Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

 

"НОВИНКИ БЛЮЗА" - SUGAR RAY & THE BLUETONES «SEEING IS BELIEVING» 2016

Sugar Ray & The Bluetones «Seeing Is Believing» 2016

Bluetones играет откровенно чикагский блюз. Норсия – упруго и трепетно по звуку, математически расчётливо, словно отличный тенор сакс или, лучше сказать, Уолтор Хортон, «ревёт и плачет» гармоникой. В его партиях зрелая, красивая размеренность, без суеты и дешёвой «виртуозности», которая на поверку является щенячьей бойкостью инструменталистов, страдающих дефицитом чувства меры.

Нет ничего странного в том, что общее внимание сосредоточено на работе Шугара Рэя с харпом – он великолепный гармонист, и альбом обязан своими достоинствами именно харпу. Странное другое. Повелось само собой разумеющимся, что Рэй - редкий для блюза певец. На его пении особо не останавливаются, проходят без особого респекта. Однако именно манера пения «Сладкого» Рэя (sugar – сладкий) выделяет весь проект из сонма американских блюзменов. Кстати, прозвище 62-летнему ныне артисту дал приятель-барабанщик за «манерность пения», что в реальности было в крови у начинавшего тогда, в 70-е, музыканта.

Даже в самых густо-блюзовых вещах Рэй, по корням латиноамериканец, родившийся в штате Род-Айленд в семье музыканта - педагога вокала, невольно остаётся верным духу предков. Гены и специфику голосовых связок он унаследовал не от черных баптистов и Мадди, а от певцов сальсы и болеро, которых мир услышал благодаря, скажем, Buena Vista Social Club. Уникальность Sugar Ray & The Bluetones в том, что латиноамериканский crooner исполняет блюз с одним из лучших в мире ансамблей жанра. Чем блюзовей трек, тем сильнее заметно. Самый характерный – первый же Sweet Baby.

«Seeing Is Believing» делался с участием блистательного гитариста Майкла Велша, сознательно «ушедшего в тень» Норсии и его ребят. Вернее, присоединившегося к ним 6 лет назад. В 90-е ему прочили карьеру солиста-слингера, не хуже той, что получилась в Джонни Лэнга. Его выход в инструментальной версии песни Би Би Кинга «You Know I Love You» - абсолютный кайф! А как солисты перекидывают друг другу мячик-солирования в быстрой Blind Date! На данный момент диск, с обложкой, намеренно оформленной в виде конверта потертой виниловой пластинки, в личной тройке «лучшее за год в блюзе» автора данных строк. (ИП/АТ).

"КЛАССИКА БЛЮЗА" - Eric Clapton «Live In San Diego with special guest JJ Cale» 2016

Eric Clapton «Live In San Diego with special guest JJ Cale» 2016

С умершим в 2013 Кейлом Клэптон спел 5 попавших в альбом его вещей. Причём пел и играл в стилистике партнёра. Даже легендарный «Кокаин» прозвучал камерной, медленной песней, каковой он и является в оригинале. Попервоначалу может возникнуть заблуждение, будто этот фрагмент 13-го концертного альбома англичанина сугубо певческий, не шибко гитарный. Не сугубо. Но в действительности там в меру загружено гитарой, тем более что задействованы три инструменталиста. Просто выбранный смирный, камерный подход диктовал сдержанность. Пение получилось весьма трогательным, вышло на первый план. Клэптон (на пару с John Weldon "J. J." Cale) блеснул в роли лирического тенора, особенно в неожиданной, под рояль Who Am I Telling You?  

В остальном «Live In San Diego» тот самый альбом, что ждали поклонники Клэптона-гитарного бога. С долей иронии можно сказать, фанаты получили «мини-Кроссроудз», продолжение знаменитого клэптоновского феста. Подбор 11 произведений (за вычетом упомянутых) из архива 2007 года, из коих составлен альбом, продиктован двумя задачами. Показать небанальную часть концертного репертуара, во-вторых, дать мистеру Клэптону как следует поимпровизировать в компании других мастаков экспромта. Ведь мало того, что в гастрольной группе имеется Doyle Bramhall II, в трек-лист включили вещи с участием Дерека Тракса и финальную "Crossroads", где занят Роберт Крэй.               

Motherless Children давно не звучала со сцены, а в живые альбомы, по-моему, вовсе никогда не включалась. Little Queen Of Spades вдруг развернулась в 17-минутный джем. Key To The Highway получила неожиданное «прочтение», превратившись из степенного шаффла в песню, с затейливо перекатывающимся басом, где три гитариста устраивают динамичную перекличку, а Брэмхолл делит с боссом обязанности вокалиста (что происходит не раз в разных треках). В другом 10-минутном джеме Got To Get Better In A Little While на авансцену выдвигается с собственной партией-фантазией басист Willie Weeks.

Не обошлось, разумеется, без хрестоматии. Например, без любимого Эриком, десятилетиями кочующего с ним шаффла Литтл Милтона Further On Up The Road. Кстати, не прозвучавшего банально после 40 лет употребления, расцвеченного в средней части дивным электроорганом. Или без романтической Wonderful Tonight, под которую проливают слёзы до сих пор юные поклонницы Slowhand-а, их мамы, а порой и бабушки. (АТ).

 

"РЕКОМЕНДУЕМ" - Al Basile “Mid-Century Modern” 2016

Al Basile “Mid-Century Modern” 2016

Музыкальные пристрастия Эл Базиля сформировались на музыке 50-60-х годов прошлого столетия. Блюз, джаз, соул и госпел середины 20-го века. Он поёт и играет на корнете, обладающим более мягким тембром и не таким высоким тоном по сравнению с трубой. Звук этого духового инструмента под стать вокалу Эл Базиля. С 2010 года он пять раз выдвигался на звание лучшего блюзового трубача по версии Blues Music Awards. “Mid-Century Modern” 13-й в дискографии артиста.

“Модерн середины века” продюсировал Дюк Робиллард, с которым Эл играл в составе Roomful of Blues в начале 70х. По этой причине и ритм-секция диска пришла из группы Робилларда, а духовая секция составлена из бывших участников Roomful of Blues. На гитаре играет “Monster” Mike Welsh, а сам Дюк также появляется на двух композициях. В музыке слышны влияния Альберта Кинга, Слима Харпо и Ли Дорси. Эл больше чем обычно солирует на своём рожке, что весьма необычно для современного блюза.

Все песни более или менее ровные, среднего темпа, с осмысленными текстами, что Эла, считающий себя поэтом от блюза, относит к особым достоинствам релиза (что впрочем, не слишком важно для русского слушателя, не правда ли?). Поэтому, на его сайте вы найдете тексты ко всем композициям альбома. Там достаточно юмора и самоиронии. “Попридержи свои поцелуи, лучше объясни, милая, куда деньги подевались?” (Keep your love, where is my money?); “Я знаю что овощи и фрукты полезны, но я хочу есть мясо всегда и везде, во всех его видах” (I’ve Got To Have Meat (With Every Meal); “Слушай старших, они уже прошли то, на чём тебе лишь предстоит споткнуться” (Listen To The Elders) и т.д.

Голос Эла конечно не выдающийся, он не станет соперничать с рыком и напором настоящих шаутеров блюза. Эл упирает на лиричность, не стесняется своего вокала, а скорее мастерски использует его выгодные стороны. “Послушайте старика, я знаю жизнь, я многое повидал на своём веку”, - примерно так можно озвучить общий месседж. (ОП).

 

* * * 


В избранное