Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #51 | Тираж 436 экз.


НОВОСТИ с 02.08.2004 по 08.08.04 (9)

Музыканты, получившие традиционное воспитание, могли бы <...> поучиться у джаза, поп-музыки и у народной музыки. Возможно, это бы привело к отмене традиционной нотации, опирающейся на схематично частичные основы, в пользу идеограмного шрифта, который, подобно иероглифу, сразу же давал бы нам весь музыкальный образ, а не его отдельные "параметры".
Альфред Шнитке
Оркестр и "новая музыка" (ок. 1970)
СОДЕРЖАНИЕ:
[839] Будущее музыки: круглый стол на artsjournal.com
[838] Рецензии на Кагеля, Булеза, Куртага, Харви, Вольфа и др. в 'La Folio'
[837] Интервью с Г. Канчели в 'НГ'
[836] Премьера 'The Ring Dance of the Nazarene' Бёртуисла на BBC Proms
[835] Ссылка: о лейбле 'Hat Hut' на muzprosvet.ru
[834] Современная музыкальная жизнь Токио
[833] Годовщина смерти Шнитке
[832] 'Maerz Musik 2004', К. Вольф и Я. Ксенакис в 'Paris Transatlantic 8/04'
[831] Рецензия на запись 'Triadic Memories' Фелдмана в исполнении Мэрилин Нонкен (mode 136)
[839] Будущее музыки: круглый стол на artsjournal.com
08.08.2004
На страницах artsjournal.com прошел 10-дневный "круглый стол" (blog), посвященный настоящему и будущему академической музыки: более 200 сообщений, представляющих самые разные перспективы и идеи. Среди участников разговора - целый ряд крупных американских музыкальных деятелей, включая Кайла Ганна, Джоан Ла Барбару, Алекса Росса и многих других.

Перейти на страницу дискуссии "Classical Music Critics on the Future of Music".
Павел Ступин
[838] Рецензии на Кагеля, Булеза, Куртага, Харви, Вольфа и др. в 'La Folio'
07.08.2004
Архив "La Folio", одного из наиболее интересных интернет-сайтов, где публикуются рецензии на сравнительно недавно вышедшие записи с современной музыкой, пополнился еще десятком заметок. В их числе, посвященные: "Phonophonie / Transicion II" Кагеля (фрагменты композиций можно прослышать на сайте лейбла mode, где также есть еще около 100 Мб отрывков из других записей); "Ритуалу памяти Бруно Мадерны" и другим оркестровым работам Булеза, исполненным под управлением Девида Робертсона (фрагменты буклета к этому диску в свое время публиковались на нашем сайте); камерной музыке Джонатана Харви в исполнении бельгийского "Ictus Ensemble"; диску фаготиста Паскаля Галуа, который совместно с другими музыкантами (в числе которых Гарт Нокс, некогда альтист Ардитти-квартета) записал несколько камерных сочинений Куртага, Шёллера и Булеза; и, наконец, двум дискам с музыкой Кристиана Вольфа.

Читать все рецензии: Grant Chu Cowell, "A Surprise in ?Most Every Box: Marietan, Kagel, Boulez, Harvey, Say, Gallois, Nyman, Wolff".

Также хочу заметить, что диск с музыкой Джонатана Харви (как и ранее обозревавшиеся в "La Folio" записи сочинений Харада Кэйко (один лучших дисков прошлого года) и Жоржа Апергиса) можно было какое-то время назад найти на cdbu.narod.ru в разделе "Модерн": рекомендую следить за обновлениями на этом сайте.
Павел Ступин
[837] Интервью с Г. Канчели в 'НГ'
06.08.2004
[Рисунок: Гия Канчели (фото: ng.ru)] В "Независимой газете" опубликовано интервью с Гией Канчели, композитором, чей взор устремлен в далекое тихое прошлое. Небольшой фрагмент:

– Вы говорили, что влюблены в тишину...

– Просто... тишина для меня имеет очень большое значение... у меня какое-то особенное отношение к тишине, и я всегда стараюсь или в нее уходить, или из нее приходить.

– По вашим словам, бывает формальная тишина и Божественная. Если немного пофантазировать... Как вы думаете, в аду и в раю какая тишина, и есть ли она?

– Не знаю. Я всегда завидую тем людям, которые это знают. Кто-то ведь говорит, что он считает: в раю такая тишина, а в аду такая. Абсолютной тишины не бывает. У Кейджа есть сочинение: выходит пианист, садится за рояль, сидит и потом уходит. Но и здесь абсолютной тишины не бывает, поэтому он и пошел на такой шаг. Всегда происходят какие-то дуновения, какие-то шорохи, что-то такое... Или ветер... Абсолютная тишина может быть в Мавзолее Ленина.
Павел Ступин
[836] Премьера 'The Ring Dance of the Nazarene' Бёртуисла на BBC Proms
06.08.2004
На andante.com появилась рецензия из британского "Independent" на недавнюю премьеру сочинения Харрисона Бёртуисла "The Ring Dance of the Nazarene", исполненную в рамках 5 концерта фестиваля "BBC Proms". Музыкальнодраматическое сочинение написано по мотивам неканонического текста, где апостолы, ведомые Иисусом, погружаются в ритуальный танец.
Павел Ступин
[835] Ссылка: о лейбле 'Hat Hut' на muzprosvet.ru
05.08.2004
На muzprosvet.ru я совсем недавно обнаружил для себя страницу, где Андрей Горохов рассказывает о нескольких (ок. 10) релизах серии "hat [now] ART" известного швейцарского лейбла "Hat Hut", с небольшой предысторией, фрагмент из которой я ниже процитирую:

То, что по-английски называется Hat, а по-немецки Hut, по-русски звучит как "Шляпа". <...>

Швейцарский лейбл HatHut (www.hathut.com) создан в 1975-м году, тогда он выпускал грампластинки с авангардным джазом. Джаз – по-прежнему далёкий от мейнстрима – выпускается лейблом и до сих пор, но мне более интересной кажется другое направление его деятельности – так называемая Neue Musik (Новая музыка). Имеется в виду серьёзная музыка второй половины 20-го столетия, академический авангард.

На HatHut в серии [now]Art вышло много компакт-дисков с классикой американского минимализма – с произведениями Джона Кейджа и Мортона Фельдмана, но много и музыки куда менее известных композиторов. <...>

Все релизы с серьёзной музыкой оформлены однообразно: белый квадратик картона, на котором тонкими чёрными и красными буквами написаны имена авторов и исполнителей музыки. Вид лаконичный и конструктивистский.

Каждый компакт-диск сопровождают крайне поучительные тексты. <...>


Про крайне поучительные тексты - подмечено очень точно. Особенно это касается опусов музыкального критика Арта Ланге (Art Lange), который пишет тексты к буклетам как для авангардной серии "Hat [now] ART", так и для джазовой "hatOLOGY". Мы с Алексеем Зубовым не раз вдумчиво вчитывались в его многословные аннотации к дискам с музыкой Фелдмана.

Вообще, все присутствующее в этой публикации Андрея Горохова мне показалось весьма интересным и написанным с явным пониманием того, о чем идет речь.

Читать: А. Горохов, "Лейбл HatHut" (июнь 2003).
Павел Ступин
[834] Современная музыкальная жизнь Токио
04.08.2004
[Рисунок: Сара Кахилл (фото: http://newmusicbox.org)] В августовском выпуске "NewMusicBox" опубликованы "путевые заметки" американской пианистки Сары Кахилл, которая будучи очарованной циклом сочинений японского композитора Фудзиеда Мамору "Patterns of Plants", прозвучавших около семи лет назад на фестивале "Other Minds", "закончила" погружением в современную музыкальную жизнь, бурлящую в Токио, где она недавно исполнила все те же "Patterns of Plants" Фудзиеда и ряд других сочинений в тесном сотрудничестве с самим композитором. Что касается самого сочинения "Patterns of Plants", то в заметках Кахилл по этому поводу цитируется сам Фудзиеда, который в общем-то продолжает линию грибной музыки Кейджа и Халека (см. нашу новость #830):

Повседневность - это кажущееся молчание самых разных растений. Но, на самом деле, не пытаются ли они донести что-то до нас? Однажды меня захватила мысль о том, возможно ли услышать то, что они пытаются сказать. Впоследствие я узнал о существовании "Плантрона" - аппарата, который это действительно может сделать возможным. "Плантрон" улавливает с поверхности листьев био-электрические колебания растения, которые затем анализируются и преобразовываются в оцифрованный звук. Это, в результате, делает возможным услышать теперь уже "повседневность" растений в калейдоскопе меняющихся голосов.

В целом, статья - предельно наполнена всевозможной информацией о том, что происходит сейчас в музыкальной Японии (точнее, в Токио). Здесь же упомянут и Итиянаги Тоси, о котором мы писали в связи с дзэнским моделированием реальности в действе под названием "Икутагава моногатари" (см. нашу новость #812).

Читать статью: S. Cahill, "Found In Translation: A View from Tokyo".
Павел Ступин
[833] Годовщина смерти Шнитке
03.08.2004
[Рисунок: Шнитке по версии alfredschnittke.com] Сегодня исполняется шесть лет со дня смерти Альфреда Шнитке (1934-1998) и, увы, приходится отмечать, что Шнитке утрачивается. Дело даже не в том, о чем говорил Тарнопольский в интервью, на которое мы недавно давали ссылку (см. новость #829): дескать, силой не заставишь на Западе исполнять Шнитке (это еще в 1997 г.), а в том, что в памяти-стереотипах большинства он остается набором коллажей, аллюзий и пр., в то время как опыт его "поздней" музыки (вроде третьей сонаты для скрипки и фортепиано), скорее, показывает вторичность, не-центральность, этого полистилистического пласта музыки Шнитке. Показателен в смысле этой утраты главного - сравнительно недавно открывшийся сайт alfredschnittke.com, который, видимо, призван выражать суть музыки Шнитке в адекватной по-мнению автора форме: повседневности, вульгарности, банальности и даже "мусорности" (a la первая симфония) исходных материалов шедевров с некоторым налетом пошловатости. Другого смысла этого проекта пока уловить не удалось, но в общем-то ясно, о чем идет речь. Весь сайт - это набор фотографий, где эта безымянная повседневность подписана именем "Schnittke" (см. иллюстрацию к этой новости). Такой момент в музыке Шнитке, безусловно, есть, но насколько он значим и значим ли вообще? Интересно, что в "New York Times" появился сегодня репортаж (J. Oestreich, "A Puckish Bit of Mischief by Moonlight") о "Tanglewood Festival", где исполнялся и Шнитке: выбор здесь пал опять-таки на "мусорное" сочинение - "(Не) по Шекспиру", а не, например, 8-ую симфонию или 4-ый струнный квартет.
Павел Ступин
[832] 'Maerz Musik 2004', К. Вольф и Я. Ксенакис в 'Paris Transatlantic 8/04'
02.08.2004
[Рисунок: Робин Шульковски, исполнительница многих сочинений Кристиана Вольфа (фото: http://www.arithmeum.uni-bonn.de)] В отличие от прошлого месяца, в августовском номере ежемесячника "Paris Transatlantic Magazine" помимо материалов об импровизационной, электронной и других разновидностях экспериментальной музыки, есть несколько публикаций и о музыке академической: это репортаж о состоявшемся в марте этого года в Берлине фестивале "Maerz Musik" и две рецензии на записи сочинений Кристиана Вольфа и Яниса Ксенакиса. По каким-то загадочным причинам "Maerz Musik" фактически остался незамеченным прессой (если не считать отчета Кайла Ганна, о котором мы уже писали) и вот эта небольшая публикация в "PTM" заполняет пробел, причем мало пересекаясь с тем, о чем писал Ганн (это объясняется разным набором мероприятий, с которыми довелось ознакомиться авторам). В частности, в "PTM" описывается новое мультимедийное сочинения Ла Монте Янга и Мариан Зазеелы, получившее название "Just Charles and Cello in the Romantic Chord". Любопытно, что этот "Charles" - тот самый Чарльз Куртис, о котором мы писали в связи с новым релизом лейбла "Tzadik", где он исполнил партию виолончели в фелдмановском "Patterns in a Chromatic Fields" (я тогда написал, что Куртис не тянет на статус исполнителя, который бы мог обеспечить обоснованность эпитета "definitive", подаренного записи в аннотации - но, видимо, мог и ошибиться). Что касается остальных материалов в новом номере "PTM", то это рецензия на "Percussionist Songs" Кристиана Вольфа в исполнении той, для кого эти, а также некоторые другие сочинения Вольфа для перкуссии, написаны - Робин Шульковски; и вторая рецензия - на запись знаменитого "Kraanerg" Ксенакиса, которая вышла на немецком лейбле "Col Legno": рецензия сопровождается обширной цитатой не менее известного, чем сам Ксенакис, Роджера Рейнольдса, с которым Ксенакиса связывали тесные творческие связи.

Читать августовский выпуск "PTM" (все статьи на одной странице): здесь.
Павел Ступин
[831] Рецензия на запись 'Triadic Memories' Фелдмана в исполнении Мэрилин Нонкен (mode 136)
02.08.2004
[Рисунок: M. Feldman: Triadic Memories (mode 136)] В интернет-конференции "Why Patterns?", посвященной обсуждению творчества Мортона Фелдмана, Алан Николсон (координатор проекта) опубликовал рецензию на недавно вышедший на 'mode' восьмой том сочинений Фелдмана (mode 136), где в исполнении Мэрилин Нонкен (солистки "Ensemble 21") представлена одна из важнейших работ композитора - "Triadic Memories" (1981). Это сочинение уже записывалось и не раз: имеются версии Роджера Вудварда, Джона Тилбери, Аки Такахаси и, конечно же, Луиса Гольдштейна, а также несколько других записей. Отсутствие указания темпа оставляет большую свободу интерпретации, поэтому все варианты, как правило, сильно разнятся и некоторые из них в итоге оказываются крайне неудачными (таковым, например, считается исполнении Роджером Вудвардом, столь ценимым самим Фелдманом). Тем не менее исполнение Нонкен получило очень высокую оценку. В рецензии автор цитирует высказывания Нонкен из буклета к диску, где говорится о том, что специальное внимание было ей уделено выбору инструмента, места записи и темпа, по критерию, который можно было бы назвать "естественностью": в частности, Нонкен мотивирует выбор темпа тем, что он наиболее точно соответствовал биению ее сердца. Такого рода внимание в результате обеспечило, как выразился Николсон, "антропоморфность текстуры", делающей красоту "Triadic Memories" предельно прозрачной.

Читать рецензию на страницах архива "Why Patterns?": Alan Nicholson, "MODE 136 Review". К концу недели автор обещал перенести ее туда, где находятся остальными рецензии на записи сочинений Фелдмана, где, кстати, есть и та, которая посвящена другим записям "Triadic Memories", на базе замечательного исполнения Луисом Гольдштейном.
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное