Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #73


Уважаемые подписчики! На сайте oboe.ru открылся Форум гобоистов и друзей. Приглашаем поучаствовать всех желающих (не только гобоистов, конечно же). Если у вас есть знакомые гобоисты, обязательно сообщите им об этом форуме. См. также нашу новость #1030 ниже.

НОВОСТИ с 14.03.2005 по 20.03.05 (9)

С честной совестью могу сказать, что из всех моих современников я, вероятно, единственный композитор, который в своем творчестве приблизился к великим мастерам нашего богатого прошлого
Макс Регер
(1913)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1034] Святослав Рихтер @ 90
[1033] Макс Регер @ 132
[1032] Опера про то, как луговая собачка встретилась с Президентом
[1031] Фестиваль "Приношение Святославу Рихтеру" и премьера симфонии Чайковского
[1030] Открылся гобойный форум
[1029] Пеший поход в честь дня рождения И. С. Баха
[1028] Ректором Санкт-Петербургской консерватории назначен А. Чайковский
[1027] Оркестр театра Ла Скала выразил недоверие великому дирижеру Риккардо Мути
[1026] Еще раз о заимствованном стиле Большого театра
[1034] Святослав Рихтер @ 90
20.03.2005
[Рисунок: Святослав Рихтер (radiomayak.ru)] Сегодня - 90 лет со дня рождения Святослава Рихтера (1915-1997).

"Исполнитель есть в сущности исполнитель воли композитора. Он не привносит ничего, чего не содержалось бы в сочинении. Если он талантлив, то приподнимает завесу над истинным смыслом произведения — лишь оно гениально, и лишь оно в нем отражается. Он не должен подчинять музыку себе, но — растворяться в ней. Не думаю, что моя игра изменилась, а если изменилась, я этого не заметил. Может быть, я играл все более раскованно по мере того, как избавлялся от пут существования, от всего лишнего, всего, что отвлекает от главного. Я обрел свободу, замкнувшись в себе.

У меня могли зародиться сомнения относительно того, удастся ли мне сыграть то, что я слышал, но в отношении любого произведения я всегда с самого начала был уверен, что его следует играть именно так, а не иначе. Почему? По очень простой причине: я внимательно смотрел в ноты. Ничего другого и не требуется, чтобы стать зеркалом содержащегося в них.

Однажды Курт Зандерлинг так отозвался обо мне: «Он умеет не только хорошо играть, но и хорошо читать ноты».

Довольно верное замечание."


(С. Рихтер. "Зеркало")
Алексей Зубов
[1033] Макс Регер @ 132
19.03.2005
[Рисунок: Макс Регер (mrg-amberg.de)] Сегодня - день рождения выдающегося немецкого композитора Макса (Иоганна Батиста Йозефа Максимилиана) Регера (1873-1916). По странному стечению обстоятельств его музыка - по крайней мере в нашей стране - звучит весьма редко, за исключением разве что органных произведений. Справедливости ради надо сказать, что многие считают именно органную музыку самой важной частью его творческого наследия - но с этим трудно согласиться. Хотя трудно спорить с тем, что Регер - самый выдающийся органный композитор конца 19 - начала 20 века, и именно он (и, может быть, только он в позднеромантическую эпоху) возобновил "баховские приемы" в формообразовании и контрапункте. Это, конечно, не значит, что он занимался стилизацией - наоборот, он говорил своим ученикам, что в музыке допустим, например, совершенно любой аккорд, лишь бы его употребление было обосновано "временем и местом". (Да и в музыке самого Регера, которой уже больше века, можно найти созвучия, порадовавшие бы самых "суровых" "авангардистов"-любителей сонорики.)

Невозможно коротко рассказать об особенностях творчества Регера тем, кто c ним совсем не знаком. Скажу лишь, что оно довольно удачно иллюстрируется одним фотоколлажем, который был эмблемой торжеств, посвященной 100-летнему юбилею Регера. На нем Регер изображен стоящим на вокзале, на платформе строго посередине между двумя железнодорожными путями, над которыми стоят указатели "19 век" и "20 век". Он был "романтиком - продолжателем брамсовских традиций" и "ярым модернистом" одновременно. Вместе с тем он с полным правом писал о себе: "С честной совестью могу сказать, что из всех моих современников я, вероятно, единственный композитор, который в своем творчестве приблизился к великим мастерам нашего богатого прошлого." По словам Регера, "Бах есть Начало и Конец всей музыки" ("Bach ist Anfang und Ende aller Musik"), а П. Хиндемит сказал, что Регер был "последним из гигантов музыки" ("Reger war der letzte Riese in der Musik").

Композитор с трудной личной и творческой судьбой (например, даже спустя много лет после его смерти, ненавидевший его музыку знаменитый "баховский" органист Г.Вальха запретил всем своим многочисленным ученикам когда-либо или где-либо играть регеровскую музыку), Регер, стеснительный и немного неуклюжий человек, обладал большим чувством юмора, что, наверное, нередко его спасало от депрессии. Вообще-то он говаривал: "когда Господь Бог раздавал юмор, я не поленился выстоять очередь дважды... Впрочем, она была не слишком велика, если говорить честно... "

Читать еще занимательные истории о Регере. А самой известной его шуткой, является, наверное, следующая. Однажды Регер, читая разгромную рецензию на концерт своей музыки, ответил автору так: "Сейчас я сижу в самой маленькой комнатке своего дома. Передо мной ваша рецензия. Скоро она окажется позади меня..."

Ссылки по теме: - Макс Регер: фотогалерея (с анекдотами на немецком языке)
- портал MaxReger.com.
Алексей Зубов
[1032] Опера про то, как луговая собачка встретилась с Президентом
18.03.2005
[Рисунок: Луговая собачка (desertusa.com)] Пока идут острые споры о предстоящей постановке оперы Л. Десятникова "Дети Розенталя" на либретто В. Сорокина в Большом театре, в Америке будет поставлена 45-минутная опера для детей, повествующая о судьбе луговой собачки, встретившейся с президентом (опера называется "The Prairie Dog that met the President", композитор - Брюс Тринкли).

Одинокая луговая Собачка живет в прериях, предаваясь мечтам о высоком, и вдруг попадает в приключение, изменившее всю ее жизнь. Собачку встречают офицеры Льюис и Кларк, совершающие свою знаменитую экспедицию (эта экспедиция - важнейшая страница истории США; см. о ней здесь, а также на сайте lewisclark.net). Они берут ее с собой в Вашингтон, где ей предстоит встретиться с президентом Т.Джефферсоном. По пути Собачка встретит фламинго во Флориде, пеликанов в Новом Орлеане и балтиморскую птицу (о которой чуть ниже). По словам композитора, постановка оперы - это "труд любви" (labor of love), а написана опера для зрителей всех возрастов - для юных и для юных сердцем (young and young in heart).

Опера требует большой искусности от певцов, поскольку во многих случаях на одного исполнителя приходится почти двадцать разных ролей; при этом каждому играемому персонажу полагается свой характерный костюм и музыкальный мотив.

Все подробности - в статье "Opera for kids: 'Prairie Dog' shows that opera is for young, young at heart".

...Немного зоологии. На самом деле я пишу эту новость в исправленном варианте на день позже (19 марта), так как вчерашний текст был очень коротким и не слишком правильным. Я перевел тогда "Prairie Dog" как "собачка из прерий" (буквально), но на самом деле это название животного, которое по-русски именуется "луговая собачка" (род Cynomus). Это, собственно, оказалась вообще не собака, а зверек из семейства беличьих, вроде суслика (но водится действительно в американских прериях), который выглядит очень забавно - фото приложено выше. Вот красивая фотогалерея луговой собачки чернохвостой (C. ludovicianus), а тут - исчерпывающее описание рода Cynomus. Там же можно послушать, какие звуки издают луговые собачки; оказывается, язык звуков луговых собачек - самый сложный (sophisticated) из всех известных "языков" животных). Вот еще фотографии на livingthings.narod.ru.

Луговые собачки нуждаются в защите: как подсчитали ученые, нынешняя популяция луговых собачек уменьшилась на 98% в сравнении с началом 19 века; до сих пор на луговых собачек охотятся исключительно для развлечения. Вот сайт Коалиции в защиту луговых собачек - Prairie Dog Coalition.

Теперь про "балтиморскую птицу". Читая статью об опере, я никак не мог взять в толк, что значит "oriole in Baltimore (pun fully intended)". Кто такой встреченный Собачкой Ориоль в Балтиморе, и где здесь каламбур (pun), который "подразумевается"? Оказалось, что речь идет об Icterus galbula - птице, которая официально по-русски называется... балтиморский цветной трупиал. Таким образом, надо было сказать "Луговая Собачка чернохвостая встречает в Балтиморе балтиморского цветного трупиала"... К счастью, эту птицу также называют просто балтиморской птицей, и относится она к желтушникам. Отсюда и каламбур - фраза "Балтиморская птица, балтиморский ориоль" (Baltimore oriole) - это и собственное название птицы, и то, что она "из Балтимора" (как фламинго из Флориды и пеликан из Нового Орлеана). В общем, это как в Колорадо встретить колорадского жука, который там живет.

...Вот такая опера для американских детей с темами "животный мир родного края" и "история моего отечества". Мне, российскому читателю, было непросто разобраться с "родными" для американцев луговыми собачками и балтиморскими цветными трупиалами - утешает разве то, что колорадские дети могут не знать, кто такой снегирь, например.

Мне почему-то (хотя нельзя сравнивать детскую и не-детскую оперы) этот сюжет кажется более привлекательным (и более сложным для композитора), чем сюжет оперы Десятникова. Кстати, премьера оперы про Луговую Собачку состоится в тот же день, что и оперы про детей Розенталя - 23 марта.
Алексей Зубов
[1031] Фестиваль "Приношение Святославу Рихтеру" и премьера симфонии Чайковского
16.03.2005
[Рисунок: Святослав Рихтер (radiomayak.ru)] 20 марта исполняется 90 лет со дня рождения великого пианиста Святослава Рихтера. Этому событию посвящены фестивальные мероприятия, которые пройдут в нескольких городах России.

Международный музыкальный фестиваль «Приношение Святославу Рихтеру» откроется сегодня вечером в Москве.

Он приурочен 90-летию со дня рождения великого пианиста, которое будет отмечаться 20 марта. Фестиваль организован Московской филармонией и пройдет в Большом и Малом залах Консерватории. Сегодня на открытии фестиваля выступят Наталия Гутман (виолончель) и Элисо Вирсаладзе (фортепиано) с программой из бетховеновских Сонаты N2, 3, 4, 5 для виолончели и фортепиано. Затра на фестивале выступит главный приглашенный гость - дирижер Курт Мазур с Концерт № 2 для фортепиано с оркестром и Симфонией №1 Шостаковича. Солистка Елизавета Леонская (фортепиано).

Фестиваль продлится до 21 марта. Из дирижеров на нем можно будет услышать также Михаила Плетнева и Вольдемара Нельсона. В пятницу с программой из произведений Прокофьева, Теофила Рихтера и Дворжака выступит Квартет им. Бородина. На закрытии выступят Гидон Кремер (скрипка), Лейф Ове Андснес (фортепиано), Татьяна Гринденко (скрипка) и др.


Это было сообщение Полит.Ру. В программе РНО с Михаилом Плетневым 20 марта, в день рождения С.Т.Рихтера, - Фортепианный концерт Э.Грига и 2-й Фортепианный концерт С.В.Рахманинова (солист - Л.О.Андснес). См. и слуш. также интервью директора Московской филармонии радио "Маяк".

Об открытии фестиваля памяти С.Т.Рихтера в Новосибирске пишет "КоммерсантЪ-Западная Сибирь".

[Рисунок: Петр Чайковский (NEWSru.com)] А "К 165-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского в России состоится премьера его незавершенной симфонии "Жизнь" и начнется издание музыкального журнала, носящего имя композитора..."

Читать дальше сообщение NEWSru.com.
Алексей Зубов
[1030] Открылся гобойный форум
15.03.2005
[Рисунок: Гобойный форум] Следуя довольно многочисленным и давним пожеланиям, на сайте oboe.ru мы открываем гобойный форум, точнее форум под рабочим названием "Форум гобоистов и друзей". Он расположен по адресу:

www.oboe.ru/forum.

Пока что форум запущен в тестовом режиме - посмотрим, что из этого выйдет. Форум титульно предназначен в первую очередь гобоистам, но это совсем не значит, что не-гобоистам туда нельзя ничего писать. Итак, ленточка разрезана, прошу участвовать в форуме.
Алексей Зубов
[1029] Пеший поход в честь дня рождения И. С. Баха
15.03.2005
[Рисунок: Бах в молодости (PlaybillArts.com)] 21 марта этого года исполнится 320 лет со дня рождения И.С.Баха. Этот памятный день решили необычно отметить студенты одного американского музыкального колледжа. Вместе со своим преподавателем по истории музыки они совершат большую пешую прогулку (с путешествием на пароме и ночевкой на острове) из города Нью-Брунсвик (шт. Нью-Джерси) в Манхэттен на концерт New York Philharmonic.

Связь с И.С.Бахом тут такая. В юности (в 1705 году) он совершил путешествие из Арнштадта, где он тогда служил органистом, в Любек, чтобы поучиться там у знаменитого "отца всех органистов" Дитриха Букстехуде (ок. 1637-1707). По легенде, И.С.Бах проделал этот путь пешком, преодолев около 400 км. Путь студентов-путешественников составит в 5 раз меньше, но все равно...

Правда, мне не очень понятна (в смысле связи с баховской годовщиной) конечная цель путешествия студентов - слушание в Манхэттене шекспировского "Сна в летнюю ночь" с музыкой Мендельсона, но, наверное, этому придан какой-то смысл.

Подробности описанной акции на PlaybillArts.com.

Кроме того, PlaybillArts.com сообщает, что длительное противостояние музыкантов и администрации Сент-Луисского симфонического оркестра (см. нашу новость #978) наконец-то закончилось: музыканты подписали новый контракт, работа оркестра возобновилась, а сами музыканты - вместе с большой группой музыкантов еще 14 американских оркестров - дали бесплатный концерт "в благодарность всем тем, кто помогал им в нелегкие дни".
Алексей Зубов
[1028] Ректором Санкт-Петербургской консерватории назначен А. Чайковский
14.03.2005
Композитор Александр Чайковский назначен ректором Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Как сообщает пресс-служба правительства РФ, соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым, передает РИА "Новости".

Все подробности (в том числе биография композитора А.Чайковского) - в сообщении NEWSru.com.

Из других новостей. Представители движения "Идущие вместе" начали акцию протеста возле Большого театра, требуя отменить премьеру оперы на либретто писателя Владимира Сорокина. Подробности - на Ленте.ру.

Суд повторно удовлетворил иск строительной фирмы к балерине Анастасии Волочковой. Читать статью в "Новых известиях". (Вся эта история началась больше года назад, о чем я давно писал в новости #683.

Напоследок - организационное объявление в ответ на вопросы некоторых читателей. Наш постоянный ведущий Павел Ступин, много и серьезно пишущий здесь о музыке современников, находится в отпуске, и появится после 20 марта, чего мы все с нетерпением ждем.
Алексей Зубов
[1027] Оркестр театра Ла Скала выразил недоверие великому дирижеру Риккардо Мути
14.03.2005
[Рисунок: Рикардо Мути (whatsonwhen.com)] Сегодняшний "КоммерсантЪ" пишет о скандале в театре Ла Скала:

Оркестр театра Ла Скала выразил недоверие великому дирижеру Риккардо Мути. В ответ Риккардо Мути отказался выступать в театре. Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

Вокруг всемирно известного оперного театра "Ла Скала" продолжают возникать скандальные ситуации. Еще 25 февраля был уволен генеральный директор театра Карло Фонтана - причем в качестве причин выдвигали и разногласия с художественным руководителем театра Риккардо Мути, и неприятности менее творческого свойства: выяснилось, что при реконструкции театра перерасход сметных ассигнований составил 61 млн. евро. Как бы то ни было, роль всемирно известного дирижера Риккардо Мути в этом увольнении была решающей - так же, как и в выборе нового кандидата на пост гендиректора. Однако одобренная дирижером кандидатура - Мауро Мели - не устроила оркестр театра, который выразил своему руководителю открытый протест.

К делу незамедлительно подключился профсоюз театральных работников, поощривший протестующих и также осудивших действия дирижера. В ответ Риккардо Мути прибег к совсем беспрецедентному шагу: собственнолично отменил свое концертное выступление с оркестром "Ла Скала", назначенное на 12 марта.

Это решение подливает масла в огонь. Бюджетный дефицит театра составляет 16 млн. евро, рассчитывать в этой ситуации можно только на частных спонсоров, а спонсоры вряд ли будут склонны к щедрости в ситуации, когда у театра фактически нет директора и администрации, а главный дирижер не желает выступать с театральным оркестром. Пока же на 15 марта назначено экстренное заседание административного совета "Ла Скала" с целью попытаться найти решение. Театральный профсоюз назначил на этот день общенациональную забастовку театральных служащих.

Надо, впрочем, признать, что критические разногласия между оркестром театра и его знаменитым главным дирижером случались и раньше. Забастовки среди деятелей искусства в Италии, где профсоюзная солидарность очень развита, вообще не являются чем-то из ряда вон выходящим. В 1998-м оркестр забастовал на премьере "Травиты" Верди, и маэстро Мути не оставалось ничего другого, как извиниться перед публикой и в одиночку саккомпанировать певцам на рояле. В 2001-м ситуация повторилась на премьере "Фальстафа" Верди, которую администрации театра в результате пришлось отменить, понеся немалые убытки.
Алексей Зубов
[1026] Еще раз о заимствованном стиле Большого театра
14.03.2005
[Рисунок: Большой театр: эмблема-плагиат Грымова] Сегодняшний "Московский комсомолец" с опозданием пишет о "виньетке Большого театра", которая является плагиатом:

"...Г-н Грымов стал модным до такой степени, что главный театр страны подрядил его в качестве “помощника директора по имиджевой политике” и поручил разработать гранд-стиль. Много бессонных ночей провел он, корпя над дизайном логотипа. Даже что-то сам говорил о 500 вариациях — ого! Перечеркивает, швыряет в корзину, рисует новый!.. И вот уж два года Большой вовсю пользует его логотип — ленточки, завитушки, и на ремонт закрывается до 2008-го, в желании воскреснуть тем же самым высоким “грымовским стилем”...

И все бы хорошо, если бы грымовские коллеги-дизайнеры совершенно случайно не наткнулись на “фирменный стиль” Большого в Интернете, на сайте www.aridi.com, где продают уже готовые изображения — всего за 99 долларов. Только на сайте картуш (этакое украшение в виде свитка или переплетенных листьев, в центр которого помещается фирменный знак) — цветной, а в стиле Большого — одноцветный. Но и это еще не вся хохма. Как выяснилось, и сайт пресловутый картуш позаимствовал — из книги, напечатанной в Нью-Йорке еще в 1947 году..."


Я выше сказал "с опозданием", потому что об этом грымовском деянии еще два месяца назад сообщил дизайнерский журнал "Формат": "..картуш Грымовым не нарисован (это еще можно было бы оценить), а смело взят без всяких изменений из коллекции Aridi Vol. 10 — Ribbons, Banners & Frames. Цена за стиль Большого театра − (минус) 99,95$ за диск с «венками» (с учетом доставки) = чистая прибыль от «работы с идеей»." Об этом подробно писал Андрей Рубцов в нашей новости #966.

А вот прямая ссылка на картуш (рисунок) с сайта дизайнерской группы Aridi. (Это образец #100 из тома 10 "Ленты, баннеры и рамки". Всего в этой коллекции 102 эскиза: вот ссылка на весь том. Формально цена картинки по себестоимости - $99,99/102=98 центов).
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное