Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #57 | Тираж 456 экз.


НОВОСТИ с 02.11.2004 по 14.11.04 (15)

... направляющие свои стрелы против левой критики массовой культуры, высмеивают протест против Баха как кухонной музыки, против Платона и Гегеля, Шелли и Бодлера, Маркса и Фрейда на полках магазина среди лекарств, косметики и сладостей. Вместо этого они настаивают на признании того, что классика вышла из мавзолея и снова вошла в жизнь, что люди просто стали достаточно образованными. Это так, но, входя в жизнь как классики, они перестают быть собой; они лишаются своей антагонистической силы, того остранения, которое создавало измерение их истины.
Герберт Маркузе
"Одномерный человек" (1964)
СОДЕРЖАНИЕ:
[907] Выход книги Джона Лютера Адамса 'Winter Music: Composing the North'
[906] Переиздание 'Different Trains' Стива Райша
[905] 'Всеядный' Филип Гласс
[904] Гэвин Брайерс: завершение работы над 'From Egil's Saga'
[903] Корнелиус Кардью: публикации в JEMS и на muzprosvet.ru
[902] У Тихоокеанского симфонического оркестра появился новый дирижер
[901] Анонс: авторский концерт Юрия Буцко
[900] Марк Ротко, Мортон Фелдман, 'Rothko Chapel'
[899] Ссылка: 'Pictures of Music' - введение в графическую нотацию
[898] Гобойное событие месяца: выставка музыкальных инструментов
[897] Волжский тур РНО - рассказ по BBC
[896] Мередит Монк и другие на днях новой музыки в Братиславе
[895] Нервные расстройства музыкантов
[894] О прошедшем фестивале музыки Альфреда Шнитке
[893] Кейдж и Гласс: связь
[907] Выход книги Джона Лютера Адамса 'Winter Music: Composing the North'
14.11.2004
[Рисунок: J. L. Adams: 'Winter Music: Composing the North' (фото: http://newmusicbox.org)] Издательство "Wesleyan University Press" объявило о публикации сборника статей, эссе, дневниковых заметок и других сочинений американского композитора Джона Лютера Адамса. Книга получила символичное для творчества Адамса название: "Winter Music: Composing the North". В связи с этим событием интернет-издание "Американского музыкального центра", президентом которого Адамс был одно время, "NewMusicBox", в своем ноябрьском выпуске уделило особое внимание Адамсу: в виде публикации фрагмента из книги, а также интервью с композитором. Два небольших отрывка из каждого текста я привожу ниже. Текст статьи "The Immeasurable Space of Tones", с акцентом на индивидуальном пространстве звука, еще более убеждает в том, что Адамс глубоко присутствует в том же круге, что Мортон Фелдман и Марко Ротко (для сравнения см. наши более ранние новости #373 и #900).

Из книги (статья "The Immeasurable Space of Tones" (2003)): Morton Feldman's only composition lesson with Varеse was a brief encounter on a New York street corner. The master gave the young upstart a single polished pearl of wisdom: "Always keep in mind how long it takes the sound to travel from here to there."

That seemingly simple adage contains a world of implications.

The trajectories of sounds articulate the physical, temporal, and tonal spaces of music. Different instruments speak and resonate differently, and the composer must know how to mix sounds the way a painter knows how to mix colors. The acoustical spaces in which we listen profoundly shape our music, and the composer should be as aware of the listening space as the visual artist is of the viewing space.

...

Из интервью: Music is an art. And art is a life's work. Professional success may or may not come. But a life in art is a great privilege. It's also an obligation. An artist's first obligation is to the art. If we're true to the art then the art gives us a life. In turn, our art becomes our best gift to the world in which we live.
Павел Ступин
[906] Переиздание 'Different Trains' Стива Райша
14.11.2004
[Рисунок: Стив Райш (фото: http://stevereich.com)] В связи с готовящимся выходом в свет новой записи (и версии: для струнного ансамбля) известного сочинения американского композитора Стива Райша "Different Trains", хочется сделать несколько скромных подарков нашим читателям. Таковыми станут тексты и нотные иллюстрации из ряда статей, которые посвящены сочинениям Райша, вошедшим на этот Naive-вовский диск (это соответственно "Different Trains", "Triple Quartet" [также теперь для струнного ансамбля] и "The Four Sections"), и которые опубликованы в "Writings on Music 1965-2000" (сборнике статей и заметок композитора). Последний, кстати, в октябре этого года был также переиздан "Oxford University Press" (подробности см. в новостном разделе сайте Райша)

Таким образом, наши читатели могут скачать для прочтения следующие тексты из вышеуказанной книги Райша: "35. The Four Sections (1987)", "38. Different Trains (1988)", "48. Answers to Questions about Different Trains (1994)", "60. Triple Quartet (1999)" (все тексты - в формате rtf), а также соответствующие нотные примеры для "Different Trains" и "Triple Quartet".

Ниже я привожу фрагменты: первый о "Different Trains", второй - о "Triple Quartet" (для меня узнать, что Шнитке вдохновил Райша, было несколько неожиданно).

О "Different Trains": Different Trains for string quartet and tape begins a new way of composing that has its roots in my early taped speech pieces It's Gonna Rain and Come Out. The basic idea is that speech recordings generate the musical material for musical instruments.

The idea for the piece comes from my childhood. When I was one year old, my parents separated. My mother moved to Los Angeles and my father stayed in New York. Since they arranged divided custody, I traveled back and forth by train frequently between New York and Los Angeles from 1939 to 1942, accompanied by my governess. While these trips were exciting and romantic at the time, I now look back and think that, if I had been in Europe during this period, as a Jew I would have had to ride on very different trains. With this in mind, I wanted to make a piece that would accurately reflect the whole situation.

...

О "Triple Quartet": While I was working on Triple Quartet, [...] other composers found their way into my consciousness. As I was beginning the piece my friend Betty Freeman sent me a CD of the complete Schnittke string quartets performed by the Kronos Quartet. I had never heard a note of his music. In listening to his quartets I was struck by his virtuosity, and moved by the incredible mesto of his Second Quartet. Listening to the "density" of his music goaded me to thicken my own plot harmonically and melodically. [...] The result, all in all, is a piece considerably more dissonant and expressionistic than expected.


Что касается непосредственно компакт-диска, выходящего на лейбле "Naive", то запись сделана под управлением талантливого и умного дирижера Дэвида Робертсона. Интересующиеся его творчеством могут обратиться к развернутому интервью, данному Робертсоном на страницах сайта "Ensemble Sospeso". Последние, кстати, наконец-то обновили свой сайт, поместив информацию о своем планирующемся концерте, посвященном 80-летию Пьера Булёза.
Павел Ступин
[905] 'Всеядный' Филип Гласс
13.11.2004
[Рисунок: Филип Гласс (фото: http://www.schirmer.com)] В последней новостной рассылке andante.com, богатой на всевозможные интересные публикации, сообщается о двух статьях, связанных с Филипом Глассом. В первой из них после небольшого вступления представлено интервью с композитором, центральной темой которого является самость, на первый взгляд, совершенно неразборчивого Гласса, который наряду с интенсивной работой в области музыкального театра, симфонической музыки и пр. продолжает упорно сочинять музыку и для рекламных роликов и другого, мягко говоря, ширпотреба. На этот упрек Гласс ответил следующим образом:

It's my view of the world: I don't think of music being in categories. I think of composers being in two categories: those that are talented, and those that are not.

There are things that you can't quantify, the things that don't automatically come with a degree from Juilliard. I have my degree from Juilliard. But when you listen to a piece of Bach, when you listen to a piece of Bernstein, when you listen to a piece of John Cage, you don't care where he went to school. What you hear is the talent. If you listen to Ornette Coleman, it's the same thing.

Meredith Monk is a wonderful composer. She must have gone to school somewhere; I have no idea. What I hear is a person of supreme musicality with the technique and the stamina to bring her work into the world.


Лично для меня очень показательно то, что несмотря на внеше лояльное, если не более, отношение к поп-музыке и поп-производству вообще, в его примерах всеядность и демократичность Гласса иллюстрируют композиторы совершенно другого и весьма далекого от масскульта круга: Бах, Кейдж, Коулман...

Вторая публикация посвящена рецензии на недавно вышедший на "домашнем" лейбле Гласса "Orange Mountain Music" компакт-диск с записями "Концерта для виолончели с оркестром" и "Концертной фантазии для двух литавристов с оркестром".
Павел Ступин
[904] Гэвин Брайерс: завершение работы над 'From Egil's Saga'
13.11.2004
[Рисунок: Гэвин Брайерс (фото: http://www.guardian.co.uk)] "Продолжая" нашу новость #689, где мы написали о работе британского композитора Гэвина Брайерса над сочинением "From Egil's Saga", заказанным Брайерсу "BBC Radio 3": произведение завершено, в минувший четверг состоялась мировая премьера, а 20 ноября на "BBC Radio 3" планируется радиопередача "Hear and Now", где прозвучит запись, сделанная во время этой премьеры. Как мы уже сообщали раньше, новому сочинению Брайерса посвящен целый мини-сайт, где можно найти все многообразие имеющих отношение к "From Egil's Saga" материалов. В частности, можно загрузить несколько MIDI-файлов и, параллельно, соответствующие pdf-файлы с нотным текстом.

Накануне премьеры в "The Guardian" появилась статья (N. Wroe, "All points Norse"), где композитор рассказывает о работе над "From Egil's Saga", а также где освещаются основные вехи его творческого пути.
Павел Ступин
[903] Корнелиус Кардью: публикации в JEMS и на muzprosvet.ru
13.11.2004
[Рисунок: Корнелиус Кардью (фото: muzprosvet.ru)] В качестве своего рода развития темы графической нотации и музыки Кардью, в частности, о чем мы писали несколько дней назад (см. новость #899): во-первых, в "JEMS" (An Online Journal of Experimental Music Studies) появился репринт статьи Джона Тилбери "Cornelius Cardew" (1983), а во-вторых, как выяснилось, на muzprosvet.ru сравнительно недавно был опубликован другой материал с точно таким же названием. Оба текста обильно снабжены нотными примерами. Ниже привожу небольшой фрагмент из второго текста:

В качестве композитора Кардью написал множество сочинений, партитура которых была не совсем очевидным образом зафиксирована на бумаге. Иногда это были вполне опознаваемые ноты, но вот их длительности и относительная громкость должны была определяться исполнителем. Или противоположная крайность - присутствовало так много указаний, регламентирующих каждый звук, что все их учесть просто физически было невозможно, потому исполнитель сам выбирает, каким указаниям композитора он следует, а какие игнорирует.

В некоторых сочинениях допускалось импровизировать, то есть играть отсебятину, в некоторых присутствовали картинки - то есть линии и схемы, которые, вообще говоря, не понятно как звучат. Исполнитель должен придумать как интерпретировать то, что он видит. Пиком этого подхода является сочинение 'Treatise' ('Трактат'), это книга состоящая из разворачивающегося слева направо графически-геометрического рисунка. Своего рода нарисованная музыка.
Павел Ступин
[902] У Тихоокеанского симфонического оркестра появился новый дирижер
12.11.2004
[Рисунок: ] "Новый дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра Евгений Кириллов уже приступил к работе и скоро обещает порадовать владивостокцев тремя концертами.

В просторном зале Дома радио идет репетиция Тихоокеанского симфонического оркестра. С новгородским дирижером оркестранты битый час повторяют Пятую симфонию Шуберта. Действо напоминает урок в младших классах: если старшее поколение слаженно музицирует, то молодежь хихикает, частенько прерывая репетицию. Однако новый дирижер обращается ко всем вежливо, интеллигентно, даже, на мой взгляд, слишком мягко... Недовольно вздыхающих и кривящихся оркестрантов заставляет снова и снова повторять такты, мягким певучим голосом требуя форте или пиано.
"

Читать целиком
Андрей Рубцов
[901] Анонс: авторский концерт Юрия Буцко
11.11.2004
По сообщению Алексея Чернова на его сайте "Русская академическая музыка":

В ближайшую пятницу 12-го ноября в Большом Зале Московской Консерватории состоится единственный прижизненный авторский концерт Юрия Буцко.

Будет исполняться моноопера "Записки сумасшедшего" (финал оперы вы можете прослушать, скачав с нашего сайта) и "Литургическое песнопение" для хора, инструментального ансамбля и органа.

Начало концерта в 19.00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Не пропустите концерт последнего живого русского классика!!!

Подробности об исполнителях можно прочитать здесь.
Павел Ступин
[900] Марк Ротко, Мортон Фелдман, 'Rothko Chapel'
11.11.2004
[Рисунок: Мортон Фелдман на премьере 'Rothko Chapel' в Хьюстоне (фото: http://rothkochapel.org)] Многие, интересующиеся музыкой Мортона Фелдмана, разумеется, знакомы с его сочинением "Rothko Chapel"; более того, для многих (как это отмечается в недавно появившемся на "Morton Feldman Page" репортаже об исполнении в Шотландии "Rothko Chapel" и ряда других сочинений Фелдмана) с этого произведения начинается увлечение Фелдманом вообще. Но все же, хотя близость Фелдмана Ротко, если не параллельность их зрелого творчества, стали уже общим местом, я думаю, что широкому кругу слушателей все же мало что известно о самой "Rothko Chapel", послужившей поводом для написания Фелдманом одноименного сочинения; не говоря уже о том, чтобы действительно побывать там.

В связи со всем этим, а также просто из желания поделиться с нашими читателями, я отсканировал шестнадцатую главу книги Джеймса Бреслина "Mark Rothko: a Biography" (1993, The University of Chicago Press), называющуюся "The Houston Chapel".

Ниже я привожу несколько фрагментов текста, в которых раскрываются такие значимые аспекты, как замысел "Rothko Chapel" и, что еще важнее, раскрытие созданного Марком Ротко во времени:

A chapel like the one in Houston offered an environment in which Rothko's silent, elevated paintings could receive their proper regard (silent contemplation) and their proper recognition (as sacred objects), and without migrating through the hands of a series of collectors, only to end up in an institutional home: a museum.

...

In this space, neither parts nor whole remain fixed, but change subtly, and continually, through time.

Nor does the viewer remain stationary. As my account of visiting the chapel suggests, viewing these fourteen paintings is a temporal process, one that unfolds, slowly, through time, and a physical process, one that requires considerable bodily movement, there being no fixed, ideal position from which to view the murals. It is not just that your vision is always distracted by nearby paintings. It is that you are aware, no matter where you stand, that some of the paintings are behind you, that the limitations of your body force you to exclude some of the works you are trying to unify. You can't isolate individual paintings. You can't grasp the whole. Rothko's murals exceed possession. "You are in it. It isn't something you command."

...

In the early Christian era, religious painting had been an extension of church architecture; Rothko fought to make the chapel's architecture an extension of his paintings.


Скачать всю главу можно здесь (zip-архив, ок. 50 Kb; сам текст: в rtf).
Павел Ступин
[899] Ссылка: 'Pictures of Music' - введение в графическую нотацию
10.11.2004
[Рисунок: Sven Herman: Tha-Choom (фото: http://www.blockmuseum.northwestern.edu)] Обнаружен интереснейший ресурс, посвященный вопросам графической нотации: "Pictures of Music". Здесь в хорошо структурированном виде представлены сама постановка вопроса о необходимости обращения к средствам графической нотации, эволюция подходов, проблема интерпретации (с обсуждением ее рядом композиторов и исполнителей в виде видеоклипов), библиография по теме, а также достаточно большое количество нотных примеров из послевоенной музыкальной литературы (один из них --- фрагмент из: Sven Herman, Tha-Choom! (1998), for Viola da Gamba with Comics --- иллюстрирует эту новость), включая "In Search of Orchestration" Мортона Фелдмана, сочинения, которое и навело меня на этот сайт. Также в разделе "Интерпретация" есть подпункт "Анализ", где находится элегантно оформленный анимированный "разбор" "Трактата" Корнелиуса Кардью (как известно, "Трактат" является одной из вершин в применении графических средств).

Также всем интересующимся вопросами графической нотации предлагаю посмотреть некоторые образцы нотных текстов, отсканированных мной из книги "The New Music: The Avant-Garde since 1945" (by Reginald Smith Brindle). В zip-файле (384 Kb) находятся 10 изображений, характеризующие многообразие подходов: от комиксов бывшей супруги Берио (Cathy Berberian) до "вида сверху" на литавры у Энглерта.
Павел Ступин
[898] Гобойное событие месяца: выставка музыкальных инструментов
08.11.2004
[Рисунок: Гобой, натюрморт] Завтра в Московской консерватории откроется выставка музыкальных инструментов. К сожалению, я сообщаю об этом важном событии довольно поздно, но так уж случилось.

Представители семи французских компаний-производителей музыкальных инструментов и компании-производителя смычков - мировых лидеров в своих областях, приедут в Москву, чтобы представить свою продукцию и ноу-хау: духовые инструменты (гобои, кларнеты, саксофоны, английские рожки, флейты, фаготы, медные инструменты) и аксессуары (смычки, язычки, мундштуки, уплотнители для клапанов и др.).

Выставка организована Ubifrance - Агентством по международному развитию французских предприятий и Миссией по Экономическим делам при посольстве Франции в Москве.

Выставка будет проходить
9 и 10 ноября 2004 года с 10 до 18 часов
в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
по адресу: ул. Большая Никитская, 13,
Конференц-зал (напротив входа в Рахманиновский зал).


Вход свободный. Приглашаются все желающие.
Алексей Зубов
[897] Волжский тур РНО - рассказ по BBC
08.11.2004
[Рисунок: BBC] На BBC World Service Radio выложили программу Music Review, которая транслировалась по всему миру в прошлый понедельник.

Ее можно послушать здесь (нажать "Listen to Music Review").

Ближе к середине на вопросы отвечает гобоист Андрей Рубцов - о зарплате, причинах, побудивших его не уходить из РНО, духовом квинтете и своих сочинениях.
Андрей Рубцов
[896] Мередит Монк и другие на днях новой музыки в Братиславе
08.11.2004
[Рисунок: Мередит Монк (фото: http://www.meredithmonk.org)] В Братиславе проходит фестиваль новой музыки, одним из гостей которого стала широко известная Мередит Монк. Вопреки ожиданиям организаторов, которые до последнего момента хотели в этом году отменить фестиваль из-за отсутствия интереса к нему у консервативных словаков, дни новой музыки, возможно, благодаря участию в них Монк, идут с аншлагами, чего не было с 1992 года, когда на фестивале, в год своей смерти, присутствовал Джон Кейдж.

Читать репортаж о фестивале в англоязычной словацкой газете "The Slovak Spectator": Zuzana Habsudova, "New music for a new Slovakia".
Павел Ступин
[895] Нервные расстройства музыкантов
04.11.2004
"...неожиданные результаты получили ... сотрудники университета Торонто (Канада). Согласно их данным, самая тяжелая профессия (во всяком случае, в Канаде) - музыкант. Психологи отмечают, что нервы музыкантов страдают от постоянной спешки, гастрольных переездов, бесцеремонного диктата дирижеров, бесконечных упражнений. Опрос коллективов 19 канадских оркестров показал, что 82% музыкантов время от времени принимают успокоительные средства, а 8% глотают их постоянно."

Читать всю статью в "Энциклопедии заблуждений"

Вообще-то, по-честному, автор этой новости - Андрей Рубцов, поскольку именно он сообщил об этой ссылке в конференцию ru_classic.

К этому я хочу добавить следующее. Еще в детстве я был совершенно шокирован одной статьей из популярного тогда журнала "Техника молодежи", где тоже - со ссылками на иностранные исследования - утверждалось, что около 80% музыкантов симфонических оркестров к зрелому возрасту страдают в той или иной степени психическими расстройствами. Правда, там, насколько я помню, основной причиной этого явления называлось нечто иное - а именно частые, так сказать, "профессиональные" сильнейшие эмоциональные переживания, которые постепенно скапливаются "внутри"... Это было МНОГО лет назад, но я был воистину шокирован и - будучи подростком, слушающим родителей и учителей - сразу побежал поделиться прочитанным к своему замечательному школьному педагогу по скрипке Вадиму Алексеевичу Карауловскому с вопросом - неужто это правда... Как я помню (эх, "детства моего счастливые глазенки" - год около 1982) - он понимающе усмехнулся и сказал, что, дескать, не волнуйся, такое вполне может быть, и журнал, по всей видимости, не врет... Просто работа такая...
Алексей Зубов
[894] О прошедшем фестивале музыки Альфреда Шнитке
03.11.2004
На andante.com, со ссылкой на "Moscow Times", опубликован репортаж о прошедшем в октябре в Москве международном фестивале музыки Альфреда Шнитке. Это, насколько мне известно, первая публикация такого рода в зарубежной прессе. В статье кратко описываются события пяти из концертов фестиваля с последующим с любовью и уважением написанным заключением о творчестве Шнитке вообще.

Читать всю статью: R. Stults, "Moscow Celebrates the 70th Birthday of the Late Composer Alfred Schnittke".
Павел Ступин
[893] Кейдж и Гласс: связь
02.11.2004
[Рисунок: Джон Кейдж (фото: http://w3.rz-berlin.mpg.de)] В интернет-конференции "Silence", посвященной творчеству Джона Кейджа и соответствующему кругу, сейчас проходит достаточно интересное обсуждение связи между музыкой и идеями Кейджа и творчеством Гласса. Хотя термин "минимализм" имеет достаточно ясный смысл, как в музыке так и за ее пределами в искусстве (ни Кейдж, ни Фелдман к нему расхоже не относятся), все же интуитивно понятна, если не буквальная, то сущностная близость этих двух композиторов: две стороны одного и того же. В общем, тема и ее очень живое обсуждение, которое может навести на важные соображения, мне показались стоящими упоминания.

С дискуссией, в которой каждый может принять участие, можно ознакомиться здесь (см. тему "Cage - comments on Glass?").
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное