Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #58 | Тираж 451 экз.


НОВОСТИ с 15.11.2004 по 28.11.04 (17)

Мы не слышим то, что слышим..., только то, что помним.
Мортон Фелдман
СОДЕРЖАНИЕ:
[924] Беседы с Мортоном Фелдманом в архиве 'Other Minds'
[923] Кейдж, Нойвирт и Шнитке на 'Wien Modern 04'
[922] Исполнение 'De Kooning' и 'Why Patterns?' Мортона Фелдмана
[921] Новые релизы 'mode': Джон Кейдж и Джордж Крамб
[920] Музыка Джоан Ла Барбары для балета Най-Ни Чэнь
[919] Путеводитель по творчеству Гельмута Лахенмана
[918] Витгенштейн и музыка
[917] Намерение: сайт о Шнитке
[916] Хачатуряну поставят музыкальный памятник
[915] Постановка 'Катерины Измайловой' в Большом театре
[914] Гобоист похоронил контрабас
[913] Классическая музыка и Вы: интернет-опрос Трирского университета (с розыгрышем призов)
[912] НФОР и Co представили Властелина Колец
[911] Анонс: исполнение сочинения Андрея Рубцова
[910] Открылся Фестиваль памяти Олега Кагана
[909] Парадная обувь для НФОР
[908] Посетители SibeliusMusic.com проголосовали за Андрея Рубцова
[924] Беседы с Мортоном Фелдманом в архиве 'Other Minds'
28.11.2004
[Рисунок: Мортон Фелдман (фото: mode.com)] Проект "Other Minds" опубликовал несколько бесед с Мортоном Фелдманом (одна из них: между Фелдманом и Кейджем). Судя по планам занимающихся оцифровкой и публикацией этих уникальных архивных материалов, впереди нас ждут еще несколько не менее интересных подарков. Каждая из записей доступна для скачивания во всем разнообразии файловых форматов: Real Audio, WAV, MP3 (с разным битрейтом), OGG, FLAC. Для получения более подробной информации рекомендую пройти по ссылке "FTP Information", которая присутствует на каждой из страниц с беседами.

Ниже я привожу ссылки на эти страницы: Вообще, для отслеживания обновлений в архиве, получения дополнительной информации и более удобного просмотра содержания архива, - я рекомендую обратиться к сайту RadioOM.org (требуется предварительная бесплатная регистрация). Думаю, что архив "Other Minds" окажется привлекательным не только для ценящих творчество Фелдмана, но и просто интересующихся современной музыкой, так как здесь можно найти документальные записи, посвященные Джону Кейджу, Филипу Глассу, Николаю Слонимскому, Генри Бранту, Гарри Партчу, Лу Гаррисону, Стиву Райшу, Гэвину Брайерсу, Эллиоту Картеру, Алану Хованессу и многим другим.

В заключение процитирую аннотацию к беседе с Мортоном Фелдманом 1967 года:

This wide ranging literate, and always fascinating conversation between composer Morton Feldman and writer/composer/journalist (and former KPFA music director) Charles Shere touches on the work of various composers, performers, artists, and writers. Feldman talks about ways of composing, including his own, and to what degree a composer is "on the make" with regard to his audience.

The composers Feldman and Shere discussion includes John Cage, Christian Wolff, Arnold Schoenberg, Anton Webern, Karlheinz Stockhausen, Olivier Messiaen, Pierre Boulez, Luciano Berio, and Milton Babbitt. Surprisingly, Feldman admits to admiring Babbitt, and wishes that he himself could write serialized music like Babbitt, freehand.

Is it true that music will always have a great past, but never a great future? And is Feldman's music limited because, as he says, he doesn't believe in Hegel?
Павел Ступин
[923] Кейдж, Нойвирт и Шнитке на 'Wien Modern 04'
28.11.2004
[Рисунок: Музыка для детей - одна из тем WM-04 (фото: http://www.wienmodern.at)] В эти дни приближается к своему завершению "Wien Modern 04", крупномасштабный фестиваль современной музыки: 34 дня - 59 концертов и акций; главные темы этого года: ретроспектива творчества Джона Кейджа (15 концертов, 5-дневный мини-кинофестиваль документальных фильмов о Кейдже и др.), музыкальный портрет композитора Ольги Нойвирт (7 концертов, в которых организаторы постарались охватить ее путь, начиная от ранней камерной музыки и заканчивая недавними мультимедийными работами), музыка для детей. Также в программе фестиваля - уже состоявшееся исполнение трех "Concerto Grosso" Альфреда Шнитке с участием Гидона Кремера.

С подробной информацией о программе фестиваля, его участниках и др. можно ознакомиться здесь.
Павел Ступин
[922] Исполнение 'De Kooning' и 'Why Patterns?' Мортона Фелдмана
27.11.2004
[Рисунок: W. de Kooning: Excavation (1950) (http://www.artic.edu)] В музыкальной колонке "New York Times" опубликован небольшой репортаж о двух недавно состоявшихся концертах, где прозвучали два сочинения Мортона Фелдмана: небольшая пьеса "De Kooning" для срипки, фортепиано, валторны, ударных и виолончели, а также "Why Patterns?", одна из важнейших работ композитора. Исполнение "De Kooning" стало частью тематического концерта, где "American Composers Orchestra" "исследовал" влияние художников на композиторов. Кроме музыки "по мотивам" Виллема де Кунинга, были исполнены сочинения, вдохновленные Жоржем Сера и Диего Риверой. Как правильно отмечает автор статьи, фелдмановский де Кунинг имеет не так много общего с де Кунингом настоящим:

... Feldman's inspiration was watching Willem de Kooning paint, a slow process that yielded canvases that seem full of fast-moving action. Feldman's portrait doesn't quite capture that effect. It moves slowly - the work's substance crawls out one note at a time, so that interactions between the instruments are more impressionistic than contrapuntal - but unlike de Kooning's paintings, it does not create the illusion of speed.

Также в статье указывается на все возрастающие популярность музыки Фелдмана и ее влияние на современную музыку, с чем нельзя не согласиться, посмотрев на список планирующихся в ближайшем будущем концертов, где будет исполнено то или иное сочинение композитора.

Читать статью: А. Kozinn, "The Quiet Persistence of Feldman, the Musicians' Composer" (для чтения необходима предварительная бесплатная регистрация в "NY Times").
Павел Ступин
[921] Новые релизы 'mode': Джон Кейдж и Джордж Крамб
27.11.2004
[Рисунок: Майкл Бах (фото: mode.com)] Один наиболее значимых лейблов, занимающихс современной музыкой, американский 'mode' выпустил две новых записи: полное издание "Макрокосмоса" для фортепиано Джорджа Крамба в авторитетном исполнении Маргарет Лэн Тань (на CD и DVD) (mode 142), а также 22-том полного собрания сочинений Джона Кейджа, где на этот раз представлена запись одного из поздних "number pieces" "One8" (1991) для виолончели соло (mode 141). Запись "One8" впервые осуществлена с использованием искривленного смычка (BACH.Bogen), который позволяет исполнителям на струнных инструментах задействовать до четырех струн одновременно. Исполняет "One8" тот, кому и посвящено это сочинение: Майкл Бах, практикующий использование такого смычка. В связи с этим хочется отметить, что на том же 'mode' есть запись исполнения Майклом Бахом произведений Дитера Шнебеля и И. С. Баха (см. mode 52: "The Art of the Curved-Bow").
Павел Ступин
[920] Музыка Джоан Ла Барбары для балета Най-Ни Чэнь
27.11.2004
[Рисунок: Хореография Най-Ни Чэнь: балет 'Каллиграфия' (фото: http://www.nainichen.org)] В американском издании "Louisville Scene" появился репортаж о недавно прошедшем выступлении хореографа Най-Ни Чэнь и ее труппы. В этом событии привлекло то, что одним из номеров концерта стал 15-минутный балет "Incense" на музыку Джоан Ла Барбары. Как отмечается в статье, стиль постановок Най-Ни Чэнь сочетает в себе классический балет, современный танец и грациозную выверенность движений Тай-цзи. Балету "Incense" посвящен целый раздел сайта "Nai-Ni Chen Dance Company", украшенный фотоиллюстрациями постановки (одна из них, правда, относящаяся к другой работе, "Calligraphy", представлена в этой новости).

Читать статью: M. Rosen, "Nai-Ni Chen Dance Company: Performance transcends cultural boundaries".

Что касается Джоан Ла Барбары, то рад сообщить, что у нее теперь есть свой официальный сайт: joanlabarbara.com.
Павел Ступин
[919] Путеводитель по творчеству Гельмута Лахенмана
27.11.2004
В качестве продолжения предыдущей новости хочется проанонсировать еще одну заслуживающую внимания недавнюю публикацию на "La Folio": это очень вдумчиво написанное введение в творчество Гельмута Лахенмана, которое сопровождается комментариями к наиболее значительным и рекомендуемым автором статьи записям музыки композитора.

Читать статью: D. Albertson, "Thinking About Helmut Lachenmann, with Recommended Recordings".
Павел Ступин
[918] Витгенштейн и музыка
27.11.2004
[Рисунок: Людвиг Витгенштейн (фото: http://www.filosofie-oostwest.nl)] В "La Folia" появилась большая статья, посвященная разностороннему описанию связей между Людвигом Витгенштейном и музыкой: непринятие им современной музыки; Витгенштейн как кларнетист-любитель; музыкальные традиции семьи Витгенштейна; Витгенштейн и Лабор (тот самый Лабор, на которого ссылается Витгенштейн в одной из многочисленных цитат, фигурирующих на нашем сайте в качестве эпиграфов-афоризмов: "Мысль уже затаскана, и ею нельзя больше пользоваться. (Подобное замечание я однажды услышал от Лабора о музыкальных мыслях.)"); его "Культура и ценность"; нелюбовь к Малеру и др. Также в статье есть интересный раздел, где перечисляются и кратко комментируются музыкальные сочинения, вдохновленные мыслью Витгенштейна: среди них несколько сочинений Стива Райша, "Четвертый струнный квартет" Петера Ружички и целый ряд сочинений значительно менее известных композиторов. Завершается статья рецензией на запись органных сочинений любимого Витгенштейном Лабора (ранее в ней же приводится шестерка композиторов, которые были признаны Витгенштейном: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Лабор).

Что касается роли Витгенштейна как вдохновителя, то она, как мне кажется вполне естественно, реализовалась не столько в музыке, сколько в концептуальном искусстве, например, Брюса Наумана (см. его работу "A rose has no teeth") или, в более общем виде, ранних Дональда Джадда и Роберта Морриса.

Читать статью: G. C. Covell, "Wittgenstein’s Music, Music’s Wittgenstein, and Josef Labor".
Павел Ступин
[917] Намерение: сайт о Шнитке
27.11.2004
[Рисунок: Альфред Шнитке (фото: http://www.chandos.net)] Юбилей Шнитке, которому 24 ноября исполнилось бы семьдесят лет, стал событием, приковавшим к себе сравнительно много внимания, как в виде недавно прошедшего фестиваля, так и многочисленных телепередач и публикаций. Среди последних встречаются и достаточно интересные: gzt.ru, как и было обещано ранее, подготовила интервью с А. Ивашкиным ("Ему о многом хотелось сказать, а записывать было некогда": Александр Ивашкин - ГАЗЕТЕ) и И. Шнитке ("Он до сих пор для многих - чужой": Ирина Шнитке - ГАЗЕТЕ). В интервью И. Овчинникова с А. Ивашкиным есть несколько радостных новостей. В частности, "опера "Джезуальдо", [...] вот-вот выйдет под управлением Валерия Полянского", а, возможно, что-то подобное может ожидать в будущем и "Девятую симфонию", над расшифровкой которой сейчас, как выяснилось, работает Александр Раскатов. В общем, хочется поблагодарить gzt.ru и И. Овчинникова лично за оба интервью.

Что касается вынесенного в заголовок этой заметки, то имеется в виду мое намерение создать "место" Шнитке сродни имеющимся у Кейджа и Фелдмана. Как-то странно наблюдать его отсутствие, а ни schnittke.de, ни тем более alfredschnittke.com таковыми считаться не могут. Помимо непосредственно так или иначе информационной части (идеалом в этом смысле является все тот же johncage.info), здесь же хотелось бы осуществить и какие-то попытки осмысления, обсуждения и продумывания музыки (в данном случае, музыки Шнитке) адекватным ей языком, которым мне представляется концептуальное искусство (в этом смысле, конечно же, есть резон в существовании alfredschnittke.com). Пока все это находится на уровне намерения, но все интересующиеся и желающие участвовать, если такие будут, могут связаться со мной для обсуждения. Сайт планируется первоначально разместить в рамках news.oboe.ru. Обо всех продвижениях в развитии идеи я буду информировать в наших новостях.
Павел Ступин
[916] Хачатуряну поставят музыкальный памятник
24.11.2004
Разговоры о том, что в Москве в Брюсовом переулке собираются устроить "музыкальную аллею" или что-то в таком духе, ведутся давно. (Брюсов переулок - один из переулков между Б. Никитской улицей, где находится Московская консерватория, и Тверской улицей. В Брюсовом переулке находится Дом композиторов, где даже до сих пор живут родственники некоторых из них.)

Вот сообщение на эту тему, опубликованное сегодня "Московским комсомольцем":

"Памятник композитору Араму Хачатуряну появится в будущем году в Брюсовом переулке. На сегодня это один из первых утвержденных объектов, предусмотренных новым общегородским планом по размещению памятников и фонтанов.

Как отметили специалисты ГУП 'Моспроект-3' (именно они разрабатывали проект), в настоящее время в городе наблюдается засилье памятников военной тематики. А вот скульптур, изображающих деятелей искусства или ученых, наоборот, не хватает.

Место в сквере возле Дома композиторов оказалось наиболее удачным для установки здесь памятника Хачатуряну. По замыслу проектировщиков, он должен стать одним из самых посещаемых культурных объектов. Дело в том, что рядом с изваянием предполагается построить небольшую открытую концертную площадку для исполнения симфонической музыки. Не исключено, что композицию довершит музыкальный фонтан."


Ссылка по теме: www.khachaturian.am - виртуальный музей Арама Хачатуряна. Большой и красивый сайт, кроме всего прочего, имеет довольно большое собрание mp3-файлов с музыкой А.И. Хачатуряна.
Алексей Зубов
[915] Постановка 'Катерины Измайловой' в Большом театре
22.11.2004
[Рисунок: Леди Макбет в Большом - gzt.ru] Одним из самых значительных событий последних дней в музыкальной жизни Москвы стала премьера знаменитой оперы "Леди Макбет Мценского уезда" (в оригинальной версии) Дмитрия Шостаковича на главной сцене Большого театра.

"...Лучшей оперой советской эпохи время выбрало все-таки "Леди Макбет Мценского уезда". Пройдя на родине школу позора, злословия и запретов, последняя опера Дмитрия Шостаковича, как эмигрантка, выжила на Западе, где по сей день считается самой главной русской оперой после народных музыкальных драм Мусоргского да еще, может быть, "Пиковой дамы" Чайковского [...]

...Лучше поздно, чем никогда, поэтому можно только гордиться восстановлением исторического равновесия и тем, что нынешний Большой театр (наверное, самым последним из всех больших театров в мире) вернул на свою сцену "Леди Макбет" после 70 лет изгнания в ее первоначальном виде..."


Читать всю большую статью А. Хрипина в "Независимой газете".

На постановку откликнулись многие издания, см. например статью в "газете.ру", а также - в "Российской газете" - рассказ известного публициста-"шостаковичеведа" С. Волкова.
Алексей Зубов
[914] Гобоист похоронил контрабас
21.11.2004
[Рисунок: Денис Голубев хоронит контрабас gzt.ru] "Эталонным опусом в жанре инструментального театра оказалась открывшая вечер "Ist es genug?.." : Александр Ивашкин играл на виолончели в разных местах зала, периодически бросая инструмент и неистово стуча по ударным любых мастей. В середине сочинения духовики покинули сцену, чтобы потом неожиданно появиться в виде похоронного оркестра. Когда процессия торжественно удалилась из зала (вместо гроба вынесли контрабас), Ивашкин поиграл еще немного, пока его не оборвал пианист."

Это была цитата из репортажа Ильи Овчинникова об открытии фестиваля "Московская осень". Репортаж украшен фотографией, которая воспроизведена здесь слева. На переднем плане - гобоист Денис Голубев, если вдруг кто не знает; в статье это специально не указано.

Вместе с тем, несмотря на то, что многие называют фестиваль "Московская осень" "Братской могилой", поскольку в программе фестиваля - сочинения более 250 авторов, Илья считает два прошедших концерта с участием знаменитого виолончелиста А.Ивашкина важнейшими событиями фестиваля:

"В жанре инструментального театра в свое время активно работал и покойный Николай Корндорф, чей Concerto Cappricioso для виолончели, струнных, клавесина и ударных прозвучал днем раньше. Исполнивший сольную партию Ивашкин не случайно называет Корндорфа "самым интересным композитором после Шнитке": сочинение будто начинается там, где заканчивается Первый виолончельный концерт Альфреда Гарриевича. [...] Кода не оставила сомнений в том, что сочинение способно значительно обогатить традиционный виолончельный репертуар [...]Жаль, если блестящее сочинение затеряется в огромном котле, который на данный момент представляет собой "Московская осень"."

А вот еще одна статья из gzt.ru: "Гершвин объединил США и Кубу" об открытии в Большом зале Московской консерватории международного фестиваля "Рио - Гавана - Нью-Йорк".

Ну и дополнительная новость. Вышел восьмой номер журнала "Three Oranges" ("Три Апельсина"), издаваемый Международным прокофьевским обществом (некоторые статьи доступны online по приведенной выше ссылке).
Алексей Зубов
[913] Классическая музыка и Вы: интернет-опрос Трирского университета (с розыгрышем призов)
19.11.2004
[Рисунок: www.classicalmusicstudy.com] Университет г. Трира (Германия) в рамках проекта "классическая музыка в различных странах" проводит интернет-опрос целевой группы - любителей классической музыки. В письме, присланном на нашу ленту новостей, говорится:

"В рамках нашего исследования на кафедре Организации и стратегического менеджмента Трирского университета в Германии мы проводим международный опрос на тему "Классическая музыка". Наша целевая группа - любители классической музыки. Цель опроса - выяснить особенности поведения данной группы при коммуникации, потреблении и путешествиях.

Чтобы сделать опрос доступным широкому кругу респондентов, мы нуждаемся в вашей поддержке [....] Наш опрос носит сугубо исследовательский характер и потому мы просим о бескорыстной поддержке нашего проекта.

По окончании опроса мы с удовольствием предоставим вам его результаты."


Я с удовольствием предлагаю всем желающим принять участие в опросе. Для этого достаточно пойти по ссылке www.classicalmusicstudy.com, выбрать язык по флажку (наверное, для читателей нашей ленты новостей это будет русский) и выбрать ссылку "начать опрос". Если Вы сразу хотите начать отвечать на опросник на русском языке, выберите вот эту ссылку. По окончании опроса я надеюсь получить его результаты и опубликовать их на нашей ленте новостей. В скором времени (после написания этой новости) я помещу "постоянную" кнопку-ссылку на странице news.oboe.ru.
Алексей Зубов
[912] НФОР и Co представили Властелина Колец
19.11.2004
В Москве, в исполнении Национального филармонического оркестра России отзвучала давно и пышно разрекламированная Симфония "Властелин Колец":

"...иллюстративная музыка, собранная из пары малюсеньких тем и бесконечных, сменяющих друг друга связок, сочинялась все-таки в расчете на долби-серраунд. А то, что композитор, как выяснилось, одновременно думал еще и о славе настоящего симфониста, в музыке не воплотилось. Серраунд воплотился, а симфонизм -- нет.

Так и остался в Кремле этот клейкий блокбастерный наполнитель каким-то голым и беззащитным. Квазикельтский голосок Сисел кокетливо торчал из хоровой бочки, оркестр то таял, то щетинился, и только рисунки скрашивали одиночество невеселого и смешного, медленного и затягивающего сюжета, если кто-то о нем вообще вспоминал."


Читать всю статью Ю.Бедеровой во "Времени новостей".

А также статью ЗаШОРенная Сиссел спела в Кремле в "Комсомольской правде".
Алексей Зубов
[911] Анонс: исполнение сочинения Андрея Рубцова
17.11.2004
Наши недавние новости оказались связанными с творчеством Андрея Рубцова. И это еще не все. Мне приятно сообщить, что завтра, 18 ноября в Малом зале Московской консерватории состоится концерт-вечер класса профессора Ю.Н.Должикова (флейта), в заключение программы которого прозвучат две части Дивертисмента для флейты и струнного квартета Андрея Рубцова.

[Рисунок: Максим Рубцов (rno.ru)] Они прозвучат в исполнении ансабля солистов РНО: Максима Рубцова (флейта), Максима Авраменко, Екатерины Царевой (скрипки), Софии Лебедь (альт) и Светланы Владимировой (виолончель).

Начало концерта в 18 часов. Желающие попасть исключительно на исполнение Дивертисмента А. Рубцова, могут приходить около 19-45.
Алексей Зубов
[910] Открылся Фестиваль памяти Олега Кагана
17.11.2004
В Москве открылся очередной фестиваль "Посвящение Олегу Кагану". "Время его проведения приурочено к 21 ноября - дню рождению выдающегося скрипача: вокруг этой даты группируются все остальные события. Неизменной величиной остается и Наталия Гутман - замечательная виолончелистка, вдова безвременно (в 43 года!) ушедшего из жизни артиста. Рядом с ней - друзья, давние партнеры Кагана, целое созвездие великолепных артистов, составивших честь лучшим сценам мира. Юрий Башмет, который сыграет целый сольный концерт с 'Солистами Москвы', Александр Рудин и 'Musica Viva', Алексей Любимов: "

Читать весь репортаж в "Независимой газете", посвященный открытию фестиваля, а также большое интервью Натальи Гутман Илье Овчинникову в gzt.ru.
Алексей Зубов
[909] Парадная обувь для НФОР
16.11.2004
[Рисунок: ] Сеть мультибрендовых бутиков обуви и аксессуаров "Парад" выступила имиджмейкером Национального филармонического оркестра России.

"Владимир Спиваков является для нас образцом элегантного, современного и взыскательного мужчины с идеальным вкусом. И нам хотелось бы, чтобы Национальный Филармонический Оркестр соответствовал своему маэстро", - заявил один из ведущих специалистов компании.
Андрей Рубцов
[908] Посетители SibeliusMusic.com проголосовали за Андрея Рубцова
16.11.2004
[Рисунок: ] Adagio soave из Двух пьес для альта и фортепьяно заняло верхнюю строчку рейтинга на самом популярном сайте-коллекции современных партитур SibeliusMusic.com, содержащего более 36.000 партитур со всего мира.

Если вы хотите поддержать status quo вы можете проголосовать за Adagio Soave здесь (кнопка VOTE). Также на странице можно скачать mp3 с исполнением вещи.
Андрей Рубцов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное