жемчужных", именно с альбома, который так и назывался - "Памяти Северного",
началась в 1982 году всесоюзная известность Александра Розенбаума. Жив и относительно
успешен Константин Беляев ("Я сегодня очень-очень сексуально озабочен..."),
кстати, действительно одессит, действительно сидевший, к тому же и автор многих
из исполняемых им песен. Он все-таки выпустил компакт-диск, выступает с концертами,
недавно зашел и в "Нашу гавань" к Успенскому. Жив и Владимир Шандриков, но он
живет в Омске, пенсионер, ему не до песен.

Если барды (а с ними и Галич с Высоцким) зовут своим предтечей Александра Вертинского,
то Северный и его коллеги - Утесова. В этом, по сути, единственное различие
между бардовской песней и блатной. Но очень важное. Послушайте на досуге Вертинского
и Утесова и поймете, кто вам ближе - Елена Казанцева (и у нее есть несколько
если не блатных, то "блатных" песен) или Вика Чинская, Виктор Луферов или Михаил
Шелег (автор, кстати, единственной и потому лучшей пока книги об Аркадии Северном).
Да что там барды! Вот Анатолий Лукьянов, герой ГКЧП, пишет:

Над "Матросской тишиной" - синева.
Опадает еле слышно листва.
Где-то Яуза шуршит у оград.
Где-то песнями рыдает Арбат.

Что это? Чистый блатняк! В качестве примера могу привести современного шансонного
автора, Андрея Школина:

Над Воронежской тюрьмой - тишина.
Мне на решке улыбнется Луна.
Отпусти меня, начальник, домой.
Я давно не видел мамы родной.

У кого лучше? Трудно сказать, но то, что жанр один и тот же - это определенно.

Об Аркадии Северном ходило много легенд. Самая глупая - в фильме "Неуловимые
мстители" именно он сыграл роль незабвенного Бубы Касторского. Легенды традиционные
и устойчивые, некоторые и сейчас в это верят: Северный - одессит, знавший еще
Беню Крика и дававший уроки воровского искусства и игры на гитаре Утесову; старый
зек, двадцать девять лет отсидевший и живущий отшельником в Магадане; эмигрант,
воевавший с большевиками, и прочее. Многие, кстати, считали, что ранние, блатные
песни Высоцкого написаны им под влиянием Северного. Скорее наоборот: Высоцкий
- как явление Магнитиздата - появился раньше Северного, к тому же Северный пел
некоторые песни Высоцкого. Самая красивая из легенд: песню "Здравствуй, чужая
милая" написал именно он, Аркадий Северный. Увы, Северный был чистым исполнителем,
хотя многое из того, что он пел, действительно как будто им написано. Отчасти
так и было - только не он писал, а про него писали, для него писали.

Судьбу же его правомернее всего сравнить с судьбой еще трех человек, ставших
символами России второй половины XX века: Владимира Высоцкого, Венедикта Ерофеева
и Алексея Охрименко. Высоцкого знают все, Ерофеева теперь тоже знают почти все,
Охрименко и сейчас почти неизвестен. Между тем именно Охрименко вместе с товарищами
(Сергеем Кристи и Владимиром Шрейбергом) написал самые известные народные песни
нашего века: "Я был батальонный разведчик", "Жил-был великий писатель Лев Николаич
Толстой", "Благодаря Шекспиру я потерял квартиру" etc. Именно в этой странной
известности (песни знает вся страна, а автор или исполнитель живет никому не
ведомый, в бедности, кое-как) сходство Северного и Охрименко. Что касается Высоцкого
и Ерофеева, то у них сходство с Северным касается еще и смерти - все умерли
от водки. А ведь они не только ровесники (Высоцкий и Ерофеев - 1938 года рождения,
Северный - 1939-го), Веничка Ерофеев (персонаж) и Аркашка Северный (псевдоним)
возникли, в сущности, одновременно: в 1970 году Ерофеев написал "Москву-Петушки",
в самом конце 60-х появились первые магнитофонные записи Аркадия Северного.
Северному меньше всего повезло и с прижизненной известностью, и с посмертной
славой: при жизни он был знаменит всего последние пять лет, а после его постарались
забыть - уж слишком непривлекателен жанр. Потому 60-летие Высоцкого в 1998 году
шумно праздновала вся страна, 60-летие Ерофеева отмечали и возведением памятника
(как оказалось, на один день), и телемарафоном. 60-летие Северного в прошлом
году никто, кроме оставшихся поклонников, друзей и родственников, похоже, не
отмечал. И памятника ему, полагаю, никто, нигде и никогда не поставит. Так что
это именно про него пел Высоцкий: "Не поставят мне памятник в сквере..." Между
тем, артист этот был поистине великий. Шаляпин блатной музыки.

Теперь о самом тяжелом, о смерти. И Ерофеев, и Высоцкий, и Северный знали, что
делают, пили потому, что хотели пить и не могли не пить. Это их выбор, сознательный
и губительный. Каждый живет по-своему. Кто-то пьет залпом и не закусывая, не
чувствуя даже вкуса, но сразу ощущая эффект. Это его право, его путь, не надо
обвинять друзей, жену и правительство. Аркадию Северному совсем "не повезло"
в смерти. Писать об этом тяжело, это та правда, говорить которую совсем нелегко
и очень неприятно. Приведу поэтому фрагмент упомянутой уже книги Михаила Шелега,
где автор говорит как раз о последних часах и минутах певца: "Кинулись звонить
в "Скорую помощь". Пока она приехала, пока врачи брезгливо осматривали пьяное
бесчувственное тело, пока довезли до больницы, время уже было потеряно. Видимо,
и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего
пациента - очередного бомжа и пьяницу. В ночь с 11 на 12 апреля 1980 года от
кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин - король блатной песни.
Диагноз: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии".

Евгений Лесин

Взято с: http://venedikt.newmail.ru/mentions/severny.html


=======================================


Поэзия

ИДУТ НА СЕВЕР СРОКА ОГРОМНЫЕ,
Идут на Север срока огромные,
Кого ни спросишь - у всех указ...
Взгляни, взгляни
В глаза мои суровые,
Взгляни, быть может, в последний раз.
А завтра я покину Пресню,
Уйду этапом на Воркуту,
И под конвоем,
Своей работой тяжкою,
Быть может, смерть свою найду.
Друзья укроют мой труп бушлатиком,
На холм высокий меня снесут,
И похоронят
Душу мою жиганскую,
А сами тихо запоют:
Идут на Север срока огромные,
Кого ни спросишь - у всех указ...
Взгляни, взгляни
В глаза мои суровые,
Взгляни, быть может, в последний раз.
Не знаю я, когда к тебе любимая
О том напишет товарищ мои,
Не плачь, не плачь, подруга моя милая!
Я не вернусь к тебе, к тебе домой.

=======================================


Энциклопедия
АЗБУКА РУССКОГО ШАНСОНА


ТАНИЧ МИХАИЛ ИСАЕВИЧ (р.1923) советский поэт-песенник, неоднократно выпускал
сборников стихов. С 1947г. по 1953г. находился в заключении. В 1990году основал
группу “Лесоповал”.

ТАТЛЯН ЖАН – популярный советский певец, эмигрировавший за границу в 70-е годы.

ТЕМНОВ ВИКТОР

ТИГРОВИЧ ЛЕВ

ТОКАРЕВ ВИЛЛИ (Василий Иванович) (р.1946) родился в Краснодарском крае. Работал
в ленинградских ансамблях с А. Кроллом и др. В 1974г. эмигрировал в США. С 1979г.
выступает как поэт, композитор и исполнитель. С 1989г. гастролирует в России.

ТРОЙКА

ТРОФИМ - поп-артист, певец, поэт, композитор, музыкант (Москва). Окончил музыкальную
школу, пел в церковном хоре, работал в «МИРАЖЕ» и «ЛАСКОВОМ МАЕ», автор хитов
для С. Владимирской и Каролины, баллад для «РОНДО» и Николая Носкова. В русском
шансоне с 1996 года.

ТЮХАНОВ НИКОЛАЙ - родился в Нижнем Новгороде (Горьком) 17 декабря 1953 года.
Записал около пятнадцати альбомов, и лишь последний (сборник переаранжированных
старых песен) вышел официально в серии "Ночное такси" на компакт-диске.


=======================================


НОВОСТИ САЙТОВ


05.06.2001
На официальном сайте Александра Шапиро появилась MIDI-коллекция "русский шансон".
И не только появилась, но и постоянно пополняется!

05.06.2001
С новым участником Кольца - сайтом "Радио "Шансон" можно познакомиться по адресу
www.chanson.ru. Это сайт одноименной московской FM-радиостанции, вещающей в
диапазоне 103.0 МГц. Поздравляем!

29.05.2001
На сайте "Классика русского шансона" обновлена страница Владимира Сорокина.
ВПЕРВЫЕ появились фото- и даже видеоматериалы!

28.05.2001
На официальном сайте Анатолия Полотно "Фрегат" - статья Романа Никитина "Волки
сухого оврага", ранее опубликованная в журнале "Контркультура" № 4 (12) 2001
г. Материал неоднозначный, многоплановый и интересный, пожалуй, для всех. Читайте,
спорьте, высказывайтесь...
И еще одна новость для любителей пермской ветви шансона: 16 апреля 2001 года
состоялась презентация нового альбома Сергея Камы "...За морями". Подробности
читайте и смотрите на странице Фото, видео официального сайта Анатолия Полотно
"Фрегат".

На «Кольцо сайтов русского шансона» можно попасть по ссылке со стартовой страницы
сайта «Классика русского шансона».


И мой родной сайт
«Классика русского шансона»
http://www.retro.boom.ru/index.htm


На странице компании «B.L.A.T. Records» обзоры новых компакт-дисков.
Восстановлены страницы Александра Шеваловского, Александра Шепиевкера, Виктора
Слесарева.
К выходу этой рассылки постараюсь загрузить страницу Николая Тюханова, теперь
с файлами *.mp3.

=======================================


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Виктор, привет!
В последней рассылке ты опубликовал список концертов Северного с
предисловием М. Дюкова, в котором он всю славу от этой работы предоставляет
мне. Хочу пояснить - я, действительно, помогал Михаилу в работе над этим
списком, многие мои поправки вошли в данный вариант. Но в нем есть моменты,
с которыми я принципиально не согласен. Поэтому с тем, что это "Ефимов" я
категорически не согласен. Пусть это будет "Дюков" :)).
Тем более, что Михаилом, действительно, проделана большая работа. Я же не
могу поставить свою подпись под тем, что получилось. Сделать "свой" список
пока, к сожалению, не готов - считаю, что у меня для этого недостаточно
информации. Если кого-то из читателей заинтересует данная тема - готов
изложить свое мнение по конкретным (только:)) вопросам!
Удачи!
Игорь


Привет еще раз!
Коцишевский Владислав Петрович - именно так он пишется. Пишу с конверта его
письма ко мне. Сорокин умер 7 октября 1995 г. Потом у тебя на сайте и в
рассылке идет то Вера, то Валя - сестра его. Ты уж определись, пожалуйста:)
Дискография довольно неполная. Нет, например, "Песни Токарева".
По Даниленко: он мне писал так "На сегодня (март 2000 г. - И. Е.) 800 с
лишком катушек и около 30000 песен." Это, действительно, много. Тем более,
что очень многих современных он не пишет.
Северный родился 12 марта 1939 г.
На "С" есть еще Александр Савин и Аскер Седой, промежду прочим...

Удачи!
Игорь


=======================================


ДИСКУССИИ

Прямо с этой страницы Вы можете перейти к дискуссии на темы русского шансона,
обсудить материалы рассылки, поделиться интересными новостями. Также здесь можно
дать объявление о купле, продаже, обмене записями русского шансона.
Наиболее интересные дискуссии и объявления будут дублироваться в следующих выпусках
рассылки «Классика русского шансона».
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=vash4


=======================================


МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ:

Сайт «Классика русского шансона». http://www.retro.boom.ru/index.htm
А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки.
Азбуку русского шансона составил Михаил Дюков + Ваши и мои дополнения.

=======================================

(с) Перепечатка и цитирование материалов в электронных СМИ допускается при ссылке
и опубликовании электронного адреса сайта «Классика русского шансона».

=======================================

ведущий рассылки
Victor Ash
v_ash4@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное