Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (22.08.05-28.08.05)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #92


НОВОСТИ с 22.08.05 по 28.08.05 (6)

Тот народ, у которого есть такие оперы, как "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", должен бесконечно ими гордиться и быть счастлив, что у него был художник, произведший такие два создания
Владимир Стасов
СОДЕРЖАНИЕ:
[1158] Анализ "Piano, Violin, Viola, Cello" Мортона Фелдмана
[1157] Умер Люк Феррари (1929 - 2005)
[1156] Музыка Гласса, Хисаиси, Прейснера и др. на allsoundtracks.com
[1155] Памяти Л. Н. Наумова (1925-2005)
[1154] "Doctor Atomic" Джона Адамса и Питера Селларса
[1153] Книги о музыке на print.google.com
[1158] Анализ "Piano, Violin, Viola, Cello" Мортона Фелдмана
28.08.2005
[Рисунок: Мортон Фелдман (фото: http://www.themodernword.com] Коллекция текстов о музыке Мортона Фелдмана пополнилась новой статьей: On Repetition, Habit and Involuntary Memory: An Analysis and Speculation upon Morton Feldman's Final Composition авторства композитора и музыковеда Брайана Кейна. Из авторской аннотации к статье:

This article analyzes Morton Feldman's last piece, entitled "Piano, Violin, Viola, Cello". The first part identifies the various types of musical material appearing in the piece, and characterizes some features of Feldman's late style. The second part looks at timbre, rhythm and organization in order to glean Feldman's larger formal concerns. I argue that Feldman is interested in creating forms which project a constantly unfolding, yet inscrutable, logic. The final part brings in Beckett and Proust, as well as Feldman's own writings, to address the topics of repetition and memory, and speculate upon their musical consequences.

Объем текста, представленного в формате pdf (ок. 150 Кб), составляет 36 страниц, включая большое количество нотных фрагментов. Интересующиеся могут ознакомиться и с другими теоретико-музыкальными сочинениями Б. Кейна здесь (все работы посвящены современной музыке).
Павел Ступин
[1157] Умер Люк Феррари (1929 - 2005)
27.08.2005
[Рисунок: Люк Феррари (фото: http://www.otherminds.org)] Со ссылкой на блог композитора Ральфа Лихтенштайгера сообщаем о смерти Люка Феррари (1929-2005), человека, во многом определявшего лицо современной электронной музыки, одного из пионеров конкретной музыки.

В архиве "Other Minds" представлены две записи музыки Феррари, которые можно скачать: Presque Rien No. 4 (1998) и Les Emois d'Aphrodite (концертные записи с фестиваля "Other Minds 5", 1999).
Павел Ступин
[1156] Музыка Гласса, Хисаиси, Прейснера и др. на allsoundtracks.com
25.08.2005
[Рисунок: 'Самоубийство', кадр из 'Фейерверка' Т. Китано (фото: http://www.deep-focus.com)] Сегодня неожиданно для себя и, надеюсь, с пользой для других обнаружил российский сайт allsoundtracks.com, где можно скачать в формате mp3 музыку к ряду кинофильмов. Собственно академической музыки здесь не так много, но можно отметить из имеющегося музыку Филипа Гласса (к слову, обратите внимание на новый облик и структуру его официального сайта) к "-каци"-трилогии Годфри Реджио ("Койянискаци", Поваккаци", "Накойкаци"); музыку Збигнева Прайснера к трилогии "Три цвета" Кшиштофа Кислевского ("Синий", "Белый", "Красный"), а также большой выбор записей музыки японского композитора с минималистским "уклоном" Дзё Хисаиси, известного мне, главным образом, по совместным работам с Такэси (Такеши) Китано (см., например, музыку к фильму "Фейерверк" и компиляцию "Joe Hisaishi Meets Kitano Films").
Павел Ступин
[1155] Памяти Л. Н. Наумова (1925-2005)
23.08.2005

Под знаком Наумова

Лев Николаевич Наумов — человек, о котором хочется говорить во множественном числе. Лев Николаевич Наумов — не просто имя выдающегося русского пианиста, педагога, композитора. Имя Наумова — это имя эпохи в истории пианистического искусства. Оговоримся — временные горизонтали ничего не значат в искусстве, поэтому как бы красиво было бы соотнесение понятий "художник" и "эпоха", оно не может отразить всей полноты явления. С именем Наумова скорее ассоциируется своеобразная музыкальная галактика, в которой легендарный педагог был Солнцем. В систему Наумова вращались плеяды учеников — планеты Гаврилова, Королева, Любимова, Султанова... Притяжение Льва Николаевича могло сравниться лишь с притяжением другого музыкального Солнца, под знаком которого прошла вся жизнь самого Наумова — Генриха Густавовича Нейгауза. Наумов был не только одним из любимых учеников Нейгауза, всю жизнь проповедовавших музыкальное учение Мастера. Наумов был живым наследником той артистической и, шире, человеческой честности, примером которой всегда была фигура Нейгауза. Для многих поколений русских музыкантов подобным примером был и сам Наумов. В течении последних десятилетий Наумов был живой легендой Московской Государственной Консерватории. Заметим: если еще несколько десятилетий назад можно было говорить о школах Нейгауза, Гольденвейзера, Файнберга, Флиера, Оборина, то сегодня для каждого русского и зарубежного музыканта русская пианистическая традиция ассоциируется именно с фигурой Наумова. В самом облике его было что-то от русского интеллигента прошлого — бессуетного но страстно увлекающегося, мятущегося и феноменально одаренного. Фигура Наумова вызывала оправданный пиетет urbi et orbi, без аппеляции к послужному списку выдающегося музыканта. После ухода Нейгауза, Флиера, Мазеля в вымирающем ландшафте Московской Консерватории именно Наумов стал символом когда-то выдающегося прошлого своей alma mater.

За Эверестом педагогической деятельности Наумова как-то незаметно скрылись вершины его исполнительской карьеры: даже в книге мемуаров эта тема проходит подголоском (впрочем, здесь угадывается природная скромность Наумова). А между тем именно Наумов был многолетним ансамблевым партнером С.Г.Нейгауза, о художественной требовательности которого ходят легенды. С годами Наумов растворился в педагогической деятельности, отдав своим ученикам всего себя без остатка. Школа Наумова — еще один феномен, нуждающийся в осмыслении. Простое перечисление имен учеников Наумова разных лет приводит к фантастическим результатам: связанные параллельными временными прямыми оказываются убеленный сединами мэтр А.А.Наседкин и "конкурсный баловень" С.Тарасов, отец русского исторического исполнительства А.Б.Любимов и победитель последнего конкурса В.Клайберна А.Кобрин... Как всякое уникальное явление, школа Наумова — иррационального порядка. Ибо никакими обьективными доводами не может быть обьясним тот факт, что в разное время в классе Наумова учились столь несхожие музыканты, как В.Виардо и В.Ересько, А.Гаврилов и А.Диев. Именно фигура Наумова оказывается смыслообразующей в системе координат современного пианистического искусства.

Осмысление самой фигуры Льва Николаевича — дело будущего. Вспоминаю то невольное чувство удивленного восхищения которое, думаю, довелось испытать не только мне, но и многим другим благодарным читателям книги воспоминаний Наумова. То, как говорит Наумов о своих учителях, то, с каким преклонением он вспоминает о Г.Г.Нейгаузе, С.Т.Рихтере, Л.А.Мазеле, А.Н.Александрове, В.Я.Шебалине не может не вызывать колоссального уважения само по себе. "Я имел счастье быть знакомым..." или "Я имел счастье учиться..." — эти слова Льва Николаевича рефреном проходят через страницы книги. Мы же имели счастье быть современниками Л.Н.Наумова.

"Нужно быть талантливым музыкантом во всех областях без исключения, а уж педагогу это качество тем более необходимо. Ведь на его совести лежит воспитание музыкальной личности, которая может быть ниже его на данном этапе, ниже вообще, или выше (такие случаи не надо исключать, это, наоборот, интересно), или равной. Поэтому педагог, повторю, должен быть потенциальным исполнителем. [...] Может, нехорошо с моей стороны, что я себя нахально включаю в эту категорию. Не считаю, что не имею права преподавать, раз сейчас не играю. И, по-моему, своей жизнью доказал это" [Л.Н.Наумов. Под знаком Нейгауза.М., "Антиква", 104].

22 августа с.г. ушел из жизни Лев Николаевич Наумов.

Лев Николаевич Наумов (12 II 1925, Ростов — 22 VIII 2005, Москва). Русский педагог, пианист и композитор. Заслуженный артист РСФСР (1966), заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). В 1950 окончил Московскую Государственную Консерваторию по классу композиции у В.Я.Шебалина и А.Н.Александрова и по классу фортепиано у Г.Г.Нейгауза. В 1953-55 преподавал в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных. С 1955 ведет курс специального фортепиано в МГК (с 1967 доцент, с 1976 профессор). Автор кантаты, симфонии, струнного квартета, сонаты для фортепиано, вокальных циклов на слова японских поэтов, Д.Кедрина и других сочинений.

Среди учеников — В.Виардо, В.Ересько, А.Гаврилов, Е.Королев, А.Любимов, А.Наседкин, Б.Петрушанский, А.Торадзе, А.Маликова, А.Султанов, А.Никольский, А.Диев, В.Лобанов, И.Соколов, А.Чайковский, И.Виноградова, В.Егорова, М.Рюмина, Т.Рюмина, Д.Копылов, К.Юрист, К.Щербаков, И.Итин, С.Тарасов, А.Мельников, Ю.Розум, П.Дмитриев, С.Липс, Р.Урасин, Л.Д.Мин, Л.М.Хек, А.Кобрин.

Дмитрий Ренанский
[1154] "Doctor Atomic" Джона Адамса и Питера Селларса
23.08.2005
[Рисунок: Дева Мария (скульптура, сохранившаяся после атомной бомбардировки Нагасаки)] Аndante.com сообщает о готовящейся премьере новой оперы Джона Адамса "Doctor Atomic" (либретто на основе некогда засекреченных документов написал Питер Селларс), которая посвящена истории создания первой атомной бомбы американским физиком Робертом Оппенгеймером и его сотрудниками (интересный оборот в статье: "It's the story of how physicist J. Robert Oppenheimer and his team, racing against Hitler, created the world's first atomic bomb in the New Mexico desert."). 6-го и 9-го августа исполнилось 60 лет со дня бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Поняты ли причины?

Мартин Хайдеггер, "Вещь" (1951):

Все спекается в недалекое единообразие. Как? Разве сплющивание до исчезания дистанций не еще более жутко, чем разлетание всего на куски? Человек оцепенело смотрит на то, что может наступить после взрыва атомной бомбы. Человек не видит того, что давно наступило, совершившись как нечто такое, что уже лишь в качестве своего последнего извержения извергает из себя атомную бомбу с ее взрывом,- если не говорить о водородной бомбе, взрыва которой, имея в виду крайние его возможности, оказалось бы достаточно, чтобы истребить всю жизнь на Земле. Чего еще ждет наш беспомощный страх, когда потрясающее уже стряслось?

Потрясающее - в том, что все, что есть, вытряхнуто из своего былого существа. Что такое это потрясающее? Оно обнаруживается и таится в способе, каким все существует,- а именно в том, что несмотря на все преодоление расстояний близость того, что есть, нам не дается.
Павел Ступин
[1153] Книги о музыке на print.google.com
22.08.2005
В рамках поисковой системы google.com в стадию бета-тестирования вошла разработка проекта print.google.com, позволяющего находить и просматривать фрагменты большого количества англоязычной литературы, в том числе, разумеется, и музыкальной (включая нотную литературу). Суть проекта, обозначенная на странице часто задаваемых вопросов, цитируется ниже:

We respect copyright law and the tremendous creative effort authors put into their work. So you'll only able to see a limited portion – in some cases only a few sentences – of books that are still under copyright. If the book has no copyright restrictions and is considered public domain, then you can browse the entire book. In general, Google Print aims to help you discover books, not read them from start to finish. It's like going to a bookstore and browsing – only with a Google twist.

В демонстрационных целях можно попробовать ввести в качестве слов для поиска "John Cage" и оценить масштабы проекта.
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное