← Январь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.blatata.com
Открыта:
04-12-2000
Статистика
0 за неделю
Классика русского шансона
Номер выпуска рассылки: 6 Дата выпуска рассылки: 2001-01-30 Код рассылки: culture.music.news.shanson Адрес сайта рассылки: http://www.retro.boom.ru/index.htm Количество подписчиков: 533 ======================================= КЛАССИКА РУССКОГО ШАНСОНА ======================================= В этом выпуске: -Настроение недели: Унесенные «звездной пургой» -Вечеринка с продолжением: Алексей Вереин о творчестве Димитриевичей -Персона: Интервью с Михаилом Кругом -Энциклопедия: Азбука русского шансона -Из первых рук: Получите диски Миши Гулько с автографом -Новости сайтов: Пять ссылок + еще одна -Афиша: расписание концертов группы «Лесоповал» на февраль -Ваши дискуссии -Обратная связь: «Я работала с Гариком Кричевским…» ======================================= УНЕСЕННЫЕ «ЗВЕЗДНОЙ ПУРГОЙ» «Та блатата, которую они исполняли, вовсе не является шансоном». Арина Крамер Исполнители блатных песен, или, как теперь обтекаемо выражаются, «русского шансона», всегда были столь же любимы публикой, сколь и гонимы официальными структурами. Правда, после перестройки у них появилась возможность легально выступать и выпускать свои записи, но на радио и ТВ они за редким исключением по-прежнему остаются персонами нон грата. Поэтому инициатива радиостанции «Шансон» собрать звезд этого жанра на грандиозный фестиваль «Звездная пурга» в СК «Олимпийский» искренне обрадовала их многочисленных поклонников. Надо признать, что фестиваль получился достаточно представительным. Участвовали как ветераны (Борис Сичкин, Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский, Михаил Гулько, Люба Успенская, Александр Новиков), так и звезды нового поколения (Михаил Круг, Трофим, Катя Огонек, Александр Звенцов). Были артисты менее «раскрученные». Например, автор знаменитых куплетов «Евреи, евреи, кругом одни евреи» Константин Беляев и ансамбль «Братья Жемчужные», работавший с Аркадием Северным. Разумеется, удалось собрать далеко не всех звезд жанра. Явно не хватало Александра Розенбаума, Александра Кальянова, Михаила Танича с «Лесоповалом», Ивана Кучина, Вячеслава Ворона... – Я сначала тоже хотел отказаться, – признался Константин Беляев. – Ну, зачем выступать бесплатно да еще своих музыкантов приглашать? Но главный редактор радио «Шансон» Вадим Гусев меня убедил: «Константин Николаевич, нельзя без вас! Вы все-таки старейшина этого жанра». Действительно, я в шансоне с 1968 года. Сначала пел одесские, юморные, фольклорные песни. Потом начал сочинять свои. Преподавал иностранный язык в вузах. Но с этой работой пришлось расстаться после того, как в 1983 году меня посадили. За то, что записывал и перезаписывал музыку. Была в УК такая статья 162 «Занятие запрещенным промыслом». Я ведь записывал не только свои песни, но и чужие. Да, брал за это небольшие деньги – по 10 рублей за катушку. А этим заниматься разрешено только государственным студиям звукозаписи. И меня «замели». Отсидел 3 года. Когда в 1987 году вернулся, на 10 лет отошел от музыки. Занимался бизнесом. И только 3–4 года назад снова стал записываться и выступать. У меня есть друг – страстный коллекционер шансона. Он сказал, что на данный момента в России исполнителей этого жанра 480 человек. В «Олимпийском» присутствовало только 40. Да и то каких... Вот вы слушали когда-нибудь радио «Шансон»? Сколько там настоящего шансона? 30–40 процентов. А все остальное – шлягерная попса. То же самое было и на «Звездной пурге»... Действительно, в фестивале участвовали исполнители, творчество которых никак нельзя отнести к блатному жанру. Даже Алла Пугачева – исполни она «Настоящего полковника» или «Девочку секонд-хенд» – смотрелась бы на «Звездной пурге» более уместно, чем, скажем, хозяйка модного салона Арина Крамер с откровенно попсовым хитом «моя любовь». Злые языки предположили, что кутюрье забашляла организаторам, чтобы засветиться по ТВ в компании звезд. Забашляла не только за себя, но и за своего «придворного» автора Виктора Чайку. Вместе с ним выступал его 17-летний сын, которого, по слухам, прошлым летом с большим трудом пристроили в МГИМО. Неужели его оттуда вышибли и он теперь будет покорять музыкальный олимп, как отпрыски других знаменитостей? – Сын Чайки как учился, так и учится в МГИМО, – «успокоила» Арина Крамер. – Он собирается быть юристом, а не артистом. Просто он неплохо исполняет рэп (ну, прямо Децл № 2! – А.Б.) Вот Виктор и предложил ему выступить вместе. Каждому отцу приятно видеть сына рядом. Идея принять участие в этом фестивале возникла не у Виктора и не у меня. Нас пригласило руководство радио «Шансон», услышав «мою любовь» на концерте. Я пою не ради денег. Говорят, я выступала ради эфира по ТВ? Но когда я давала согласие, не знала, будет съемка или нет. И уж совсем непонятно, почему я должна платить организаторам?! Меня и так уважают и любят за мое меценатство. И песня «Моя любовь» вовсе не попсовая. Это романс. Видно, вы в музыке плохо разбираетесь. Вы знаете, что такое «шансон»? По-французски это просто «Песня». Коль уж на то пошло, та блатата, которую исполняло большинство участников «Пурги», вовсе не является шансоном. Без меня все выглядело бы по-другому. А мое участие придало фестивалю необходимую многогранность... Александр Бойков. «Экспресс-газета» Ash: В выходные «ТВ-центр» показал сокращенную запись концерта. Арину Крамер «вырезали»… :) Впрочем, и Константина Николаевича показывали ровно одну секунду. Думаю, во второй «Пурге» он откажется выступать. ======================================= Вечеринка с продолжением Алексей Вереин КОГДА-ТО В ПАРИЖЕ... (продолжение, начало в предыдущем выпуске) Для многих иностранцев, посещающих "злачные" места Парижа, в том числе и русский "Распутин", Димитриевичи были, конечно, экзотикой, "осколками" старой дореволюционной России. Свои, русские, относились к ним с неизменной симпатией и теплотой. Их объединяла общая память о покинутой стране. Наталья Урбанская, эмигрантка уже "советского" периода, режиссер радио "Свобода", вспоминает: - 1969 год я встречала в Париже. Большие бульвары были переполнены... Большой полутемный зал, обтянутый красным бархатом... Я быстро перезнакомилась со всеми. Это были Димитриевичи - Валя, Алеша, дочь Вали - Тереза, с которой мы подружились. Валя Димитриевич была большая и неподвижная. На голове с редкими волосами как бы приплетена косичка. Алеша был едва ли не вдвое ниже ее ростом, так что, когда он играл на гитаре, Валя как бы подавляла его своим громадным бюстом и голосом, который исходил неизвестно из каких глубин. Тереза гадала мне по руке... Валя рассказывала, что после революции они много путешествовали и, наконец, остановились в Париже. Работали в ресторанах "Водка", "Пассадор", которые, к сожалению, закрылись во время войны, и что старший брат Вали - Иван - написал много песен, например, "'Мои цыганочки". Валя сказала потом фразу, которая запомнилась на всю жизнь: "В России, может быть, миллионы цыган, таких как мы, а вот здесь, в Париже, мы последние. Алеша играет, Тереза танцует, а мы с Володей поем". Совсем неплохая компания собиралась иногда в "Распутине"! Валя и Алеша Димитриевичи, Володя Поляков... "На огонек" заходили "наши" - художник Михаил Шемякин, Высоцкий, один или вместе с Мариной Влади... Когда же это меня впервые осенила мысль, что Влади просто обязана иметь к Полякову самое прямое отношение? Мало того, что они оба русские, мало того, что настоящая фамилия Влади - Полякова, так ведь она еще и по отчеству Владимировна! Витало что-то смутное, тем более, что имя Марины всплывало иногда при упоминании Володи Полякова, но чтобы с такой очевидностью обнаружилась связь... Этого мне и в голову раньше прийти не могло! А тут выстроилось все в одну линию, вот так, вдруг... Володю Полякова я открыл для себя совершенно случайно. Получилось так, что его записи мне едва ли не навязали. Я разбирался тогда с Валиными пластинками, ни о ком, кроме Алеши и Вали, и слышать тогда не хотел. Но оказалось, что разбираться-то особенно не с чем: своего отдельного диска у Вали никогда не было. Один она записала пополам с братом, а второй - со своим мужем, Володей Поляковым. Вот тогда-то я и открыл для себя это имя. Хорошо помню, как я вздрогнул, впервые услышав этот голос. Что это? Откуда?! Дело было даже не столько в самом голосе, сколько в совершенно неподражаемой интонации. На цыганское пение это было совсем не похоже, исполнение заставляло вспомнить о лучших шаляпинских традициях. Обладатель такого баса был просто обязан хоть когда-то иметь отношение к оперной сцене (впоследствии это подтвердилось). Хотя мало ли на свете певцов с поставленными от природы голосами. Сказать, что я был просто ошеломлен, значит не сказать ничего. Володю Полякова не обошла вниманием в своих парижских воспоминаниях и Наталья Урбанская: - Володя Поляков, громадного роста мужчина, который не вынимал изо рта сигарету "Житан", из крепчайших в мире, пел глубоким басом. И потом уже конкретная сцена: - ... Были цыгане из разных стран - польские, венгерские, французские, испанские. Много пили, кричали... И вдруг я увидела глубокого старика, который держался очень-очень прямо и смотрел на все с тоской, которая свойственна, вероятно, только евреям и цыганам. "Ребята, - заорала я, - это же Володя Поляков - последнее, что осталось. Володя, спойте что-нибудь, берущее за душу!.." Безусловно, это была одна из самых приметных фигур музыкальной культуры старой России, русского музыкального зарубежья. Наталья Урбанская точно подметила относительно Димитриевичей: они были совершенно разными даже внешне - невысокий худощавый Алеша и крупная пышнотелая Валя. И голоса у них были под стать внешности каждого. Валя обладала действительно очень сильным и мощным контральто, а у ее брата, если пользоваться привычной классификацией, было какое-то подобие тенора. Строго говоря, голоса как такового у него, конечно, не было. Брал он не голосом - брал совсем другим. Между прочим, Алеша частенько просто подпевал кому-нибудь - своей сестре, Юлу Бриннеру (о Бриннере - чуть позже)... Валю в этой роли трудно было себе представить, какие там "подпевки" - она своим голосом любой хор перекроет! Притом оба отличались необыкновенной музыкальностью, были музыкальны, что называется, "до чертиков". Так они и работали вместе "на контрасте" - брат и сестра, - отлично дополняя друг друга. Об их непохожести - ни внешне, ни творческими данными, - говорят решительно все, кому довелось их знать и слушать. Вот что вспоминает, например, лондонский журналист Давид Бург, познакомившийся с Димитриевичами в Париже в начале 60-х годов: - Началось все с того, что я довольно случайно забрел в один исторический русский ресторан "Шехерезада", некий музейный осколок довоенного русского Парижа. Меня поразила мощь Вали Димитриевич, и лишь во вторую очередь я заметил удивительный артистизм исполнения Алеши Димитриевича, причем он исполнял в ресторане довольно пошловатый русский репертуар. Часам к двум ночи, когда оставалась уже избранная публика, они переходили к более изысканному репертуару. И вот тут-то я был совершенно поражен. Я тогда был недавно из Москвы и как раз из того круга, где была открыта блатная песня как самый существенный жанр народного искусства советского периода. И мы были все уверены, что это было типично советское явление. И вдруг я услышал интонации, "словарь" этих блатных песен. В исполнении Алеши Димитриевича они воспринимались явно дореволюционными реалиями. Он пел замечательные песни, кажется, не сохранившиеся в записях, - например, "Александровский централ", где заключенные рассказывают друг другу, кто за что сидит. Последний вопрос: "Ты-то за что сидишь?", - и тут гениальная строчка: "Я убил жену нечаянно за проклятую любовь". Я подошел к Димитриевичам, поговорил с ними, и после этого они меня в ресторан к себе уже не пускали. Они говорили: "Не трать зря денег, мы так споем". Я помню, мы встречались в какой-то забегаловке после их спектаклей. Алеша очень любил эти застолья, когда бутылка коньяка доставалась из-под стола, на что парижане смотрели совершенно ошеломленно. Он пел песни эмигрантских низов, и я помню, как поразил и тронул меня этот вот мостик, который перебрасывался от эмигрантских низов к низовой советской жизни. Особенно запомнилась удивительная строчка: "Дядя в Венгрии на заготовке дров". Жили Димитриевичи жизнью семейной, клановой, прививали своим детям какие-то свои артистические цыганские ценности. Я помню, как покоренный пением очень красивой дочки Вали - Терезы, уже сильно "офранцуженной", даже по-русски говорившей с акцентом, богатый англичанин передал ей очень значительную купюру, и она таким царственным жестом передала эту бумажку в оркестр... Это вызвало, конечно, уже совершеннейший экстаз, это такой петербургско-цыганский жест, который воспет у Блока, но который, я думаю, не многие видели на Западе и в России... Примечательно, что английский журналист не ставит знака равенства между Алешиным репертуаром и собственно его исполнением. Да, репертуар у Димитриевичей был неровный, порой даже и пошловатый, но все его издержки с лихвой перекрывались "удивительным артистизмом", который не остался незамеченным Давидом Бургом. Их артистизм, их творческая интуиция были совершенно несовместимы с такими понятиями, как вульгарность и пошлость. Этого у них никогда не было. Дело не в том, что Димитриевичи пели, а как они это делали. Даже откровенно блатные песни оборачивались в Алешином исполнении маленькими шедеврами и "подавалась" им, совершенно безголосым и слегка шепелявым, с чуть ли не "классическим" чувством меры и тактом. Мне не раз - в поездках, в командировках, на отдыхе - представлялась возможность демонстрировать записи Димитриевичей людям с невысоким, как бы это сказать помягче, уровнем культуры. И что же? Никакого впечатления! Загадка, парадокс! Даже такие откровенно уличные и блатные песни, как "Мурка" и "Мама, я жулика люблю...", песни с богатой историей и биографией, не находят у этой категории слушателей никакого понимания в исполнении Алеши. Интересное "кино" получается. Не "шибко" грамотного цыгана с упоением воспринимает "шибко грамотная" интеллигенция, а те, кому, казалось бы, сам Бог велел, остаются к нему совершенно равнодушными. Мелодии "Мурки" не чурается, по его собственному признанию, даже такой большой музыкант-"классик", как пианист Алексей Наседкин. Он с удовольствием слушает "эту" музыку, а тему очаровательных "Кирпичиков" даже положил в основу своей виолончельной сонаты. И это авторитетнейший музыкант и профессор Московской консерватории! Дело, конечно, не в "Мурке", а в исполнении. Зa исполнением Димитриевича стоят исторические, еще дореволюционные традиции, старая школа исполнения подобного репертуара. И современному неискушенному слушателю на такую "Мурку" глубоко наплевать. Ему нужны синтезатор, усилители и децибеллы. А "Мурка" и "Жулик" у Димитриевича - это для нашего обывателя уже классика. Такая же, как и виолончельная соната Наседкина. Хотя... Не слишком ли я пристрастен в оценке творчества Димитриевичей? Справедливости ради надо признать, что отношение к ним тех, кто слушал их пение "вживую", не было таким уж однозначным. Тот же Вертинский бросает мимоходом: "На Монпарнасе пели цыгане - тоже русские - Димириевичи. Пели они слабо, но зато плясали необыкновенно". Тут, правда, непонятно, кто именно "пел слабо", кого из большой семьи Димитриевичей имел в виду знаменитый артист. Неужто "цыганофил" Вертинский мог остаться равнодушным к творчеству Алеши и Вали, при том, что все вокруг говорили об удивительном артистизме брата и редкостных вокальных данных сестры? Впрочем, среди артистов это не такая уж редкость - ревниво-критическое отношение к собратьям по сцене, оборачивающееся откровенной несправедливостью. Правда, неприятие творчества "конкурентов" далеко не всегда объясняется низменными мотивами: "чужое" часто видится неприемлемым сквозь призму собственного - пусть и замечательного, но вовсе не общеобязательного - творческого опыта, собственных эстетических представлений. И тем большая возникает неприязнь, чем отчетливей видится свое и чем заметнее от своего отличается чужое. Иными словами - чем ярче индивидуальность и собственная, и своего "антипода". По-моему, с Вертинским и Димитриевичами - как раз такой случай. У Вертинского основными средствами выражения были мимика, жест, пластика... Руки артиста сводили "старорежимную" публику с ума, и до сих пор люди, его слышавшие, начинают свои воспоминания о нем именно с этого, с рук и мимики. Голос был как бы вторичен и служил для передачи текста. Музыкальная ткань во многом определялась фортепьянным аккомпанементом. Это было одним из тех очень редких случаев, когда аккомпаниатор приковывал порой к себе большее внимание, чем солист. Такими концертмейстерами-"уникумами", без сомнения, являлись Михаил Брохес, Матвей Сахаров, Давид Ашкенази... Голос же у Вертинского был совсем несильный, зачастую переходящий в откровенный речитатив, а то и в мелодекламацию. Натуре Вертинского были присущи и самолюбование, и эстетство, и этакое "аристократическое" превосходство... Спору нет, Вертинский был одним из самых образованных людей в русской эмиграции и, возможно, самым образованным из всех, кто выступал на эстрадных подмостках. Он знал языки, отличался изысканными манерами... Он был этаким эстрадным "барином" и не любил делить свои выступления с кем бы то ни было. Общим у Вертинского и Димитриевичей было только одно - эмиграция. Их творчество не. пересекалось решительно ни в чем. Ни жизнь, ни судьба, ни творчество - ничто не оставляло даже малейшей надежды обнаружить между ними какое-либо сходство. Во всем артистическом "русском" Париже было трудно, а может быть, и невозможно найти более непохожих меж собою людей - "французское" воспитание Вертинского и малограмотность Димитриевичей развели их в противоположные стороны. Даже при обоюдном желании они не смогли бы составлять друг другу конкуренцию. Димитриевич был носителем старых традиций, Вертинский же явился, по сути, создателем совершенно нового жанра, который теперь называют жанром авторской песни. Правда, в отличие от сегодняшних бардов, Вертинский включал в свой репертуар и чужие сочинения, кроме того, он никогда не аккомпанировал себе сам. У него всегда были блестящие пианисты. Его концерты скорее напоминали театр одного актера, где Вертинский, создавая образ за образом, большей частью играл все-таки самого себя. Песни являлись для него средством самовыражения и зачастую, образно говоря, не Вертинский "умирал" в песне, а песня в нем, повинуясь его мощному актерскому импульсу. Артистизм и актерство - понятия очень разные, и для меня нет сомнений в том, что именно актерство было первичным в творчестве этого удивительного человека. Судьба Димитриевичей была куда более трагичной, чем у Вертинского - к нему она оказалась благосклонней. В конечном итоге, он все-таки вернулся на родину и вскоре даже оказался в числе сталинских лауреатов. В официальных документах он именовался, не иначе, как "товарищ Вертинский". Он и в эмиграции жил намного лучше других, этот "баловень судьбы". Дмитриевичи в кино не снимались, премий не получали и до "товарищей" так и не дослужились. Они навсегда остались изгнанниками. Может быть, именно поэтому тема эмиграции приобретала в творчестве Алеши и Вали столь явственно ощутимый оттенок безысходности, переходящий зачастую в подлинно человеческую трагедию. Печать личной драмы лежит на всем их творчестве, печать тоски по России ощутима в каждой их песне и романсе, Мне думается, по глубине и силе эмоционального воздействия на слушателя артистизм Димитриевичей много сильнее, чем актерство Вертинского. Они превосходили его простотой и доступностью, отсутствием "изломанности" и прочих "интеллигентских вывертов". Вертинский ведь даже свои "Чужие города" поет вполне "рационально". Я как слушатель не чувствую здесь трагедии даже в подтексте, даже в иронии. Ирония у Вертинского остается иронией, за иронией Димитриевича почти всегда ощутима трагедия... А еще Вале Димитриевич - светлая ей память - по сию пору "достается" от Баяновой. "Ну, зачем же она всегда так кричала?" - говаривала мне Алла Николаевна всякий раз, как я упоминал, хотя бы вскользь, фамилию Димитриевичей. Я при этом молчал, пытаясь скрыть свое недоумение и не смея перечить. Вертинского же певица боготворит. Для нее он единственный, вне конкуренции. "Фи, ну кто такой Лещенко рядом с Вертинским!" - бросила она мне однажды. И это о Лещенко - "Петьке", с которым она была очень дружна в юности. Репертуар Димитриевичей отличался ярко выраженным эклектизмом. Полное отсутствие какого бы то ни было стилистического единства бросается в глаза сразу. И Валя, и Алеша не придерживались единой "линии", включая в репертуар очередной романс или песню. Их творчество представлено самыми разными жанрами - здесь можно найти романсы и "уличные" песни, таборные мелодии в соседстве с образцами "настоящей" классики. Словом, никакими рамками они себя не ограничивали. Вслед за "Цыганочками" Валя пела "Очи черные", вслед за романсом "Я вас любил" звучало чисто семейное "Пропил Ваня, промотал весь отцовский Димитревич капитал". У Алеши слышим "Ночную прохладу", потом он же поет "Мурку". Если в целом репертуарная политика Димитриевичей ограничений не знала, то для каждого из них такие ограничения существовали. Они оба умело пользовались своими такими разными от природы голосами, и каждый выбирал для себя именно то, что наиболее соответствовало его индивидуальности. Валя, конечно же, отличалась от брата большей "классичностью" - это слышно и по голосу, и по репертуару. "Очи черные" в ее исполнении предстают подлинным шедевром, в первозданной своей красоте и чистоте, без не успевшего еще налипнуть к романсу, за все годы его существования, слоя грязи. - А Шаляпин? - спросите вы. - Неужто великий русский артист пел "Очи... " хуже, чем почти никому неведомая Валя Димитриевич? Да нет, конечно же! "Хуже" Шаляпин не пел, но в его мощной актерской трансформации этот романс обрел совершенно иное звучание. У Шаляпина мы слышим нетрадиционную версию, здесь все иное - другие слова, трехдольный "вальсовый" размер музыки. Проводить между этими двумя исполнениями параллель совершенно нелепо, они не пересекаются ни в чем. При такой "всеядности" - о каком, казалось бы, "репертуаре Димитриевичей" можно говорить? А между тем он был и даже пережил своих исполнителей. Его и теперь можно услышать "вживую" в разных частях света. В Америке до сих пор кое-что из их песен исполняет Женя Шевченко. Опять незнакомое имя? Что ж, певица уже давно связала свою судьбу с Америкой. Правда, в последнее время довольно часто приезжает на родину, в Москве перестали быть редкостью ее концерты, уже и по "Маяку" иногда звучит ее голос. Но как передать впечатление от ее исполнения, если вам не случилось пока что слышать, как она поет? Лет пятнадцать-двадцать назад в наших "кабаках" исправно звучала песня "Москва златоглавая" - про "конфетки-бараночки, словно лебеди, саночки" и т.д. Потом ее облюбовали некоторые "звезды" нашей эстрады, записали на пластинки, спели по радио... Не поленитесь раздобыть кассету с Жениными записями - теперь это не так уж трудно. Доставьте себе удовольствие - послушайте, как звучит эта самая "Москва златоглавая", если можно так выразиться, "в подлиннике". После этого, я совершенно убежден, вам захочется выключить радио и выбросить подальше ваши записи, если "конфетки-бараночки" зазвучат в другом исполнении. Шевченко обладает от природы и самого господа Бога поставленным, очень низким и, вдобавок к тому, "хорошо" прокуренным контральто. Она не очень-то привередлива в выборе репертуара, что вслед за чем петь - это ее тоже не очень волнует. Женя может спеть, например, "Андрюшу", "Пой, цыгане" - и вслед за ними целую обойму песен из советских кинофильмов. Но ей - прощаешь. По сути, Женя Шевченко, конечно, - классический образец "ресторанной" певицы, но это искусство она довела до высшего предела совершенства. (продолжение в следующем выпуске) ======================================= Персона МИХАИЛ КРУГ: "Я ВЗЯЛСЯ ЗА ГОЛОВУ В 33 ГОДА" Его величают "маэстро русского шансона". Замысловато и не по-нашему. Куда роднее звучало бы "автор и исполнитель блатной песни". А каков он, Михаил Круг, внутри своей "окружности"? Чтобы понять Михаила Круга, нужно просто принять три вещи: он потрясающе работоспособен, он талантлив, и он обладает довольно непростым характером, в котором много жесткости, нетерпимости и категоричности. Последнее давайте попробуем воспринимать как данность, а не минус. Ибо с другим характером Круг, быть может, не стал бы Кругом. А значит, не услышали бы мы много хороших песен, берущих за душу. И никогда не прозвучал бы его "Владимирский централ". "НАД КИСЛОЙ МИНОЙ Я СМЕЮСЬ" - Михаил, в большинстве ваших песен звучит блатная тематика. "Менты, воры, фраера"... Это имеет какое-то отношение к автобиографии, или всего лишь дань моде, а точнее - потребностям души народной? - Ну почему всем хочется провести такую параллель: раз поет блатные песни - значит, сидел. Я не сидел! Хотя быть не в ладах с законом приходилось. По молодости. Два раза даже был под следствием. Однако песни - не обязательно автобиография. Как правило, присутствует вымысел. - Грусть, печаль лирических песен перекликаются с характером Круга? Чего в нем больше - мажора или минора? - Я, наверное, непоседа по жизни. Не люблю долго тосковать. Видеть в зеркале свою кислую мину скорее смешно, чем тоскливо. Чем больше смотрю на себя такого - тем веселее становится. А потом... Есть Родина, есть мама, есть дети, есть обязанности перед обществом. Все это навевает мысли оптимистичные и не оставляет места и времени для уныния. "МЕСТО ЖЕНЩИНЫ - НА КУХНЕ" - Женщинам вы посвятили немало красивых строк. Песни "В городском саду падал снег", "Мой бог" лиричны и трогательны. А что для вас значит женщина в реальной жизни? - Женщина? (с усмешкой). Женщину сделали из ребра Адама. И роль ее вполне конкретна: помыть, постирать, приготовить обед. Такова ее доля. Это не я придумал, это Господь. И так должно быть. А уж забота мужчины - обеспечивать женщину красивой машиной, хорошей одеждой. Если, конечно, она справляется со своими обязанностями. Только не подумайте, что я какой-то узурпатор женщин. Просто мне не нравятся женщины, которые хотят получать от жизни все, ничего при этом не отдавая. - А что вы сами-то готовы отдать женщине? - Все! Душу, сердце. И, самое главное, - свое будущее. - Вас обманывали женщины? Вам изменяли? - Ни-ког-да! Я - лидер. И не могу быть обманут принципиально. Если она не пришла ко мне на свидание, я больше никогда не позвоню. - Не прощаете? - Я их жалею. Тех, кто не со мной. Что касается измены, то это абсолютно исключено. Но если бы такое произошло... Выгнал бы из дому! Вопрос верности для меня первоочередной. - Вы женаты? - Был. Один раз. Больше не женюсь никогда! Почему? Меня женщины долго не выдерживают! (Смеется). А если серьезно... Дело в том, что для меня не существует понятия "первый брак", "второй брак". Есть единый брак, данный Господом. У меня он не удался. Значит, таков мой крест. Хотя жену свою до сих пор люблю - она честная женщина. Но... Не могу простить ей холодность по отношению ко мне. - Ей не хватило душевных сил понять вас? - Конечно. Мужчина, лишенный женского внимания, перестает обращать внимание на женщину... Когда мы женились, я еще не был артистом. Работал шофером на грузовике, ходил с грязными ногтями. Она же была модельером-конструктором и ни за что не хотела верить в мой потенциал, в то, что я что-то могу сделать в этой жизни. Она думала, что я буду стирать, гладить, готовить, мыть полы... Я не оправдал ее надежд. Возможен ли новый виток отношений между нами? Конечно же, нет. Назад я ее не возьму. Это была моральная измена. А я не прощаю. Я - гордый. Она, кстати, тоже... "Я НОЧЕВАЛ В ПРИТОНАХ" - Сегодня у вас есть любимая женщина? - Я слишком люблю своего 11-летнего сына, чтобы иметь любимую женщину. Жене его не отдал и воспитываю сам. Если кем-либо увлекусь, сын отойдет на второй план, в голове появятся ненужные глупые мысли. А мне бы этого не хотелось. Сегодня дороже мамы и сына у меня никого нет. - Что вы в него вкладываете, чему учите? - Не врать. Не лениться. Уважать старших. Музыка его не интересует, основное увлечение - компьютер. Сидит с утра до вечера, щелкает кнопками и больше ничем не хочет заниматься. Но я и не пытаюсь давить, притягивать за уши. Всему свое время. Я взялся за голову в 33 года. И это было не поздно. - Возраст символический... А до этого времени вы, надо полагать, были "непутевым сыном", как поете в одной из песен? - Я - бывший алкоголик! Пил у прилавков магазинов. Напивался и ночевал в притонах. Вел такую жизнь, что... В общем, я жил так, как жили все мои школьные и дворовые приятели, ни о чем не мечтая, ни к чему не стремясь... - Как же удалось выкарабкаться из этой ямы? - В один момент поставил точку. Записал альбом, отвез в Москву и через месяц стал артистом студии "Союз". "Я НЕ ЛЮБЛЮ" - Кого бы вы могли выделить на сегодняшней эстраде? - Вику Цыганову. "Блестящих". Алла Борисовна, конечно, вне конкуренции. Все остальное - полная чушь. - Вы сегодня на сцене пытались кривлять подвижного Леонтьева - вам не нравится манера исполнения этого талантливого артиста? - Петь и танцевать одновременно невозможно. Это "фанера". А я не люблю фанерщиков. Так же, как Вилли Иванович Токарев - он их просто ненавидит. Таким исполнителям и гонорары нужно платить соответствующие: записать шелест денег на магнитофон - и пусть слушают у себя дома. - Эта нетерпимость в характере досталась вам от отца? - Да. Мой отец, кстати, был большим человеком. Я всегда им гордился. Он работал начальником связи и обладал всеми качествами настоящего мужчины. - Друзей у вас много? - Все друзья старые. Новых нет. Не люблю новых друзей. Почему? Не верю в их искренность. Просто я слишком известный... - Вы высокомерны? - Ну, где надо - и кулаком могу стукнуть, не церемонясь. Но, в основном, я человек добрый. - Есть ли приятели среди коллег, или шоу-бизнес - это сплошная конкуренция? - Конечно же есть! И немало: Александр Иванов, Виктор Салтыков, группа "Нэнси", братья Жемчужные, Александр Новиков, Катя Огонек, Вика Цыганова с мужем Вадимом, Александр Кальянов... Мы сходимся по своей непринадлежности к классу голубых... Я отношусь к гомосексуалистам резко отрицательно. - Как к явлению? - Как к больным людям. - Вы - большой консерватор... - Это верно. Хотя в молодости был революционером. Не воспринимал все старое, любил запрещенных тогда "Машину времени", "Битлз", "Дип Перпл". И вот сегодня, несмотря на новые веяния в музыке, я продолжаю любить эти группы, оставаясь в душе все тем же молодым человеком... - И сколько же вам в душе? - Надо подумать. Никогда себя об этом не спрашивал. (Думает). Не 18, конечно, но не более 35-ти... - Что бы вы могли сказать об исполнителе Ване Кучине? - Не знаю, что сказать. Не понимаю, когда исполнитель присваивает себе чужие песни. "В таверне тихо плачет скрипка" была написана еще в начале века, до революции. А он выдает ее за свою... - Вы пишете песни только для себя, или доверяете их исполнение еще кому-то? - Я продюсирую начинающую певицу эстрадного жанра Светлану Тернову. Написал для нее ряд песен, в этом году выйдет ее альбом. Это серьезная певица, не идущая ни в какое сравнение со всякими "Стрелками" и "Шиншиллами". И песни она будет петь тоже серьезные - о любви, женской тоске по любимому и т. д. "СЛАВА - ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ" - Чего вы еще ждете от жизни? - Чего жду? Жду, когда у меня вырастет "мелочь". Интересно посмотреть, чем он будет заниматься в жизни, что захочет делать... - Чувствуете свой творческий пик, или он еще впереди? - Хотелось бы, чтобы был впереди. Надеюсь, что смогу еще что-то построить, дать денег церкви, помочь родным, близким. Ведь аплодисменты и автографы - это еще не пик. Не в славе человек состоится, а в обязанностях перед обществом. В добрых, полезных делах, которые он делает для других. - Что вас сегодня радует и что серьезно огорчает? - Радует то, что после падения коммунистического строя люди опять обратились к вере. А огорчает то, что культура запада насаждается нашему обществу. Эти порножурналы, желтая пресса, развращенная молодежь... Все идет к какому-то хаосу. Но очень хочется верить, что мы выстоим, и здравый смысл победит. - Спасибо. Успехов вам. И приезжайте к нам еще! Оксана Торгина, газета «TV+» ======================================= Энциклопедия АЗБУКА РУССКОГО ШАНСОНА ВЕРНИ ДИНА (р.1919) родилась в Одессе, с 1926г. живет во Франции. Участница французского освободительного движения, имеет награды своего правительства. В СССР приезжала несколько раз, начиная с 1959г. Собирательница произведений искусства, жена Майоли. В 1975г. выпустила альбом блатных песен. ВЕРТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (21.03.1989-1957) родился в Киеве, в 1919г. эмигрировал, в 1947г. вернулся в СССР. Концертировал до 1957г. Поэт, композитор и исполнитель. ВЕТРОВ С. - информации нет. ВИНОКУРОВ ВАЛЕРИЙ – исполнитель из Франции. ВИХОРЕВ ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ (р. 1931) - автор-исполнитель, родился в Ленинграде, пережил блокаду. Механик, инструктор по горнолыжному спорту. Лауреат конкурсов туристической песни. Пишет песни с 1959 года. ВОДКИН СЕНЯ ВОДЯНОЙ МИША – актер кино, известны 6 его песен. ВОЛОГОДСКИЙ ГОША – автор-исполнитель. ВОЛЬНЫЙ (ВОЛЬНОВ) СЛАВА (РОЗОВ АЛЕКСАНДР) - американский исполнитель русского происхождения, брат певицы Майи Розовой, выпустил в 1970-х годах магнитоальбом. По некоторым сведениям погиб в ресторанной перестрелке. ВОЛЬНЫЙ СТАС – исполнитель из Челябинска. Выпустил одну аудиокассету. ВОРОНЕЖСКИЙ (ЧУРИКОВ) ВЛАДИМИР – (1962) поэт-песенник из Воронежа, пишет тексты песен для Александра Немца. Его перу принадлежат такие хиты, как «Колонна», «Майский ветер», «Утро из перламутра» «Шепелявый», «Начальничек», «Кореш Вовчик» и «Соловей». Филолог, одно время работал учителем русского языка в школе. ВОХ АНДРЕЙ – автор-исполнитель из Свердловска. Выпустил несколько альбомов. ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ (1938-1980) родился и жил в Москве. Артист театра и кино, писал песни с 1960г. Один из основоположников жанра авторской песни. Лауреат Государственной премии СССР (1987г.). ======================================= Блатной Коржик: Там у тебя в рассилки написали и еще какойто там Алмазов так ето Юрий Алмазов-автор-исполнитель, бродюсер группи БЕЛОМОРКАНАЛ, в последнем их альбоме "Блатная кровь" записался так же как один из исполнителей групы, первую песню спел на пару с Спартаком!!! Так же он много пишет для современных исполнителей ШАНСОНА, и своих дисков у него кажется 3 а может и болше Ash: Присылайте свои ПОДРОБНЫЕ дополнения к азбуке русского шансона. Буду весьма признателен. ======================================= ПОЛУЧИТЕ ДИСКИ МИШИ ГУЛЬКО С АВТОГРАФОМ! Если Вы хотите получить фирменные (USA) виниловые диски Михаила Гулько с его именным автографом, то свяжитесь с его представителем в Москве. Два виниловых диска "Синее небо России" 1982 года, "Сожженные мосты" 1984 года. По 20 долларов за диск. Телефоны в Москве: 249-8577, 249-8578, 249-8580. Спросить Максима. ======================================= НОВОСТИ САЙТОВ «Блатной фольклор» http://www.aviso.com.ua/blat/ 20 января 2001 г. Добавлена стр. 33 с текстами песен: "Журавли улетели...", "Звенит звонок. Пора расстаться...", "Там в деревушке, в убогой лачужке...", "Была пора и я тебя любила..." , "Не вешай голову на грудь..." Официальный сайт Константина Беляева http://belyaev.pesni.ru/ Вышел очередной эксклюзивный диск Константина Беляева - "Выступление на дне рождения Саши Волокитина" (22.09.1999). Включает 17 треков. Заказать можно по телефону 443-24-62, звонить днём. Стоимость - 240 рублей. Ash: ВНИМАНИЕ! Сайт Кости Беляева поменял адрес. Обновите свои закладки. Сайт http://www.blatnyak.com/ 21/01/2001 - Добавлен альбом Александра Новикова "Золотая коллекция" - Диск 1, поже будет и диск 2ой. Кстате час не кочается Дюмин альбом "Волк" и Медяник, прикрыли мне их, поже скину вдругое место. Официальный сайт группы «Лесоповал» http://www.lesopoval.ru/ # 17.01.2001 # Мы открыли опрос на тему "Чтобы Вы хотели услышать на концертах?". В опрос вошло пока 20 песен. Из этих 20-ти вы должны выбрать лучшие и близкие вам по теме. На основании ваших ответов будет выбрана лучшая пятерка песен, которые будут исполняться на всех концертах нашей группы. Сайт памяти Аркадия Северного http://www.severnij.dp.ua/ 24.01.2000г. Обновлена страница "Живой звук". Сейчас на ней представлено более 3х часов живого звука в формате mp3. Здесь можно найти песни из концертов с ансамблями "Братья Жемчужные", "Черноморская чайка", "6+1", "Божья обитель", "Чайка", "Трезвость", "Казачок", "Встреча", "Четыре брата и лопата", "Химик", а также с компакт-дисков "Возвращение" и "Дуня чумовая". И, наконец, мой родной сайт «КЛАССИКА РУССКОГО ШАНСОНА» http://www.retro.boom.ru/index.htm Добавлена страница Александра Шепиевкера. Ash: Прошу вебмастеров самих присылать тексты обновлений мне. Тогда мы не пропустим ничего интересного. :) v_ash4@mail.ru ======================================= Афиша РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ ГРУППЫ «ЛЕСОПОВАЛ» 30 января - кинотеатр "Саяны" /Москва/ 3 февраля - город Ростов 6 февраля - кинотеатр "Нева" /Москва/ 8 февраля - город Киров 11 февраля - кинотеатр "Октябрь" Люберцы 14-15 февраля - Краснодарский край 16-17 февраля- город Ижевск 18 февраля - город Белгород 19 февраля - город Старый Оскол 23 февраля - город Санкт-Петербург клуб "Астория" 24 февраля - город Домодедово ДК "Мир" 25 февраля - город Подольск Данное расписание концертов и гастролей является ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ!!! ======================================= ДИСКУССИИ Прямо с этой страницы Вы можете перейти к дискуссии на темы русского шансона, обсудить материалы рассылки, поделиться интересными новостями. Также здесь можно дать объявление о купле, продаже, обмене записями русского шансона. Наиболее интересные дискуссии и объявления будут дублироваться в следующих выпусках рассылки «Классика русского шансона». http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=vash4 ======================================= ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Здравствуйте, уважаемые почитатели русского шансона! Просмотрела страничку Гарика Кричевского и стало очень обидно, что о нем так мало знают. Хочу это исправить, так как считаю, что он очень талантливый человек. Можете не сомневаться, что все что написано мной правда, поскольку я проработала у этого чудесного и веселого человека 2года бэк-вокалисткой. И так, настоящее имя Гарика -Георгий Эдуардович. Дата рождения 30 апреля. Женат (жена Анжела исполняет роль администратора). Ростит дочь Викторию, которую очень любит и балует. Никогда не поет под "фанеру". Работает с групой "Княжий двор". Почти все аранжировки делает не менее талантливый Роман Луговой. Записывает свои песни в студии Александра Балабана. По образованию Гарик врач. Последний альбом - "Пальчики". Это если коротко... С радостью отвечу на все вопросы связаны с его творчеством. ======================================= МАТЕРИАЛЫ ПРЕДОСТАВИЛИ: Официальный сайт студии «Восток». http://www.vostok-inform.narod.ru Сайт «Классика русского шансона». http://www.retro.boom.ru/index.htm А также другие издания и сайты, упоминаемые в тексте этой рассылки. Азбуку русского шансона составил Михаил Дюков + Ваши и мои дополнения. ======================================= ведущий рассылки Victor Ash v_ash4@mail.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||