Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * * 

"НОВИНКИ БЛЮЗА" - Colin James “Blue Highways” 2016

Пару лет назад СМИ протрубили, что певец и гитарист из Канады Колин Джонс решил притормозиться с блюзом и занялся поп-американой. Да и сам Колин не таил своего разочарования – блюзовый бизнес был на спаде. Однако либо что-то поменялось, либо «поиграть другое» оказалось ещё более рискованной штукой… Словом, сегодня концертный репертуар 52-летнего Колина вновь загорелся блюзом. Пошли его блюзовые переиздания. Ведь блестящий музыкант долго отвоёвывал место под солнцем в этом жанре, и не очень разумно жертвовать статусом «звезды», ради временного достатка.

18-й по счету в дискографии “Blue Highways”, полностью построенный на кавер-версиях черных блюзов, записан еще в 2015 году в Ванкувере. Известные и не очень песни исполняются в собственных аранжировках, делающих их принадлежностью стиля Колина Джонса. Блюз канадца лишен блюзовой фирменной «грязи» в саунде, педантично аранжирован, здесь аккуратная и утонченная, но ярко экспансивная игра на гитаре. В аранжировках и нении Джеймс отдаёт предпочтение поп-роковым гармониям и общему звучанию без эмоциональных перехлёстов.

 

Альбом тешит разноплановостью. Тут инструментал Фредди Кинга Boogie Funk и скоростная Watch Out Питера Грина, электрический слайд звучит в Big Road Blues Томми Джонсона. Акустику мы услышим в версии Last Fair Deal Роберта Джонсона. Песня Блайнд Вилли МакТелла Ain’t Long For Day снова с электрическим слайдом. Riding In The Moonlight Хаулин Вулфа и Mr.Luck Джимми Рида, You Don’t Miss You Water Вильяма Белла и блюз/роковый стандарт Going Down мистера Дона Никса - всего 13 песен. Хотя диск записан «впопыхах», за два дня, песни оказались легким материалом для студии – они исполнялись на концертах. Звучат как тщательно отрепетированный и отполированный материал, переработанный “под себя”.

Colin James - заметная фигура в поп-музыке своей родины с 80-х, знаковый артист в 90-е, обладатель нескольких канадских и других премий, преуспевший в роке и в такой модной штуке как neo-swing. В его долгой карьере даже было такое, что он выступал на разогреве в нескольких американских концертах Стиви Рэй Вона. В ноябре он открывал гиги в Англии для Бет Харт. В Канаде Колин Джонс – в тройке ведущих блюзовых исполнителей. Колин (Colin James Munn) никогда не выступал в РФ, и напрасно: особый респект ему с самого начала блюзовой стадии карьеры оказывали именно в нашей стране. Каждый альбом уроженца далёкой провинции Саскачеван становился здесь бестселлером. “Blue Highways” пожинает особую популярность и, вне сомнения, войдёт в список «лучшие блюз/диски 2016». (ОП для BN).

 

Devon Allman “Ride or Die” 2016

Девона Оллмана может назвать ветераном рока. На протяжении двух десятков лет он трудится на музыкальном поприще и достаточно заметен своими работами - будь то сотрудничество с Джеком Брюсом или Хавьером Варгасом, лидерство в супергруппе Royal Southern Brotherhood или собственная группа Honeytribe, сольные альбомы Turquoise 2013 и Ragged & Dirty 2014. Карьера, впрочем, как и сама жизнь Девона до 15 лет, никак не связаны с легендарным папашей Грегом Оллманом (они даже не встречались до этого срока), однако  неизбежно дают о себе знать, а манера петь (не звучание голоса) в чём-то напоминает о неизбежной печати наследственности.

 

Карьера Девона идет по восходящей, и “Ride or Die”, вышедший осеню 2016 года на Ruf Records, несомненно, лучший диск 44-летнего музыканта. В очередной раз следует оговориться: тут нет расхожего блюза, это зрелый классический рок, который в США без колебаний относят к блюз-року. Материал со многими влияниями, особенно соула, плюс россыпь стилистических заимствований вплоть до альтернативы. И может быть это и есть современный блюз? По крайней мере, одно из направлений его дальнейшего развития? Развитие в движении, а оно проходит во взаимном обогащении современных стилей, которые порой невозможно отделить друг от друга.

 

Девон Оллман - современный музыкант, который всё это слышит и так это видит и чувствует. Как говорит он сам, считая себя блюзовым исполнителем: “Блюз родился на Юге, и это огромный пласт нашей культуры.…В моём понимании, блюз очень открытая музыка”.    

 

Альбом получился целостный. Помимо гитары, баса и ударных в записи задействованы саксофон, скрипка и клавишные. Звук получился богатым. Саксофон ярко и напористо открывает Find Ourselves, но звучит тревожно и драматично в дуэте со скрипкой в Vancouver и вторит ночной романтике мрачноватой песни A Night Like This авторства группы The Cure, завершающей этот альбом. Можно также отметить почти хард-блюзовую Galaxies (“Когда рушатся галактики, будешь бежать или просто умирать”) и напряженную soul-роковую вещь Pleasure and Pain (осуждение наркотиков, тупика, из которого нет выхода).

 

“Мир каждую минуту всё больше сходит с ума. Эти песни о боли, дурных привычках и страстях, смерти и чувстве потерянности. Но с другой стороны, эти же песни о поиске своего места во вселенной, возрождении, искуплении и оправдании”, - говорит Девон об общей концепции альбома. Цитата из песни Live From The Heart: “Живи сердцем и слушай голос души”. По-библейски простой и трудно исполнимый совет. Так что основное настроение альбома очень даже соответствует блюзу. 

 

Отметим еще песню Lost о несбывшихся мечтах, в которой звучит соло гитары через вокодер (Talkbox) и Butterfly Girl об ускользающей любви, которую нельзя заключить в клетку. Здесь снова грустно и пронзительно звучит скрипка.

 

Непростой, серьезный альбом со многими драматичными темами. Однако, не дидактичный – драйв годен и для слушанья в дороге, танца, и для того, чтобы просто встряхнуться, – словно свежим ветерком обдувает. Запоминающиеся мелодии, крепкий мужественный вокал, энергия, филигранное мастерство. (ОП для BN).

 

                                                                            

 

* * * 


В избранное