Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (28.11.05-04.12.05)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #105


НОВОСТИ с 28.11.05 по 04.12.05 (7)

В музыке есть много таких вещей, которые нужно воображать, не слыша их
Карл Филипп Эманнуэль Бах
(1753)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1220] Анонс: Альфредо Бернардини в Москве - гобойное событие месяца
[1219] Сочинения Андрея Рубцова изданы в TrevCo Music
[1218] Фестиваль "Арт-Ноябрь": итоги и впечатления
[1217] ГАЛАктика МАМТ
[1216] Она – сама поэзия
[1215] Фестиваль "Арт-Ноябрь": торжественное закрытие
[1214] Большому симфоническому оркестру - 75 лет
[1220] Анонс: Альфредо Бернардини в Москве - гобойное событие месяца
04.12.2005
[Рисунок: Альфредо Бернардини (www.ensemblezefiro.it)] Гобойное событие ноября: в Москву приезжает прославленный итальянский гобоист Альфредо Бернардини. Вместе с оркестром Pratum Integrum он даст концерты 7 ноября в Театре "Школа драматического искусства" и 8 ноября - в Московском Международном доме музыки. В программе - музыка итальянских композиторов эпохи Барокко (Альбинони, Вивальди, Джеминиани, Брешианелло, Платти). Кроме Альфредо Бернардини, солировать будут Филипп Нодель (гобой), Сергей Фильченко (скрипка), Дмитрий Синьковский (скрипка), Дмитрий Степанович (бас).
А во вторник, 6 ноября, с 11:00 до 16:00 в Конференц-зале Московской консерватории (дверь напротив входа в Рахманиновский зал, 2-й этаж "Рахманиновского" корпуса) Альфредо Бернардини даст мастер-класс игры на барочном гобое. Приглашаются все желающие.
Алексей Зубов
[1219] Сочинения Андрея Рубцова изданы в TrevCo Music
04.12.2005
[Рисунок: Андрей Рубцов] Два сочинения Андрея Рубцова - "Три настроения" для духового квинтета и Концерт для гобоя - изданы американским издательством TrevCo Music. Первое из этих сочинений, можно сказать, достаточно давно вошло в репертуар духовых квинтетов во всем мире (а лет через 10, наверное, можно будет сказать, "вошло в классический репертуар" духовых квинтетов).

Online - каталог издательства TrevCo Music.

Кстати говоря, "Три настроения" будут исполнены 7-го декабря Духовым квинтетом РНО, который празднует в этом году свое 5-летие. Концерт состоится в рамках "Музыкальных сред в Оркестрионе"; подробности см. в соответствующем разделе официального сайта РНО (там же и программа ближайших "Музыкальных сред").
Алексей Зубов
[1218] Фестиваль "Арт-Ноябрь": итоги и впечатления
01.12.2005
[Рисунок: Зеркальный зал Государственного института искусствознания] 30 ноября в Зеркальном зале Государственного Института Искусствознания состоялся заключительный концерт фестиваля «Арт-ноябрь». Граф Муржа (скрипка) и Наталия Гусь (фортепиано) исполнили сочинения французских композиторов.

Оглядываясь назад, на все вечера фестиваля «Арт-ноябрь», с неизменным успехом в течение последнего месяца собиравшего взыскательную московскую публику в залах Государственного Института искусствознания, нельзя не удивиться удивительному вкусу и такту его организаторов, сумевших выстроить всю программу фестиваля исключительно логично и целостно. Отдельные концерты фестиваля перетекали друг в друга так естественно и с такой закономерностью, что иногда казалось, будто все концерты – просто фрагменты одного долгого вечера, наполненного звучанием музыки. В наши дни законы музыкального маркетинга зачастую заставляют даже в рамках одного вечера представлять публике сочинения, противоположные по содержанию и настроению, что практически начисто исключает возможность их адекватного и вовлеченного переживания. Напротив, устроители фестиваля «Арт-ноябрь» сделали все, чтобы максимально приблизить как исполнителей, так и слушателей к возможности вступить во внутренний диалог с исполняемыми произведениями. Программа фестиваля была продумана столь удачно, что с каждым новым концертом слушатели могли по-новому вступить во всё то же музыкальное пространство, причем эта всегдашняя «новизна» не перечеркивала предыдущих впечатлений, но подчеркивала, усиливала и раскрывала их. И неудивительно, что последний концерт, как это собственно и должно быть, стал настоящей кульминацией фестиваля, той точкой, где сошлись все его смысловые линии. Этот фестиваль должен был закончиться именно так, красиво и элегантно, двумя выдающимися образцами французской музыки – Ля-мажорной сонатой Франка и сонатой Равеля.

Написанная в 1886 году, соната Франка с тех пор прочно утвердилась в репертуаре скрипачей и приобрела несомненный и постоянный успех у публики. Пруст, для которого эта соната послужила одним из прототипов знаменитой сонаты Вейтеля в «Поисках», писал своему другу после знакомства с ней в исполнении великого Джордже Энеску: «Я нахожу ее просто восхитительной! Сладкое чириканье его скрипки, ее жалобные призывы отвечали фортепиано словно стоны дерева, словно ропот таинственной листвы». Удивительная в своей исповедальности и проникновенности, достаточно простая по форме, но удивительно емкая по своему содержанию, соната Франка является серьезным испытанием для любого исполнителя, и прежде всего – уникальной проверкой на искренность, на умение воплощать в своем творчестве само непосредственное течение жизни. И надо сказать, что в нынешнем концерте дуэт исполнителей достойно справился со стоявшей перед ними задачей. С первых же нот, взятых Графом Муржой, стала очевидна глубочайшая степень его вовлеченности в исполняемое произведение, он действительно переживал звучание, а не просто производил его; вся пластика скрипача, вся его артикуляция была подчинена одной цели – как можно полнее слиться с музыкой, стать своеобразным ее проводником, самому зазвучать в звучании скрипки. Причем несмотря на высокую эмоциональность – даже страстность – исполнения, оно практически никогда не переходило тонкой грани между душевным криком и надрывной истеричностью, никогда не приобретало того оттенка пошлости, который легко может примешаться к произведениям, требующим такой необычайной степени соучастия и сопереживания от исполнителя. Муржа вел свою партию порывисто и страстно, однако в то же время весьма уверенно и просчитано, всегда достигая нужного воздействия. Конечно, чисто технически его мастерства не всегда хватало в особо сложных местах сонаты. К концу некоторых длинных пассажей ясно чувствовалась его усталость, не дававшая исполнителю получить звук нужной силы и окраски. Некоторые тихие фрагменты оказались не столь тихими, как хотелось бы, изредка звук приобретал неприятный металлический оттенок, наконец, в быстрых проигрышах частенько проскакивали фальшивые нотки. Говоря в общем, обрамляющие части сонаты прозвучали куда более цельно и убедительно, чем внутренние части, где исполнителю было сложнее поддерживать естественное и непринужденное течение музыки, сложнее, как нам кажется, по чисто техническим причинам, поскольку при всех внешних недочетах едва ли справедливо будет говорить о внутреннем непонимании им структуры и содержательности сонаты. Напротив, создавалось ощущение, будто он хочет сказать больше, чем может сказать, и именно эта упорная борьба с человеческим несовершенством, упорное стремление выразить при помощи этого несовершенства совершенное музыкальное содержание – это и показалась нам наиболее пленительным в исполнении Графа Муржи. Это была удивительно человечная соната – соната, рассказывающая свою то грустную, то задорную историю – историю всякой человеческой жизни.

Несомненно отдельно стоит отметить аккомпанемент Наталии Гусь. Хотя харизма скрипача слегка отодвигала в тень ее игру, тем не менее, едва ли столь успешное исполнение оказалось бы возможным без ее четкой и убедительной поддержки. Мягкая и загадочная в разработках, бурная и отчетливая в кульминациях, ее игра всегда оставалась точной и вполне гармонично сплеталась со скрипичной партией. Даже в наиболее сложных местах удавалось сохранить хрупкую прелесть мелодических ходов Франка, его уникальную звуковую насыщенность и красочность. Это была действительно пережитая соната, прочувствованная и переданная слушателям во всей ее красочности и одновременно простоте. Исполнителям удалось превосходно передать всю богатую палитру настроений Франка – и мечтательную страстность, и пленительное страдание, и восторг радостных порывов. Нужно особо отметить изысканную красочность скрипки Графа Муржи, находившей свой, особый оттенок для каждого настроения из богатого калейдоскопа Франка. Перед слушателями предстало подлинно романтическое прочтение романтического произведения – полное загадочного настроения томления и печали, переходящей в радость.

Совсем иное настроение – не противоположное, но скорее преломленное через призму и исторических, и культурных потрясений XX века – царит в сонате Равеля. Романтический век сменяется веком реалистическим, если не циническим, на смену homo sentimentalis приходит homo ludens. Именно игра, причудливая игра звуков и образов, мотивов и отсылок – вот что может наилучшим образом охарактеризовать представленное сочинение Равеля. И эта «игра» была сыграна блестяще. Здесь от исполнителей не требовалось упорной работы над содержанием, которая не всегда оказывалась успешной в сонате Франка, – нужно было лишь как можно более точно и убедительно передать все нюансы великолепной формы и структуры причудливого создания Равеля. И скрипач, и пианистка оказались здесь на высоте. Немного задумчивая, погруженная в тень, ретроспективная первая часть была прекрасно реализована вязкими и натужными звуками скрипки, которой вторило подвижное и ритмически выверенное фортепиано. Далее последовал так называемый «Блюз» – вторжение Равеля в псевдо-джазовую сферу. Исполнители прекрасно выделили эту смену настроения, показав совершенно иную, и правда свингующую ритмику, еще более подчеркнутую феноменальной четкостью взаимодействия скрипки и фортепиано. Наконец, стремительная третья часть, сыгранная Графом Муржой на пределе возможностей, и сыгранная великолепно – с блеском, с задором, непрерывным музыкальным движением, весельем и живостью. Именно музыка Равеля выделила и подчеркнула главные достоинства ансамбля – абсолютное гармоническое сочетание, изысканность интонирования и полнозвучность скрипки, мягкое и непринужденное движение мелодии у фортепиано. В дополнение к этому нужно отметить и широкие виртуозные возможности Графа Муржи и Наталии Гусь, наиболее ярко продавившиеся в третьем номере программы – «Кармен-фантазии» Ф. Ваксмана.

Еще более подтвердили успех вечера два номера, исполненные на бис, и особенно последняя пьеса – «Муки любви» Фрица Крейслера. Быть может, и здесь скрипачу немного не хватало технической виртуозности: в памяти невольно всплывали непревзойденные интонации самого Крейслера и Яши Хейфеца, однако в игре Графа Муржи было столько искренности, столько непосредственности чувства, что едва ли у кого-либо хватило бы здесь решимости и желания вспоминать о технике. Виртуозность уступила место глубине переживая, техничность – простоте воплощения. Говоря о концерте в целом, хочется еще раз обратить внимание на ту особую творческую атмосферу, созданную исполнителями, в которой сам факт существования музыки был куда важнее способа ее существования, так что вопрос о совершенстве исполнения невольно отходил на второй план.

Организаторы фестиваля «Арт-ноябрь» не раз подчеркивали, что им хотелось бы создать на концертах настоящую домашнюю обстановку – лишь музицирования, без налета официозности и нарочитости. Этой задаче – которая оказалась более чем выполнена – служило все: и обстановка старинного особняка, и великолепная живопись, и изысканный конферанс, и привычная суета при рассадке из-за нехватки свободных мест, и, конечно же, сами артисты, словно и вправду игравшие домашние концерты. Сейчас, глядя на уже завершившийся XII фестивать «Арт-ноябрь», можно смело говорить о его уникальности и востребованности. Эта уникальность и особая прелесть состоят не столько в выборе место и подборе исполнителей, сколько в особой атмосфере искренности и свободы, царящей на его концертах, в полном отсутствии всевозможной казенности и чопорности, в сотрудничестве всех – организаторов, спонсоров, художников, музыкантов и слушателей, сотрудничестве, направленном на достижение одной цели – вновь и вновь воссоздавать красоту живого Искусства.
Дмитрий Смирнов
[1217] ГАЛАктика МАМТ
30.11.2005
Накануне финального аккорда гастролей оперной труппы Московского Академического Музыкального Театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко стало известно, что в программе воскресного гала-концерта произошли существенные изменения: в вечере не выступят Ольга Гурякова и Альбина Шагимуратова. Если талант первой петербургская публика имела счастливую возможность оценить накануне, то отсутствие победительницы последнего вокального конкурса им. М.И. Глинки представляется весьма досадным. Шагимуратова блеснула в нынешнем году сложнейшей партией Шемаханской царицы в концертном исполнении "Золотого петушка" (апрель с.г.; КЗЧ, Москва) – как, вероятно, хороша в ее исполнении заявленная в программе Каватина Людмилы! Остается пожелать чудесной молодой певице скорейшего выздоровления и верить в то, что голос Шагимуратовой в ближайшее время зазвучит в северной столице.

Воскресным вечером же нам довелось убедиться в том, что и без двух лучших голосов оперная труппа МАМТ находится сегодня в отличной форме. Два отделения концерта моделировали две сферы деятельности театра – русскую и западноевропейскую оперную классику. В каждой из ипостасей солисты оперы показали себя с наилучшей стороны. В первом отделении наше внимание привлек молодой тенор Алексей Кудря, в чьем исполнении ария Ленского прозвучала неожиданно свежо и поэтично. Быть может, артисту следует обратить внимание на некоторые недостатки дикции которые, однако, совершенно простительны столь юному певцу. Мы надеемся, что в скором времени нам доведется оценить достоинства г-на Кудри в его будущем оперном дебюте. Имя этого певца стоит запомнить – ибо давно не приходилось встречать певца, в столь юном возрасте демонстрирующего изрядную красоту голоса вкупе с удивительной музыкальностью.

Символично было открытие концерта выступлением народного артиста СССР, директора оперной труппы Леонида Болдина. Заслуженные рукоплескания вызвало выступление Евгения Поликанина, блестяще исполнившего Песню Веденецкого гостя Н.А. Римского-Корсакова и Арию Роберта из "Иоланты" П.И.Чайковского. Каждая встреча с искусством Поликанина в гастрольных спектаклях – будь то интерпретация партии Дона Пицарро в "Фиделио" или Дона Карлоса в "Эрнани" – оставила неизгладимый след в нашей памяти. В творческой манере переживающего ныне период творческой зрелости певца импонирует невероятный профессионализм. Судя по петербургским спектаклям, Поликанин находится сегодня на пике вокальной формы.

Не в полной мере убедила нас трактовка Елены Максимовой Песни и частушек Варвары из оперы "Не только любовь". Думается, что частушки у Р.К. Щедрина наделены подлинным трагизмом (восходя к традиции Мусоргского – Шостаковича), чего в исполнении г-жи Максимовой недоставало. Более сильное впечатление произвела на нас Ария Иоанны из оперы П.И. Чайковского "Орлеанская дева", в интерпретации Елены Манистиной завершившая первое отделение вечера. Удивительно приятно было после феерического исполнения партии Дуэньи узнать в г-же Манистиной певицу столь ярко выраженного лирико-драматического дарования. Наши ощущения подтвердились и во время выступления Манистиной во втором отделении с Арией Далилы К. Сен-Санса.

Выступление Хиблы Герзмавы стоит отметить как исключительное. Даже на фоне замечательных женских голосов оперной труппы МАМТ певица выделяется поразительным голосом и "лица необщим выраженьем". Герзмава – пожалуй, единственная из современных отечественных певиц достойна носить имя дивы. На сегодняшней русской оперной сцене нет другой артистки, обладавшей столь ярко выраженным изначальным благородством художественного дарования. О фантастическом голосе и гениальном актерском таланте Герзмавы было говорено неоднократно – и здесь, к счастью, мы присоединяемся к сонму поклонников певицы."Одна из труднейших страниц русской вокальной литературы – ария Шемаханской царицы из "Золотого петушка" Н.А. Римского-Корсакова – была исполнена Герзмавой с изяществом ориентальной арабески, и как будто бы не писал композитор виртуознейших каденций-фиоритур!

Подлинным героем вечера стал главный дирижер театра Феликс Коробов. Под руками Коробова оркестровая партия из аккомпанемента превратилась в подлинное со-творчество, со-бытие с вокалистами. Об исполнении оркестровых партий можно было бы много говорить особо: контакт дирижера и оркестра тем воскресным вечером можно отнести к разряду незабываемого. Кульминацией концерта стала интерпретация увертюры к Вердиевской "Луизе Миллер" – буря чувства, заключенная в железные тиски мануальной пластики Коробова.

Впечатление от последних минут гала-концерта не поддается выражению на вербальном уровне. Скажем только, что после завершения дуэта Адины-Дулькамара из "Любовного напитка" мы испытывали стойкое желание встать перед артистами на колени. Публика Мариинского театра стала свидетелем подлинного откровения гениальных Дмитрия Степановича, Хиблы Герзмавы и Феликса Коробова, физически наслаждавшихся каждым мгновением музыки Доницетти, и передавая это ощущение в зал. Пока в МАМТ есть музыканты подобного уровня и пока творчество их столь впечатляюще, за судьбу русского оперного искусства не стоит беспокоиться – оно в надежных руках.
Дмитрий Ренанский
[1216] Она – сама поэзия
30.11.2005
Как ни грустно это сознавать, но гастроли оперной труппы МАМТ в Санкт-Петербурге завершены. Концертное исполнение Вердиевского "Эрнани" (к сожалению, прошедшее при мало заполненном зале) заставило забыть о досадном интермеццо – представлении "Кармен" Ж.Бизе – и не стало потрясением. Отметим лишь замечательную работу Е.Поликанина (Дон Карлос) и стройно-слаженное звучание хора и оркестра под управлением Вольфа Горелика.

Представленная на следующий день после "Эрнани" Пуччиниевская "Богема" стала, безусловно, кульминационным событием гастрольной недели. Думается, что подобного спектакля Петербургской публике не доведется лицезреть ни до, ни после. Впечатление от "Богемы" МАМТ можно свести к двум словам: идеальный спектакль. Синкретизм зримого и слышимого, идеальный вокальный ансамбль при потрясающей работе каждого из исполнителей в отдельности. Конечно, "Богеме" в версии Тителя/Устинова можно предьявить отдельные претензии – к примеру, в стилистической неоднозначности сценографии второго действия (местами художнику-постановщику Юрию Устинову попросту изменяет чувство вкуса). Однако наиболее существенным остается то, что спектакль МАМТ доказывает, что давние разговоры о кризисе отечественного музыкального театра не имеют под собой сколь-нибудь существенных оснований. Тителю удалось почти что невозможное – поставить романтическую оперу в quasi-реалистическом антураже, при этом не впав в банальность: в своем сценическом облике "Богема" МАМТ предстает в совершенном виде.

Интерпретация каждой из сольных партий по-своему уникальна. В числе замечательных мужских голосов – Алексей Шишляев, Андрей Батуркин, Дмитрий Ульянов – выделялся совсем еще молодой Алексей Долгов, ставший выдающимся исполнителем роли Рудольфа. В искусстве Долгова замечательна его непринужденность и естественность. Своеобразие красоты тембра и техническое совершенство голоса наряду с удивительной органичностью поведения на сцене сделали выступление певца в "Богеме" одним из самых запоминающихся эпизодов гастролей.

Ожерелье спектакля увенчали два голоса-бриллианта. Феерическая Хибла Герзмава, чей бющий через край темперамент и умопомрачительная экспрессия заставила публику забыть обо всем, что творилось на сцене Мариинского театра до появления на ней певицы. Ольга Гурякова – обладательница голоса невероятной красоты, потрясшая нас трепетным пиано в первом и четвертом действиях "Богемы".

Воскресным вечером 27 ноября с.г. состоялся гала-концерт солистов оперной труппы МАМТ, поразивший и тронувший нас до глубины души – о нем мы напишем в следующий раз.

Джакомо Пуччини. Богема
Опера в 4 действиях

Рудольф - Алексей Долгов
Марсель - Алексей Шишляев
Шонар - Андрей Батуркин
Коллен - Дмитрий Ульянов
Мими - Ольга Гурякова
Мюзетта- Хибла Герзмава
Бенуа/Альцидор - Владимир Свистов
Парпиньоль - Михаил Векуа
Разносчик - Андрей Меньшов

Хор и оркестр Московского Академического
Музыкального Театра им.К.С.Станиславского
и Вл.И.Немировича-Данченко
Дирижер – Вольф Горелик
Дмитрий Ренанский
[1215] Фестиваль "Арт-Ноябрь": торжественное закрытие
30.11.2005
[Рисунок: Зеркальный зал Государственного института искусствознания] Сегодня состоится торжественное закрытие Фестиваля "Арт-Ноябрь". В заключительном концерте выступят Г. Муржа (скрипка) и Наталия ГУСЬ (фортепиано) (см. анонс концерта).

Совсем поздно - уже под закрытие Фестиваля - мы размещаем несколько отзывов о нем.
Алексей Зубов
[1214] Большому симфоническому оркестру - 75 лет
29.11.2005
[Рисунок: БСО им. Чайковского (Первый канал, www.1tv.ru)] В 2005 году Большому симфоническому оркестру им. П. И. Чайковского под упр. В. Федосеева исполняется 75 лет. Вчера открылся Фестиваль "Вера, Надежда, Любовь", посвященный этому событию. Он продлится до 25 декабря.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное