Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #50 | Тираж 431 экз.


НОВОСТИ с 26.07.2004 по 01.08.04 (5)

Звуки - сироты, люди охотно производят их на свет, но потом уже никто не обращает на них никакого внимания.
Масахико Симада
"Дельфин в пустыне" (1991)
СОДЕРЖАНИЕ:
[830] Музыка грибов: Вацлав Халек и Джон Кейдж
[829] 'Baehlamms Fest' Ольги Нойвирт: рецензия в 'Gramophone'
[828] Бёртуисл и Максвелл Девис - II
[827] Вокруг Кейджа: Джаспер Джонс, Эрик Сати, "Victor Bateman Trio" и др.
[826] Новый Фелдман на ''Tzadik'': ''Patterns in a Chromatic Field''
[830] Музыка грибов: Вацлав Халек и Джон Кейдж
01.08.2004
[Рисунок: Кейдж и грибы] В "Guardian" вчера появилась статья о музыке грибов, как она слышится чешскому композитору Вацлаву Халеку. Последний, судя по его словам, впервые услышал ее, увидев во время собирания грибов гриб "Tarzetta cupularis": Я услышал оркестр: арфы, флейты и даже клавесин - звучала мелодия. С того момента обращения к грибам стало регулярным для Халека, который сделал попытку ввести грибы в музыкальную традицию в своей книге "Музыкальный атлас грибов: как поют грибы". В эту книгу вошли нотные тексты 42 грибных песен, их запись и фотоиллюстрации. Также в статье отмечается, что музыка грибов легла в основу второй симфонии Халека, названной им "Микокосмос". Халек продолжает свои грибные поиски по сей день, говоря, что каждому отдельно взятому грибу присуща его идея, которую он выражает в своей музыке. Процесс "услышивания" грибов производится композитором исключительно в домашней обстановке, в отличие, скажем, от также упоминаемого в статье Джона Кейджа, который обращался к звукам грибов прямо в лесу. Кейдж, как известно, был большим ценителем грибов и одним из основателей нью-йоркского микологического общества. Помимо музыкально-грибных опытов Кейджа и Халека в статье приводятся попытки подвести какую-то научную (?) базу под этот феномен, но не очень успешные: сделанные с помощью современной техники записи растущих грибов не улавливают того, опыт чего переживали Кейдж и Халек. Завершается статья фрагментом мезостиха Кейджа "Mushrooms", который я процитирую ниже (буквы, чей ряд образует мезостих, - заглавные):

they'll be separated froM the rest of creation
and pUt in a kingdom
by themSelves.
all of tHis is an attempt
to stRaighten
Out
Our understanding of these plants, which perhaps
are not plants at all. so far they've
Managed to remain
juSt as mysterious as they ever were.


Читать статью: V. Prokhorov, "Play that fungi music".

Дополнительные интересные ссылки о Джоне Кейдже и грибах: Yet another poisonous mushroom part I и Yet another poisonous mushroom part II.
Павел Ступин
[829] 'Baehlamms Fest' Ольги Нойвирт: рецензия в 'Gramophone'
31.07.2004
[Рисунок: Olga Neuwirth: Baehlamms Fest (Kairos)] Записи "Baehlamms Fest", оперы Ольги Нойвирт, которая вышла на немецком "Kairos", посвящена полная энтузиазма рецензия на страницах "Gramophone" (см. R. Whitehouse, "A bleakly effective opera from one of Germany’s leading young composers"). Судя по анонсам на сайте лейбла, после этого "сюрреалистического безумия", весной следующего года планируется издать еще один диск с музыкой Нойвирт: сборник сочинений для струнного квартета в исполнении Ардитти-квартета. Кстати, в записи "Baehlamms Fest" приняла участие наша Лидия Кавина (терменвокс).

Немного об Ольге Нойвирт: на сайте рroarte.ru можно прочитать интервью обозревателя "Коммерсанта-Daily" с Владимиром Тарнопольским (Владимир Тарнопольский: дело современной русской музыки требует политических усилий, 1997 г.), где тот, помимо констатации печальной судьбы современной русской музыки на Западе (особенно это касается Шнитке), распространился и о Нойвирт. Ниже привожу небольшую цитату оттуда:

ПП: Какова ситуация в современной музыке Австрии?

ВТ: За последние пять-семь лет она совершенно преобразилась. Первый раз я ездил на фестиваль Wien Modern в 1991 году, когда еще был СССР. Тогда Австрия в сознании среднего европейца была задворками Европы, экзотикой, почти социалистической страной. Это был тупик, поезда доходили до Вены -- и все. С падением железного занавеса Австрия вдруг стала центром Европы. Теперь в Вену приезжают отличные коллективы из Будапешта, Праги, Братиславы. Это близко и дешево: им не нужна гостиница, они тут же уезжают обратно. Идет смычка между Веной и городами восточной Европы.

ПП: Восстанавливаются связи бывшей империи?

ВТ: Да, и очень активно. Австрия ленивая, она нуждается в притоке свежей крови. А те просто голодные, да им и престижно выступить в Вене. Так вот, в 1991 году в Австрии был министр культуры, по образованию химик, как у нас Демичев. Но тот химик понимал, что в современной музыке не разбирается. Поэтому были назначены два куратора -- Лотар Кнессрль, известный музыковед, и Кристиан Шайб, молодой музыкальный журналист -- умные и грамотные люди. Все было отдано под их ответственность. В течение четырех лет они должны были поднять и организацию, и качество исполнения, и слушателя подготовить. И они сделали ставку на ансамбль Klangforum Wien (он приезжает на наш фестиваль). В него были сделаны вливания, ансамбль получил возможность платить высококлассным музыкантам, репетировать, кроме того, они смогли выезжать на любые мировые фестивали: 70% расходов брала на себя Австрия, поэтому любой устроитель был рад пригласить великолепный ансамбль за небольшие деньги. Таким образом в мире стали узнавать австрийскую музыку. Какую, чью? Было отобрано пять или шесть композиторов, которых стали буквально пропагандировать, говоря, что Фридрих Церха -- это следующая ступень после Шенберга, а нынешняя Австрия -- это именно Петер Хаас, Герд Кюр, Ольга Нойверт [sic!] (все они будут сейчас исполняться на нашем фестивале). Это нигде официально не объявлялось, но именно они получали все стипендии, учились в Париже, в IRCAMe.

ПП: Все остальные их наверняка ненавидели.

ВТ: Так это свойственно Австрии, там все друг друга ненавидят. Ансамбль "XX век" и Klangforum Wien, которые приезжают к нам, между собой тоже не в теплых отношениях. Но министерство не вмешивалось, и вот результат: за пять лет Австрия довела современную музыку до мирового уровня.
Павел Ступин
[828] Бёртуисл и Максвелл Девис - II
29.07.2004
В качестве продолжения нашей новости #810 (о серии 20/21 на DG) и развития новости #825 (о Бёртуисле и Максвелле Девисе на BBC Proms 2004 и не только):
Павел Ступин
[827] Вокруг Кейджа: Джаспер Джонс, Эрик Сати, "Victor Bateman Trio" и др.
28.07.2004
[Рисунок: Джаспер Джонс (фото: guardian.co.uk)] В Торонто сегодня пройдет "тихий" концерт "по мотивам" Кейджа, чему посвящена заметка в канадской "The Star" (G. Fraser: "Band plans 2 sets of creative silence"). Местный джазовый ансамбль "Victor Bateman Trio" исполнит два 15-минутных сета тишины, с более чем часовым перерывом. Ниже цитируется сам Виктор Бейтман (бас) в его анонсе-обращении к слушателям:

Сидеть, не издавая ни звука, и в то же время быть в мире - одна из основ духовной практики различных традиций. Тишина - это совместное усилие. Любой из нас может разорвать ее. Все возможно, где не существует ничего. Надеюсь, вы сможете это сделать. <...> [Этот концерт -] что-то вроде следующего шага, ведущего нас дальше "4'33" Кейджа. Кейджа интересовал прежде всего звук, но я думаю, что в тишине есть нечто большее, чем просто это.

В продолжении темы Кейджа: в британском "Guardian" появилась большая статья-интервью о Джаспере Джонсе, который долгое время был очень тесно связан с Кейджем, примером чему упоминавшийся нами в одной из новостей этого года анализ его мезостихов на слова Джонса (подробности об этих сочинениях см. соответствующей странице сайта 'mode'). Приведу одно из фигурирующих в статье высказываний-кредо Джонса, вполне в духе Кейджа:

Тема моих работ - не-бытие вещи тем, чем она была; ее трансформация во что-то иное, в то, что она не есть; меня волнует соотнесенность момента, когда вещь точно определяется как нечто, с его (момента) исчезновением.

Читать всю статью: E. Brockes, "Master of few words".

Наконец, в австралийском "The Age" опубликован репортаж о недавнем исполнении в Мельбурне "Vexations" Эрика Сати - сочинения, чей нотный текст состоит всего из одной страницы, но чье содержание должно повториться 840 раз (около 12-24 часов исполнения). Сати, как известно и как отмечается в статье, - предтеча как Кейджа, так и минимализма и экспериментальной музыки вообще. Что касается исполнения в Мельбурне, то оно было не самым радикальным и длилось с 23-30 до 5 утра, причем автор репортажа не досидел до самого конца и ретировался; музыканты периодически сменяли друг друга каждые полчаса. Вообще, большим специалистом по "Vexations" является британский композитор Гевин Брайерс, со статьей которого ("Vexations and its Performers") можно ознакомиться на страницах "JEMS: An Online Journal of Experimental Music Studies". Кстати, там же и так же в серии репринтов совсем недавно появилась статья о Ла Монте Янге (с нотными примерами): D. Smith, "Following a Straight Line: La Monte Young" (1977-78).
Павел Ступин
[826] Новый Фелдман на ''Tzadik'': ''Patterns in a Chromatic Field''
27.07.2004
[Рисунок: Фелдман на 'Tzadik': Patterns in a Chromatic Field (фото: www.tzadik.com)] Лейбл Джона Зорна "Tzadik" издал первый в своем каталоге диск с музыкой Мортона Фелдмана: "Patterns in a Chromatic Field", сочинение для фортепиано и виолончели, написанное Фелдманом в 1981 г. Вообще, на сегодняшний день, согласно дискографии Фелдмана, это уже третья запись, поэтому безумный пафос, с которым написана аннотация на сайте, "Tzadik" оставляет в некотором недоумении. Там, в частности, говорится, что на данной записи - образцовое исполнение, что все сыграно точь-в-точь по инструкциям композитора, что играют легенды современной музыки (лично я о том, кто такие прорекламированные в аннотации Чарльз Куртис и Алек Карис, хоть что-то узнал только в связи с этим релизом, что, впрочем, не умаляет их достоинств, конечно же - несколько раздражает сам тон) и вообще, что "Patterns in a Chromatic Field" - сочинение в силу своей необычности (большой контрастности): единичное на фоне всего наследия Фелдмана. Во все это, честно говоря, верится с трудом, простым доказательством чего является старая запись с участием виолончелиста Ардитти-квартета Роэна де Сарама и пианистки Марианны Шредер (двойной диск выходил на "Hat Hut").
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное