Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Классика русского шансона

  Все выпуски  

Классика русского шансона


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Номер выпуска рассылки: 15
Дата выпуска рассылки: 2001-05-21
Код рассылки: culture.music.news.shanson
Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm
Количество подписчиков: 676

=======================================

КЛАССИКА РУССКОГО ШАНСОНА

=======================================


В этом выпуске:

-Наука: Какое звание у блата
-Персона: Братья Жемчужные
-Поэзия: Александр Галич и Владимир Асмолов
-В помощь коллекционеру: Некоторые концерты Бориса Рубашкина
-Энциклопедия: Азбука русского шансона «П и Р»
-Новости сайтов: Кольцо русского шансона
-Ваши дискуссии


=======================================


Наука

"КАКОЕ ЗВАНИЕ У БЛАТА"
( Из книги: "Жемчужины босяцкой речи")


Современные языковеды утверждают, что выражение «по блату» («незаконным образом,
как у блатных») вошло в разговорную речь из воровского жаргона в 30-е годы,
замечая, что в словаре Даля его нет. У Даля его и впрямь нет. Но в разговорную
речь оно вклинилось всё-таки пораньше.

Нынешнее значение слова «блат» - полезные связи, знакомства, благодаря которым
можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов. «По блату»
- благодаря выгодному знакомству, через «нужных» людей. Существует множество
версий происхождения этого слова.

Одна из самых остроумных: русский «блат» возник во времена Петра I и происходит
от голландского blat или немецкого Blatt. И то, и другое переводится как «лист
бумаги». В такой «блат» вносили имена бояр, откупившихся от «позорных» (с их
точки зрения) процедур и повинностей: обрезания длинных рукавов, ношения «немецкой»
одежды, бритья бород, необходимости отдавать своих «недорослей» для обучения
ремеслу за границей и т.д. Помещённых в сей «блат» именовали «блатными», то
есть избранными. А уже к концу ХIХ века слово перенял преступный мир.

Свидетельства «откупа» за бороду сохранил русский фольклор. «Без рубля бороды
не отрастишь» - говаривал народ в петровские времена. То есть заплатишь - будешь
с бородой, не заплатишь - извиняй. Этот текст был выбит на специальной штрафной
монете, которая давалась «осчастливленному» носителю бороды в обмен на выкуп).

Версия косвенно подтверждается и любопытными свидетельствами более поздней эпохи.
Вот, например, рассказ Николая Бухарина: услышав впервые от одного из иностранных
членов Коминтерна выражение «Я получил этот костюм по блату», он не мог понять,
о чём идёт речь. Потом ему объяснили, что коминтерновцам выписываются мандаты
для получения продуктов и предметов первой необходимости в спецраспределителе,
куда они приходят с листком и отовариваются. По мнению Бухарина, выражение «по
блату» изобрели немецкие коммунисты от их родного «блатт» - лист бумаги.

Толкование забавно, но неубедительно. «Блат» существовал в уголовном жаргоне
значительно раньше (что не исключает словотворчества деятелей Коминтерна). И
всё же рассказ Бухарина показывает, что слово «блат» могло возникнуть при Петре
и иметь немецко-голландские корни. Правда, версия эта не объясняет провала почти
в два столетия, когда слова «блат» не знал ни простой люд, ни мазурики. Если
оно возникло в начале ХVIII века - куда исчезло потом и почему вдруг воскресло
в конце ХIХ-го? Некоторые считают, что «блат» попал в русский язык из польского,
где означал укрывателя; сами же поляки заимствовали его из еврейского, где «блат»
- это «посвящённый». Польское воровское «блат» толкуют также как «взятка», производя
его от немецкого жаргонного «блатт» - бумажные деньги.

Существует и одесская версия. На идише одесских уголовников «блат» означал ладонь,
«дай блат» - «по рукам, договорились», «по блату» - по взаимному согласию. Однако
и здесь прокол. Слово «блат» широко известно в уголовном жаргоне с конца ХIХ
века и означало преступление! И не только преступление, а также содружество
уголовников, место сбора профессиональных преступников. «Блатом» называли и
уголовный жаргон: «он по блату понимает», «он кумекает по-блатски».

Безусловно одно: слово действительно имеет корни в немецком языке, а в русский
оно попало через идиш и через польский. Уже в 20-е годы уголовное словечко «блат»
закрепляется в просторечии, а в 30-е становится особенно популярным. Оно точно
отразило быт и психологию тогдашней Совдепии. Народ создал целый ряд поговорок,
подтверждающих это. Например - «Россия держится на блате, туфте и мате». Или
- «Блат выше Совнаркома» («выше наркома»): знакомства могут сделать больше,
чем самое высокое учреждение. Лев Копелев в автобиографическом романе «Хранить
вечно», посвящённом ГУЛАГу, вспоминал, как зэк-баландёр, «раздавая кашу, громко
шептал: «Для нашей палаты с походом накладено. Блат выше Совнаркома». Выражение
это встречается и до сих пор, хотя уже нет ни наркомов, ни совнаркомов, ни самой
Советской власти.

Кстати: существовала и другая поговорка - «Медицина выше Совнаркома». Это значило,
что врач в лагере неприкосновенен, никто из арестантов, будь он хоть «вор»,
не смеет поднять на него руку, накричать, обворовать... В жизни, к сожалению,
нередко выходило иначе. Наконец, перед войной возникла ещё одна ироническая
присказка - «У маршала четыре ромба, у блата - пять». В то время, когда маршалов
объявляли «врагами народа» и щёлкали, как орехи, мудрость эта была особенно
актуальна...


LE BLATNOI, ИЛИ ПОЛЁТЫ НАД ПАРАШЕЙ

Кто бы мог знать, что уголовное словцо «блатной» станет интернациональным? А
вот поди ж ты... Оно обрело популярность на Западе после автобиографического
романа Михаила Дёмина «Блатной», вышедшего в Париже сначала на русском языке,
затем на французском - «Le blatnoi» (1972), после - на многих европейских языках.

Сын крупного советского военачальника, Миша в 1937 году потерял отца и мать,
бродяжничал, попал в тюрьму, ушёл в уголовное подполье. В Грозном на воровской
сходке Дёмина «коронуют» в «законные воры», затем - шесть лет сибирских лагерей
с последующей трёхлетней ссылкой... После освобождения бывший «вор» отходит
от уголовной жизни, становится писателем, а в 1968 году эмигрирует во Францию.

«Эжен Сю и Виктор Гюго были бы в восторге от поразительного документа Михаила
Дёмина, посвящённого «чреву» тоталитарной системы», - восторженно писал французский
«Эспресс». «Совершенно новое слово в лавине русских мемуаров», - вторило западногерманское
Саарское радио. Через несколько лет после горбачёвской перестройки, когда рухнул
«железный занавес», миру довелось познакомиться с «блатными» воочию. Во все
уголки планеты хлынул из России поток разбитных парней с татуировками и жёсткой
хваткой. Пошла пора «разборок» и передела территорий. Сначала потекла кровь
в родном Отечестве, затем резня перекинулась за границу. Европа и Америка засели
за словари русского блатного жаргона.

Корреспондент ТАСС Юрий Кириченко сообщал 19 августа 1992 года из Нью-Йорка:
Помещая в воскресенье очередную публикацию о разгуле преступности в крупнейшем
городе США, газета «Ньюсдей» сочла, что на сей раз не обойтись без небольшого
толкового словаря. В специальной справке латинским шрифтом набраны русские слова
- «блатной», «шпана», «стукач» - с несколько неуклюжими пояснениями на английском.
Незнакомые американцам термины приведены для того, чтобы более точно и доступно
охарактеризовать ту тревожную тенденцию, с которой столкнулась местная полиция,
- рост числа преступлений с почерком «русской мафии». Иноземцам простительно.
А россиянам стыдно не знать истории слов «le blatnoi», «der Blatnoi», «the blatnoi»
- короче, «блатного» во всех его многоязычных ипостасях. Известный исполнитель
уголовных и дворовых песен Аркадий Северный, говоря о слове «блатной», утверждал:
 ...До революции такого слова не было - это великое завоевание можно смело зачесть
в актив Советской власти.

Ничего подобного: до революции словечко «блатной» существовало, и в разных формах.
«Блатырями» называли конокрадов. «Блатными», «блатскими», «блатяками», «блатняками»
величали либо скупщиков краденого, либо людей, близких к преступному миру, но
не профессиональных уголовников: тех, кто имеет «блат» в криминальной среде.
«Блатоватыми» именовали милиционеров и тюремщиков, бравших взятки. В начале
30-х преступники придают слову «блатной» новый смысл. Теперь это преступник,
избранный в особую касту путём строгого отбора - «коронования». Только тот,
кто выдерживал экзамен «достойно», принимался в ряды посвящённых - «блатных»,
становился настоящим «вором». Дело в том, что в 20-е годы на дно общества опустилось
много представителей дореволюционных имущих классов и белого офицерства. Они
пытались стать во главе российского криминального мира, чего старорежимные «урки»
стерпеть не могли. И стали делить уголовников на «своих» («блатных») и чужаков...
«Блатной» и «вор» стали синонимами.

В конце 40-х в лагерном мире вспыхнула «сучья война» - резня между хранителями
старых «воровских» традиций и теми, кто желал приспособиться к новым условиям.
Ведь с июля 1947 года вместо прежних маленьких сроков (уголовники считались
«социально близкими» Советской власти) «урки» стали получать до 25 лет! Многие
захотели занять тёплые лагерные местечки банщиков, хлеборезов, парикмахеров,
нарядчиков, бригадиров и пр., что строго запрещалось «воровским законом». Во
главе «революционеров» стали «штрафники», то есть «блатные», воевавшие на фронте
и уже этим нарушившие «воровской закон»: «честному вору» нельзя брать оружие
из рук власти.

В разгар «сучьей войны» слово «блатной» приобретает сниженный оттенок. Лагерник
тех лет Сергей Снегов отмечал: «Между собой воры не употребляют этого слова.
Вор у них словцо почётное, блатной, блатняк - нет». Появляется даже пренебрежительное:
«ты что, блатной?» Так обращались к человеку, который строил из себя невесть
кого. «Блатной» здесь вроде бы сохраняет значение «уважаемый преступник». Но
сравните: никому в голову не приходило сказать - «ты что, вор?» Ирония сразу
исчезает. «Блатной» и «вор» уже обозначали уголовников разного полёта... Тогда
же бытовало насмешливое выражение - «старший блатной». Ирония заключалась не
в том, что «воры» формально считались равными перед «законом», и поэтому у них
не могло быть «старших». Хотя именно так объясняется в песне группы «Лесоповал»:

Вам даже не понять со стороны,
Что в зоне кличка «старшего блатного»,
Поскольку под «законом» все равны,
Есть что-то вроде прозвища смешного...

На самом деле о равенстве речи не шло. Были воры в авторитете, а также воры
с правами, резко выделявшиеся из общей среды. Их права были неизмеримо большими,
нежели у остальных. «Старший блатной» означало - «шишка на ровном месте», человек
с претензиями на значительность, но на самом деле мелочёвка. Потому что «блатной»
уже сам по себе - не вор, а всего лишь «мелочь пузатая», и будь он хоть «старшим»,
хоть «младшим», он всё равно останется воровской «пристяжью».

Нынче «блатными» называют уголовников невысокого полета. Хотя в жаргоне ещё
сохраняется обобщённое определение «блатных» как профессиональных уголовников,
поддерживающих воровские «законы» и традиции, слово это часто служит пренебрежительной
характеристикой. «Блатари» крутятся вокруг «воров» и «авторитетов», используются
для исполнения грязной работы (выбивание долгов, запугивание, физическая расправа
над провинившимся и проч.), в качестве телохранителей... Обычно это - недалёкие,
агрессивные «уркаганы», которые пытаются «завоевать очки» у авторитетной части
преступников. Для «достойных» уголовников есть другие определения: правильный
пацан, пассажир в пределах, честный арестант, человек с понятиями, достойный
каторжанин, бродяга...

В прежнем значении слово «блатной» используется обычно в словосочетаниях типа
«блатная жизнь», «жать на блатную педаль» (исповедовать принципы преступного
мира); в поговорках - например, «Люблю блатную жизнь, а воровать боюся», «Авторитетный
мужик блатнее иного жулика», а также в производных от «блатного» - блатхата
(притон уголовников), блаткомитет (ироническое определение преступных лидеров
в колонии), блатовать (уговаривать кого-то на что-то; заниматься преступным
промыслом) и т.д. Например, в классической уркаганской песенке:

Плыви ты, моя лодка блатовая,
Плыви, куда течение несёт:
Эх, воровская жизнь такая,
Что от тюрьмы никто нигде нас не спасёт!


Даже выражения блатная музыка, блатная феня (как по старинке называют «лохи»
уголовный жаргон) уходят в прошлое. Спроси у бывалого арестанта - «Ты по фене
ботаешь?», а он тебе в ответ отрежет - «А ты по параше лётаешь?» Может загнуть
и покрепче...

©Фима Жиганец, 2000 г.
Предоставлено сайтом «Блатной фольклор» http://www.aviso.com.ua/blat/


=======================================


Персона


Ансамбль "Братья Жемчужные" ведет свой отсчет от первого магнитофонного альбома,
за-писанного ленинградским коллекционером Сергеем Маклаковым в декабре 1974
года в са-модеятельной домашней студии. С 1975 года "Братья" начали записываться
с Аркадием Звездным-Северным и работали с этим легендарным исполнителем до 1980
года, когда Се-верный ушел из жизни. Итогом их совместного творчества стали
32 (!) двойных магнитофонных альбома, первый и второй из которых в 1983-1984
годах были изданы в США на виниловых пластинах компанией "Кисмет рекордс". После
смерти А. Северного коллектив записал в 1982-1983 годах два альбома с Александром
Розенбаумом, ставших классикой русского шансона. Затем музыканты многие годы
не собирались вместе. Коля Резанов перебивался случайными заработками, и только
в 1992 году "Жемчужные" вновь встретились в студии, а в 1994-м - на концертной
площадке. С 1994 года коллектив плодотворно работает в студии "Ночное такси"
Алексан-дра Фрумина, который стал продюсером "Братьев Жемчужных".


Основатель и бессменный руко-водитель "Жемчужных" - Николай Резанов, великолепный
джазовый му-зыкант, виртуозно владеющий гита-рой и банджо.


"БРАТЬЯ ЖЕМЧУЖНЫЕ" НЕ СПЕШАТ ДОКУРИВАТЬ СВОЙ ОКУРОЧЕК

"Братья Жемчужные" - ансамбль с удивительной судьбой. Свою популярность "Братья"
получили за долгие годы служения современной городской песне, а не за один-два
хита. В 1999 году, весной, главный "брат" - гитарист, певец Николай Серафимович
Резанов отметил свое 50-летие и затем со своими друзьями и коллегами стал готовиться
к 25-летию "Братьев Жемчужных".

Самое время попросить дважды юбиляра Колю Резанова (для друзей - просто Серафимыча!)
вспомнить прошлое, рассказать о насто-ящем, заглянуть в будущее.

- "Братья" выпустили пять дисков: "Стоял я раз на стреме" (1992), "10 песен
20 лет спустя" (1994), "Достойно" (1995), "На халяву" (1998). А недавно компания
"КОМ" выпустила запи-санный на студии "Ночное такси" наш альбом "Докурим свой
окурочек". Плюс - четыре сборника. А вообще количество альбомов, где я играю
и пою с другими исполнителями, приближается к сорока компакт-дискам. Если приплюсовать
неизданные записи, то, пожалуй, на цифру пятьдесят выйдем.

Меня часто спрашивают, кто и как придумал эту фишку - "Братья Жемчужные"? Мы,
компания джазовых музыкантов, в начале 70-х пришли на заработки в ресторан "Парус"
на Петроградской стороне. Играли шлягеры, иногда, для припозднившегося гостя,
могли сыграть блатные песни, но не увлекались, так как за такой репертуар могли
в ту пору и привлечь. Время от времени в "Парус" заходил человек по имени Сергей
Иванович (С. Маклаков - один из самых известных коллекционеров магнитофонных
записей. - Прим. Ред. Журнала "Русский Шансон"). Однажды, в 1974 году, он пригласил
музыкантов в гости, в коммуналку своего друга на Петроградской. В большой комнате
на веревке висели два микрофона - наше ноу-хау, на столе стояли водочка и коньяк
и закуска. Это все днем происходило. Мы взяли гитары и с листа записали на бытовой
магнитофон двадцать восемь песен. Часа за три все сделали.

Конечно, мы понимали, что за эти песни нас могут привлечь. Хотя бы потому, что
были на той пленке песни опального в ту пору Александра Галича. Да и блатной
репертуар был недозволенный... Мы эти песни знали с детства, любили, пели во
дворах, и вообще это были народные песни - "Люблю цыгана Яна", "Поспели вишни
в саду у дяди Вани", "Я чешу ногой"...

Гонорар был бешеный. Сережа Маклаков дал на всех 25 рублей! Водка тогда стоила
четыре рубля двенадцать копеек. Мы всегда после записи (а не - до!) выпивали,
закусывали. В тот первый визит, помню, приговорили две бутылки коньяка. Но это
для поднятия настроения, для того, чтобы голос зазвучал. В ресторанах, кстати,
я тогда зарабатывал по 20-30 рублей за вахту.

В свое время я работал в джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна, и, когда мы с ребятами
собирались после концерта за столом, я брал гитару и пел им дворовые песни.
Пел и Высоцкого, и цыганский репертуар. Я как-то подсчитал, что до сих пор песен
пятьсот этого направления помню. С легкой руки Севы Левенштейна (впоследствии
- знаменитого ведущего "Радио Би-би-си" Севы Новгородцева. - Прим. Ред. Журнала
"Русский Шансон".), который играл со мной в оркестре Вайнштейна, ко мне прилепилась
кликуха "Мишель Жемчужный". А потом пошло-поехало - "Братья Жемчужные". Это
название было удобным и для маскировки - чтобы шукали среди цыган! Саша Розенбаум
рассказывал, что в Киеве его вызвали в КГБ и стали расспрашивать: "Кто такие
Жемчужные?" На что он отвечал, что, мол, не помнит, "приехали какие-то цыгане
пьяные, налили мне тоже, записали на магнитофон и поминай как звали".

С распространением записей тогда проблем не было. В то время пленки расходились
по Союзу с такой скоростью, которой могут позавидовать нынешние киты шоу-бизнеса.
Почта тогда работала хорошо, не в пример нынешней. За неделю посылка доходила
до Сахалина и Камчатки. Буквально за неделю-другую магнитофонные бобины (кассеты
тогда еще не были в ходу) опоясывали одну шестую часть суши, каковой являлся
СССР. Коллекционеры были в каждом большом городе, они знали друг друга и сумели
создать хитроумную гигантскую сеть. Мне тогда было 25, остальным "братьям"-
от 25 до 36.

В нашем репертуаре однозначно не было никакой антисоветчины, никаких матерных
слов. Однажды Аркадию Северному принесли текст со словами типа "Долой КПСС!",
но он сразу отказался. Все-таки "Жемчужные" с Северным и без него другой музыкой
занимались - веселой, радостной, прикольной, в целом оптимистичной. Ну и погрустить
могли.

Сейчас Аркадия Северного называют легендой. Он не был музыкантом-профессионалом.
Был если не гений, то очень талантливый. Закончил Лесотехническую академию в
Ленинграде, получил направление, грубо говоря, на лесопилку, где одни бывшие
зэки трудились. Вспоминал: "Утром стол открываю, а там уже полный до краев граненый
стакан водки и хлеба кусок!" Так подчиненные выражали свое уважение и любовь
к начальнику.

Был Аркадий человеком компанейским, никогда не отказывался от предложения спеть,
записаться на магнитофон, причем гонорар для него не имел никакого значения.
Жаль, так рано ушел из жизни. На сорок втором году жизни. В ночь с 11 на 12
апреля 1980 года... Насколько я помню, сгорел буквально за два месяца. Он "торпедировался"
(был подшит), а затем послушался горе-врача и попробовал "развязать". В результате
- гипертония третьей степени, паралич правой стороны... Последние несколько
лет Аркадий жил на квартире у друзей, переезжал из Ленинграда в Москву, Одессу.
Судьба русского гения.

Разумеется, ни о каких концертах тогда речи не было. Какие в то время концерты?!
Если бы органы знали, что все это в Ленинграде пишется, давно бы ласты загнули.
Они же думали, что это эмигранты с Брайтон-бич или цыгане залетные. А может,
просто закрывали глаза - не было указания свыше повязать, перекрыть кислород.
Я знаю точно, и то даже самые высокие милицейские, кагэбэшные наклонности были
криминальные (своровать у го-сударства, взятки получать), значит, и блатная
песня была по сути им близка. А на основы советской идеологии мы открыто не
покушались. Если и вели борьбу с системой, то, как говорится, расшатывая изнутри.
В Ленконцерте, где я тогда работал и состоял на учете в комсомольской организации,
никто из знакомых даже не догадывался, что "Жемчужные" - это Резанов и ребята,
которые были разбросаны по разным профессиональным ансамблям.

Нам повезло: нас не накрыли! А стукачи в наших рядах не водились. Был азарт,
молодость, была хорошая компания с песнями, выпивкой, разговорами, да и ничего
такого кошмарного мы в своих деяниях не усматривали... Вот сейчас по центральным
телеканалам звучит что-то попсово-ужасное.

Через наш ансамбль прошло много музыкантов. Дуля (Леша Дулькевич - скрипач),
Батон (Игорь Егоров - барабанщик), Боря Нусембаум (пианист, живет в Торонто,
работает в рекламной газете), басист Шура Афанасьев (он практически бросил музыку)...
Борю теперь заменил Витя Смирнов, и в таком составе (возрожденные из пепла,
после почти десятилетней паузы!) мы появились с Сашей Розенбаумом на концерте
в питерском ДК Горького в 1994 году. А в период Северного, в середине 70-х,
со мной играли Алик Кавлелашвили (пианист, аккордеонист, тромбонист - я сейчас
играю с ним в джаз-оркестре), барабанщик Гена Яновский (он живет сейчас на юге,
в Лазаревском), басист Роберт Сотов (царство ему небесное), саксофонисты Гена
Лахман и Виталик Смирнов. Все - классные музыканты, классные ребята. Одно слово
- братья.

У нас никогда не было шумной, скандальной славы. Мы по духу все-таки не гастролеры,
а студийные музыканты, аккомпа-нирующий состав, аранжировщики. Трудимся, не
покладая гитар, клавишей и микрофонов, на питерской студии "Ночное такси", примерно
раз в три месяца выпуская полноценные альбомы с разными авторами. Записали альбомы
вместе с такими авторами-исполнителями, как Михаил Круг, Трофим, Владимир Асмолов,
Александр Лобановский, Игорь Карташев, Александр Ф, Скляр. В наших совместных
планах с Михаилом Кругом - альбом памяти Аркадия Северного, где 12- 15 композиций
из наследия нашего незабываемого брата Аркадия прозвучат, надеюсь, по-новому.

(с) - журнал "Русский Шансон" № 1
Предоставлено сайтом И.О. "Восток" http://vostok-inform.narod.ru


=======================================


Поэзия


Александр ГАЛИЧ

ВСЕ НЕ ВОВРЕМЯ
Посвящается
В.Т.Шаламову
А ты стучи, стучи, а тебе бог простит,
А начальнички тебе, Леха, срок скостят!
А за Окой сейчас, небось, коростель свистит,
А у нас на Тайшете ветра свистят.
А месяц май уже, все снега белы,
А вертухаевы на снегу следы,
А что полнормы, тьфу, это полбеды,
А что песню спел -- полторы беды!
А над Окой летят гуси-лебеди,
А за Окой свистит коростель,
А тут по наледи курвы-нелюди
Двух зэка ведут на расстрел!
А первый зэка, он с Севастополя,
Он там, черт чудной, Херсонес копал,
Он копал, чумак, что ни попадя,
И на полный срок в лагеря попал.
И жену его, и сынка его,
И старуху мать, чтоб молчала, блядь!
Чтобы знали все, что закаяно
Нашу родину с подниза копать!
А в Крыму теплынь, в море сельди,
И миндаль, небось, подоспел,
А тут на наледи курвы-нелюди
Двух зэка ведут на расстрел!
А второй зэка -- это лично я,
Я без мами жил, и без папи жил,
Моя б жизнь была преотличная,
Да я в шухере стукаря пришил !
А мне сперва вышка, а я в раскаянье,
А уж в лагере -- корешей в навал,
И на кой я пес при Лехе-Каине
Чумаку подпел "Интернационал" ?!
А в караулке пьют с рафинадом чай,
И вертухай идет, весь сопрел.
Ему скучно, чай, и несподручно, чай,
Нас в обед вести на расстрел !


Владимир Асмолов

Осень
Fm Bm C   Fm Bm C   Fm Bm C   Fm Bm C
Fm      Bm    C
Вот и осень - и дождь в окно стучится
Fm      Bm    C
Вот и осень - и улетают птицы
G#      C
Вот оторвался от земли
G#      C
Последний журавлиный клин
Fm      Bm C    Fm
Словно корабль, стартующий с Земли
Fm      Bm
Я видел сон, короткий сон длиною в жизнь
Cm      Eb      G#
Земля в цветах, Земля в огнях, Земля в тиши Bm                 C#
Спасибо жизнь за праздник твой
Bm      C
Короткое свидание с Землей
Осень жизни - она всегда внезапна
Осень жизни - как много дел на завтра
Но вот приходит день такой
Когда пройдя свой путь земной
Уходим мы по млечному пути
Я видел сон, короткий сон длиною в жизнь
Земля в огнях, Земля в цветах, Земля в тиши
Спасибо жизнь за праздник твой
Короткое свидание с Землей

Владимир АСМОЛОВ
Этот танец с тобой

Em      H       Em
Как в песне той, старинной, огневой,
E       E7      Am
Гнал лошадей ямщик когда-то к яру,
H       C
Так нас теперь, к Славянскому базару,
Am    H Em
Везет такси, вечернею Москвой.
пр:
D       G
Твои глаза, сверкают ярко,
D       G
Как будто звезды над Москвой.
H7      Em
Так пусть же станет, мне подарком.
E       Am
Так пусть же станет, мне подарком.
C       Em
Этот танец с тобой,
C       Em
Этот танец с тобой,
C H7    Em
Этот танец с тобой.
Пускай живет Есенинская грусть,
В душе у нас до боли, до предела,
Смеялась Русь, и плакала и пела,
Во все века, на то она и Русь.
Идет ли дождь, кружится ль белый снег,
По вечерам, я вновь беру гитару,
Как не любить, мне русской песни старой,
Пока живу, я русский человек.


=======================================


В помощь коллекционеру

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕРТЫ БОРИСА РУБАШКИНА


FLPS 1580
SONGS and DANCES of OLD RUSSIA
Boris RUBASCHKIN with Chorus and Bal;alaika - Ensemble F. Bilek
1.  Remembrance of Odessa  (B. Rubaschkin)
2.  Caucasian Dance  (F. Puschkin)
3.  Zeplionok  (Bearb. B. Rubaschkin)
4.  Dagger Dance  (F. Puschkin)
5.  Disappointment  (Rubaschkin/S. Jesenin)
6.  In The Garden  (F. Puschkin)
7.  Syp, Simeon  (Bearb. B. Rubaschkin)
8.  Drinking Song  (Bearb. B. Rubaschkin)
9.  The Steppe  (F. Puschkin)
10.Street Romances  (Bearb. B. Rubaschkin)
11.Gypsy Waltz  (F. Puschkin)
12.With 17 Years  (Bearb. B. Rubaschkin)
13.It's Not The Wind   (F. Puschkin)
14.Bandit's Tango  (Bearb. B. Rubaschkin)
Original Recording ELITE SPECIAL
FIESTA RECORD COMPANY, INC., 1619 BROADWAY, N.Y., N.Y.

FLPS  1681
RUSSIAN FOLK SONGS
Boris RUBASCHKIN with Chorus and Bal;alaika  Ensemble
1.  Little Snowball Bush  (Калинка)
2.  The red sarafan dress  (Красный сарафан)
3.  Moskow nights  (Подмосковные вечера)
4.  Boyar's Dance  (Боярский танец)
5.  Take Pity On Me   (Пожалейте меня)
6.  Song of Love  (Песня любви)
7.  Evening Bell  (Вечерний звон)
8.  The Troyka  (Тройка)
9.  Partisanes'  Song   (Песня партизанов)
10.Gypsy Camp  (Цыганский лагерь)
11.Cossaks Dance  (Казачок)
12.Suliko  (Сулико)
13.Dark Eyes  (Очи чёрные)
14.Song of the Volga Boatmen   (Эй, ухнем)
Original Recording ELITE SPECIAL
FIESTA RECORD COMPANY, INC., 1619 BROADWAY, N.Y., N.Y.

PLPS  30078
ALTE RUSSISCHE  SOLDATENLIEDER
1.  Kursant Petroff   (Volkslied, Bearb. Boris Rubaschkin)
2.  Tatschanka   (Bearb. Boris Rubaschkin)
3.  Peter der Grosse   (Volkslied, Bearb. F. Puschkin)
4.  Soldatensehnsucht   (Ukrainisches, Volkslied, Bearb. F. Puschkin)
5.  Chauffeurs-Lied   (Bearb. Boris Rubaschkin)
6.  Jabloschko  (Bearb. F. Puschkin)
7.  Schwarze Ketten   (Kurt Zechmeister - Boris Rubaschkin)
8.  Rauberlied   (Volkslied, Bearb. Boris Rubaschkin)
9.  Soldatuschki    (Volkslied, Bearb. Boris Rubaschkin)
10.Sehnsucht nach der Heimat   (Volkslied, Bearb. F. Puschkin)
11.Reiterlied   (Volkslied, Bearb. F. Puschkin)
12.Atamans-Lied   (Volkslied, Bearb. Boris Rubaschkin)
13.Kosakenritt   (Volkslied, Bearb. F. Puschkin)
14.Tschaika   (Volkslied, Bearb. Boris Rubaschkin)
Boris RUBASCHKIN, Bariton
Das Balalaika-Ensemble F. Bilek und ein grosser Chor

Intercord 985-08 U  (H 986/4)
ORIGINAL CASATSCHOK PARTY
mit russischen Tanzen
1.  Casatschok   (B. Rubaschkin / F. Weyrich / Vlg.: Schneider, Wien)
2.  Zwei freunde (B. Rubaschkin / M. Liczbinski)
3.  Trennung  (N. Chernikoff / B. Rubaschkin / H. U. Cari)
4.  Natascha  (B. Rubaschkin)
5.  Tatjana  (E. Zenz / B. Rubaschkin)
6.  Odessa casatschok  (B. Rubaschkin)
7.  Ras dwa casatschok  (B. Rubaschkin)
8.  Funf rubel  (B. Rubaschkin / M. Liczbinski)
9.  Serenade  (I/ Dunajewskii / B. Rubaschkin / M. Liczbinski)
10.Strahlender mond  (B. Rubaschkin)
11.Balalaika  (B. Rubaschkin)
12.Matrosen casatschok  (B. Rubaschkin)
deutsch gesungen
arr.: Boris Jojic / Vlg.: Eurocord

Intercord 740-08 U
DAS LIED DER BALALAIKA
1.  Das Glocklein
2.  Das Lied der Balalaika
3.  Gestern Noch
4.  Liebe ist zum Verlieben da
5.  Die Steppe
6.  Wir Bleiben noch auf
7.  Zwei Gittaren
8.  Und ruhing Fliest der Don
9.  Madchen am Klavier
10.Noch ein Wodka
11.Was der Wind Erzahlt
12.Schenk mir Deine Sorgen

BL 7027   CICALA
CANTI POPOLARI RUSSI
1.  Dolina
2.  Poljanka
3.  Mama! Gey! Gey!
4.  Karobuschka
5.  Il canto dei battellieri
6.  La luna splende
7.  Stenka Rasin
8.  Due chitarre
9.  Soli sulla strada
10.Sul dnjepr
11.Romanza gitana
12.Notte, strada…
13.Ricordo
14.Suona monotona una piccola campana
Boris RUBASCHKIN, Baritono
Grande Coro, Balalaika
Orch. Di F. Puschkin
(p) 1973
DURIUM S.p.A. - Via Manzoni 40/42 Milano

С60 28743 000
Борис РУБАШКИН в Москве
и инструментальный ансамбль п/р П. Худякова
1.  Славное море, священный Байкал  (сл. Дм. Давыдова)
2.  Однозвучно гремит колокольчик  (сл. И. Макарова)
3.  Из-за острова на стрежен  (сл.  Д. Садовникова)
4.  Священная война  (А. В. Александров - В. Лебедев-Кумач)
5.  Эх, дороги  (А. Г. Новиков - Л. Ошанин)
6.  Вася-Василёк  (А.Г. Новиков - С. Алымов)
7.  Ничего не говорила  (В. Соловьев-Седой - А. Фатьянов)
8.  Песенка фронтового шофера  (Б. Мокроусов - Н. Лабковский, Б. Ласкин)
9.  Долина
10.Очи черные  (слова Е. Гребёнки)
11.Прощай, мой табор  (слова В. Маковского)
12.Помню, помню
13.Чубчик
14.Мурка
15.Чайка.
Запись из Московского государственого театра эстрады 31 января 1989 г.
(с) ВТПО "Фирма МЕЛОДИЯ" 1989

R60 00449
ПЕСНЬ АТАМАНА
Борис РУБАШКИН поёт песни Б. В, Зайцева на стихи русских поэтов
в сопровождении инструментального ансамбля п/у Б. Иванова
1.  Я ехал к Вам  (А. Пушкин)
2.  Песня старого гусара  (Д. Давыдов)
3.  Музыка леса  (И. Никитин)
4.  Песня атамана  (А. Вельтман)
5.  В дымке-невидимке  (А. Фет)
6.  Русская песня  (А. Дельвиг)
7.  Ах, давно ли, давно…  (И. Тургенев)
8.  И сердце вновь горит  (А. Пушкин)
9.  Поцелуй  (Я. Полонский)
10.Свечи нагорели  (И. Бунин)
11.Жизнь промелькнула  (И. Бунин)
12.Весёлый кабачок  (П. Беранже, перевод Вс. Рождественского)
13.Простите, верные дубравы  (А. Пушкин)
© МП "Русский диск" 1991

Систематизировано Андреем Бархатовым.

В следующем выпуске рассылки мы вновь вернемся к творчеству Аркадия Северного.


=======================================


Энциклопедия
АЗБУКА РУССКОГО ШАНСОНА


ПАВЛОВА ЗИНА – исполнительница зарубежья.

ПАК ВАЛЕРИЙ

ПАПА РАДЖ (Радж Гайфуллин) – автор-исполнитель. В 80-е создавал группу «Ботва».
Живет в Екатеринбурге.

ПАРОВОЙ СЕРГЕЙ – автор-исполнитель.

ПАРУС – ансамбль

ПЕРМЯКОВ

ПЕРСОНА

ПИШОНОВСКИЙ ДИМА – исполнитель, работавший в Одессе с ансамблем «Ланжерон».
(Почему все-таки в словаре «лонжерон», а в Одессе – «ланжерон»?)

ПЛЕВИЦКАЯ НАДЕЖДА

ПЛЯСЕЦКИЙ ГЕРМАН

ПОГУДИН

ПОДРЕВСКИЙ КОНСТАНТИН - информации нет.

ПОЛОТНО АНАТОЛИЙ – популярный автор-исполнитель, начинавший в 80-е и работающий
по настоящий день.

РАДОВА Э. - информации нет.

РАЗИЕВИЧ АНДРЕЙ – исполнитель зарубежья.

РАФАЙЛОВ САША – известен один гитарный альбом, записанный в Грозном.

РАХЛИН БОРИС

РЕБРОВ ИВАН – один из виднейших исполнителей русской песни за рубежом.

РЕЗАНОВ НИКОЛАЙ СЕРАФИМОВИЧ (р. 1939г.) - композитор и исполнитель, живет и
работает в Петербурге, руководитель ансамбля “Братья Жемчужные”. Первая запись
с Северным – декабрь 1974 г. С Крестовским где-то в 80-е. В 1970-х годах работал
в Читинской филармонии в ВИА “Добры молодцы” с Юрием Антоновым. В 1992 году
выпустил первую официальную сольную пластинку.

РИТТЕР (фон) НИКОЛАЙ (?) А.- информации нет.

РОМЕНСКИЙ ВЛАДИМИР (20.05.1935 -1981/83-?) ленинградский поэт-песенник. Писал
для А. Северного, В. Крестовского и др. С официальной эстрады песни не исполнялись.

РОЗЕНБАУМ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (р.1954) автор-исполнитель, родился и живет в
С.- Петербурге. В 1974г. закончил 1 мед. институт им. И.П. Павлова. Песни пишет
с 1968г.

РОЗОВА МАЙЯ – зарубежная исполнительница русских песен, сестра Славы Вольного.

РОУЗ СЕСТРЫ – исполнительницы из Нью-Йорка.

РУБАШКИН БОРИС - один из виднейших исполнителей русской песни за рубежом.


=======================================


НОВОСТИ САЙТОВ


Наконец-то, стартовало «Кольцо сайтов русского шансона». Сейчас в содружестве
сайтов уже насчитывается восемь ресурсов и все поступают новые заявки. Две заявки
отклонены голосованием. С июня начну давать в рассылке новости этих сайтов.
На кольцевую страницу можно зайти по ссылке на главной странице сайта «Классика
русского шансона».

И мой родной сайт
«Классика русского шансона»
http://www.retro.boom.ru/index.htm


К выходу этого выпуска рассылки планирую закончить чехарду с дизайном. Несколько
авторских страниц (около десятка) уйдут безвозвратно, в связи с тем, что на
них очень мало информации.
Среди обновлений уже: большая фотогалерея Владимира Асмолова, девять песен Братьев
Жемчужных в формате *.mp3, несколько песен Аллы Баяновой, на странице компании
«B.L.A.T. Records» появился телефон для региональных оптовиков и многое другое
– идет мощная переделка, поэтому все обновления и изменения просто невозможно
перечислить.
Вместо того, чтобы в свой законный отпуск водку пить на пляже или на отпускные
слетать в космос, как Тито, сижу дома и ковыряю сайт. Ну, да ладно, может кому-то
это и нужно. Я надеюсь.


=======================================


ДИСКУССИИ

Прямо с этой страницы Вы можете перейти к дискуссии на темы русского шансона,
обсудить материалы рассылки, поделиться интересными новостями. Также здесь можно
дать объявление о купле, продаже, обмене записями русского шансона.
Наиболее интересные дискуссии и объявления будут дублироваться в следующих выпусках
рассылки «Классика русского шансона».
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=vash4


=======================================


МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ:

Сайт «Классика русского шансона». http://www.retro.boom.ru/index.htm
А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки.
Азбуку русского шансона составил Михаил Дюков + Ваши и мои дополнения.

=======================================

(с) Перепечатка и цитирование материалов в электронных СМИ допускается при ссылке
и опубликовании электронного адреса сайта «Классика русского шансона».

=======================================

ведущий рассылки
Victor Ash
v_ash4@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное