Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (18.09.06-24.09.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #137


НОВОСТИ с 18.09.06 по 24.09.06 (6)

...так что конечная и последняя цель генерал-баса, как и всей музыки, - служение славе Божьей и освежению духа. Там, где это не принимается во внимание, там нет настоящей музыки, а есть дьявольская болтовня и шум
Иоганн Себастьян Бах
(1738)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1390] Анонс: Владимирский губернаторский оркестр в Москве 29 сентября
[1389] Виолончелист стал международным Вестником Мира
[1388] Обыкновенный гений
[1387] Планы реставрации органа Большого зала Московской консерватории
[1386] Фестиваль "Early Music": Василий Илисавский и ансамбль Altera Musica
[1385] Встреча с Башметом на Эльбе (другой)
[1390] Анонс: Владимирский губернаторский оркестр в Москве 29 сентября
24.09.2006
Владимирский Губернаторский симфонический оркестр - один из самых активно и динамично развивающихся российских оркестров (причем, едва ли не в первую очередь благодаря энергии своего художественного руководителя и главного дирижера Артёма Маркина). И это один из более чем ограниченного круга нестоличных оркестров, выступления которого могут вызвать интерес в Москве. (Напомню, московоское выступление Владимирского Губернаторского оркестра чуть менее года назад стало запомнившимся музыкальным событием - см. нашу новость # 1182.)

На этот раз Владимирский оркестр выступит в Москве с программой из сочинений Р. Шумана, 150-летие со дня смерти которого отмечается в этом году.

Москва, Московский международный Дом музыки
29 сентября

Роберт А. Шуман (1810-1856)
  • Увертюра из сцен к трагедии И. В. Гёте "Фауст" (1853)
  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54 (1845)
  • Увертюра из музыки к драматической поэме Дж. Байрона "Манфред", соч. 115 (1848)
  • Интродукция и Allegro appassionato (Соль мажор) для фортепиано с оркестром (концертштюк), соч. 92 (1849)
  • Концертное аллегро с интродукцией (ре минор) для фортепиано с оркестром, соч. 134 (1853)
Владимирский Губернаторский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер - Артём Маркин
Солист - Михаил Лидский, фортепиано
Алексей Зубов
[1389] Виолончелист стал международным Вестником Мира
22.09.2006
[Рисунок: Йо-Йо Ма (playbillarts.com)] Всемирно известный виолончелист Йо-Йо Ма стал очередным Вестником (Посланником) Мира Организации Объединенных наций (The United Nations Messenger for Peace). Об этом назначении было объявлено еще в январе, но официальная церемония возведения в должность состоялась вчера в Японском саду ООН. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан позвонил в Колокол Мира (в последний раз в качестве главы ООН), а Йо-Йо Ма выступил с краткой речью и исполнил Партиту для виолончели соло знаменитого турецкого композитора Ахмеда Аднана Сайгуна (1907-1991).

Вестники Мира ООН выбираются из числа выдающихся талантов в искусстве, музыке, литературе и спорте, согласившихся способоствовать привлечению внимания к деятельности в ООН во всем мире.

Подробнее - см. статью на PlaybillArts.com.
Алексей Зубов
[1388] Обыкновенный гений
21.09.2006
[Рисунок: Кристиан Безуденхаут (www.handelandhaydn.com)] "Есть верное правило: говоря о молодых музыкантах, не употреблять слово "гений" – но правила существуют только для того, чтобы их нарушать. Выступивший 19 сентября в Санкт-Петербурге 26-летний пианист Кристиан Безуденхаут гениален и об этом вскоре узнает весь мир. А пока чуду Безуденхаута внимают Петербург и Москва..."

Читайте отзыв Дм. Ренанского о концерте К. Безуденхаута в разделе нашей ленты новостей, посвященном проходящему в эти дни Фестивалю "Early music".

Московский концерт К. Безуденхаута состоится сегодня в театре "Школа драматического искусства" (Сретенка, 19).
Алексей Зубов
[1387] Планы реставрации органа Большого зала Московской консерватории
20.09.2006
Ян Смирницкий из "Московского комсомольца", как всегда, когда дело касается органов в России, послушно и почти дословно озвучивает чужое мнение - некоторого вполне конкретного лица (или некоторой группы лиц), не замечая бессвязности получающегося текста. Смысл подобного журналистского деяния не слишком понятен; впрочем, ниже я привожу текст вчерашней статьи "МК". Всяческие глупости (вроде того, что титулярный органист именуется во Франции organiste titulaire , а не "titular") - возникшие то ли от эффекта "испорченного телефона", то ли еще от чего - специально не отмечаю.

* * *


Столице нужен компетентый орган

Его ремонт обойдется консерватории в 1,5—2 млн. евро


[Рисунок: Орган Большого зала Московской консерватории] "Если вы скажете о нашем "Кавайе-Колле" какому-нибудь органисту в мире, он за сердце схватится от восторга!.." Ректор Московской консерватории г-н Алиханов знает цену тому, что имеет. Но судьба легендарного органа Большого зала по-прежнему туманна. Требуется сложная реставрация, которая, по экспертным оценкам, потянет минимум на 1,5 миллиона евро. Где взять деньги? Кого приглашать в реставраторы? Вот два главных вопроса, которые пока без ответа.

В двух словах — легенды и правда о "Кавайе". Очень часто консерваторцы гордятся тем, что их "Кавайе-Колль" — "последний орган" знаменитой французской фирмы, давно канувшей в Лету.

А дело было так. Сначала тогдашний директор консерватории Василий Сафонов решил заказать под строящийся Большой зал орган на 70 регистров у немецкой фирмы "Валькер". Те уже составили чертежи, проекты... как вдруг заказ был аннулирован. В Москву приехал влиятельный органист Шарль-Мари Видор (кстати, сотрудничавший с Чайковским). Он-то и посоветовал Сафонову взять "более подходящий русским" заказ в Париже у мастера романтической школы Аристида Кавайе-Колля. И это несмотря на то, что органы Кавайе были значительно дороже валькеровских (конечная стоимость "француза" — 45 902 руб. 73 коп.), да и на 20 регистров поменьше ("Кавайе" в БЗК — 50 регистров, 3136 труб). Сафонов дал "добро". Орган сделали за 2 года, и к лету 1899-го он был смонтирован на фирме. Но сам Аристид, долго болевший, умер 13 октября, поэтому вся последующая судьба органа легла на плечи его преемника Шарля Мютена. Остается неясным, сколь велик вклад самого Аристида в этот орган. Известно лишь, что в официальном каталоге фирмы среди органов, "построенных Кавайе-Коллем", московский орган... не значится.

Здание Большого зала еще не было готово, и орган, дабы не гнил без дела, выставили на Всемирной Парижской выставке (1900) в Русском павильоне. По завершении форума он был разобран и вновь смонтирован уже в Москве. Все органостроители знают, что сделать орган — полдела, главное — его правильно интонировать, заставить трубы звучать так, а не иначе. Так вот: ни Аристида Кавайе-Колля (который уж почил), ни Шарля Мютена (которого Сафонов приглашал, да тот не приехал) в Москве не было, они лично орган не интонировали. Этим занимались мастера Перу, Оше, Гензон и Дюмон. А первый концерт Видор дал лично 11 апреля 1901 года.

Печальное жизнеописание органа второй половины XX века мы опускаем: "МК" писал о трех малоудачных ремонтах-вмешательствах в "Кавайе" (мастера Ляманна в 1958 году, фирмой "Зауэр" в 1968-м и "Мишель, Мерклен и Кун" в 1975-м). В 1988-м изнасилованному как только можно органу наконец присвоили статус "художественно-исторического памятника".

Теперь мы возвращаемся в наше время. Тигран Алиханов:

— Во-первых, очень важно произвести экспертизу — понять, что именно с ним надо делать. И тут встает вопрос: кого приглашать в реставраторы? Ведь фирмы уже нет, хотя органы "Кавайе" стоят во многих городах Европы, и были случаи, когда они ремонтировались удачно. Но и тут нет никакой гарантии. В одном месте — удачно, а в другом — так не получится.

— Фирму "Шуке" не пригласите? — спрашиваю с поддевкой. Дело в том, что "Александр Шуке" — любимая фирма органной кафедры консерватории, контракты с которой здесь усиленно лоббируют. И, по слухам, господа с кафедры первым делом "авторитетно" рекомендовали Алиханову реставрировать французскую романтику "Кавайе" при помощи этих самых немецких необарочников. Но Алиханов предложение игнорировал:

— И речи не было о том, чтобы приглашать немцев! Да, "Шуке" традиционно сотрудничает с консерваторией, но это не значит, что она должна ремонтировать "Кавайе". Ведь речь-то вообще шла о том, есть ли в принципе фирма, могущая подступиться к "Кавайе"? (На одной из недавних конференций ISO — International society of organbuilders — ряд экспертов выказывал по этому поводу скептицизм. — Я.С.) Кто-то говорит о французах, кто-то о голландцах...

Опять же по слухам, у Алиханова нет-нет да и появится новый советчик в лице г-на Оливье Латри, являющегося одним из трех основных органистов (titular) собора Нотр-Дам де Пари (конкурс на это место он выиграл в 23 года). Сейчас он, помимо прочего, является профессором органа в Парижской консерватории и время от времени как эксперт курирует постройку органов там и сям. Говорят, именно он приглашает г-жу Голуб (органист Людмила Голуб — жена Алиханова) играть в соборе Парижской Богоматери. И кстати, на органе Кавайе-Колля, построенного там в 1863 году (с вкраплением старых труб прежнего органа "Клико").

Ясно одно: работа потребуется масштабная. Орган демонтируют, полностью вывезут в Европу (на фирму), там отреставрируют (с частичной заменой труб и деталей), соберут и проинтонируют, разберут, перевезут в Москву и здесь вновь соберут "набело".

— Если Большой зал после августа 2007-го мы закроем на 6—7 месяцев, — продолжает Алиханов, — и этого времени должно хватить на его ремонт, то реставрация органа никак в эти сроки не уложится. Его же не во дворе будут клепать... Поэтому, начиная с сего дня, мы должны активно взяться за поиски фирмы. Хотя и помимо "Кавайе" у нас есть "головная боль" — это учебные органы в 314-м классе и в Белом зале. На их ремонт потребуется куда меньше — около 25 000 евро. Но попробуйте и эти деньги достать.

Понимая, что суммы на реставрацию "Кавайе" сопоставимы с затратами на ремонт всей консы, Алиханов решил "не идти в правительство с протянутой рукой, прося еще 3 рубля и на орган":

— Это — пустой номер. Орган — памятник, а памятник должно охранять государство. Поэтому мы пойдем к Кудрину и Грефу с отдельной программой, касающейся исключительно этого органа. Но вы наивны, если думаете, что там нас с нетерпением ждут...
Алексей Зубов
[1386] Фестиваль "Early Music": Василий Илисавский и ансамбль Altera Musica
19.09.2006
Вот отзыв об очередном концерте Фестиваля "Early Music":

[Рисунок: Василий Илисавский (ilisavsky.de)] Два лика европейского сентиментализма. Василий Илисавский и Altera Musica в Елагином дворце (Катя Ильичёва) -

который мы публикуем в разделе нашей ленты новостей, посвященной Фестивалю.
Алексей Зубов
[1385] Встреча с Башметом на Эльбе (другой)
18.09.2006
Мы, наконец, начинаем размещать анонсированную ранее информацию о некоторых важных музыкальных событиях первой половины сентября. Фестиваль, о котором пойдет речь ниже, сейчас уже завершился, но мне чрезвычайно приятно - пусть, к сожалению, и с опозданием, опубликовать отзыв одного из наших читателей - любителя музыки, пожелавшего остаться неизвестным, очевидца описываемых ниже событий. Текст был прислан несколько дней назад, еще до окончания Фестиваля (см. ниже), но по техническим причинам (надеюсь, таковые в будушем будут меньше влиять на наши публикации) я размещаю его лишь сейчас.

[Рисунок: Эльба. Пейзаж] Десятый год на итальянском острове Эльба проходит международный фестиваль классической музыки, организованный Георгием Эдельманом и Юрием Башметом. Он называется "Elba isola musicale d’Europa" (Эльба – музыкальный остров Европы) и продолжается две недели – со 2 по 14 сентября. На остров съезжаются удивительные музыканты со всего мира.

Программа фестиваля необыкновенно интересна. Часть концертов проходит на берегу Лигурийского моря, на мысе, где находится археологический музей. Над старыми стенами натянута парусина, и музыка звучит почти что под открытым небом, рядом со старинной башней, под шум волн и проходящих яхт и паромов. Иногда фестивальные мероприятия перемещаются в маленькое здание местного театра, которое спряталось среди извилистых улочек над морем. Слушатели, выходя в перерыве на площадку перед театром, видят вдали, внизу, море и мигающий проплывающим мимо судам маяк на скале.

Фестиваль 2006 года посвящен трем юбилеям великих композиторов: 250-летию со дня рождения Моцарта, 150-летию со дня смерти Шумана и 100-летию со дня рождения Шостаковича.

В этом сентябре на фестивале выступают четыре оркестра: симфонический оркестр "Новая Россия ", "Солисты Москвы ", "Кремерата Балтика " и "Оркестр фестиваля Эльбы ". Среди гостей фестиваля отметим Марио Брунелло, Виктора Третьякова, Евгения Королева, Гидона Кремера, Мишеля Порталя, Маризу Танцини, Мари-Элизабет Экер, Вадима Сахарова, Сергея Эдельмана.

Великолепный итальянский виолончелист Марио Брунелло, получивший в 1986 году первую премию на конкурсе им. Чайковского, дал 3-го сентября благотворительный концерт в честь фестиваля. Он сыграл в Крепости Медичи сюиту Баха и два произведения современного итальянского композитора Дж. Соллима – "Alone " и "Concerto rotondo ". Старинная виолончель XVII века работы Маджини звучала над морем так, как она никогда не смогла бы звучать ни в одном концертном зале с самой лучшей акустикой.

В тот же день маэстро Башмет дал концерт, в котором произошла парадоксальная встреча классической музыки, исполнявшейся Башметом и его коллективом, и джазовой музыки в исполнении Игоря Бутмана и его Биг-Бэнда.

[Рисунок: Е. Королев, М.-Э. Хекер, В.Третьяков] Четвертого сентября известная итальянская пианистка Мариза Танцини исполняла 27-й концерт Моцарта, а блистательный Виктор Третьяков – неизменный гость фестиваля – сыграл 2-й концерт Шостаковича. Затем большинство слушателей – очевидно, впервые –открыли для себя удивительнейшее юное дарование, найденное маэстро Башметом. Это была девятнадцатилетняя немецкая виолончелистка Мария-Элизабет Хекер (Marie-Elisabeth Hecker), исполнившая виолончельный концерт Э. Эльгара.

Днем позже в исполнении Виктора Третьякова, Мари-Элизабет Хекер и Евгения Королева, ученика Генриха Нейгауза и Марии Юдиной, прозвучало Трио К. 564 В. А. Моцарта.

Надо сказать, что, к сожалению, многие из гостей фестиваля на Эльбе почти не выступают в Москве. А между тем Евгений Королев – один из лучших современных исполнителей Баха. На вопрос "какие диски вы взяли бы с собой на необитаемый остров? " Дьердь Лигети ответил: "Если бы я мог взять только одно произведение, то, без сомнения, выбрал бы Баха в исполнении Королева, так как хотел бы слушать его до последнего своего вздоха ".

К таким же уникальным дарованиям, мало известным русскому слушателю, можно отнести и французского кларнетиста Мишеля Порталя, сыгравшего Концерт Моцарта К. 622.

[Рисунок: Ю. Башмет, Е. Королев] Разумеется, много выступал сам Юрий Башмет, слушая которого нельзя не удивляться тому, как гениальный альтист может быть и не менее гениальным организатором.

Все концерты вел, представляя публике исполнителей и программу фестиваля, русский музыкант Валерий Михайлович Воскобойников, ученик Генриха Нейгауза, неутомимый пропагандист творчества своего великого учителя, переведший на итальянский язык книги Нейгауза и организовавший в Италии ассоциацию им. Генриха Нейгауза. Пожелавшему остаться неизвестным любителю музыки, приступившему к съемкам документального фильма о Станиславе Нейгаузе, удалось взять интервью у Валерия Воскобойникова. (Валерий Михайлович несколько лет ассистировал Станиславу Нейгаузу во время мастер-классов в Италии.)

Завершился десятый фестиваль 14 сентября шестью Бранденбургскими концертами Баха. Их сыграют "Солисты Москвы " под управлением Ю. Башмета.

Подводя итог впечатлениям от первой недели Фестиваля, можно с огорчением констатировать, что слушатели – это, в основном, отдыхающие на Эльбе немцы, итальянцы. Наши соотечественники очень немногочисленны, хотя генеральный спонсор фестиваля – русская газовая компания. Информации о Фестивале в России мало: очевидно, устроители Фестиваля и спонсоры не имеют никакой заинтересованности в русских слушателях – что, безусловно, обидно. Поэтому у пожелавшего остаться неизвестным любителя музыки родился такой образ: Фестиваль Башмета – это огромная труба, в которую со стороны России втекают спонсорские нефть и газ, а на Эльбе вытекает чистое, безо всяких примесей, искусство...

Жаль, что газу приходится проделывать столь долгий путь. А хотелось бы, чтобы и в России... Кстати, билеты на фестиваль не слишком дороги, если сравнивать их с ценами на концерты гастролирующих в Москве знаменитостей. В среднем, порядка 700-800 рублей.

Можно сказать, что фестиваль на Эльбе – это сочетание изумительной музыки, теплого моря, великолепных пейзажей. Да и вообще, часто ли, выныривая из волн, можно увидеть одновременно Юрия Башмета со всем его коллективом, Виктора Третьякова, Гидона Кремера, а вечером, выходя из зала, наблюдать, как маяк на скале подмигивает беседующим о прекрасном Валерию Воскобойникову и Андрею Золотову...
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное