Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (11.09.06-17.09.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #136


НОВОСТИ с 11.09.06 по 17.09.06 (3)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1384] Открытие IX Фестиваля "Early music": Бескрайнее барокко жильных струн
[1383] НКВД-ВДНХ
[1382] Международный конкурс пианистов им. С. Нейгауза
[1384] Открытие IX Фестиваля "Early music": Бескрайнее барокко жильных струн
16.09.2006
[Рисунок: Поль Домбрехт (www.ilfondamento.be)] Вчера концертом оркестра Il Fondamento в Санкт-Петербурге открылся IX Международный Фестиваль "Early music". (Сегодня этот же концерт прозвучал в Москве). Наша лента новостей является информационным партнером Фестиваля, и мы открываем посвященный ему раздел.

Читайте отзыв Дмитрия Ренанского и Кати Ильичевой о первом концерте Фестиваля. От себя могу прибавить, что - недавно вернувшись с московского концерта Il Fondamento - я вполне соглашусь с этим отзывом (другими словами, его можно применить и к московскому выступлению оркестра).
Алексей Зубов
[1383] НКВД-ВДНХ
14.09.2006
11 сентября в Мариинке премьерой оперы П. И. Чайковского "Мазепа" открылся 224-й сезон главного оперного театра страны. Как сообщалось нами ранее, запланированное на январь 2007 года закрытие исторического здания театра не состоится. Как извещает информированный источник, в нынешнем сезоне нас ожидают по крайней мере три многообещающие премьеры. В ноябре балетная труппа представит очередной спектакль, созданный в сотрудничестве с гениальным Михаилом Шемякиным; чуть позднее - "Майскую ночь" Н. А. Римского-Корсакова в постановке Константина Балакина; на начало 2007 года намечена самая многообещающая премьера сезона: очередной workshop солистов Академии молодых певцов и прошлогоднего лауреата "Золотой Маски" Алена Маратра - на этот раз одна из опер Д. Россини (возможно - "Cорока-воровка").

Пока же - новый "Мазепа", создателями которого выступили режиссер Юрий Александров и блестящий терцет Валерия Гергиева - Георгия Цыпина - Глеба Фильштинского. Созданный в сопостановке с "Метрополитен-опера", спектакль был показан в Нью-Йорке в конце марта нынешнего года. Тогда американская критика была единодушна в своей реакции: оценка режиссуры варьировалась в градациях от "что это было?" до различных нюансов существительного "trash" и ему подобных; вместе с тем все рецензенты "Мазепы" отмечали высочайший уровень музыкальной части постановки.

На премьерных показах "Мазепы" в Петербурге cамобытная режиссура Ю. И. Александрова не раздражала как прежде, а лишь оставляла публику в тоске недоумения. Казалось бы, чего ожидать от художественного почерка Александрова? Кардинального переосмысления сюжетной фабулы спектакля (как было и в тончайшем "Евгении Онегине", и в поразительном "Семене Котко", и в откровенно посредственной "Травиате", сюрреалистической "Синей бороде"), глубины психологических мотивировок, парадоксальности сценических ситуаций. Сценография Георгия Цыпина не производит столь сильного впечатления, сколь работы художника в "Кольце" и в особенности в "Cнегурочке" Александра Галибина. Решение отдельных сцен - явное deja vue: дымчатая осенняя картинка начала первого действия - однозначный привет Дмитрию Чернякову с прологом "Жизни за Царя"...

Для большинства посетивших премьеру, Александровский "Мазепа" показался нудным триллером, начисто лишенным привычной для режиссера полифонии театральных смыслов. Однако, поразмыслив, понимаешь: спектакль не столь однозначен, как представляется a prima vista.

Пусть сценограф по костюмам Татьяна Ногинова сколь угодно долго водит публику за нос "исторически точными костюмами" - они ничуть не способствуют показу совершенно внятной режиссерской идеи Александрова. Над планшетом сцены возвышается гигантский фронтон авторства Георгия Цыпина, рифмующийся не то с греческим Парфеноном, не то с колоссами московского ВДНХ. В чем не откажешь режиссеру, так это в отчетливости концепции спектакля: террор одинаков во все времена, будь то Малороссия начала осьмнадцатого, или Советский Союз ХХ-го.

Образные психологически-точные мизансцены чередуются со сценами в духе "что говорить, когда нечего говорить" - и это только полбеды. Запоминающиеся (пусть и не дотягивающие даже до лучших спектаклей самого Александрова) сцены можно пересчитать по пальцам одной руки - среди них особого внимания заслуживает сцена казни Кочубея. Стоит только несчастной Марии аки Саломеи a la russe подставить руки - и вот уже окровавленная голова папеньки летит в них, сбивая расставленные то тут, то там головы иных жертв Мазепы. В своем отзыве на премьеру Дмитрий Циликин резюмирует: "Над всем этим боулингом парит медальный профиль неустановленного лица с чубом, выложенный лампочками на манер украшения парковых аттракционов"... К слову, с идентификацией медального профиля рецензент "Ведомостей" погорячился - в означенной фигуре запорожский ус легко оборачивается трубкой, а профиль гетмана - профилем другого поэта-любителя, по совместительству тирана И. В. Сталина...

Дискретность художественных впечаталений от нового спектакля связана в значительной степени и c неубедительностью актерского воплощения Мариинских вокалистов. Стопроцентным воплощением режиссерского замысла отличились лишь Николай Путилин и Лариса Дядькова. Мазепа Александрова - не ослепленный властью тиран, в отличие от иных режиссерских решений его образ подан в лирическом ключе.

Отсутствие целостности художественного организма нового спектакля Мариинки не позволяет назвать его стопроцентной удачей. Однако Юрию Александрову удалось раздвинуть привычные рамки понимания второго после "Евгения Онегина" оперного шедевра Чайковского: за последние годы Мариинская труппа обращалась к "Мазепе" трижды. И, положа руку на сердце, можно с уверенностью сказать - если последний опыт театра в освоении плацдарма русской оперы не стал эталоном (как было скажем с "Китежем" Чернякова или "Пиковой дамой" Галибина), то уж по крайней мере займет место в череде значительных театральных событий.

Читайте также:
Дмитрий Ренанский
[1382] Международный конкурс пианистов им. С. Нейгауза
12.09.2006
В следующем году будет отмечаться 80-летие Станислава Генриховича Нейгауза. Среди мероприятий, посвященных этому событию, будет проведение Первого Международного конкурса пианистов им. С. Нейгауза в Челябинске 3-10 апреля 2007 г. Председатель жюри - В. Крайнев.

Подробности см. на официальном сайте конкурса.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное